reforef.ru 1 2 3
Отечество-2012


Номинация «История образования»

Исследовательская работа на тему:

«Шатурская школа № 2:

75 лет назад»

Автор: Виктория Чайка, учащаяся 9 «А» класса,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Шатуры;

Руководитель: Ольга Михайловна Зинина,

преподаватель истории и обществознания,





2012 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение. Цели, задачи, методы, характер работы, её источники - стр.3-5.

Глава 1. Как всё начиналось - стр.6-7.

Глава 2. Складывание традиций в Шатурской школе №2 в 1937 году – стр.8-10.

Глава 3. Шатурская школа №2 в первой половине 1941 года – стр.11-12.

Глава 4. Первый педагогический состав Шатурской школы № 2 - стр.13.

Глава 5. Фёдор Васильевич Семченко – первый директор - стр. 14.

Результаты исследований и выводы- стр.17.

Список литературы - стр.- 20.

Приложения к исследовательской работе – стр.21 -31.

ВВЕДЕНИЕ

Неодолимая сила тянет сюда выпускников. Возвращаясь из других городов в Шатуру, они обязательно навещают свою родную школу. Эта неодолимая сила притяжения ни на что не похожа! Её нельзя сравнить даже со страстью путника приложиться к роднику. Там – одно: утолить жажду тела. Здесь иное: напоить нечто в душе. Всё на земле стирается. Всё, кроме памяти! Значит, неодолимая сила, влекущая выпускников в родную школу, есть не что иное, как память о педагогах, бесконечная благодарность им, передавшим своим воспитанникам частичку души, заложившим понятия добра и правды.

Шатурская школа №2 на протяжении всей своей 75-летней истории славилась высоким уровнем преподавания, талантливыми директорами, педагогами – профессионалами и, конечно же, замечательными воспитанниками. Школа имеет богатые традиции и интересную историю, которую необходимо систематизировать и донести до сверстников, тем более, что приближается 75-летний юбилей школы. Учитывая масштабность данной задачи, ограничусь изучением начального периода функционирования школы и постараюсь разобраться по проблеме: «Как всё начиналось в Шатурской школе № 2 семьдесят пять лет назад?»


Цель моего исследования: Пополнить знания об истории Шатурской школы № 2 в начальный период её функционирования, то есть в довоенные 1937-41-е годы.

Задачи исследования:

1.Выяснить, почему возникла необходимость открытия школы, ведь рядом была Шатурская школа №1, рассчитанная на полторы тысячи учащихся.

2.Выяснить точную дату открытия школы, а также на какое количество мест она была рассчитана.

3.Найти информацию о первом директоре школы Фёдоре Васильевиче Семченко, погибшем на фронте в годы Великой Отечественной войны.

4. Выявить первоначальный состав педагогического коллектива.

5. Определить насколько хорошо учились школьники в тот период времени, чтобы сравнить эти данные с учёбой моих сверстников – школьников начала ХХI века.

6. Разобраться по вопросу статуса учебного заведения в довоенный период.

7.Определить, какие традиции складывались в школе в начальный период её функционирования?

Методы исследования:

1. Поиск информации в Школьном архиве (Анализ данных ведомостей учащихся за 1940/41 учебные годы, знакомство с сохранившимися письменными воспоминаниями о школе первых её выпускников и педагогов).

2. Знакомство с подшивками сохранившихся номеров местной газеты «Ленинская Шатура» за 1937-1941 годы.

3. Работа с документами в Архиве Шатурского района (Статистические отчёты по школе за 1937-1938 годы).

4. Обращение к Интернет-ресурсам.

Новизна и актуальность работы. Своё исследование начала с того, что познакомилась с краеведческой литературой, Интернет-ресурсами по истории Шатурской школы № 2. Однако информацию о школе нашла очень скудную, несмотря на то, что это учебное заведение имеет уже 75-летний стаж. У местных краеведов не доходят руки до данной темы. Это ещё больше убедило меня в актуальности, важности и необходимости данного исследования! Ведь на основе найденного и систематизированного материала можно открыть музей, посвящённый выпускникам и педагогам нашей замечательной школы.


Объект исследования: история Шатурской школы №2

Предмет исследования: история функционирования школы в довоенный период, т.е. в 1937-1941 учебные годы.

Характер данной работы можно определить как исследовательская работа, так как мне удалось поработать с документами в школьном архиве, в Муниципальном архиве Шатурского района, в архиве местной газеты «Ленинская Шатура». Найденный материал систематизировала и составила рассказ, сделала ряд выводов, которые будут интересны как выпускникам школы, так и моим сверстникам.

Практическая значимость: С результатами своего небольшого исследования обязательно выступлю на школьной конференции перед учащимися 8-9 классов. Результаты своего исследования планирую поместить в Интернете на сайте школы, в которой учусь (school02_shat/), а также имеется договорённость с создателями сайта «Шатуряне» о размещении данной исследовательской работы (www.shaturyane.ru). По материалам исследования составила презентацию, а также оформляю стендовый доклад.

Результаты моего исследования могут быть использованы в учебных целях в любом образовательном учреждении, а также в других сферах деятельности.

Описание источников моей исследовательской работы

Убедившись, что об истории Шатурской школы № 2 в местной краеведческой литературе написано очень мало, мы обратились в Школьный архив, в котором обнаружили Ведомости успеваемости учащихся за 1938-1945-е годы с фамилиями преподавателей, а также письменные воспоминания первых педагогов и учеников школы.

Много интересной информации по теме исследования нашли в подшивках газеты «Ленинская Шатура» за 1937-1941-е годы. Оказывается, первые преподаватели и учащиеся оставили о себе немало интересной информации на страницах местной газеты (Приложение 1).

Неоднократно посещали Муниципальный архив Шатурского района, где удалось обнаружить список самого первого состава педагогического коллектива, возглавляемого Фёдором Васильевичем Семченко1 (Приложение 2).


ГЛАВА 1. Как всё начиналось

В одном из номеров газеты «Ленинская Шатура» от 15 февраля 1937г. сообщается: «К будущему учебному году в Шатуре будет открыта еще одна школа. Строительная контора горсовета сейчас приступила к строительству школы. Это будет двухэтажное кирпичное здание с прекрасным архитектурным оформлением, с удобными светлыми комнатами и кабинетами. Для строительства школы уже завезено 350 кубометров бута, 4 платформы пиломатериала, 116 тысяч штук кирпича и 5 вагонов извести. На площадке около центрального магазина ОРС’а электростанции уже начались подготовительные работы. К началу 1937/38 учебного года новое здание школы будет закончено полностью и оборудовано к занятиям» 2.

Конечно же, здесь речь идет о Шатурской школе № 2, так как в нашем городе только эта школа насчитывает два этажа.

В 1926 году открылась четырёхэтажная Шатурская школа № 1, рассчитанная на полторы тысячи учащихся. Продолжала функционировать Шатурская неполная средняя школа, располагавшаяся в двух деревянных одноэтажных бревенчатых зданиях на улице Интернациональная. Об этих учебных заведениях сохранилась статья Жуковой в газете «Ленинская Шатура» от 10 января 1937г., из которой мы узнаём, что Шатурская неполная школа располагалась в двух деревянных зданиях, расположенных неподалеку друг от друга. В одном из них, по-видимому, обучались дети, а в другом, где имелась канцелярия, обучалась работающая молодёжь, и называлось это здание техникумом: “В 5 часов вечера мы подходим к дверям главного здания Шатурской неполной средней школы. Школа была закрыта. ... Направляемся во второе здание школы. ... В канцелярии техникума одиноко стучит пишущая машинка…”3

О том, что в Шатурской неполной школе, помимо детей, обучалась и работающая молодёжь, видно из объявления, напечатанного в газете «Ленинская Шатура» 15 марта 1937 года4: «Об’явления

Шатурская неполная средняя школа взрослых об’являет прием в 5 класс. Принимаются лица, окончившие 4 класса начальной школы. Производится также прием в 6 и 7 классы лиц, имеющих соответствующую подготовку. Подавшие заявления подвергаются приемным испытаниям. При поступлении в школу необходимо представить заявление и справку об образовании. Заявления принимаются в канцелярии средней школы и гороно с 25 мая по 1 августа. Дирекция»


Из целого ряда статей газеты «Ленинская Шатура» за 1937 год мы узнаём о спешном строительстве новой школы в этом районе. Так, в газете «Ленинская Шатура» от 28 июля 1937г. (№171) сообщается: «По постановлению горсовета, в Шатуре к новому учебному году должно быть закончено строительство новой школы на 400 мест. Работы на строительстве сейчас идут полным ходом…»5 Почему же возникла необходимость ещё в одной двухэтажной школе, рассчитанной на 400 мест и построенной чуть в стороне от Школы № 1?

Ответ на этот вопрос мне помогли найти в Архиве Шатурского района. Заведующая Архивом Татьяна Анатольевна Апарышева познакомила меня с архивной копией Постановления Президиума Московского областного Комитета Советов РК и КД от 17 апреля 1937 г. о преобразовании рабочего посёлка Шатура в город, где прописано следующее: «Ввиду огромного роста промышленности на территории Шатурского поссовета (мощность электростанции доведена до 182 тыс. клв., добыча торфа увеличивается в 1936 г. до 2124000), роста населения до 16 322 человек, роста благоустройства и культурно-бытовых учреждений, рабочий посёлок Шатура преобразовать в город Шатура, с непосредственным подчинением Московскому Облисполкому…»6 (Приложение 3).

Таким образом, в 1936 Шатура получила статус города по причине роста производства и в связи с этим резкого роста численности трудящегося населения. Этот резкий рост численности населения, вызванный пуском постоянной электростанции в 1925 году, масштабными торфоразработками, строительством нового города, и привёл к острой необходимости в открытии Школы № 2 при сохранении функционирования школы №1, расположенной неподалеку и старой деревянной школы на улице Интернациональной, которую стали именовать как Школа № 3.

О функционировании трёх школ в 1937 году нам стало известно из воспоминаний преподавателя начальных классов Евдокии Васильевны Синицыной (Приложение 4).

Как шло строительство Шатурской школы № 2 можно проследить и хорошо себе представить по статьям газеты «Ленинская Шатура». Так, в № 69 от 26 марта 1937г. сообщается:


«Новая школа в Шатуре должна быть отстроена к началу нового учебного года. Сейчас производится кладка фундамента. На строительство школы занято 40 строительных рабочих. Слесари ремонтируют механизм для подготовки раствора извести. Этот механизм даст возможность сократить на 50 процентов рабочую силу, занятую на подготовке раствора. Каждый день подвозится кирпич и другие строительные материалы. Много рабочих занято в укладке стройматериала. Идет работа по заготовке стандартных частей для крыши. На этой работе заняты 4 плотника. Строительная контора на днях получает грузовую автомашину, что даст возможность ускорить подвозку стройматериалов»7.

Из газеты «Ленинская Шатура» от 28 июля 1937г. (№171) мы узнаём:

«По постановлению горсовета, в Шатуре к новому учебному году должно быть закончено строительство новой школы на 400 мест. Работы на строительстве сейчас идут полным ходом. Однако строительные работы по графику отстали на целый месяц. Сейчас идет наверстывание упущенного времени. Уже закончено покрытие крыши этернитом. Закончены работы по устройству междуэтажных перекрытий. В комнатах 2-ого этажа идут отделочные работы. Заканчивается штукатурка стен, поставлены радиаторы водяного отопления. Идет проводка электроосвещения. Отделочные работы начались и в первом этаже. В последнее время строительство ощущало недостаток материалов для работ по водопроводу, канализации и теплофикации, но сейчас эти работы развернуты, и можно надеяться, что они будут окончены своевременно. Во все окна вставлены оконные коробки и рамы. На первом этаже кладутся бревна для пола, сверх них будет настлан пол» 8.

Однако известно, что школу не успели построить к 1сентября 1937г. В исторической справке о школе, помещённой на сайте школы, указывается, что это учебное заведение открыли 8 ноября 1937 года к 20-й годовщине Великой Октябрьской революции (Приложение 5). К сожалению, в архиве редакции газеты «Ленинская Шатура» не сохранились подшивки за сентябрь-ноябрь 1937 года и поэтому мы можем только предполагать, как проходило открытие Шатурской школы № 2, а точную дату открытия школы будем уточнять в Областном Архиве.


В Исторической справке о Шатурской школе №2 приводятся интересные сведения об открытии нашей школы, и мы не можем их не процитировать: «В книге «Шатурский район Московской области: культурное и природное наследие» указано, что здание школы №2 на проспекте Ильича, дом 24 относится к историческим объектам наследия. В 1936 году Постановлением ВЦИК посёлок Шатура был преобразован в город, а через год открыла свои двери школа №2. С тех пор история нашей школы неразрывно связана с историей города. Тогда, 8 ноября 1937 года, в школе прошёл торжественный митинг, на котором присутствовали педагоги и ученики, представители общественности и городских организаций. Многим тогда запомнились слова первого директора Фёдора Васильевича Семченко, отметившего знаменательный факт – окончание строительства и пуск в эксплуатацию нового учебного заведения. В своём выступлении директор отметил, что возглавляемый им коллектив приложит все усилия для выполнения необходимых требований по формированию прочных знаний, умений и навыков у учащихся.Сохранились воспоминания о школе её первых учителей. Надежда Васильевна Боголепова рассказывает: «Наша школа была передовой и дисциплинированной. Коллектив дружный. Успеваемость отличная. Учащиеся внимательны друг к другу и трудолюбивы».9

ГЛАВА 2. Складывание традиций в Шатурской школе №2 в 1937 году

По свидетельству Евдокии Васильевны Синицыной, истоки Школы № 2 исходят от деревянной школы на улице Интернациональной, так как многие учащиеся и преподаватели отсюда перейдут осенью 1937 года в новую школу во главе с Фёдором Васильевичем Семченко. Затем маленькой деревянной школе присвоят № 3, а возглавлять её будет Е.В.Синицына (Приложение 4). Школьные традиции этой неполной Шатурской школы, несомненно, перешли и в Шатурскую школу № 2. Поэтому, чтобы лучше представить, как функционировала наша школа в самые первые годы после открытия, посмотрим, что писали о Шатурских школах до осени 1937 года.


Так, в газете «Ленинская Шатура» от 5 февраля 1937года сообщается:

«Сегодня пленум Шатурского горсовета обсуждает итоги работы школ за первое полугодие 1936-1937 учебного года. Пленум горсовета скажет свое веское слово о том, как Шатурские школы должны дальше бороться за улучшение всей учебно-воспитательной работы, за повышение успеваемости учащихся. По сравнению с итогами учебы в первой четверти учебного года, во второй четверти наши школы добились известных успехов. Об этом говорят следующие цифры.

В первой четверти общая успеваемость по всем школам Шатурского района составляла

по 1-4 классам - 89,5 процентов,

по 5-6 классам- 90 процентов,

по 8- 10 классам - 90,4 процента.

Сейчас положение несколько улучшилось. За первое полугодие общая успеваемость учащихся Шатурских школ составляла:

По 1 - 4 классам - 93,2 процента,

по 5 -7 классам - 92,4 процента,

по 8 - 10 классам - 93,4 процента.

Что особенно важно, повысилась успеваемость по русскому языку, особенно в старших классах. Если за первую четверть успеваемость по русскому языку по 1-4 классам составляла 76,6 процента, то за полугодие этот процент вырос до 84,5 процента. По 5-7 классам успеваемость по русскому языку с 73,2 процентов в первой четверти выросла до 81,6 процента. В 8-10 классах в первой четверти успеваемость по русскому языку была крайне низка. Она составляла всего 54,2 процента. За первое полугодие в 8-10 классах успеваемость по русскому языку составляет 82, 9 процента.

Однако эти цифры нас ничуть не могут успокоить. Мы имеем все основания требовать, чтобы наши школы, директора школ, все коллективы педагогов и учащихся по-деловому, по-большевистки боролись за 100-процентную успеваемость» 10.

Как видим, в 30-е годы большое внимание уделялось уровню успеваемости школьников и ставилась задача его роста до ста процентов.


Об этом свидетельствует и статья Нимвицкого в газете «Ленинская Шатура» от 8 февраля 1937 года:

5 февраля в клубе им. Нариманова состоялся расширенный пленум городского совета РК. На повестке дня стоял вопрос об итогах работы Шатурских школ в первом полугодии 1936-37 учебного года. Докладчик, - заведующая городским отделом народного образования тов. Ткачева, - в своем докладе отметила, что наши школы во 2 четверти первого полугодия значительно улучшили свою работу. Повысилась успеваемость учащихся, вот некоторые цифровые данные: В первую четверть учебного года по 1-4 классам было 85% успевающих (по всем предметам), по 5-7 классам - 90%, по 8-10 - 90%. Особенную тревогу вызвал большой процент неуспевающих по русскому языку. так, по 8-10 классам по русскому языку мы имели 45,8 процента успевающих. Спокойно отнестись к таким итогам первой четверти мы не могли. Горком ВКП(б) на протяжении всей второй четверти оказывали школам повседневную практическую помощь. В результате этой помощи, в результате упорной работы большинства преподавательского коллектива, увеличился процент успеваемости учащихся. Тов. Набутовский сказал, что на достижениях второй четверти ни в коем случае успокаиваться нельзя. Ведь в Шатуре пока имеется всего лишь три класса со стопроцентной успеваемостью, и нам еще далеко до того, когда у нас целые школы будут иметь отличную успеваемость. В наших школах нет боевого социалистического соревнования, каким сейчас охвачена вся страна. С самого начала второго учебного полугодия мы должны широко развернуть соревнования между школами, классами, учащимися, педагогами» 11.

Помимо учебы, в Шатурской неполной средней школе проходили различные кружки, мероприятия, соревнования и конкурсы. Например, был организован кружок по сдаче норм на значок ГСО (готов к санитарной обороне). Вот что об этом мы нашли в газете «Ленинская Шатура» от 24 марта 1937г. (№68):

«В Шатурской неполной средней школе развернуты работа по сдаче норм на значок “ГСО” (“Готов к санитарной обороне”). В 7-ом классе “Б” на этот значок сдали нормы 16 учащихся, в 7 классе “А” - двое и в 7 классе “В” - один учащийся. В этом кружке ребята работают с большим интересом, занятия кружка ни разу не срывались. 14 марта был экзамен. Все кружковцы выдержали его на отлично. Сейчас в школе организовалась вторая группа по сдаче норм на значок “ГСО”. Пионеры нашей школы обязались к концу учебного года, кроме норм на значок “ГСО”, сдать нормы и на значок «ПВХО»12.


Дети также организовывают досуг, проводят различные мероприятия, как во время учебы, так и во время каникул. Об этом свидетельствует статья учащегося Жукова Николая в газете «Ленинская Шатура» от 11 марта 1937года (№ 57):

«Ребята! Наступает весна. Скоро мы сложим на время наши учебники и разойдемся из школы на весенние каникулы. Весенний отдых - самый веселый, самый радостный. Но весенние каникулы только тогда пройдут хорошо, если мы сумеем заранее их организовать.

Отдых будет не так полезен, если мы его проведем неорганизованно, если во время отдыха мы не сумеем организовать здоровые развлечения и забавы. Мы это знаем на примере зимних каникул, которые в нашей неполной средней школе Шатуры были организованы плохо. У нас не было пионерской комнаты, где мы могли бы собираться вместе. Много дней прошло скучно и однообразно. При организации весенних каникул надо предусмотреть все ошибки прошлых каникул.

Комсомольская и пионерская организации школы должны крепко поработать в оставшиеся до каникул дни. Недавно в нашей школе был проведен шахматно-шашечный турнир. Многих ребят турнир очень заинтересовал. Мы очень хотели бы, чтобы во время каникул был проведен городской шахматно-шашечный турнир школьников и пионеров, в котором бы приняли участие все лучшие шахматисты и шашисты наших школ. Мне хочется участвовать в шахматно-шашечном турнире, другие увлекаются спортом, третьи хотят выступить на смотре художественной самодеятельности. Всё это должны организовать наши комсомольские и пионерские организации совместно с ГорОНО и директорами школ.

Подготовку к весенним каникулам надо начать сейчас же, не откладывая её ни на один день. Мы сами должны принять активное участие в подготовке к каникулам»13.

Интересно, что организацией досуга детей занимались и взрослые, несмотря на свою занятость. Об этом свидетельствует статья в газете от 11 марта 1937г. (№57):

«26 марта в школах Шатуры начинаются весенние каникулы. Для ребят они должны пройти живо, интересно. Эти каникулы должны дать ребятам здоровую зарядку для самого трудного периода - конца учебного года.


Придавая весенним каникулам большое значение, ВЛКСМ и городской отдел народного образования разработали план мероприятий на весенние каникулы. Во время каникул в клубе им. Н.Н.Нариманова будет показ нескольких кинокартин. Это будут уже известные фильмы: “Юность поэта”, “Карл Брунер”, “К событиям в Испании” и другие.

30 марта в Шатуре будет проведён городской конкурс художественной самодеятельности...»14

Из всего этого следует вывод, что школьная жизнь полна ярких моментов, интересных событий, для ребят данное учебное заведение было настоящим вторым домом.

Главное внимание уделялось учёбе, повышению качества знаний и росту уровня успеваемости. Об этом ярко свидетельствует целый ряд статей местной газеты. Так старшая вожатая Силакова в газете «Ленинская Шатура» от 29 мая 1937г. сообщает:

«26 мая ученики 4 класса “А” Шатурской неполной средней школы сдавали испытания по естествознанию. В классе, кроме учительницы тов. Щаповой, присутствовала учительница 3 “А” класса Боголепова. Первой сдавала испытания Нина Изотова. Она в 4 классе второй год, потому что в прошлом году плохо училась по русскому языку. В этом году она отличница. На испытаниях по естествознанию, как и на других прошедших уже испытаниях, она получила отличную отметку.

Отлично” по естествознанию получила пионерка Калашникова. Она тоже хорошо училась в этом году.

Пионерка Юлия Силантьева тоже получила отлично. А весь год по естествознанию она получала отметки “посредственно”, а иногда и “плохо”.

Из 38 учеников 4 класса “А” сдавших испытания, 15 ребят получили “отлично”, 12 - “хорошо”, 11 - “посредственно”. Плохой отметки нет ни одной.

Ребята приходят на испытания бодрыми, уверенными и с неплохим запасом знаний»15.

В газете «Ленинская Шатура» от 30 мая 1937г. ученица 7 «А» класса Филатова А. рассказывает об испытаниях по географии:


«27 мая в Шатурской неполной средней школе, в 7 классе «А», проходили испытания по географии. Испытания в 7 «А» классе дали хорошие результаты, ученики хорошо усвоили пройденный материал. Преподаватель географии Ф.В. Семченко умело и просто вел занятия в течение года, так что все ребята усвоили предмет и с успехом отвечали на испытаниях. Ученики были уверенны в своих знаниях, не волновались, и большинство получило хорошие отметки. Во время испытаний ученик подходил к столу, где лежали листочки с вопросами, уверенно отвечал на вопросы и показывал на карте. Из 29 учеников 17 получили хорошие отметки. Плохих отметок по географии в нашем классе нет совсем. Отметку “отлично” получили ученики Буланцева, Филатова, Маркушин, Молчанова, Ёлкина, Светкова, Крупнова и другие.

В течение всего года ученики 7 класса “А” внимательно занимались по географии, хорошо изучили карту и, благодаря этому, дали хорошие результаты на испытаниях»16. Эта статья важна для нас ещё и тем, что из неё узнаём о Фёдоре Васильевиче Семченко.



следующая страница >>