reforef.ru 1

7.


Часть 7. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

18

10

8

7.1

Основные тенденции развития французской литературы во второй половине ХХ века

2

2




7.2

Неоавангардизм в послевоенной французской литературе

6

2

4

7.3

Особенности реализма во французской литературе второй полоаины ХХ в.

4

2

2

7.4

Проблема постмодернизма во французской литературе

2

2




7.5

Французская литература рубежа ХХ-ХХI вв. Обзор.

4

2

2

Основные тенденции развития французской литературы во второй половине ХХ века

Историко-культурная ситуация во Франции после Второй мировой войны. Славное тридцатилетие (les Trente Glorieuses) (1945—1975): формирование общества потребления (la société de consommation). IV Республика: утрата надежд Сопротивления, распад французской колониальной системы, кризис французской демократии. V Республика и голлизм. Май 1968: причины и последствия. Социокультурная ситуация постмодерна.


Основные тенденции развития французской литературы во второй половине ХХ века: «entre engagement et soupçon» («между ангажированностью и подозрением» (Э. Тонне-Лакруа)). Периодизация литературного процесса.

Политизация культуры в послевоенные годы. Концепция «ангажированной» литературы в творчестве Ж.-П. Сартра: «литература и есть идеология». Активизация «дезангажированной» литературы в начале 50-х гг. «Голубые гусары» (Р. Нимье, М. Деон, Ф. Нурисье): установка на открытую аполитичность литературы, крайний индивидуализм, неоклассическую прозрачность стиля и чистоту языка.

Неоавангардизм в послевоенной французской литературе

Авангардизм первой половины века и послевоенный неоавангардизм. Манифесты алитературы: Н. Саррот «Эра подозрения» (L’Ere du soupcon, 1956) и А. Роб-Грийе «За новый роман» (Pour un nouveau roman, 1963).

«Коллеж де Патафизик» (Collège de 'Pataphysique, 1948) и традиции авангарда. Трагикомическое в творчестве Бориса Виана (Boris Vian, 1920-1959). Поэтика романа «Пена дней» (L'Ecume des jours, 1947). Гедонистический и асоциальный пафос романа. Виан и феномен контркультуры. Пародия и полистилистика в романах «Осень в Пекине» (L’Automne à Pékin», 1947), «Сердцедер» (L’Arrache-coeur, 1953) и сборнике новелл «Мурашки» (Les Fourmis, 1949). «Салливэновский цикл» Бориса Виана: «Я приду плюнуть на ваши могилы» (J’irae cracher sur vos tombes, 1946), «Мертвые все одного цвета» (Les morts ont tous la meme peau, 1947), «Истребим всех уродов» (Et on tuera tous les affreux, 1948). Проблема взаимодействия масскульта и художественной литературы, пастиш и пародия на штампы масскульта в романах.

УЛИПО (OuLiPo: l’Ouvroir de Littérature Potentielle, 1960) и комбинаторная литература. «Упражнения в стиле» (Exercices de style, 1947) Раймона Кено (Raymond Queneau, 1903-1976). Игра в романах «Зази в метро» (Zazie dans le metro,1959) и «Голубые цветочки» (Les Fleurs bleues,1965): синтез жанровых структур, гротеск, каламбур, фонетический эксперимент, ритм. «Кенологемы» в структуре текста. Роман-мозаика Жоржа Перека (Georges Perec, 1936-1982) «Жизнь способ употребления» (La Vie mode d'emploi, 1978). Творчество Б. Виана, Р. Кено и Ж. Перека в контексте постмодернизма. Значение их художественных новаций.


Антидрама. Этапы развития нереалистической драматургии: символистская драма, авангардистские фарсы А. Жарри, сюрреалистический театр Р. Витрака и А. Арто, антидрама. Философия экзистенциализма и антидрама. Абсурд как мироощущение и как художественный прием в антидраме. Тотальное отчуждение человека и. поэтика абсурда. Универсальность ситуации, отсутствие интриги и драматического действия, отказ от причинно-следственных связей, безличность персонажей, замкнутость пространства, фантастика и гротеск.

«Театр абсурда» Эжена Ионеско (Eugène Ionesco, 1912 – 1994): от трагифарсов к метафизической драме. Периодизация творчества. Фрагментарность, парадоксальность и трагикомизм художественной картины мира Э. Ионеско. «Языковой абсурд» ранних пьес Э. Ионеско: нарушение коммуникации. («Лысая певица» (La cantatrice chauve, 1949, пост. 1950, опубл. 1952)). Абсурд индивидуальной экзистенции: «Стулья» (Les chaises, 1951). «Ситуационный абсурд» в зрелом творчестве Э. Ионеско: усиление гротескно-сатирического начала. Антитоталитарная и экзистенциальная проблематика пьес «Носороги» (Rhinoceros, 1957) и «Король умирает» (Le Roi se meurt, 1962). Метафизические антидрамы 60-х «Воздушный пешеход» (Le Pieton de lair, 1962), «Жажда и голод» (La Soif et la Faim, 1964): аллегоризм и обобщенность. Пьеса «Макбет» (Macbett, 1972): рецепция классики в антитеатре.

«Антироманы» и «антидрамы» Сэмюэля Беккета (Samuel Beckett, 1906–1989). Влияние Дж. Джойса на формирование творческой манеры Беккета. Прозаическая трилогия Беккета «Моллой» (Molloy, 1951), «Малон умирает» (Malone meurt, 1951), «Безымянный» (L'Innomable, 1953): от «потока сознания» к антироману. Абсурдность бытия и «поэтика бездействия» в пьесах «В ожидании Годо» (En attendant Godot, 1952) и «Конец игры» (Fin de partie, 1957).


Драматургия Жана Жене (Jean Genet, 1910-1986). Поэтика «театра абсурда» в пьесах «Служанки» (Les Bonnes, 1947) и «Ширмы» (Les Paravents, 1961): игра как принцип человеческого существования, мотив двойничества, театрализация реальности. Автобиографизм прозы Жене. Стилистические особенности романов «Богоматерь цветов» (Notre-Dame des Fleurs, 1944), «Чудо о Розе» (Miracle de la Rose, 1946), «Дневник вора» (Journal du voleur, 1949).

«Антироман» и его эстетика. Отказ от конкретно-исторического изображения реальности и традиционных героев, интриги и сюжета («школа отказа»). Разработка новых повествовательных структур: нарушение причинно-следственных связей, фрагментарность, нелинейность, цикличность, вариативность. Культ текста.

Натали Саррот (Nathalie Sarraute, псевд. Натальи Ивановны Черняк, 1900-1999): «новый роман» и национальные традиции психологической прозы. Исследование «психического элемента в чистом виде» в «Тропизмах» (Tropismes, 1938). «Тропизмы» как совокупность анонимных универсальных психических реакций. Поэтика «тропизмов». Механизм формирования литературной репутации в романе «Золотые плоды» (Les Fruits dor, 1963): унифицированная косная среда и индивидуальный «аутентичный» взгляд. Отсутствие интриги, персонаж как субъект высказывания. Конфликт социально-психологических установок в романе «Вы слышите их?» (Vous les entendez, 1972): традиционность «стариков» и дерзость «молодых». Художественное своеобразие повести «Детство» (Enfance, 1983).

Эволюция творческой манеры Алена Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet, 1922-2008): от «шозизма» к игровой модели романа. «Шозизм» как абсолютизация описания предметов объективной реальности Поэтика романа «В лабиринте» (Dans le labyrinthe, 1959): эффект «распадающейся реальности», «завораживающее созерцание детали», отчуждение человека в мире вещей. «Школа взгляда» и кинематографичность идиостиля А. Роб-Грийе. «Сценарийность» как основной прием повествования в романе «Прошлым летом в Мариенбаде» (L'Année dernière à Marienbad). Роман «Дом свиданий» (La Maison de rendez-vous, 1965): возвращение к интриге. Пародирование штампов масскульта в романе «Проект революции в Нью-Йорке» (Projet pour une révolution à New York, 1970).


Новый тип пространственно-временных отношений в «новом романе» Мишеля Бютора (Michel Butor, р. 1926). Роман «Изменение» (La Modification, 1957): эксперимент с повествовательными формами. Функция «тотальных описаний» в романе.

Клод Симон (Claude Simon, 1913-2005). Традиции потока сознания в антиромане. Распад реальности и отказ от повествования в романе «Дороги Фландрии» (La Route des Flandres, 1960).

Структурализм и «новый новый роман». Жак Лакан и структурный психоанализ: структуры языка и структуры бессознательного. Дихотомия «произведение / текст» в концепции Ролана Барта. Р. Барт и Ж. Деррида: на пути от структурализма к поструктурализму. Группа журнала «Тель кель» (Tel quel) и идеи Р. Барта: «самопорождающийся текст». Эстетические поиски Филиппа Соллерса (Philippe Sollers, псевд. Philippe Joyaux, р. 1936). «Драма» (Drame, 1965) Ф. Соллерса: «новый новый роман» как знаковая система. Кризис формальных экспериментов телькелевцев.

Традиции «нового романа» в творчестве минималистов («бесстрастные», «невозмутимые» (impassibles)): минимизация художественных средств, принципы зеркального отражения, коллаж, разрыв причинно-следственных отношений, нарушения логики, пародия на приемы массовой литературы. В поисках новых повествовательных решений: банализация интриги как отражение «бессобытийности повседневности», продуцирование возможных смыслов, дистанцированность авторской позиции и эмоциональная сдержанность, «тотальная» ирония, современная разговорная лексика как языковая основа произведений.

Художественный мир Жана-Филиппа Туссена (Jean-Philippe Toussaint, р. 1957): «пустота» повседневности, безликость обыденного сознания, отчуждение человека, бесстрастность повествования, игра читательскими ожиданиями. «Человек без свойств» в романах «Ванная комната» (La salle de bain, 1985) и «Месье» (Monsieur, 1986).


«Романы с двойным действием» Жана Эшноза (Jean Echenoz, р. 1948): нелинейный коллаж событий, дублирование ситуаций, аллюзивность и интертекстуальность. Пародирование художественной практики «нового романа» и стереотипов детективной литературы в романах «Гринвичский меридиан» (Le Méridien de Greenwich, 1979) и «Я ухожу» (Je men vais, 1999).

Особенности реализма во французской литературе второй половины ХХ века

Соотношение действительности и художественного дискурса в реалистическом романе второй половины ХХ века, углубление философского подтекста, стремление к универсализму (от типизации к мифологизации), эволюция форм авторского присутствия (от всеведения и вездесущности к опосредованному выражению авторской позиции), субъективизация повествования. Исторический, семейный, политический, психологический роман в литературном процессе Франции.

Исторический роман в панораме второй половины ХХ века. Цикл Мориса Дрюона (Maurice Druon, 1918- 2009) «Проклятые короли» (Les Rois maudits, 1955-1977): история как «роман, который был». Личность как движущая сила исторического процесса. Особенности поэтики романов М. Дрюона.

Концепция реалистического искусства в творчестве Луи Арагона (Louis Aragon, псевд. Louis-Marie Andrieux, 1897-1982). Авторская позиция в романе «Страстная неделя» (La semaine sainte, 1959). Новая концепция исторического романа: переломный момент истории, «коллективный образ» нации, принцип «стереоскопии» в построении образов, приемы авангардистской техники. Трансформация романного канона в «Анри Матисс, роман» (Henri Matisse, roman, 1971).

Исследование исторической психологии в творчестве Маргерит Юрсенар (Marguerite Yourcenar,  1903-1987): неизменность человеческой природы и относительность времени. Исторический факт и вымысел в романе «Воспоминания Адриана» (Les Memoires dHadrien, 1951): личность в истории. Совмещение кодов исторического, философского и эпистолярного романов.


Литература и Вторая мировая война: переосмысление духовного опыта войны и Сопротивления во французском романе. Социальные и нравственные истоки идеологии Сопротивления в романе Армана Лану (Armand Lanoux, 1913-1983) «Пастырь пчел» (Le berger des abeilles, 1974). Компрометация ценностных ориентиров Сопротивления, дегероизация личности и эпохи в романе Роже Нимье (Roger Nimier, 1925-1962) «Голубой гусар» (Le Hussard bleu, 1950). Роман «Лесной царь» (Le Roi des Aulnes, 1970) Мишеля Турнье (Michel Tournier, р. 1924): фактология и мифология новейшей истории. Знаковая символика романа: зеркальные соответствия в сюжете, фабуле, композиции. Поэтика удвоения образов и персонажей. Проблема эстетического соблазна и этического выбора в условиях исторической катастрофы.

Концепция личности в творчестве Патрика Модиано (Patrick Modiano, р. 1945). Военная тема в произведениях Модиано: в поисках первоистоков. Память как залог обретения утраченной опоры бытия. Социальное и экзистенциальное у Модиано. Модиано и неоромантизм. Поэтика романа «Улица Темных лавок» (Rue des boutiques obscures, 1978): синтез жанров, «мерцающий» хронотоп, сценарийность повествования.

Семейный роман в литературе второй половины ХХ века: семья как микросоциум, определяющий правила поведения, ценностные ориентиры и судьбу личности. «Семья Буссардель» (La famille Boussardel, 1946) Филиппа Эриа (Philippe Hériat, псевд. Раймона Пейеля, 1898-1971), «Семья Эйглетьер» (Les Eygletiere, 1965-1967) Анри Труайя (Henri Troyat, псевд. Льва Тарасова, 1911-2007): осмысление взаимоотношений человека и семьи, смена поколений как отражение хода исторического времени, взаимопроникновение родового и исторического времени. «Змея в кулаке» (Vipère au poing, 1948), «Головой об стену» (La Tête contre les murs, 1949) Эрве Базена (Hervè Bazin, 1911-1996): обновление традиционных жанровых структур. «Сценарийность» как основной принцип повествования. Семейный роман 90-х: кризис семьи и деконструкция жанровой формы в романе Патрика Бессона (Patrick Besson, р. 1956) «Закат семьи Брабанов» (Les Braban, 1995). Пародийное начало в романе.


Психологическая проза Франсуазы Саган (Françoise Sagan, псевд. Françoise Quoirez, 1935-2004). Дезангажированность и индивидуализм, социальная замкнутость героев, богатство нюансировки чувств и настроения, тонкость психологического анализа в романах «Здравствуй, грусть!» (Bonjour tristesse, 1954), «Любите ли Вы Брамса?» (Aimez-vous Brahms?, 1959), «Немного солнца в холодной воде» (Un peu de soleil dans l'eau froide, 1969).

Художественное своеобразие прозы Жана Жионо (Jean Giono, 1895-1970). Реанимация «естественного человека» и идеализация патриархального крестьянского быта в раннем творчестве. Пантеизм Ж. Жионо в трилогии «Пан»: романы «Холм» (Colline, 1929), «Один из Бомюня» (Un de Baumugnes, 1929), «Отава» (Regain, 1930). Новые повествовательные стратегии в позднем творчестве Ж. Жионо. «Гусар на крыше» (Le Hussard sur le toit, 1951), «Польская мельница» (Le Moulin de Pologne, 1952): симультанная композиция, варьируемые точки зрения, особенности речевой организации. Жионо и национальная литературная традиция (Стендаль).

Синтез жанровых форм в творчестве Робера Мерля (Robert Merle, 1908-2004). Исследование природы тоталитаризма в романах «Смерть – мое ремесло» (La mort est mon métier, 1953) и «Охраняемые мужчины» (Les hommes protégés, 1974). Концепция исторического развития и угроза ядерной катастрофы в романе «Мальвиль» (Malevil, 1972): от утопии к антиутопии, замкнутость пространства и времени, «матрешечное повествование». Философская проблематика романа-притчи «Мадрапур» (Madrapour, 1976): полет в «небытие» как метафора человеческой жизни.


Ромен Гари (Romain Gary) / Эмиль Ажар (Émile Ajar) (псевд. Романа Кацева, 1914-1980): феномен «двух манер» в контексте развития реалистического романа. Эстетические поиски Ромена Гари: полемика с экзистенциализмом и «новым романом», разработка принципов «тотального романа, литературная мистификация как отказ от «фиксированности» творческой индивидуальности писателя. «Предажаровский» период творчества: формирование концепции современного пикарескного романа (эссе «За Сганареля. Поиски персонажа и романа» («Pour Sganarelle. Recherche d’un personnage et d’un roman», 1965)). «Человек бунтующий» и «человек играющий» как основные составляющие концепции личности в творчестве Р. Гари. «Лирическая клоунада» − философско-эстетическая основа индивидуальной манеры писателя: взаимопроникновение трагического и комического на разных уровнях художественного произведения. Игра как определенный тип взаимоотношений с миром и как способ выражения этих взаимоотношений. Нарративные стратегии в романах «Пляска Чингиз-Хаима» (La Dance de Gengis Cohn, 1967) и «Жизнь впереди» (La Vie devant soi, 1975).

Роман-притча во французской литературе второй половины ХХ в.: универсальность проблематики, двуплановость повествования, «деиндивидуализация» героя, экстемпоральность времени и замкнутость пространства, параболическая композиция, аллюзивность. Условия актуализации романа-притчи в литературе второй половины ХХ века: формирование новой концепции мира и человека, обращение к первоистокам в попытке обретения утраченной целостности мира, реабилитация сюжета и интриги. Французский роман-притча (А. Камю, Веркор, Ж.-М. Г. Леклезио, М. Турнье, С. Жермен, П. Констан) и литературный процесс второй половины ХХ века (У. Голдинг, Кобо Абэ, Ю. Мисима, В. Короткевич).

Постэкзистенциалистские и неоромантические тенденции в творчестве Жана-Мари Гюстава Леклезио (Jean-Marie Gustave Le Clézio, р. 1940). Экспериментальный характер раннего периода творчества: исследование возможностей языка (роман «Протокол» (Procès-Verbal, 1963)). Неприятие социальной и духовной унифицированности современного общества, проблема некоммуникабельности, мотив утраченного детства, библейские реминисценции и аллюзии, своеобразие хронотопа, фрагментарность и метафоричность повествования, ритмическая организация в романах «Пустыня» (Désert, 1980), «Золотоискатель» (Le Chercheur dor, 1985), «Блуждающая звезда» (Étoile errante, , 1992). Современный мир в романе «Припев голода» (Ritournelle de la faim, 2008).


Художественный мир Мишеля Турнье (Michel Tournier, р. 1924): в поисках утраченной целостности. Мифотворчество М. Турнье. Дихотомия как основной принцип повествования. «Пятница, или Зеркало Лимба» (Vendredi ou les Limbes du Pacifique, 1967): «столкновение и слияние двух цивилизаций». Этапы эволюции Робинзона. Многослойность неомифа в романах «Лесной царь» (Le Roi des Aulnes, 1970) и «Элеазар, или Источник и куст» (Eléazar ou la Source et le Buisson, 1996). Проблема образа и подобия в романах «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» (Gaspard, Melchior et Balthazar, 1980) и «Золотая капля» (Goutte dor, 1985). Эксперимент с нарративом как основной способ деконструкции «вечных» сюжетов и образов в творчестве М. Турнье.

Сказочно-аллегорическое начало в романах-притчах Сильви Жермен (Sylvie Germain, р. 1954) «Янтарная Ночь» (Nuit dAmbre, 1987), «Дни гнева» (Jours de colère, 1989), «Дитя медузы» (L`Enfant Meduse, 1991)): мифология и история. Постколониальный мир в романе-притче Поль Констан (Paule Constant, р. 1944) «Банановый парадиз» (White spirit, 1989): фантасмагория и реальность, пародия на «магический реализм». Библейские аллюзии в романе.

Литература и общество потребления. Кризис индивидуальности в «потребительском обществе: унификация личности, стандартизация духовных потребностей, манипулирование сознанием человека средствами рекламы и СМИ. Эльза Триоле (Elsa Triolet, псевд. Эллы Юрьевны Каган, 1896-1970) и «роман нравов» в литературе второй половины века. Художественные особенности трилогии «Нейлоновый век» (L'Age de nylon, 1959-1963). Роман Жоржа Перека «Вещи» (Les choses, 1965): обезличивание индивидуальности в мире тотального господства вещей. Идеология общества потребления в романе-притче Веркора (Vercors, псевд. Jean Marsel Bruller, 1901-1991) «Квота, или Сторонники изобилия» (Quota ou les Plethoriens, 1966). Нравственный кризис личности и общества в романе Симоны де Бовуар (Simone de Beauvoir, 1908-1986) «Прелестные картинки» (Les belles images, 1966). Духовные ценности в конфликте с идеологией потребления в романе Жана-Луи Кюртиса (Jean- Louis Curtis, псевд. Louis Lafitte, 1917-1995) «Мыслящий тростник» (Le roseau pensant).


Литература и молодежная субкультура 1960-ых. «Молодежная революция» 1968 г. в прозе 1970-ых. Анализ причин и идейного содержания «молодежной революции» в романе Робера Мерля (Robert Merle) «За стеклом» (Derriere la vitre, 1970). Осмысление итогов 1968 в романе Паскаля Лэне (Pascal Laine, р. 1942) «Ирреволюция»(L’irrevolution, 1971).

Масскульт и современный литературный процесс. Жанровые формы массовой литературы в творчестве Жана-Кристофа Гранже (Jean-Christophe Grangé, р. 1961) и Марка Леви (Marc Levy, р. 1961). Пародийное использование схем массовой литературы в романе Даниэля Пеннака (Daniel Pennac, р. 1944) «Плоды страсти» (Aux fruits de la passion, 1999). Сатира на современные технологии масскульта в романе Тонино Бенаквиста (Tonino Benacquista, р. 1961) «Сага» (Saga, 1997).

Поэзия второй половины века. Неоавангардизм и традиции предвоенного авангарда. Значение Сопротивления для развития французской поэзии второй половины века. Лирика Рене Шара (René Char, 1907-1988), Анри Мишо (Henri Michaux, 1899-1984), Жака Превера (Jacques Prévert, 1900-1977): особенности поэтики. Поэзия Р. Кено: языковые игры. Стихотворный конструктор Р. Кено «Сто тысяч миллиардов стихотворений» (Cent mille milliards de poèmes, 1961). Ив Бонфуа (Yves Bonnefoy, р. 1923), Ги Гоффет (Guy Goffette, р. 1947), Филипп Жакоте (Philippe Jaccottet, р.1925) в панораме французской лирики 1990-ых. Возвращение к традиционному рифмованному стиху в поэзии М. Уэльбека: сб. «Смысл борьбы» (Le sens du combat, 1996), «Погоня за счастьем» (La Poursuite du bonheur, 1992). «Эффект неуверенности»: игра в неопределенность, имитация поиска точного слова.


Современная эссеистика.

Постструктурализм и его влияние на современную французскую культуру. Постструктурализм и постмодернизм. Преодоление метафизики. Жак Деррида (Jacques Derrida, 1930-2004) и деконструкция. «О грамматологии» (De la grammatologie, 1967) Жака Деррида. «Нет ничего, кроме текста» – «нет ничего вне текста». Современная культура в эссеистике Жана Бодрийяра (Jean Baudrillard, 1929-2007): «Симулякр и симуляция» (Simulacres et simulation, 1981), «Прозрачность Зла» (La Transparence du Mal, 1990).

«Новые правые» и «Группа исследований и изучения европейской цивилизации» (Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne, GRECE). Влияние идей «новых правых» на современную французскую литературу (Жан Жионо, Морис Дрюон).

«Новые философы» и критика классической философской традиции. Репрессивный характер цивилизации и культуры. «Варварство с человеческим лицом» (La barbarie a visage humain, 1977) и «Приключения свободы» (Les Aventures de la liberte, 1991) Бернара-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy, р. 1948). «Господа-мыслители» Les maitres penseurs», 1977) и «Цинизм и страсть» (Cynisme et passion, 1999) Андре Глюксманна (André Glucksmann, р. 1937)). Проза Бернара Клавеля (Bernard Clavel, 1923 - 2010) и идеи «новых философов».


Французская литература рубежа ХХ-ХХI веков: реабилитация сюжета и интриги, свободное сосуществование факта и вымысла (феномен «реального вымысла»), эстетика «гибридных форм» (синтез жанров, использование приемов массовой литературы, полистилистика), эксперименты в организации повествования. Актуализация «альтернативной истории» и феномен «реального вымысла» в жанровых формах «вымышленных авто- и биографий» (Ж. Эшноз «Равель» (Ravel, 2006), исторических псевдомемуаров (Ф. Шандернагор «Королевская аллея» (L'Allee du Roi, 1981). Обращение к эпистолярным и дневниковым формам повествования (М. Уэльбек, Э.-Э. Шмитт, М. Барбери).

Автобиографическое повествование на современном этапе развития: от фактографичности к субъективности (А. Нотомб «Метафизика труб» (Métaphysique des tubes, 2000), Э.-Э. Шмитт «Моя жизнь с Моцартом» (Ma vie avec Mozart, 2005), Ф. Бегбедер «Французский роман» (Un roman français, 2009). Художественное осмысление личного опыта в жанровой форме «вымышленной автобиографии» (autofiction): сосредоточенность на внутреннем мире личности, игра фактом и вымыслом, свободное совмещение разновременных пластов. Модификация прустовских традиций в романе Андрея Макина (Andreï Makine, р. 1957) «Французское завещание» (Le Testament français, 1995). Особенности композиции романа: переплетение двух сюжетных линий и разных временных пластов.

Феномен литературного депримизма, философское и социально-культурное обоснование понятия («депримизм» и позитивизм, «депримизм» и постмодернизм). «Депримизм» и Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq, псевд. Thomas, р. 1958). «Болевые точки» современности в романах М. Уэльбека «Элементарные частицы» (Les Particules élémentaires, 1998), «Платформа» (Plateforme, 2001), «Возможность острова» (La Possibilité d’une île, 2005), «Карта и территория» (La carte et le territoire, 2010): «мир как супермаркет», конфликт цивилизаций, отчуждение человека в обществе, кризис семьи. Концепция личности в творчестве М. Уэльбека: проблема подлинности в мире симулякров. Взаимодействие разных жанров и стилей: туристические каталоги, исторические сведения, сценарии скетчей и фильмов, социологические и экономические исследования, поэтические вкрапления. Романы Фредерика Бегбедера (Frédéric Beigbeder, р. 1965) «99 франков» (99 francs, 2000) и «Windows on the World» (Windows on the world, 2002): человек в постиндустриальном социуме. Гиперреализм как творческий метод Ф. Бегбедера: предельный натурализм описаний, внимание к внешним проявлениям человеческого бытия, гипертрофированное изображение детали.


Трансформация постмодернистской парадигмы в творчестве Эрика-Эмманюэля Шмитта (Eric-Emmanuel Schmitt, р. 1960): возвращение автору статуса философско-эстетического центра произведения. «Стоический оптимизм» как основа философско-эстетической концепции писателя. Диалог с традицией и новаторство: «Евангелие от Пилата» (LEvangile selon Pilate, 2000), «Оскар и Розовая Дама» (Oscar et la Dame rose, 2002), «Улисс из Багдада» (Ulysse from Bagdad, 2008). Организация повествования в произведениях Э.-Э. Шмитта.

Реализация принципа «развлекая, поучать» в творчестве Бернара Вербера (Bernard Verber, р. 1961). Мировоззренческая модель эпохи постмодерна в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания» (LEncyclopedie du savoir relatif et absolu, 1993): вариативность истины, симуляция как основа социального бытия, альтернативная наука, автоцитатность. Космогония Б. Вербера в романах «Империя ангелов» L’Empire des anges, 2000) и «Мы, боги» (Nous les dieux, 2004). Футурологический прогноз в сборнике рассказов-гипотез Б. Вербера «Древо возможного и другие истории» (LArbre des possibles et autres histoires, 2002).

Постколониальный роман в литературном процессе Франции: историко-культурные и социально-психологические условия его формирования. Концепция мира и человека: «комплексная идентичность» на границе культур, религий, языков. Общечеловеческие ценности и национальная специфика в романах Ахмаду Курума (Ahmadou Kourouma, 1927-2003) «Аллах не обязан» (Allah nest pas obligé, 2000), Амина Маалуфа (Amin Maalouf, р. 1949) «Врата Леванта» (Les Échelles du Levant, 1996) и Ясмина Хадра (Yasmina Khadra, псевд. Mohammed Molessehoul, р. 1955) «Теракт» (L'attentat, 2005).


Женская проза во французской литературе рубежа ХХ-ХХI веков. Роман Поль Констан «Откровенность за откровенность» (Confidence pour confidence, 1998): женщина в современном мире. Роман Амели Нотомб (Amélie Nothomb, р. 1967) «Страх и трепет» (Stupeur et tremblements, 1999): межличностный конфликт и противостояние Востока и Запада. Психологический эксперимент в романе «Серная кислота» (Acide sulfurique, 2005). Концепция мира и человека в романе Мюриэль Барбери (Muriel Barbery, р. 1969) «Элегантность ёжика» (L’Élégance du hérisson, 2006): симуляция как способ выживания в мире условностей, преодоление деструктивных тенденций современного социума посредством искусства, нарративные стратегии.

Актуализация жанровой формы диалога во французской литературе. Ф. Бегбедер и Ж.-М. ди Фалько «Я верую – Я тоже нет. Диалог между епископом и нечестивцем при посредничестве Р. Гиттона» (Je crois moi non plus. Dialogue evtre un évêque et un mécréant arbitré par R. Guitton, 2004): религия в современном мире, популяризация религиозной, философской и научной проблематики, публицистичность, эпатаж. М. Уэльбек и Б.-А. Леви «Враги общества» (Ennemis publics, 2008): писатель в постинформационном социуме.

Современная французская новелла. Сборники новелл Анны Гавальда (Anne Gavalda, р. 1970) «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал» (Je voudrais que quelquun mattende que1que part, 1999) и Э.-Э. Шмитта «Мечтательница из Остенде» (La Rêveuse dOstende, 2007): глубокий психологизм, эмоциональная насыщенность, активизация форм первого лица и несобственно-прямой речи (взгляд «изнутри»), авторская ирония.


Современная французская драматургия. «Слуховой театр» (théâtre des oreilles) Валера Новарина (Valère Novarina, р. 1947): синтез драмы и поэзии, традиции Ф. Рабле, А. Жарри и Р. Кено, отказ от сюжетно-фабульного действия, театрализация слова, утверждение «смерти смысла». Карнавальная стихия и языковой эксперимент в пьесах «Сад признания» (Le Jardin de reconnaissance, 1997) и «Оперетка понарошку» (LOpérette imaginaire, 1998): преодоление социального диктата языка. Текст-нонсенс как продуцирование креативности языка. Фонетические игры (аллитерация, ономатопея, ассонанс), словотворчество (каламбуры, «слова-бумажники», «слова-сфинксы»), риторические фигуры (парономазия, антанаклаза, силлепс) в пьесах В. Новарина. Ритмическая организация текста. Театральная концепция В. Новарина в манифесте «Луи де Фюнесу» (Pour Louis de Funès, 1986).

Философская проблематика пьес Эрика-Эмманюэля Шмитта «Посетитель» (Le Visiteur, 1993) и «Распутник» (Le Libertin, 1997). Национальные традиции Просвещения в драматургии Э.-Э. Шмитта: драматизация философского размышления как основа действия, соблюдение правила трех единств, целостность композиции, афористичность реплик. Диалоговая структура пьес как отказ от «монологизации» истины: установка на «эпистемологическую неуверенность», отсутствие однозначного решения, «пограничная ситуация», свободное сочетание «тотальной иронии» и этической направленности.