reforef.ru 1 2 3 4 5

УСЛОВИЕ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА


ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ


Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал:

"Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их". (Сура "Покаяние", аят 103.)

А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвования. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих предписаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал:

"Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле". (Сура "Покаяние", аят 54.)

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ


Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ


Имущество должно достичь облагаемого минимума, причем каждый вид имущества, с которого полагается выплачивать закят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означает, что если у мусульманина есть золото, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также есть серебро, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не выплачивает с них закята.

ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ




Каждый правоверный обязан выплачивать закят с четырех видов имущества:

1. С ценностей: золота, серебра и бумажных денег. Всевышний Аллах сказал:

"А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием". (Сура "Покаяние", аят 34.)

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал:

"Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в адском пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами".


Под выплатой должного в этом хадисе подразумевается закят, так как в другой ривайе говорится: "Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят..."

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег.

'Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:

"Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати [золотых] динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год".

Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота. 'Али ибн Абу Талиб также рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов".

Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 граммам серебра. Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценностей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер. Этого мнения придерживались имам Ахмад (одно из двух его мнений) и Абу Ханифа. Кроме того, в хорошем хадисе сообщается, что Посланник Аллаха увидел женщину, которая надела два золотых браслета, и спросил ее:

"Ты выплатила за них закят?" Она ответила: "Нет". Он сказал: "Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя два браслета из огня?" Тогда женщина сняла их и сказала: "Я жертвую их Аллаху и Его Посланнику".

Жена Пророка 'Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха пришел в дом и увидел на ее руке серебряные украшения. Он спросил:


"Что это такое, 'Аиша?" Она ответила: "Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о Посланник Аллаха". Он спросил: "Ты выплачиваешь с них закят?" Она ответила: "Нет". Тогда он сказал: "Этого достаточно, чтобы попасть в ад".

Другая жена Пророка Умм Салама рассказывала, что она носила золотые украшения и спросила Посланника Аллаха:

"О Посланник Аллаха, считается ли это, что я собираю сокровища?" Он ответил: "Не считается, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят".

Несмотря на это, пять сподвижников Пророка - Анас, Джабир, Ибн 'Умар, 'Аиша и Асма - считали, что закят не выплачивается с тех украшений, которые человек носит или одалживает близким. Этого же мнения были имамы Ахмад (второе его мнение), аш-Шафи'и и Малик. Они ссылались на слова Пророка: "Закят не выплачивается с украшений". Этот хадис - слабый, потому что в его иснаде есть неизвестный ученым рассказчик 'Афийа ибн Айуб и слабый рассказчик Ибрахим ибн Ауйб. Поэтому первое мнение в силу более убедительных аргументов является более предпочтительным и надёжным. Шейх Ибн Джибрин сказал, что закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.

Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. Кроме того, если у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, то он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг. Тем не менее ученые ханбалитского толка считают, что в этом случае человек освобождается от закята, но первое мнение более сильное.


Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят.

2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал:

"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза". (Сура "Корова", аят 267.)

Всевышний также сказал:

"...и отдавайте должное во время жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.)



<< предыдущая страница   следующая страница >>