reforef.ru 1 2 3

Чукотские байки от Сергея Сытникова.


Идите в баню!
Что такое баня,знают все.Даже те,кто баню не любит.Но что такое баня для Чукотки,-это знают не многие.В каждом поселке,большом или маленьком,она обязательно была.Причём это было капитальнейшее строение,созданное жителями своими руками,для себя и надолго.Как правило,баня строилась на берегу моря,если посёлок на берегу,или возле речки,если не у моря.Статус бани был очень высок,и даже те, кто к ней относился ровно,со временем становились фанатами.

В 70е годы в тех краях основными развлечениями были:

-Клуб.Где собирался народ после работы.Беседы,танцы под радиолу,бильярд,кино,по праздникам артисты или местная самодеятельность.(Телевидение провели только в 76м году).

-БАНЯ!Тут объяснять не надо.Зто священнодейство!Это Храм!

Я жил тогда"у самого синего Восточно-Сибирского моря".

Летом всё ясно,выскочил из парной,нырнул в море,где вода прогревалась аж до 7 градусов,и обратно.А вот зимой!Прорубалась купель 1м*1М,закрывалась щитом,чтоб не замерзла.И вот картина:вылетает толпа мужиков без ничего,пар как от паровозов, и с дикими воплями прыгает в эту прорубь.

Когда влетали обратно в парную,на башке висели сосульки,за бортом-то -40!

Кстати,баню можно организовать имея при себе дрова,спички и брезентовую палатку!Этим способом пользовались геологи на Чукотке.Подробности в повести Олега Куваева "Территория".

Собственно в этой повести фигурирует рудник,где тоже есть баня,о походе в которую я и хочу рассказать.
Пламенный

В 60х годах геологи доказали,что на Чукотке,кроме всего прочего ,имеется ещё и ртуть,вернее её руда-киноварь.Было открыто месторождение,ударными темпами построен посёлок.Причём посёлок серьёзный на 1-1.5тыс жителей:штук 5 16ти квартирных двухэтажек для начальства,ведущих специалистов и многодетных семей,одноэтажки,общаги,котельная,МТС,столовая,склады,аэродром,который принимал тогда ЛИ-2 и Ил-14,вобщем всё что нужно,и,конечно же,баня.Не учли одного:посёлок находится в горах,150км на юг от моря.Дорог нет,Жд тем более,каждую гайку нужно возить самолётом! Году в 69м оказалось,что добыча очень дорога,и рудник решили законсервировать.Людей быстро вывезли,посёлок и рудник законсервировали.Представьте себе,целый посёлок,годный для проживания и пустой!Ах,да,почему Пламенный!?Потому что,даже не зная точных координат,Взяв курс по карте,эту рыжую сопку можно обнаружить за много километров!Она там одна такая!

Прошло несколько лет.И вот мы со своим неразлучным другом,вертолётом МИ-4 попадаем в эти края на летнюю съёмку в самый разгар короткого полярного лета.Базируемся в посёлке,которого нет на карте.Нет,посёлок не умер.Он живёт!Там есть смотритель(мы его прозвали "губернатор").На склад завозились топливо и продукты для геологов и оленеводов.Перевалбаза называлась.

Ну,летом-то ладно,а зимой?Вечная ночь и ты один в мёртвом городе!Жутковато!

Правда губернатор не горевал:что-то там мастерил,ставил бражку из продуктов,иногда жена к нему приезжала,вобщем был доволен жизнью.

Прибыли утром.Торжественная встреча с губернатором,ну и за работу!Подготовить площадку для вертолёта,заправочную точку(т.е. прикатить два десятка бочек с бензином по 200кг,которые нам завезли на самолётах Ан-2 и установить их на платформу),ну и оборудовать жильё.Благо с жильём проблем не было.Выбирай любую квартиру. Почти все с какой-никакой мебелью и стёкла целые.Вандалов-то там не было.Вечером короткий брифинг,и завтра начинаем работу.

Ну,как работается не гравике,я уже говорил.А тут горы.На несколько дней низкая облачность закрывает склоны и ущелья,где мы должны работать.Ура,выходные!А что делать в выходные в тундре?Угадайте с трёх раз?Правильно!Грибы,рыбалка(ибо посёлок,как обычно, на берегу речки,неглубокой,но рыбной),шашлык-отбивные(оленина и даже баранина там водится).И,конечно же,возникли мысли о бане.Губернатор показал нам поселковую баню.Приличное строение,большой котёл.Но.Насоса нет да и само заведение за много лет пришло в большой упадок.Похоже запустить этот процесс нам не под силу.После очередной рюмочки коньяка губернатор вспомнил,что есть ещё одна банька,самостройная,на окраине поселка.Немедленно пошли смотреть.Да,избушка из бруса,буржуйка из бочки,обложенная камнями,и две двухсотлитровые бочки для горячей и холодной воды.Вот.То,что надо!На завтра назначили банный день.

С утра кэп и наука занялись готовить шашлык-машлык,а я,второй пилот и техник пошли готовить баню.Быстренько подмели-почистили,затопили печь,осталось только принести воды литров 400.


И вёдра нашли,только вот загвоздка,банька-то на берегу,а берег "тот высокий,нет ходу никому".Река внизу,банька на уровне этажа 3го,если не выше.С двумя вёдрами по склону не подняться,одной рукой надо держаться за камни,и то,пока поднимешься,остаётся полведра.

После нескольких восхождений было сказано много нелитературных слов.Гораздо больше,чем воды в первой бочке.Пошли к кэпу на совет.Почесав репу,решили использовать транспортное средвтво.Быстренько расчистили площадку у бани,,запустили вертолёт,загрузили 2 бочки и сели прямо в речку - она в то время по-колено глубиной.

Ну а дальше дело техники.С шутками-прибаутками залили бочки под обрез,нежно подняли,чтоб не расплескать и плавно опустили возле бани.Минут через 15 бочки в бане были полнёхоньки.

А через час мы уже парились со всей пролетарской ненавистью,ибо веники были из карликовой берёзки,а это всё-равно,что розги.Но процесс есть процесс.

А вечером был шашлык под коньячёк!

Весна-красна
Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима,и мороз за 20,и снег не думал таять,но дыхание её уже чувствуется.

Солнце уже светит во всю,и снег искрится так,что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь,однако!).

В конце марта прилетают первые птички-пуночки,похожи очень на снегирей,только белые с серыми пёрышками.

Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы,уже начинающие линять,всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования,провианта на точки,затем геологи,буровики,полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.

В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.

Солнце яркое,на небе ни облачка,в общем,условия санаторные!

Всрок прибываем на точку.Тёплая встреча с нашими друзьями геофизиками,чай,обсуждаем план работы,маршрут,и за дело.


Перед началом работы нужно "потрясти" гравиметры.Выглядит это так:

Загружаем эти самые гравиметры,взлетаем и "трясем" их минут 30-40 в полёте,затем посадка на реперную точку,где гравитация уже замерена и известна до того как.Там вводятся поправки,записываются данные.И вот приборы настроены.Вперёд,на маршрут!

Эти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили,случалось,но в основном это время использовалось для тренировки(виражи,малые скорости,полет на минимальной высоте).

В один из таких свободных полётов,решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек,текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100,заснеженный,пестрит оголёнными камнями.Но что это?

Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись,-поняли,что "показалось" всем.

Разворачиваемся,снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно,на Чукотке зайцы водятся,но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре,что на 80-100км южнее этого места.Интересно,что их привело сюда?

Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг,стараясь сильно не беспокоить косых.Летаем себе вокруг,приходим в себя от увиденного.Так!А это что за оранжевое пятно?Чуть дальше ещё одно.Подходим поближе.Не может быть!Лисички-сестрички!Да такие упитанные,что будь здоров!Каждая на своей стороне склона пасёт своё стадо зайцевых.Рыжая давай удирать от нас вверх по склону,толпа зайцев несётся ей паперерез почти под 90.И вот они встретились.Зайцы учтиво остановились на мгновение,пропустив помеху слева,видимо в природе свои правила,но пробка при этом создалась нешуточная.Больше мы решили их не беспокоить,да и время свободного полёта подходило к концу,пора было двигаться на контрольную точку.

В то время у меня была кинокамера Аврора-215,электрическая.На морозе,к сожалению, не работала почти.Так что брал я её с собой только летом.Жаль.Кадры были бы бесподобные!


Волчья история

История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем,бортмехаником вертолёта МИ-4.

Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.

Работы были самые разные-съёмка,облёты пастбищ,ЛЭП,лесопатруль,транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.

Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун,берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ,а они сегодня здесь,завтра там.Но у нас карты,радио,охотник-проводник,вобщем все,что нужно.Остаётся только найти стадо.

Вокруг каждого стада,а это несколько сотен голов(до тысячи),пасётся стая волков,которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.

Наша задача-найти и уничтожить!!!

Не всегда получалось (у меня во всяком случае),но тут им повезло.Нашли стаю,и началась охота.

Надо зайти по ходу движения стаи и погнать её вперёд.

Волки всегда бегут прямо,за вожаком.Надо стать параллельно,уравнять скорости,а дальше снимаем десантный люк,и охотник из карабина щёлкает их как в тире.К слову сказать, лиса,как только с ней поравняешься,уходит под вертолёт или останавливается.

Недаром сказки про её хитрость сложены.

Так вот.Набили они тогда штук 7 или 8.А чукотские волки, горные или ещё их называют горбатые,зверюги очень не слабые,до метра в холке,а то и больше. Надо потрудиться,чтобы загрузить их в вертолёт.

Вобщем собрали добычу,попили чайку и домой.

Летят.Волки кучей,чукча кемарит на сидушке у входной двери,экипаж занят делом.

Вдруг механик чует,что кто-то его за унт хватает.(Для тех,кто не знает-механик на МИ-4 стоит в полёте на стремянке наполовину в пилоской кабине,а ниже пояса в грузовой).

Ну он думает,что это чукча хочет что-то спросить,опускает вниз голову и через мгновение уже сидит на шее 2го пилота.


Оба при этом чего-то орут,но в МИ-4 без СПУ(самолётное переговорное устройство) услышать что-либо невозможно.

Командир, посмотрев в выпученные глаза механика и на обалдевшего второго,который с перепугу ничего не понял,наверно подумал-всё,приехали,экипаж рехнулся.Но,заглянув в люк,всё понял и надавил кнопку десантной сирены.

Оказалось.Один из волчар оклемался,встал и решил из последних сил отомстить врагам.

Механик уже висел вниз головой и наблюдал следующую картину.

Сирена разбудила чукчу.Он открыл глаза,оценил ситуацию,зевнул и снял с пояса длинющий нож. Потом спокойно пробрался по куче волков к супостату,ткнул его куда-то и пошел на свое место продолжать кемарить.

Механик до посадки так вниз и не слазил.

Вечером за рюмкой чая я слушал его эмоциональный рассказ.

Робинзон Крузо

В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы,в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор,искрящиеся сопки,чистое голубое небо.А воздух!

Тут бы на лыжах побегать,а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!
В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.

Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.

К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.

Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было. Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, в общем где угодно. Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.

А теперь собственно сама леденящая душу история.
Начиналось всё как обычно. Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре над ней. Обычно я выпрыгивал и принимал эти чёртовы гравиметры, затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг. Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы. Заскакивают операторы, закрываем двери, снова двойное нажатие и вперёд на следующую точку.

В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?

Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).

Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.

Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…

Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того,как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне. Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней - чёрные точки. И я один среди этих точек. Вспомнил уроки спасения. Глаз реагирует не на статику, а на движение. Ага, снимаю шубейку и ну мотать ею - чисто несущий винт. О! Заметили едренать!

Разворот, заход, и вот я "дома".
В это время в покинувшем меня вертолёте.

На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика. На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка.


- Давай на соседнюю.

- ОК, погнали.

Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.

-Где механик?

-А ...(кто) его знает.

-Ёклмн разъети вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!
Далее чудесное спасение.

После этого я изменил технологию.

Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения. Больше не выпрыгивал .Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу.
Так, на всякий случай :)
Навигация
Это слово-священное для жителей Арктики.Начиналась она в конце июня и заканчивалась в октябре.О ней говорили во время оной и,особенно, в долгие зимние месяцы.Её ждали все- от мала до велика.Геологи,буровики,строители,горняки,механизаторы ждали от неё приборы,оборудование,транспорт.Жители ждали новых товаров.Ждали её и дети-интересно,какие игрушки привезут?

В навигацию в порт Певек заходило до 180 судов.Встреча первого каравана(конец июня)-общегородской праздник.Происходило это так.За пару недель до подхода по радио и в местной прессе каждый день давалась информация:Где находятся,ледовая обстановка,график движения,ну и рапорты-все готовы к приёму ессесно.

И вот,когда караван входил в Чаунскую Губу,и до рейда оставались часы,практически весь город высыпал на берег.Было что-то вроде доброй приметы-кто первый увидит,тому целый год счастье будет.Причем в памяти осталось,что происходило это или ночью или ранним утром(солнце в это время там уже светит круглосуточно),тем не менее народ это счастье хотел видеть!Первым подходил ледокол,за ним сухогрузы,танкеры,лесовозы.

Красные суда арктического типа(мы их называли"морковки"),обычные морские и ледокольного типа,со скошенным носом.Чинно рассредоточиваются на рейде в акватории порта,встают на якорь.Потом ледокол взламывает лёд в районе причала и начинается швартовка .Капитану первого ошвартовавшегося судна вручался символический ключ от города,короткий митинг,оркестр,всё как положено.


Вечером первого дня -праздник открытия навигации,народные гуляния,салют из ракетниц,приём экипажей в ресторане или в конторах морского порта,гиробазы или штаба морских операций.

Экскурсии на суда,стоящие у причала или находящиеся на рейде- святое дело.

Доводилось побывать на А/Л"Ленин","Арктика"(тогда он был "Брежнев"),"Сибирь","Советский Союз",дизельных ледоколах,танкерах,сухогрузах.

Впечатления незабываемые,особенно от атомных ледоколов.С "ледокольными"вертолётчиками тоже приходилось встречаться.Когда-никогда они посещали наш аэропорт по своим делам.А однажды вместе попили "чайку" в местном ресторане "Арктика".

Конец навигации не праздновали-мероприятие грустное.Но когда "Сибирь",дожидаясь разгрузки заключительного судна,встал на рейд метров 300 носом на берег,и врубил свои прожекторы дневного света,это было из области фантастики.

Был конец октября.Лед уже стоял прочно.В 17 часов уже была ночь,но в городе было светло,как днем!Народ после работы потянулся к ледоколу прямо по льду.Кто с бутылкой,кто с гостинцами,кто с чем.Вахтенный сначала сопротивлялся,но,видимо,получив указание свыше,стал пропускать человек по 15(под присмотром кого-то из команды).По моим прикидкам у борта топталось челвек 300,и все попали на борт(по кругу,конечно).Огромное спасибо экипажу!Когда на борту кипит работа,подготовка к отходу,а тут эти туристы!Показали всё,вплоть до камбуза и атомного реактора(и вертолётную площадку в том числе :)) )

Потом они уходили.Мы желали им счастливого плавания и до новой встречи в июне!



следующая страница >>