reforef.ru 1 ... 36 37 38 39 40

«Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]» (Аз-Зумар, 68). Комментаторы высказывали разные мнения относительно того, кого именно Аллах пожелает оставить. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» перечислил десять мнений по этому поводу. Потом он привел слова аль-Бейхаки о том, что после дуновения в Рог потеряют сознание обитатели небес и земли, и исключение было сделано для некоторых из них. К ним не относятся ангелы-носители Трона, а также Джибрил и Микаил, относящиеся к ангелам, выстраивающимся вокруг Трона, поскольку Трон находится над небесами. Сюда также не относятся Рай и Ад со всеми созданными в них творениями, поскольку это два отдельных мира, не относящиеся к небесам и земле. Что касается пророка Мусы, мир ему, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предположил, что он может оказаться в числе тех, для кого было сделано исключение, потому что в своей земной жизни он однажды потерял сознание, о чем говорится в Коране: «Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания» (Аль-А‘раф, 143). См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам. Т. 11. 1421/2000. С. 450-451. — Прим. переводчика.


165 Аль-Бухари (6517), (6518); Муслим (2373).

166 Аль-Бухари (7427).

167 Там же (7422).

168 Сахих Сунан Абу Давуд (3953).

169 Этот хадис передали Ибн Абу Шейба в «Китаб аль-‘арш», аль-Бейхаки в «Аль-асма ва-с-сифат», Ибн Джарир и др. В совокупности эти версии являются достоверными. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (109).

170 См.: Аль-Харрас. Шарх аль-‘акида аль-васитийя. С. 80.

171 Макалат аль-исламиййин. С. 157, 211.

172 Там же. С. 211, 290.

173 Лисан аль-‘араб (2/249).

174 Об этом сообщил аль-Бейхаки, и аз-Захаби назвал его достоверным. См.: Мухтасар аль-‘улувв. С. 141.

175 Там же.

176 Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан (2/219).

177 Там же.

178 Аль-Бухари (4351); Муслим (1064).

179 Муслим (537); Сахих Сунан Абу Давуд (823), (2809).

180 Сунан Абу Давуд (3892).

181 Сахих Сунан ат-Тирмизи (1569). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

182 Аз-Захир — одно из имен Всевышнего Аллаха. Оно образовано от глагола ظهر «захара», означающего «появляться», «становиться явным», «одерживать верх», «помогать», «подниматься». В данном хадисе Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого прекрасного имени. Ибн аль-Асир сказал: «Это — Тот, Кто возвышается над всем сущим. Существует мнение, что это — Тот, Кого можно познать посредством рационального мышления по очевидным результатам Его поступков и описаний». См.: Ибн аль-Асир М. Указ. соч. С. 570. — Прим. переводчика.


183 Муслим (2713).

184 Мать правоверных Зейнаб имела в виду слова Всевышнего: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание, Мы женили тебя на ней» (Аль-Ахзаб, 37). Комментируя данный аят, имам аш-Шаукани сказал: «Когда Аллах сообщил ему об этом, он женился на ней, не спросив разрешения [опекуна], не заключив брачный союз, не назначив брачный дар (махр) — не сделав ничего из того, что полагается сделать мусульманам при заключении брака. Существует мнение, что в этом аяте ему было приказано жениться на ней, но первое мнение предпочтительнее, и оно подтверждается достоверными хадисами». См.: Фатх аль-Кадир. Бейрут. Дар Ибн Хазм. 1421/2000. С. 1408. — Прим. переводчика.

185 Сахих Сунан ат-Тирмизи (2566).

186 Абу Давуд (1905). Суть хадиса передали аль-Бухари и Муслим, но я не встретил там упоминания того, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поднял палец вверх, а потом показал им на людей. В «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что он поднял голову и сказал: «О Аллах, передал ли я? О Аллах, передал ли я?» См.: Сахих аль-Бухари (1739).

187 Аль-Бухари (2826); Муслим (1890). В таком виде его передал аль-Бухари.

188 Аль-Бухари (4889); Муслим (2054). В таком виде его передал аль-Бухари.

189 Аль-Бухари (7437).

190 Муслим (187).

191 Аль-Бухари (1145); Муслим (758). В таком виде его передал аль-Бухари.

192 Хадис передал Ибн Манда, и аз-Захаби назвал его иснад хорошим. Аль-Хаким, аль-Мунзири, аль-Хейсами и целый ряд хадисоведов считали его достоверным.

193 Аль-Бухари (7485), Муслим (2637). В таком виде хадис передал аль-Бухари.


194 Аль-Бухари (7481).

195 Подвешенным (му‘аллак) называется сообщение, у которого отсутствует начало цепочки рассказчиков, а прерванным (маукуф) — сообщение, цепочка рассказчиков которого восходит до сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В данном случае рассказ Ибн Мас‘уда равносилен хадису, переданному от имени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что он затрагивает мир сокровенного, о котором сподвижники не высказывали собственных суждений. — Прим. переводчика.

196 Фатх аль-Бари (13/452).

197 Хальк аф‘ал аль-‘ибад. С. 149.

198 Аль-Бухари (7483), (4741); Муслим (222). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

199 Аль-Бухари (7518); Муслим (2829). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

200 Муслим (486).

201 Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим (5/394).

202 Слово الإحسان «ихсан» означает «совершение чего-либо превосходным образом», «оказание милости». Это понятие включает в себя два аспекта: во-первых, оказание милости другому творению; во-вторых, совершение самого поступка безупречным образом. Человек творит добро, если он приобретает праведные знания и поступает строго в соответствии с ними, если он помогает творениям и делает им добро самым совершенным образом, искренне ради Аллаха, не ожидая ничего взамен. Это нечто большее, чем справедливое отношение, поскольку добродетельный человек отдает другим больше того, что он должен, и требует для себя меньше того, что ему полагается. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…» (Ан-Нахль, 90). Такая добродетель — неотъемлемое качество истинного верующего, который постоянно ощущает себя под присмотром и покровительством Господа, и поэтому, когда ангел Джибрил , мир ему, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об ихсане, тот сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». В другой версии хадиса говорится: «Это когда ты боишься Аллаха…» Его передали аль-Бухари, Муслим и др. См.: Ан-Навави Я. Указ. соч. Т. 1. С. 180-181. — Прим. переводчика.


203 Аль-Бухари (1406); Муслим (2694).

204 Муслим (2137).

205 Там же (17).

206 Там же (2684).

207 Аль-Бухари (7188); Муслим (2668).

208 Аль-Бухари (3783); Муслим (75).

209 Муслим (177).

210 Аль-Бухари (7437); Муслим (182). В таком виде хадис передал Муслим.

211 Аль-Бухари (7434).

212 Муслим (181).

213 Аль-Бухари (7444); Муслим (180).

214 Аль-Бухари (7383).

215 Муслим (179).

216 Аль-Бухари (1120); Муслим (799). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

217 Джами‘ аль-байан (15/232).

218 Аль-Бухари в «Сахихе» привел подвешенную (му‘аллак) версию хадиса. Ибн Хаджар в своих комментариях сообщил, что его целостную версию передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа в таком же виде. См.: Фатх аль-Бари (13/372-373).

219 Согласно Ибн Хаджару, это дополнение тоже передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: Фатх аль-Бари (13/374).

220 Аль-Бухари (7386).

221 Имеется в виду ‘Абдуллах бин Мас‘уд. — Прим. переводчика.

222 Аль-Бухари (4817).

223 Именам и атрибутам Аллаха я посвятил отдельную книгу «Асма Аллах ва сифатух фи му‘такад ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а». Желающие рассмотреть эту тему подробнее могут обратиться к ней.


224 Аль-Бухари (6410); Муслим (2677). В таком виде его передал Муслим.

225 Ахмад (1/391). Ибн Хаджар сообщил, что этот хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан. См.: Фатх аль-Бари (11/220).

226 Муслим (486).

227 См.: Талхис аль-хабир (4/172).

228 Ма‘аридж аль-кабул (1/77).

229 Там же (1/76).

230 Мишкат аль-масабих (2289). Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

231 Там же (2290). Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

232 См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (746).

233 Мишкат аль-масабих (2291).

234 См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/84) и далее.

235 Здесь имеется в виду обещание о прощении и райском блаженстве. — Прим. переводчика.

236 Речь идет о хариджитах, последователях религиозно-политического направления, возникшего в период правления халифа ‘Али бин Абу Талиба. Название этого направления произошло от глагола خرج «хараджа», означающего «выходить», «выступать». По мнению Ибн Хаджара, хариджиты были названы так, потому что выступили против религии и против лучших среди мусульман. Их появление было предсказано Пророком Мухаммадом , да благословит его Аллах и приветствует,: «После меня в моей общине появятся люди, которые будут читать Коран, однако он не проникнет дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела выходит из дичи, и больше не вернутся в нее. Они худшие из людей и творений». Хадис передали Муслим и Ибн Маджа со слов Абу Зарра. Хариджиты были первыми, кто стал обвинять мусульман в неверии за совершение больших грехов. Они считали дозволенным вооруженное выступление против мусульманского правителя, разрешали проливать кровь и присваивать имущество мусульман, которые не согласны с ними. Искажая смысл коранических откровений, они оправдывали свои злодеяния и сеяли смуту во многих областях Халифата. Опасные воззрения хариджитов продолжают распространяться и в наше время. См.: Ибн Хаджар А. Указ. соч. Т. 12. С. 354; Ан-Навави. Указ. соч. Т. 4. С. 186. — Прим. переводчика.


237 Подробно исследовав данный вопрос в книге «Асма Аллах ва сифатух фи му‘такад ахль ас-сунна», мы пришли к заключению, что сосчитать имена Аллаха — это значит запомнить их.

238 См.: Маджму‘ ар-расаил. С. 444-447. Шейх аль-Банна перечислил эти верования и подверг их критике.

239 Мишкат аль-масабих (2390).

240 Муслим (477).

241 Там же (592).

242 Фатх аль-Бари (11/145); Муслим (2730).

243 Хадис передал Муслим. См.: Мишкат аль-масабих (2294).

244 Муслим (2694).

245 Это значит: они не называют имен и качеств, которыми обладает Аллах, а лишь отрицают качества, которые не приличествуют Ему. Например, они говорят, что Аллах не глухой, не слепой, не мертвый и т.д. — Прим. переводчика.

246 Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари не разделял этих убеждений, и об этом мы поговорим, когда коснемся его воззрений относительно атрибутов Всеблагого и Всевышнего Творца.

247 Шейх Хасан аль-Банна, шейх Хасан Айюб и некоторые другие современные авторы были снисходительны к поздним ученым, допускавшим такую ошибку. Они пытались сблизить позиции ранних (салаф) и поздних (халаф) ученых, но мы обязаны признать тот факт, что суждения поздних богословов, истолковывавших божественные атрибуты вопреки их очевидному смыслу, далеки от истины. Их нельзя сблизить с учением ранних мусульман, и даже доброе намерение не является оправданием для некоторых из поздних богословов, потому что доброе намерение не превращает ложь в истину.

248 См.: Маджму‘ аль-фатава (3/17).

249 См.: Маджму‘ аль-фатава (3/25).


250 Так поступают, например, истинные джахмиты. См.: Маджму‘ аль-фатава (3/39).

251 Слово المتشابه «муташабих» применительно к аятам Корана используется в двух значениях: «сходный по смыслу» и «требующий толкования». В первом значении оно употребляется в словах Всевышнего: «Аллах ниспослал наилучшее повествование — Писание, [аяты которого] сходны и повторяются» (Аз-Зумар, 23). Во втором значении оно использовано в аяте: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие — требующие толкования» (Аль ‘Имран, 7). На русский язык слово متشابهات «муташабихат» в последнем аяте было переведено по-разному: «аллегорические» (Богуславский), «иносказательные» (Саблуков), «сходные по смыслу» (Крачковский), «требующие толкования» (Османов), «скрытые в толковании своем» (Порохова). Ар-Рагиб аль-Асфахани сказал: «Это аяты, толкование которых представляет сложность из-за допустимости других толкований». Аш-Шаукани сказал: «Это аяты, смысл которых и выводы из которых неочевидны ни из самих аятов, ни из других текстов». Существует мнение, что ясно изложенные аяты (мухкам) предполагают лишь один смысл, а требующие толкования (муташабих) — несколько значений, каждое из которых опровергает все остальные. См.: Аш-Шаукани М. Указ. соч. С. 266; Аль-Асфахани Р. Указ. соч. С. 257. — Прим. переводчика.

252 Этой теме я посвятил статью «Ат-та’вил хутуратух ва асарух».

253 Хадис передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: Мунтака аль-ахбар (3177).

254 Его передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ахмад. См.: Мунтака аль-ахбар. С. 492.

255 Хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад. См.: Мунтака аль-ахбар (3452).


256 Маджму‘ аль-фатава (3/3). О вероучении ранних мусульман писали многие улемы, в том числе ат-Тахави. Его убеждения прокомментировал Мухаммад бин Мухаммад бин Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в труде «Шарх аль-‘акида ат-тахавийя». Мусульманские убеждения изложены Абу аль-Хасаном аль-Аш‘ари в его прекрасной книге «Аль-ибана ‘ан усул ад-дийана», ас-Сабуни в книге «‘Акида ас-салаф» и др. Мы тоже последовали их примеру и пошли по их стопам, моля Аллаха собрать нас вместе с ними в день воздаяния.

257 Ма‘аридж аль-кабул (1/88).

258 Обрати внимание на то, как имам аль-Аш‘ари подчеркнул правомочность обоснования убеждений достоверными хадисами, ведь все сказанное здесь относится к вопросам вероучения, а не права. Он не делал различий между множественными (мутаватир) и единичными (ахад) сообщениями, и то, что в своих книгах он обосновывал вопросы вероучения хадисами, подтверждает правильность сделанного нами вывода.

259 См.: Макалат аль-исламиййин. С. 290-297. Здесь мы ограничились упоминанием только тех воззрений, которые касаются качеств Аллаха, не упомянув об остальных убеждениях приверженцев сунны и хадисов, с которыми он согласился.

260 Разъяснению убеждений Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари я посвятил интересную статью.

261 Истинное единобожие (таухид) — это убежденность в единстве божественной сущности Аллаха и Его атрибутов, а также поклонение Ему одному, не приобщая сотоварищей к Нему. Однако это понятие было искажено, и некоторые полагают, что единобожие подразумевает отрицание атрибутов Аллаха. По их мнению, признание этих атрибутов предполагает множественность необходимо-сущего (та‘аддуд аль-ваджиб). По мнению некоторых суфиев, единобожие в нашем понимании — это единобожие простых людей (таухид аль-‘амма), помимо которого есть единобожие избранных (таухид аль-хасса), подтверждаемое истинами, и единобожие избранных среди избранных (таухид хасса аль-хасса). Все это ничто иное, как заблуждение.


262 Муслим (26).

263 Там же (27).

264 Там же (31).

265 Аль-Бухари (128).

266 Там же (99).

267 Там же (425).

268 Этот хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом, настолько известен, что нет необходимости в указании источников. В своей книге «Макасид аль-мукаллафин» (С. 519) я упомянул различные версии данного хадиса и указал на их источники.

269 Ибн аль-Асир сообщил, что его передали аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. См.: Джами‘ аль-усул (75).

270 Мишкат аль-масабих (49).

271 Аль-Бухари (281); Муслим (1904).

272 Джами‘ аль-усул (2651).

273 Мишкат аль-масабих (5334).

274 См.: Китаб Аллах. С. 10 и далее.

275 Одним из тех, кто склонился к этой точке зрения, был Мустафа Махмуд, автор книги «Аллах».

276 В Коране сказано:


<< предыдущая страница   следующая страница >>