reforef.ru 1 2 ... 9 10
1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?


а) юмор

б) веселый

в) барьер

г) страстный
1. В каких словах встречается гласные верхнего подъема?

а) молодой

б) шелковый

в) выходной

г) домашний
1. В каких словах нет шумных согласных?

а) эмаль

б) ноль

в) монета

г) гриб
1. В каких словах все согласные являются глухими?

а) свадьба

б) стоять

в) стог

г) шептать

1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

а) юмор

б) веселый

в) барьер

г) страстный
1. В каких словах встречается гласные верхнего подъема?

а) молодой

б) шелковый

в) выходной

г) домашний
1. В каких словах нет шумных согласных?

а) эмаль

б) ноль

в) монета

г) гриб
1. В каких словах все согласные являются глухими?

а) свадьба

б) стоять

в) стог

г) шептать
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово имеет одинаковое количество букв и звуков:

а) объезд, травинка, всадник

б) смысл, зелень, щетка

в) знание, холод, новизна

г) веселье, деревня, береза
1. Определить вариант (варианты), в котором во всех словах отсутствует гласный звук О:

а) шелковый, веселый, синий

б) золотистый, верный, божественный

в) железный, беловатый, столичный

г) перекресток, соленый, далекий
1. Определить вариант (варианты), в котором во всех словах отсутствует гласный звук А:

а) яблоко, травяной, оазис

б) ступать, маячить, сожаление

в) часовщик, пятачок, новость

г) щавель, язык, заявление

1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает лабиализованные гласные:


а) желтый, молодость, улетать

б) мужество, дорога, переход

в) звонок, добраться, стужа

г) крутить, нормальный, вежливость
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает сонорный согласный:

а) легкость, медь, крик

б) точка, женщина, мебель

в) бытие, песня, возраст

г) нежность, стрела, поток
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает аффрикату:

а) оценить, вечереть, уколоться

б) отчистить, расцвести, собраться

в) звенеть, черпать, выспаться

г) цитировать, желтеть, начертить
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает губной согласный:

а) собрание, шторм, оборот

б) сверху, провод, калина

в) пыльный, замок, выбор

г) горный, мужчина, облако
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает заднеязычный согласный:

а) небесный, краска, гражданин

б) корни, ограда, проходить

в) рассвет, колодец, градус

г) каменный, согретый, хитрый
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает звонкий согласный:

а) испуг, советчик, подорожник

б) новость, щедрость, загар

в) лодка, птица, дверь

г) сделка, жернов, свадьба
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает глухой согласный:

а) голубь, всплеск, стоянка

б) резьба, смелость, жизнь

в) участь, флаг, бровь

г) просьба, шелест, быль
1. Определить вариант (варианты), в котором каждое слово включает мягкий согласный:

а) лето, шишка, чистота

б) эксперт, гроза, видимость

в) шинель, затея, орел

г) усадьба, железо, край

1. Определить вариант (варианты), в котором в каждом слове проявляется ассимиляция согласных:


а) счастливый, рассчитывать, разъезжать

б) рассыпать, изморось, исчерпать

в) сшить, размышлять, разгневаться

г) разведчик, исчисление, представление
1. Определить вариант (варианты), в котором отсутствуют ошибки в слогоделении:

а) поч-то-вый, мель-кать, вы-ста-вить

б) вый-ти, со-сно-вый, вер-ши-на

в) кар-ти-на, жа-лость, во-ро-же-я

г) ис-чез-нуть, за-го-реть-ся, пе-ча-тать
1. Определить вариант (варианты), в котором все слова состоят из открытых слогов:

а) шоколад, забота, ложка

б) панорама, какой-то, карамель

в) чистота, замена, горение

г) кислота, задача, ремесло
1. Определить вариант (варианты), в котором все слова имеют ударение на первом слоге:

а) квартал, шофер, ракушка

б) гусеница, генезис, атомный

в) еретик, средства, престиж

г) статуя, мельком, издавна
1. Определить вариант (варианты), в котором все слова имеют ударение на последнем слоге:

а) договор, жалюзи, щавель

б) диспансер, фарфор, эксперт

в) алфавит, заговор, арест

г) пуловер, цемент, хозяева
1. Определить вариант (варианты), в котором все слова не имеют нормативных орфоэпических вариантов:

а) секунда, констатировать, жизнь

б) останусь, пренебрегать, непогода

в) молодой, одинокий, четыреста

г) чувство, собираться, уйдешь
1. Определить вариант (варианты), в котором во всех словах сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием:

а) беспечный, скучный, однозначный

б) безличный, праздничный, клубничный

в) подручный, лубочный, проточный

г) подсвечник, непрочный, веревочный
1. Определить вариант (варианты), в котором во всех словах имеются упрощенные сочетания согласных:

а) известие, шествовать, болезнь

б) ненастный, праздный, яростный


в) студентка, выстлать, страстный

г) чувствительный, счастливый, звездный
1. Определить вариант (варианты), в котором все слова произносятся с мягким согласным перед Э:

а) перспектива, конкретный, колледж

б) агрессия, центрифуга, музей

в) деликатный, фанера процесс

г) крем, хореография, темперамент
1. Какой тип предударного вокализма после мягких согласных в акающих говорах отражает следующее произношение слов «бяда», «рики», «ряка», «пятух», «пити», «лисник», «нясу», «ляса», «ниси»:

а) иканье

б) аканье

в) сильное яканье

г) умеренное яканье
1. Наиболее древним является произношение:

а) во[ж’ж’]и; дро[ж’ж’]и; до[ж’ж’]ик; и[ш’ш’

б) во[жж]ы; дро[жж]ы; до[жд’]ик

в) во[ж’д’ж’]и; дро[ж’д’ж’]и; до[ж’д’ж’]ик; и[ш’ч’

1. В севернорусских говорах можно обнаружить следующие заднеязычные фонемы:


  1. <Г>, <К>, <Х>

  2. <Г>, <К>, <Х>,

  3. <Г>, <К>


1. Функционирование в говоре словосочетаний типа «худая ведро», «всю лету», «мой хозяйство», «кислую молоко» говорит:

  1. О колебаниях в роде существительных

  2. О разрушении категории среднего рода

  3. О принадлежности существительного к нерегулярному типу склонения


1. Какая из приведённых форм самая древняя:

  1. того, синего, пятого

  2. тоо, синео, пятоо

  3. тоYо, синеYо, пятоYо

  4. тово, синево, пятово


1. Утрату интервокального [j] и стяжение гласных можно обнаружить в словах:

  1. молодая, белую, красные

  2. молодая, белую, красные, играет, бегает
  3. твоя, знают, играет, молодая, красные


  4. твоя, баян, знают


1. В каких местоимениях и местоимённых производных сохранились следы архаических форм местоимений:

  1. иноко, севогда, кой, инокой

  2. йегонной, йейной, тая, нутот

  3. что-нить, jоны, егов, ейной


1. Какие формы повелительного наклонения являются севернорусскими:

  1. взглянь; атворь; не руш; отгонь

  2. удАри; брОси; кИни; постАви

  3. ходь; посоль; вари; подвезь.


1. Укажите, какая группа инфинитивов является южнорусской:

  1. делати, класти, пекти, берегти, гребти

  2. месть, рость, несть, прясть, идтить

  3. беречи, стричи, класть, упасть, печти


1. Укажите, какое употребление частиц свойственно только говорам севернорусского наречия:

  1. «Чи у нас там в лампе есть карасин?»

  2. «Дай тряпку-ту»; «Машинам стали хлеб-от убирать»

  3. «А баба чиж не человек?»; «Ти кто там?»

  4. «В избе-те там у них сажа-то не выпахано»; «Рига-то ишо хотели пилить»


1. Фразеологического оборота нет в предложении (-ях)

а) Сам я стараюсь держаться с ними на дружеской ноге.

б) Он объявил им, что ноги его не будут предметом насмешек.

в) Девочка сидела на диване, поджав ноги.

г) Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.
1. Фразеологические обороты выиграть дело, сдать в архив, положить под сукно возникли в профессиональной речи

а) финансовых работников

б) юристов

в) людей, занимающихся наукой

г) делопроизводителей
1. Найдите предложения, в которых употребляются фразеологические обороты

а) Хутор стоит не за горами, а за сосновым бором.

б) Не за горами праздник, нужно к нему готовиться.

в) В двух словах были допущены орфографические ошибки.


г) Я изложу свою просьбу в двух словах.
1. В каком (-их) ряду(-ах) не все фразеологические обороты являются синонимами

а) петь дифирамбы, превозносить до небес, возводить на пьедестал

б) от слова до слова, от аза до ижицы, от альфы до омеги

в) на краю света, за морями за долами, за тридевять земель

г) молоко на губах не обсохло, молодо-зелено, ходить пешком под стол.
1. Антонимом (-ами ) к фразеологическому обороту с гулькин нос является (-ются)

а) как собак нерезаных

б) по пальцам пересчитать

в) тьма-тьмущая

г) кот наплакал
1. Какая (-ие ) пара (-ы ) фразеологизмов не является (-ются ) антонимами

а) капля в море, сколько душе угодно;

б) взять себя в руки, заварить кашу;

в) выеденного яйца не стоит, грош цена;

г) воспрянуть духом, повесить голову.
1. Необоснованно использован (-ы ) фразеологизм (-ы ) в предложении (-ях )

а) Завтра мое первое боевое крещение в качестве повара.

б) Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

в) Мальчик любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

г) Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.
1. В каком (-их ) предложении (-ях) содержится ошибка, связанная с контаминацией (смешением) двух фразеологических оборотов

а) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.

б) Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.

в) Мне кажется, что он сослужил вам плохую службу.

г) Мы за нашим директором как за каменной стеной.
1. Слово "травить" употреблено в свободном сочетании, а не во фразеологизме в контексте (-ах)

а) травить байки

б) травить тараканов

в) травить душу

г) травить узоры

1. Ограниченным в сфере употребления является (-ются) фразеологизм (-ы)


а) сесть за стол переговоров

б) сесть на шею

в) сесть на хвост

г) сесть на хлеб и воду
1. Значение «Насмешка. Пренебрежение. Презрение» есть во фразеологизме (-ах)

а) ни гроша не стоить

б) скатертью дорога

в) ноль внимания

г) сесть на хлеб и воду
1. Значение «Обман. Надувательство» есть во фразеологизме (-ах)

а) оставаться с носом

б) остаться при пиковом интересе

в) окунаться с головой

г) ворона в павлиньих перьях
1. Значение «Болтливость» есть во фразеологизме (-ах)

а) разводить руками

б) разводить тары-бары

в) разводить антимонии

г) воротить горы
1. Значение «Отказ. Возражение» есть во фразеологизме (-ах)

а) от ворот поворот

б) воротить нос

в) воротить горы

г) водить за нос
1. Значение «Иметь самообладание, бесстрашие, смелость» есть во фразеологизме

(-ах)

а) рука не дрогнет

б) гнуть своё

в) видать виды

г) идти в огонь и воду
1. Значение «Иметь сходство» есть во фразеологизме (-ах)

а) одного поля ягода

б) одним миром мазаны

в) одно название

г) один конец

1. Значение «Обыкновенность. Заурядность» есть во фразеологизме (-ах)

а) но пуха ни пера

б) ни рыба ни мясо

в) ни шатко ни валко

г) ни то ни сё

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести количественно-именные сочетания;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

1. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) как в воду канул;

б) игра не стоит свеч;


в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи.

1. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) как кошка с собакой;

в) через пень колоду;

г) положа руку на сердце.

1. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) во весь дух

г) сломя голову.
1. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить:

а) извиваться ужом;

б) бередить душу;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом.
1. Какие термины являются синонимичными:

а) паремия;

б) фразеологизм;

в) фразеологический комплекс;

г) фразеологическая единица.
1. Какими признаками обладает фразеологизм:

а) устойчивостью;

б) выводимостью значения единицы из суммы значений его компонентов;

в) сверхсловностью;

г) невоспроизводимостью.
1. Какие фразеологизмы имеют этимологическую структуру словосочетания:

а) душа болит;

б) болеть душой;

в) мировая не берёт;

г) брать/ взять в толк.
1. Найдите свободные словосочетания:

а) казанские улицы;

б) казанский сирота;

в) казённое строение;

г) казённый стиль.
1. Найдите предложения, в которых используются фразеологизмы:

а) Мальчик был с улицы, как тогда говорили, и с ним никто не дружил.

б) Вход на лестницу был с улицы.

в) Паром пристал к крутому месту: надо было втаскивать экипаж на руках.

г) У каждого брата на руках было по трое детей. И ему, Петру, надо идти в солдаты.
1. У каких словосочетаний фразеологический характер выявляется только в контексте:

а) намылить шею;

б) сесть в лужу;

в) убить время;

г) глазное яблоко.
1. Найдите фразеологические сращения:

а) держать камень за пазухой;

б) плясать под чужую дудку;

в) собаку съесть;

г) бить баклуши.


следующая страница >>