reforef.ru 1
Часть третья: СЛОВО О ПРАВОСЛАВИИ ПУШКИНА

Содержание:

1. Вступление


2. Пушкин - глубоко верующий православный человек

3. “Граф Нулин” - пародия на восстание декабристов

4. Судьба русской души в романе “Евгений Онегин”

5. Личный голгофский подвиг Пушкина

4. Заключение


Вступление


Начнем со стихотворенья:

Два чувства дивно близки нам - в них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века по воле Бога самого

Самостоянье человека - залог величия его).

Животворящая пустыня! Земля была б без них мертва;

Без них наш тесный мир - пустыня,душа - алтарь без Божества.”
Подобные стихи мог написать только глубоко верующий человек, каким и был Пушкин.Известно, что в середине Х1Х века Гоголь сказал, что “Пушкин - русский человек, каким он будет через 200 лет”. Ждать осталось недолго.

Этой же мысли вторил и Достоевский, когда в речи о Пушкине утверждал, что “Пушкин -явление глубоко национальное и пророческое”. Что же он пророчит? На мой взгляд, точное представление о национальном идеале. О том, что искать его надо не на Западе, а в тех заветах, которые нам передали предки.

B все же о чем эти стихи? Одни скажут о “патриотизме”, другие - о ”национальном самосознании”. Я скажу так: о любви к родной земле и о преданности национальной традиции. Сейчас многие политики обеспокоены поиском “национальной идеи”. Именно у Пушкина она сформулирована наиболее точно, но , к сожалению, не в какой-то одной работе, а расбросана по многим.

Пора , мой друг, пора! покоя сердце просит -

Летят за днями дни и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля,


Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег...

В этом, одном из самых загадочных лирических стихотворений тридцатых годов, обращенном к жене, возникает тема некоей “дальней обители”, о которой мечтает поэт. Какое содержание он вкладывал в эту метафору, помогает разобраться прозаическое продолжение этого стиха: ”Юность не имеет нужды в доме (at home), зрелый возраст ужасается своего уединенья. Блажен, кто находит подругу- тогда удались он домой. О скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню, - поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, et cetera, - религия, смерть! /Собр. соч. - М., АН, 1957, т. 3, стр.521/

Не лишенный малых поэтический даров автор этих строк написал по предложенной Пушкиным схеме продолжение стиха “Пора, мой друг, пора!

У юности совсем нет нужды в Доме,

А старость без него - уже ничто.

Пусть все дано, семейственности кроме,

Богатство без любви есть звук пустой.

Давно стремлюсь перенести “пенаты”

В деревню, где есть тихий, милый Дом,

Где есть поля, звучит мотив крылатый,

Чреватый поэтическим трудом.

Там книги ждут меня - мои подруги,

Леса, озера, труд, Любовь и Смерть.

Но кое-что я должен сделать, други,

Пока она свою опустит плеть.

Всегда обязан к ней я быть готовым:

Религия, Душа et cetera...

Отвергну матерьяльные оковы,

Вдыхая лишь духовные ветра.

Конечно до пушкинского стиля мне еще далеко, но тезисы его его я постарался изложить довольно исчерпывающе.

Что в них главное? Человек обязан быть готовым к смерти, причем духовно готовым! Не к этому ли нас постоянно призывает Православие?

Иван Шмелев в своей книге “Душа России”(СПб, Библиополис, 1998) направляет читателя постоянно изучать Пушкина, считая его загадку далеко как не разгаданной. Вот и в своем сообщении я рискну предложить вам кое-какие новые идеи о Пушкине, с которыми вы пока еще, возможно, не сталкивались.


1. Пушкин - глубоко верующий. православный человек

2. Пушкин иронически относился к возможности революции в России, а “Граф Нулин” - это пародия на неудачное восстание декабристов.

3. Основная идея “Евгения Онегина” - стремление к соединению двух половинок русской души - мужской и женской в Боге, “как Им и Нам тут предназначено”.

4. Пушин принес свою жизнь в жертву не столько за честь Натали, сколько за честь России. Последняя дуэль - это голгофский подвиг поэта, полное осознание им своего предназначения на земле.
1. ПУШКИН - ГЛУБОКО ВЕРУЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Идея об этом не нова, многие из вас ее, конечно, уже слышали. Но противники этой идеи скажут, а как же “Гаврилиада”, как истолковать следующее стихотворение 1823 года:

Надеждой сладостной младенчески дыша,

Когда бы верил я, что некогда душа,

От тленья убежав , уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучины бесконечны, -

Клянусь, давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

Где мысль одна плывет в небесной чистоте...

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте...

В соответствии с православным каноном, мы знаем, что важен не столько сам грех, сколь важно его осознание: покаялись мы в нем или нет? Пушкин не раз раскаивался в том, что в юности написал “Гаврилиаду”, стыдился её и выходил из себя, когда ему о ней напоминали. Даже отрицал своё авторство.

1823 год - кризисное время поэта, предверье работы над романом в стихах, в котором он более глубоко раскроет свою православную сущность, придет к выводам, соверешнно противоположным тем, которые запечатлены в стихотворении “Надеждой сладостной младенческти дыша”. Но об этом у нас будет возможность высказаться подробней.

Ответственный секретарь Пушкинской комиссии Российского Фонда Культуры, известная пушкинистка Ирина Юрьева, глубоко проанализировав все творчество поэта, пришла к выводу, что Пушкин с самых первых своих строк был верен Библии и постоянно цитировал в своих строках мысли из этой Книги Книг. То есть, интуитивно, еще не осознавая этого, он уже с самого детства был христианином.(“Пушкин и христианство” -М., Муравей, 1998).


Величие и пример всем русским Пушкина в том, что его Православие - не просто всосано с молоком матери, оно выстрадано всем ходом его творчества, всей логикой его жизни. В особенности её финалом, но об этом позднее...

Наиболее яркое свидетельство религиозности поэта - написанное в середине творческого пути стихотворение “Пророк”(“Духовной жаждою томим”), в особенности его финал:

Как труп в пустыне я лежал,

Но Бога глас ко мне возвал:

“Восстань, пророк, и виждь , и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!”

Уже не говоря о библейских истоках этого стиха, важно, что осознание Пушкиным своей поэтической миссии демонстрируется в нем как необходимость “глаголом жечь сердца людей” в соответствии с Божьим словом! Это важнейшее открытие в ходе общей духовной эволюции поэта. Открытость духовным изменениям - главное качество не только Пушкина, не только его двух важнейших героев (Татьяны и Онегина), как будет показано ниже, но - и национальная особенность русского характера вообще!

Я уже не говорю о чисто православных стихах последнего и предпоследнего периода жизни, таких как “Послание Филарету”, “Альфонс садится на коня”, “Отцы-пустынники и жены непорочны”, “Мирская власть”, “Памятник” и других.

Вот, к примеру, великопостная молитва Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия м празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси, во веки веков, аминь!”

У Пушкина в “Отцах-пустынниках” эта программа звучит так:

“Владыко дней моих, дух праздности унылой,

Любоначалия - змеи сокрытой сей

И празднословия не дай душе моей...

Но дай мне зреть, о Боже, прегрешенья,


Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух терпения, смирения, любви

И целомудрия мне в серце оживи!”

Как мы видим поэт полностью следовал в русле этой молитвы и ничего из нее не пропустил.

2.“ГРАФ НУЛИН”-ПАРОДИЯ НА ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

Поэма “Граф Нулин” мистически связана с восстанием декабристов. Перед её написанием Пушкин собрался поехать нелегально в Петербург, потому что до него дошла весть о смерти Александра Первого. Он решил под шумок из своего заточенья смотаться в столицу, навестить друзей, в частности предполагал остановиться у Рылеева, у которого как раз в эту пору проходило собрание заговорщиков. Пушкин об этом ничего не знал.

Однако, Бог миловал его от этой участи, ибо сначала - 11 декабря заболел слуга, который должен был его сопровождать, затем на пути он встретил зайца, перебегавшего дорогу, а позднее и священника, пришедшего его проведать.

Все это для верующего в приметы Пушкина было плохим знаком, и он отказался от своей поездки. В ночь на 13 декабря он сел за поэму и написал ее к 15 декабря, когда в Петеребурге и началось само восстание. Хотя, повторяю, Пушкин об этом ничего не знал, тем не менее в поэме говорится и об этом. В частности, там есть такая фраза, когда герой, возжаждав провести ночь с героиней,

“...на плечи накинув свой пышный шелковый халат,

и стул в потемках опрокинув, в надежде сладостных наград,

к Лукреции Тарквиний новый отправился, на все готовый.”

Выделенная фраза требует расшифровки, по крайней мере, знания римской истории, в частности судьбы Тарквиния и Лукреции.

Тарквиний, сын последнего римского царя Тарквиния Гордого, обесчестил патрицианку Лукрецию, в ответ на что знать под руководством мужа Лукреции взбунтовалась и революционным путем установила в Риме республику.

Пушкин иронически оценивает возможность революционного преобразования власти в России, на его взгляд, либо Лукреция смогла бы дать отпор новоявленному Тарквинию, либо еще что-нибудь подобное произошло. Заговор декабристов был в России обречен, поэтому Бог миловал Пушкина от участи декабристов, хотя среди них у него было много друзей.


Но интуиция Пушкина не подвела. После уподобления графа Нулина Тарквинию поэт вставляет следующую строфу:

Так иногда лукавый кот,

Жеманный баловень служанки,

За мышью крадется с лежанки.

Украдкой медленно идет,

Полузажмурясь подступает,

Свернется в ком, хвостом играет,

Раздвинет когти хитрых лап

И вдруг бедняжку цап-царап.

Охмурив Россию, революционеры все же смогли устроить в ней революции, (“Декабристы разбудили Герцена, а он народовольцев и большевиков”, по мнению Ленина) а мы теперь вынуждены расплачиваться за их грехи. Хотя не исключено, что Бог устроил все это, чтобы нам самим в своих грехах было сподручней разобраться. Как известно, в России, “чем хуже, тем лучше”.

То, что пролетарская революция в России имела такие негативные последствия, было очень важным для всего мира как назидание и поучение.

3. СУДЬБА РУССКОЙ ДУШИ В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
Про роман Пушкина до нашего времени уже было многое сказано, но главное, на наш взгляд, все-таки обошли стороной. Я критически воспринимаю фразу Белинского, что роман -“это энциклопедия русской жизни”, ибо энциклопедией он является лишь в той степени, в какой в широкой душе поэта эта русская жизнь нашла отражение. Главное совсем не в энциклопедичности романа, а в лирическом документе творческой Личности Х1Х века, сумевшей в своём душевном дневнике - романе полно отразить особенности национальной культуры России того времени.

Из Библии мы знаем, что “жена да прилепится к мужу, чтобы стали одно целое”. Богом нам завещено найти каждому противоположную половинку, чтобы создать счастливую семью и произвести потомство. Эту миссию и стремятся выполнить герои романа, сюжет которого кратко может быть изложен так: сначала Татьяна предлагает себя Евгению, а он холодно отвергает её, а потом сам Евгений влюблен и просит её любви, но Татьяна верна своему супружескому долгу, хотя и любит Евгения.


В тех социальных условиях, которые сложились на пушкинской Руси, две лучшие половинки русской души обречены на то, чтобы быть в разъединении и не могут выполнить свой долг, завещанный им от Бога.

Пушкин, анализируя эту ситуацию, показывает, что причиной разъединения является бездуховность мужской половины, заложенная в воспитании. Только благодаря несчастью (убийству друга) и необходимости “проездиться по России”, Евгений начинает что-то соображать, в его сознании происходит духовный переворот и он понимает, какой ценностью является для него Татьяна.

Слава Богу, что мужская половинка русской души не потеряла еще важнейшее свое качество - открытость духовным инновациям, не заросла мохом и способна духовно реагировать на изменения в жизненной ситуации.

Однако, фатальная раздробленность русской души, причины которой заложены в системе дворянского образования, - центральная социальная проблема России, была точно уловлена Пушкиным в “Евгении Онегине”.

Этот роман становится безумно актуальным в наши годы, ибо не это ли самое мы зрим в собственном российском социуме ХХ1 века? Бездуховность образования, бездуховность массовой культуры породили тягчайшие социальные проблемы, в частности разводы и аборты, депопуляцию населения и падение рождаемости. Я уже не говорю о других проблемах...

А выход есть: каждый должен подумать о своей душе и провести в ней собственный духовный переворот, как это сделал Евгений, желательно только не ценой убийства друга.
1У. ЛИЧНЫЙ ГОЛГОФСКИЙ ПОДВИГ ПУШКИНА
Динамика духовной жизни поэта, которую легко можно проследить по указанным выше стихам, подобным, например, “Пророку” привела его к тому, что свои духовные открытия он не мог не применять в жизни. Именно поэтому он в середине своей жизни так стеремится жениться. Натали отнюдь не первый объект подобных ухаживаний поэта.

Но основное в раскрытии тайны Пушкина в российской культуре - это финальная дуэль с Дантесом, которая стала по сути дела голгофским подвигом поэта. Главные акценты в этой истории, на мой взгляд, до конца так и не расставлены.


Вызвав в ноябре 1836 года Дантеса на дуэль, Пушкин по сути дела расправился с этим “ловцом счастья и чинов”, по словам Лермонтова, ибо поставил его в неловкое положение. Этот красавчик вынужден был жениться на некрасивой и старше его по возрасту сестре Натали Екатерине, чтобы замять поднятый Пушкиным скандал.

“С молодым покончено, теперь мне старичка подавайте!” - говорил Пушкин после этой женитьбы. Чтобы понять эту фразу, надо иметь в виду, что в Петербурге той поры сложился кружок высшей знати с четкой антинациональной и антикультурной направленностью, в который входили кроме Геккерена и министр иностранных дел Нессельроде, и граф Уваров, министр просвещения, и президент Академии Наук - князь Дондуков-Корсаков.

Говоря об их сексуальной ориентации, Пушкин недвусмысленно высказался в своей эпиграмме:

В Академии Наук заседает князь Дундук.

Говорят, не подобает Дундуку такая честь..

Почему ж он заседает, потому что “попа” есть. ( У Пушкина использовано слово, начинающееся на букву “ж”)

Но главное, с чем поэт хотел бороться - с их антинациональной и антикультурной политикой. Дотянуться до Нессельроде и Уварова ему было сложно, поэтому он решил ударить по Геккерену, от которого и исходил самый тлетворный дух. Он решил пожертвовать жизнью, чтобы поднять шум вокруг этой группировки. Дантес был только пешкой в его игре, ибо смерть на этой дуэли Пушкина вполне устраивала.

Следует сказать, что царь, несморя на грандиозный шум, не решился с ними расправиться после смерти поэта, только выслал Геккерена, а добил Нессельроде Федор Иванович Тютчев уже в эпоху царствования Александра Второго. Он поспособствовал приходу на место министра иностранных дел князя Горчакова, одного из друзей и однокашников Пушкина по лицею.

Шум, который возник после смерти Пушкина вокруг этих людей, испугал их, и потихоньку их деятельность сошла на нет. Голгофский подвиг Пушкина не прошел даром.

Заключение

Подведем некоторые итоги. “Россия ответила на вызов Петра явлением Пушкина” - эта глубочайшая мысль до сих пор не интерпретирована. Человек, который “прорубил нам окно в Европу”, не смог стать ангелом и спасителем России. Должен был явиться глубоко национальный гений, умеющий сочетать как европейские, так и чисто русские, ориентации в новом оригинальном синтезе.

Наиболее поучительно звучит для нас сегодня заключительная часть одного из самых последних стихов поэта: “Памятник”

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.
Теперь еще одно добавление: вот мой перевод одного из французских стихов поэта - “Couplets”

К У П Л Е Т Ы


Когда читает вам в экстазе поэт иль оду иль сонет,

Когда плетет вам плут рассказы, а попугай дает совет,

Едва ль найдешь, чему смеяться, зевоты нападет недуг

И поспешите вы собраться:

“До скорого, любезный друг!”

К нам лишь в минуты нежной страсти, лишь с мудрецом наедине

Приходит подлинное счастье. И рады мы тогда вполне.

Ночь проведя в занятьях пылких, продлив до утра свой досуг,

Поем подружке иль бутылке:

“До скорого, любезный друг!”

Но преходящи наши годы, текут сквозь пальцы, как вода.

И, вроде ветреной погоды, любовь - сплошная маята.

Она надежды рушит наши, сердца ввергает в бездну мук.

Когда ж исчезнет, ей не скажешь:

”До скорого, любезный друг!”

Увы, судьба у нас жестока: все, рано или поздно, мы

Уходим к праотцам далеко в пределы беспроглядной тьмы.

Сожрет нас черная волчица - смерть: может, не сейчас, не вдруг, -

Она пока лишь нам грозится:

“До скорого, любезный друг!”

Настало время кончить сказку. Я вижу: вы утомлены.

Я покидаю холм парнасский, чтоб место уступить иным.

Теперь куплеты мне отрада, где строчки образуют круг.

Прости, перо! Грустить не надо:

“До скорого, любезный друг!”
Гений Пушкина виден даже в этой безделушке, написанной им в 19 лет в жестком литературном каноне расхожего французского жанра “куплетов”, но включающей многие аспекты нашей жизни. Прав был Аполлон Григорьев, сказавший: ”Пушкин - это наше все!” Для России это так и есть.