reforef.ru 1


Направление подготовки 071200.62 «Хореографическое искусство»

Профиль подготовки: Народный танец

Квалификация: Бакалавр
Творческое испытание включает в себя 2 экзамена:
1. Классический и народно-сценический танец

2. Композиция танца и исполнительское мастерство

Каждый экзамен оценивается по 100-балльной шкале.

По дисциплинам специализации выпускник должен знать:
- теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

- принципы развития психофизического и двигательного аппарата;

- теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, современного, спортивного танцев;

- основы историко-бытового танца;

- историю костюма и основы музыкальных знаний;

уметь:

- проводить занятия по классическому, народному, современному и спортивному танцам;

- разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;

- вести репетиционную работу;

- использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.
Программа вступительных испытаний.

1. Для поступления на кафедру народного танца абитуриенты должны обладать профессиональными данными: координацией движений, чувством ритма, музыкальностью, хорошим музыкальным слухом и памятью, иметь правильное телосложение и хорошие физические данные для занятий хореографией.
Творческий экзамен по классическому и народно-сценическому танцам предполагает:

- выполнение упражнений у палки и на середине по классическому танцу (приложение 1);

- выполнение упражнений у палки и на середине по народно-сценическому танцу (приложение 2);

Абитуриенты выполняют упражнения предложенные педагогом вуза.

2. Творческий экзамен по композиции танца и исполнительскому мастерству предполагает показ самостоятельно подготовленного хореографического номера, где оценивается: соответствие музыкального и движенческого материала, композиционное решение хореографического номера, музыкальность, чувство ритма, выразительность исполнения; и собеседование (приложение 3).



Приложение 1


Приемные требования для абитуриентов

по классическому танцу
Упражнения у палки.


  1. Постановка корпуса, позиции ног – 1,2,5, позиции рук – 1,2,3.

  2. Деми и гранд плие по 1,2,5 позициям.

  3. Батман тандю по 5 позиции, с деми плие в 5, 2 позициях, пур ле рье.

  4. Батман тандю жете по 5 позиции, жете пике, жете балансуар.

  5. Пассе партер.

  6. Ронд де жамб партер андеор и андедан.

  7. Батман фондю, с плие-релеве и плие- релеве с деми ронд

  8. Батман фраппе и батман дубль фраппе на 45

  9. Пти батман

  10. Батман релеве лян и батман девлопе, пассе на 90, деми ронд де жамб на 90 андеор и андедан

  11. Гранд батман жете и жете пуанте.


Упражнения на середине зала.

  1. Все перечисленные движения у палки.

  2. Порт де бра – первое, второе, третье

  3. Танлие партер и танлие партер с перегибом корпуса

  4. Позы классического танца: круазе вперед и назад, эффасе вперед и назад, экарте вперед и назад, аттитюд круазе и эффасе, арабеск – первый, второй, третий

  5. Па де буре с переменой ног андеор и андедан.


Аллегро (прыжки).

  1. Тан леве соте по 1,2,5 позициям

  2. Па эшапе на 2 позицию

  3. Па ассамбле

  4. Па глиссад

  5. Па жете

  6. Па де баск

  7. Сиссон уверт

  8. Сиссон ферме

  9. Сценический сиссон в первый арабеск

  10. Па балансе и сценический па де баск (па вальса).


Педагогом, проводящим занятия, предлагаются комбинации, построенные на выше перечисленных движениях в упражнениях у палки и на середине зала, а также в прыжках.

Приложение 2

Приемные требования для абитуриентов


по народно-сценическому танцу
Упражнения у станка.


  1. Полуприседание и полное приседание (плие)

  2. Упражнения на развитие подвижности стопы (батман тандю)

  3. Маленькие броски (жете)

  4. Упражнение с ненапряженной стопой (флик-фляк)

  5. Каблучные упражнения

  6. Подготовка к «веревочке» (упражнение для бедра)

  7. Дробные выстукивания

  8. Круговые движения по кругу (ронд де жамб)

  9. Мягкое резкое раскрывание ноги (девлепе)

  10. Большие броски (гран батман жете)


Упражнения на середине зала.

Русский танец.

  1. Положение рук

  2. Движения рук: раскрытые в сторону, движение с платком, скрещивание на груди

  3. Ходы: простой, переменный, дробный, «припадание», «гармошка»

  4. Дроби: дробная дорожка, первый и второй ключи, двойная дробь, дробь в повороте

  5. «Веревочка»: простая, с переступанием, двойная, синкопированная

  6. «Ковырялочка»

  7. «Моталочка»

  8. «Молоточки»

  9. Хлопки и хлопушки

  10. Полуприсядки и присядки, «мячик».


Белорусский танец «Лявониха»

  1. Положение рук на талии, в паре

  2. Ходы и основные движения: основной ход, боковая скользящая подбивка, ход с отбивкой, повороты с откидыванием ноги назад, тройной притоп, разножка, па де баск.


Молдавский танец «Жок».

  1. Положения рук: на талии, раскрытые в сторону, поднятые вверх, в паре.

  2. Ходы и основные движения: основной ход с подскоком и в сочетании сбегом, боковой ход-подбивка, боковой ход с подскоком на ноге, стоящей спереди, вращение в паре, «змейка», короткие прыжки с поджатыми ногами.


Украинский танец «Гопак».
  1. Положения рук: на талии, раскрытые в сторону, подняты в вверх, положение в паре


  2. Ходы и основные движения: переменный ход (бегунец), простой танцевальный ход, «тынок» и «высокий тынок» (па де баск»), «выхилясник», «угинание», «голубец» и «большой голубец» и пр.


Педагогом, проводящим занятия, предлагаются комбинации, построенные на выше перечисленных движениях в упражнениях у палки и на середине зала.

Приложение 3

Вопросы для собеседования


  1. Какие вы знаете профессиональные хореографические коллективы и их руководителей?

  2. Какие вы знаете балетные труппы России и других стран мира?

  3. Выдающиеся балетмейстеры прошлого и настоящего.

  4. Какие хореографические коллективы своего региона вам известны?

  5. В каком хореографическом коллективе участвовали вы сами?

  6. Роль любительских коллективов в организации содержательного досуга молодежи.

  7. Роль руководителя хореографического коллектива.

  8. Виды танцев.

  9. Балеты, поставленные на сюжеты литературных произведений.

  10. Выдающиеся балетмейстеры русского балета.

  11. Ведущие балетмейстеры России и ближнего зарубежья.

  12. Особенности ансамбля танца «Березка».

  13. Особенности репертуара Академического ансамбля танца России.

  14. Балеты П.И.Чайковского.

  15. Балеты С. Прокофьева.

  16. Порядок экзерсиса в классическом танце.

  17. Значение экзерсиса в подготовке исполнителей.

  18. Костюм в сценическом оформлении танца.

  19. Роль музыки в танце.



Абитуриент должен:

- знать расположение нот на нотном стане и клавиатуре;

- иметь понятие о метре, ритме, группировке длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

- определять на слух мажорный и минорный лад;

- разбираться в простейших танцевальных жанрах (полька, вальс, марш и т.д.).

Список литературы к собеседованию



  1. Н.Базарова, В.Мей Азбука классического танца. – М., Искусство, 1984.

  2. Ю.А. Бахрушин История русского балета. – М., Россия, 1965.

  3. Балетмейстеры и коллектив. – М., Искусство, 1963.

  4. А.Я. Ваганова Основы классического танца. – С-Петербург, 2000.

  5. Р. Захаров Записки балетмейстера. – М., Искусство, 1976.

  6. Народно-сценический танец. Ч. 1. – М., Искусство, 1979.

  7. А. Климов Основы русского народного танца. – М., МГИК, 1994.