reforef.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
Глава XLV

Предметная программа по изобразительному и прикладному искусству.
1.Общая часть.

А) Вступление.

Воспитание личности и ее гармоничное развитие - что является главной целью школьного образования - невозможно без приобщения учащегося к искусству. Ознакомление с наследием мировой культуры и изучение различных видов искусства расширяют кругозор учащегося, зарождают в нём чувство прекрасного и способность к художественному восприятию, способность к воображению, развивают творческие умения и критическое мышление. Всё это создаёт обязательные предпосылки для дальнейшей трудовой деятельности.

Согласно новому учебному плану, привитие необходимых трудовых навыков интегрировано с обучением искусству. Включение в процесс обучения изобразительному искусству элементов декоративно - прикладного искусства и послужило основой интегрирования.

При изучении предмета внимание направлено на создание у учащегося определённого отношения к учебному процессу, на развитие творческих и исследовательских навыков, умений применять теоретические знания на практике.

Б) Цели и задачи обучения изобразительному и прикладному искусству.
Целями обучения изобразительному и прикладному искусству являются:


  • Привитие учащемуся способности чувствовать и воспринимать прекрасное посредством включения его в творческую и интерпретационную деятельность;

  • Формирование у учащегося навыков восприятия образцов искусства - навыков, которые послужат предпосылкой для постоянного интереса и любви к искусству;

  • Обучение учащегося универсальному языку искусства и, с его помощью, приобщение к национальным и мировым культурным ценностям; привитие умения воспринимать мир, как единое целое;


  • Привитие учащемуся навыков и умений заботливого отношения к окружающей среде и её эстетического восприятия;

  • Овладение учащимся техническими средствами творческой деятельности и развитие трудоспособности.


Задачами обучения учащегося изобразительному и прикладному искусству являются:

Формирование соответствующих ценностей и отношений, развитие навыков и умений, связанных с творческой и трудовой деятельностью, усвоение необходимых знаний по предмету. В частности:

Ценности и отношения


Умения и навыки

Знания

Привитие уважительного отношения к национальной и общечеловеческой культуре, к человеческому труду; привитие способности сочувствовать и сопереживать; формирование толерантного отношения к людям иных взглядов и иного мировоззрения.

Развитие способностей творческого мышления и восприятия; развитие эмоциональной сферы; развитие воображения, вкуса и критического мышления; развитие зрительного восприятия, видения, пространственного представления, навыков наблюдения, зрительной памяти и мотороки руки; развитие трудоспособности; развитие коммуникативных навыков; приобретение практических навыков и умений по изобразительному и прикладному искусству.

Формирование представления о мире: ознакомление с национальным и мировым культурным наследием; изучение языка изобразительного и прикладного искусства.


Роль данного предмета в осуществлении национальных целей школьного образования

Современная школа ставит своей целью воспитание личности, которая на протяжении всей своей жизни будет стремиться к саморазвитию. Такой личности должно быть свойственно:

  1. Критическое мышление;

  2. Умение решать проблемы;

  3. Способность к самовыражению;

  4. Творческое мышление;

  5. Гражданское сознание;

  6. Коммуникативные навыки;

  7. Исследовательские навыки;

  8. Навыки самооценки и умения управлять собственной учебной деятельностью.

Изучение предмета «Изобразительное и прикладное искусство» вносит свой вклад в становление такой личности.


  1. Критическое мышление.




Формированию у учащегося способностей осмысливать явления и постигать проблемы, а также развитию у него умений критического и творческого мышления в ходе изучения основ искусств способствуют:

а) продуцирование художественных идей;

б) характеристика, оценка и анализ своих и чужих работ;

в) осмысление роли национального и мирового культурного наследия в жизни общества.

  1. Умения решать проблемы.

Развитию у учащегося умений решать проблемы в ходе изучения основ искусств способствуют:
а) реализация идей, возникших в процессе изучения предмета;

б) подбор и эффективное использование нужного материала, нужных инструментов, изобразительных средств и нужной техники для достижения намеченных результатов;
в) проявление инициативы и чувства ответственности, то есть тех качеств, которые необходимы для решения поставленной задачи;

г) способность преодолевать стресс, разочарование, горечь поражения, а также настойчивое стремление к намеченной цели.


  1. Способности к самовыражению.


Развитию у учащегося способностей к самовыражению (зарождению и выражению взглядов, идей, настроений, чувств) в ходе изучения основ искусств способствуют:

а) освоение и овладение различными художественными материалами и различными художественными средствами;

б) установление связей между художественными ресурсами (материалами и методами) и процессом самовыражения;
в) выявление в художественном творчестве одноклассников определённых взглядов, идей, настроений и чувств и их обсуждение;

г) рассуждение о воззрениях, идеях, настроениях и чувствах, выраженных в своих собственных художественных работах.


  1. Творческое мышление.

Развитию у учащегося навыков творческого подхода к явлениям в ходе изучения основ искусств способствует: генерирование оригинальных художественных идей и поиск нестандартных путей для их осуществления.



  1. Гражданское сознание.


Привитию учащемуся желания участвовать в общественной жизни и развитию у него необходимых для этого умений, а также развитию национального сознания в ходе изучения основ искусств способствуют:
а) внесение своего вклада в культурную жизнь, а также в благоустройство класса, школы и общества;

б) осознание своих обязанностей и личной ответственности перед культурным наследием и обществом.


  1. Коммуникативные навыки.


Развитию у учащегося коммуникативных навыков в процессе изучения основ искусств способствуют:
а) обсуждение своего произведения и произведений других, дискуссия и умение аргументировать свою позицию;

б) выражение своего мнения различными способами (рисунком, письменной работой, обсуждением);

в) общение с товарищами во время групповой работы, сотрудничество и соглашение по проблемным вопросам;

г) высказывание критического мнения и его аргументация.


  1. Навыки исследования.


Развитию у учащегося навыков поиска и нахождения информации, а также её анализа в ходе изучения основ искусств способствуют:
а) использование разнообразных источников;

б) подытоживание, критическое оценивание и систематизация информации;

в) использование информации для своих творческих работ, исследование, умение формулировать своё мнение и определение плана действий.



  1. Навыки самооценки и умение управлять собственной учебной деятельностью.


Развитию у учащегося навыков самооценки и умения управлять своей учебной деятельностью в ходе изучения основ искусств способствуют:
а) правильное оценивание собственных возможностей и достижений;
б) осознание своих эмоций и управление ими;

в) привитие навыков непрерывной (в течение всей жизни) учёбы;

г) развитиие навыков правильного и эффективного планирования работы;
д) использование условий, благоприятных для образования и профессионального роста.


В) Описание ступеней обучения изобразительному и прикладному искусству.
На начальной ступени обучения педагогический потенциал предмета, как учебно-воспитательной сферы, определяется наглядно-образной природой искусства. У учащихся младших классов, исходя из их возрастных особенностей, превалирует наглядно-практическое мышление и эмоциональное восприятие мира. Поэтому очень важно составлять для них активности на основе игровых элементов. Специфика разных видов искусства (рисование, музыка) даёт такую возможность.

Обучение основам искусства в начальной школе направлено, в основном, на активизацию умственного и эмоционального потенциала ребёнка, на развитие у него трудовых и коммуникативных навыков.

На базовой ступени обучения практические навыки и умения, полученные по разным видам искусства, облегчат подростку процесс самопознания и самореализации. Одновременно, приобретённые знания будут способствовать смягчению обострённого критического отношения к миру, которое свойствено для подросткового возраста, так как способность воспринимать произведение искусства подразумевает также терпимость по отношению к иному мнению и мировоззрению. Усвоение и развитие практических навыков при анализе образца искусства помогают лучше понять использованные в нём художественные средств и авторский замысел. Учащиеся осуществляют также различного вида проекты. Всё это может определить в будущем выбор учащегося в пользу предметов эстетического блока (в пределах тех возможностей, которые предлагает школа), чтобы в X, XI или XII классах ещё больше углубить полученные знания и навыки и приобщиться к основам будущей профессии.


На средней ступени обучения учащийся может сделать осознанный выбор. К этому времени ему предоставляется возможность выбрать - исходя из своих интересов - одну из дисциплин различных предметных блоков и изучить её.

Г) Организация обучения изобразительному и прикладному искусству.

Обучение изобразительному и прикладному искусству на трёх ступенях общего школьного образования предусматривается следующим образом: на начальной и базовой ступенях (X-XII классы) – изобразительное и прикладное искусство является обязательным предметом, а на средней ступени (X-XII классы) – предлагается в качестве выборочного.

Обучению изобразительному и прикладному искусству в I-VII классах уделяется по 2 академических часа в неделю. В VIII-IX классах – предмет изучается в течение одного семестра по 3 академических часа в неделю: в VIII классе в первом семестре, а в IX классе - во втором.

Описание направлений обучения изобразительному и прикладному искусству.

Согласно учебному плану обучение изобразительному и прикладному искусству происходит по трём направлениям:

  1. Развитие творческого мышления и практических навыков;


  2. Коммуникация и интерпретация;

  3. Восприятие искусства в контексте.


Обучение по всем направлениям происходит параллельно и в тесной взаимосвязи друг с другом.

  1. Развитие творческого мышления и практических навыков.

В рамках этого направления учащиеся:

приобретают практические навыки и умения; знакомятся с элементами, принципами, изобразительными средствами, различной техникой, материалом, инструментами, процедурами изобразительного и прикладного искусства и овладевают ими;

развивают способность осуществлять идеи и замыслы, возникшие под воздействием различных мотивов; с этой целью активизируют воображение, эмоции, навыки наблюдения, проявляют творческое отношение к материалу, а также знания, полученные в процессе обучения.
2. Коммуникация и интерпретация.

В рамках этого направления учащиеся:

Учатся воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать произведения искусства, излагать своё мнение;

приобретают умения ясно и чётко разъяснять свой замысел и прислушиваться к чужому мнению;

овладевают методами коллективной работы и способностью рассуждать.

3. Восприятие искусства в контексте.

В рамках этого направления учащиеся:

знакомятся с известными грузинскими и мировыми, со старыми и новыми образцами искусства и некоторыми видами народного творчества;

определяют их содержание и назначение, находят связь между искусством и реальной жизнью, личным опытом;

узнают о разных исторических, культурных и социальных контекстах создания и дальнейшей оценки того или иного произведения искусства.
Д) Система оценки в изобразительном и прикладном искусстве.

Компоненты оценки.

Компоненты оценки по домашним и классным заданиям.


Домашние задания.

Предлагаемая оценка следующих видов заданий:

Нахождение материала, реферат, практическая работа.
Текущие школьные задания.

Текущие задания оцениваются по активностям следующего типа:

1.Выполнение конкретных практических работ или создание работ на определённую тему. Такие задание могут оцениваться по следующим критериям:


  • Организованность (системность, соблюдение лимита времени, наличие нужного материала и нужных предметов);

  • Владение техникой и материалом;

  • Творческий подход (самостоятельное принятия решения, проявление своего видения, стиля).

  • Сотрудничество во время групповой работы.


2. Участие в обсуждении своих и чужих работ.

3. Анализ произведения какого-либо вида искусства, относящегося к определённой эпохе или определённому художнику или участие в обсуждении этого произведения. Такая активность может оцениваться по следующим критериям:

  • Активное участие;

  • Аргументированное высказывание собственного мнения.

  • Проявление уважения к чужому мнению.

4. Презентация (представление аудитории) своих работ или работ других. Такая активность может оцениваться по следующим критериям:

  • Ясное и чёткое изложение текста выступления, контакт с аудиторией;

  • Использование наглядных пособий и технических средств;

  • Адекватный ответ на вопрос.


Компоненты итоговых заданий.

Компоненты итоговых заданий связаны с результатами направления «учить учиться». Этот компонент включает оценку за достигнутые результаты по изучению и обработке одного из учебных сегментов (темы, главы, параграфа, вопроса). При завершении конкретного учебного отрезка времени (семестра, учебного года), учащийся должен суметь проявить знания и навыки, предусмотренные Стандартом по изобразительному и прикладному искусству. Соответственно, итоговые задания должны проверять результаты, определённые Стандартом по изобразительному и прикладному искусству.


Типы итоговых работ:

Для выполнения требований Стандарта рекомендуется использовать многообразные формы итоговых заданий. По изобразительному и прикладному искусству рекомендуются следующие типы итоговых заданий:

контрольные / экзамен / тестирование / масштабная работа / выставка / доклад – реферат (об определённой эпохе или о конкретном художнике).
Проекты:

Предположительные темы проекта:

Подготовка экспозиции, телепередачи, радиопередачи, спектакля; изготовление макета газеты, журнала или книги; благоустройство сквера; создание дизайна интерьера школы, классной комнаты и др.

За подготовку проекта оцениваются следующие активности:

Определение идеи проекта, составление плана проекта, распределение функций; организационные работы, финансовые расчёты, поиск спонсора, связи с общественностью, обеспечение материалом, музыкальное оформление, режиссура, сценография, рисунки, дизайн: костюмы, грим; создание ресурса, участие в спектакле (в качестве артиста, ведущего, осветителя и т.д.), представление и др.

Требования, которым должны отвечать итоговые задания.


  • К каждому типу задания должна быть указана общая рубрика оценок этого задания;

  • В общей рубрике должны быть уточнены критерии по конкретным заданиям с учётом условий этих заданий, а также с учётом пройденного материала;

  • 10 баллов должны быть распределены по всем критериям каждой рубрики;

  • Следует указать те результаты Стандарта, на проверку которых направлены итоговые задания.



Образцы рубрик:


Оценка практических работ (заданий)

Дата: Вид работы (задания):



Учащийся

Критерии оценки

Итоговый балл




Организованность (соблюдение лимита времени, наличие нужных принадлежностей).

0-1

Владение техникой и художественно - изобразительными средствами.

0- 3

Творческое мышление, то есть насколько эффективно использует нужные технические средства, материал и художественно- изобразительные методы для воплощения своего замысла.

0- 4

Сотрудни-чество во время групповой работы.

0-2

Максималь-ное количество баллов 10

1.
















2.
















3.
















4.














5

















6.
















7.




















Оценка практических работ (заданий)
Дата: Вид работы (задания): натюрморт

Материал: акварель, гуашь.

Учащий- ся

Критерии оценки

Итоговый балл




Композиция
Насколько удачно удаётся композицион-но распределять на картинной плоскости объекты (соблюдение композицион-

ного баланса и т. д.) и соблюдать их соразмер- ность.


0-2

Форма /объём.
Как соблюдает пропорции предметов и насколько точно удаётся передать их объем, используя светотень.
0-2

Цвет

Насколько соответству-ет цветовая гамма изображаем- ому объекту, или насколько творчески выполнено цветовое решение в работе.


0-2


Фактура
Насколько точно удаётся передать фактуру объекта (предмета, драпировки – т. е.ткани), на котором выполняется рисунок.

0-2

Простран -ство

Насколько точно удаётся создать эффект простран- ства (передний план, средний план, дальний или задний план (фон)).

0-2

Максималь-ное количество баллов 10

1.



















2.



















3.



















4.



















5


















6.




















7.





















Оценка практических работ (заданий)
Дата: Вид работы (задания):


Учащий- ся

Критерии оценки

Итоговый балл




Организованность (соблюдение лимита времени, наличие нужных принадлежно-стей).

0-1

Владение техникой и художественно - изобразительными средствами.

0- 3

Творческое мышление, то есть насколько эффективно использует нужные технические средства, материал и художественно- изобразительные методы для воплощения своего замысла.

0- 4

Сотрудни- чество во время групповой работы.

0-2

Максималь- ное количество баллов 10

1.














2.
















3.
















4.
















5
















6.
















7.

















Оценка анализа произведения искусства

Дата: Произведение искусства: Автор:

Учащийся

Критерии оценки


Итоговый балл




Описывает произведение
0- 3

Анализирует композицию и художественно –изобразительные средства.

0- 3

Аргументирует свою интерпретацию

0- 4

Максимальное количество баллов 10

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.











8.













9.













10.
















Оценка презентационных навыков

Дата: Вид презентации: доклад - реферат

Учащийся

Критерии оценки

Итоговый балл




Ясное и чёткое изложение доклада. Контакт с аудиторией.

0- 3

Использование наглядных пособий и технических средств.

0- 4

Адекватные ответы на вопросы.
0- 3

Максимальное количество баллов 10

1.













2.











3.













4.













5.













6.













7.













8.













9.













10.














следующая страница >>