reforef.ru 1

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ?


Роман Никитин

Все современные автомобили имеют в системе электрооборудования так называемую батарейную систему зажигания. Что скрывается под этим термином?

Как, наверное, известно большинству автомобилистов, в автомобиле существуют два источника электричества. Генератор и аккумулятор. Общепринятым считается мнение, что когда двигатель не работает, то системы автомобиля снабжаются электричеством от аккумулятора, а как только двигатель будет запущен, то эстафету перехватывает генератор. Это не совсем так.

Питание электроприборов в сети автомобиля осуществляется аккумулятором, генератор же обеспечивает постоянную подзарядку оного. Хотя и обеспечивает львиную долю производимого электричества. Система зажигания питается именно от аккумуляторной батареи. Связано это с тем, что ток, вырабатываемый генератором очень нестабилен по величине при разных режимах работы двигателя, хотя и подлежит поддержке регулятором напряжения в каком-то определенном диапазоне.

КОНСТРУКЦИЯ БАТАРЕИ

Конструктивно батарея выполнена в виде пластмассового корпуса (иногда полупрозрачного для облегчения контроля над уровнем электролита), в который смонтированы шесть аккумуляторных элементов, иначе называемых "банками" батареи. Каждая банка обязательно имеет газоотвод, и чаще всего снабжена заливной пробкой, в которой, собственно, обычно и расположено газоотводное отверстие. На корпусе обязательно присутствует бортик, позволяющий закрепить батарею в моторном отсеке (или же в другом месте, если конструкция автомобиля предусматривает другое место крепления аккумулятора). Аккумуляторы с тяжелым эбонитовым корпусом и битумной заливкой-мастикой, похоже, окончательно ушли в прошлое и остались в эксплуатации лишь на грузовиках и автобусах.

Каждая банка батареи представляет собой отдельный отсек, в котором расположен пакет электродных пластин, разделенных сепаратором. Каждая банка заправляется электролитом отдельно, и контроль над его уровнем и плотностью тоже ведется индивидуально для каждой банки. Электролит обычной свинцовой стартерной батареи представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Существуют также щелочные аккумуляторы, но пока они не получили широкого распространения.


По краям корпуса батареи расположены электрические выводы, представляющие собой конические металлические штыри, на которые надеваются токосъемные клеммы. Здесь есть одна особенность. Дело в том, что в разных странах существуют различные стандарты на взаимное расположение полюсов батареи относительно ее корпуса. По российскому стандарту плюсовой полюс должен быть слева, если смотреть со стороны выводов батареи. Иначе, например, на переднеприводных автомобилях ВАЗ, могут возникнуть проблемы с нехваткой длины токосъемных проводов, присоединяемых к аккумулятору.

В наше время в связи с применением новых материалов и новых технологий производства стали появляться так называемые "необслуживаемые" батареи. Не надо принимать это название буквально и считать его руководством к бездействию. Термин "необслуживаемые" показывает лишь то, что батарея не требует частого ухода за ней и нуждается в доливе воды не чаще раза в год при условии исправного электрооборудования и среднегодового пробега 15-20 тысяч километров.

Отдельной категорией стоят батареи, исключающие вообще всякое их обслуживание в процессе эксплуатации. Но эти аккумуляторы гораздо более требовательны к состоянию электросистемы автомобиля и устанавливаются, как правило, на дорогих иномарках.

МАРКИРОВКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Как и для любого другого прибора, для аккумуляторных батарей предусматриваются специальные виды маркировок, показывающие основные их характеристики. Большинство европейский производителей, а также значительная часть азиатских придерживаются промышленного стандарта Германии DIN 43539 часть 2, который оговаривает две основных характеристики. Это емкость батареи, измеряемая в ампер-часах (А.ч) при +25° С и ток стартерного разряда в амперах (А) при –18° С.

Батареи американского производства маркируются согласно американскому стандарту SAE J537g, который является частью международного стандарта BCI и также контролирует два основных параметра: резервную емкость, измеряемую в минутах при +27° С, и ток холодной прокрутки, измеряемый в амперах при –18° С. Емкость батареи в ампер-часах этим стандартом не учитывается, что полезно помнить, выбирая батарею. Если в обозначении батареи наряду с указанным стандартом SAE вы обнаружите ее емкость в ампер-часах, то это косвенный признак подделки.


УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Внимание, разумеется, уделяется правильности подключения клемм к выводам. Перед установкой клемм, тщательно зачистите их мелкой наждачной бумагой. После того, как клеммы будут зафиксированы на выводах батареи, их стоит смазать "Литолом-24" или смазкой WD-40.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ БАТАРЕИ

Надо ли говорить, что условия эксплуатации батареи сильнейшим образом влияют на ее долговечность и безотказность? Частые запуски двигателя, поездки на короткие расстояния, неисправности в электрических цепях, дополнительные электрические нагрузки, несвоевременное обслуживание, ненадежное крепление – все это снижает ресурс батареи.

При движении по трассе, как правило, батарея несколько перезаряжается и электролит в ней "закипает", то есть начинается активное выделение паров воды из электролита. Поэтому после поездок на длительные расстояния не лишним будет проконтролировать уровень электролита в банках батареи и при необходимости долить в батарею дистиллированной воды.

Зима для автомобильного аккумулятора – самая тяжелая пора. В это время на батарею ложится дополнительная нагрузка по электроснабжению автомобиля. Это и противотуманные и габаритные огни (к тому же световой день зимой намного короче, чем летом, поэтому и головное освещение автомобиля работает гораздо чаще), и обогрев заднего стекла, и вентилятор отопителя. Дополнительные нагрузки в виде подогреваемых сидений и электрообогреваемых зеркал заднего вида тоже не способствуют повышению здоровья аккумуляторной батареи. Ежедневный недозаряд аккумулятора приводит, в конечном счете, к снижению емкости батареи и сокращению срока ее службы.

Перед зимним сезоном обязательно полностью зарядите батарею, проверьте исправность электрического оборудования автомобиля. Обязательно заправьте систему смазки двигателя подходящим по сезону моторным маслом, иначе не избежать трудностей при запуске двигателя в холодное время.

Неисправности электрооборудования часто являются причиной глубокой разрядки аккумуляторной батареи, в результате чего батарея может и не восстановить свою первоначальную номинальную емкость. Оставленные на ночь включенными габаритные огни или, тем более, обогрев заднего стекла, могут вызвать переразряд батареи, и в будущем постоянный ее недозаряд. Недозаряженная батарея может, в конце концов, просто отказать в работе, если для запуска двигателя по каким-то причинам необходимо длительное проворачивание коленчатого вала (причиной могут стать неполадки в системе зажигания). Наряду с существенным повышением вязкости моторного масла в зимнее время все выше сказанное может сделать запуск двигателя попросту невозможным.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Грамотное обслуживание и уход за аккумуляторной батареей при надлежащей регулярности позволит продлить срок ее службы и избежать внезапных отказов или снижения пусковых качеств двигателя. К чему сводится обслуживание батареи?

Контроль над уровнем электролита в батарее. Электролит должен покрывать верхний край электродных пластин где-то на 10-12 мм. Для осуществления контроля можно пользоваться любой стеклянной трубочкой. При обнаружении падения уровня электролита следует долить в банку дистиллированной воды. Категорически запрещается доливать электролит, если не обнаружен факт его утечки из батареи.

Необходимо помнить, что чрезмерное снижение уровня электролита в банках батареи может вызвать образование взрывоопасной газовой смеси внутри аккумулятора. Поэтому во избежание взрыва категорически запрещено подносить к аккумулятору огонь, например, светить в пробки банок зажигалкой. Не стоит даже подносить близко к аккумулятору сигарету, если не хотите взрыва батареи. Так же следует регулярно подтягивать клеммы батареи и не допускать искрения контактов.

Контроль над плотностью электролита. В средней полосе России требуемая плотность электролита имеет значение 1,27-1,28 г/см3 и не требует корректировки в зависимости от сезона. Снижение плотности электролита кроме ухудшения пусковых качеств двигателя может также привести к куда более тяжелым для батареи последствиям. Следует помнить, что электролит в разряженной батарее замерзает при более высоких температурах, чем в полностью заряженной. Так, при снижении плотности электролита до величины 1.09 г/см3 температура замерзания электролита повышается до отметки всего в 7° С ниже нуля. Для сравнения, электролит плотностью 1,28 г/см3 в полностью заряженной батарее замерзает при температуре –65° С.


Подзарядка батареи вне автомобиля. Зарядка батареи производится с использованием стационарных зарядных или зарядно-пусковых устройств, различие между которыми заключается лишь в способности последних выдавать стартерный ток большой силы. Обычно зарядно-пусковые устройства применяются в специализированных мастерских.

Конкретные рекомендации по заряду батареи изложены в инструкции по ее эксплуатации или гарантийном талоне, прилагаемом к батарее при ее покупке. Но если таковые по какой-либо причине отсутствуют, то следует помнить, что сила зарядного тока должна быть не более, чем 1/10 от значения емкости батареи. Батарею можно заряжать как большими токами, так и малыми. Соответственно, зарядка большим током занимает меньшее время, но при этом отрицательно сказывается на ее ресурсе. Малые зарядные токи более предпочтительны.

Батарея считается полностью заряженной, если на протяжении часа плотность электролита в процессе зарядки не повышается.
Батареи, исключающие долив воды в процессе эксплуатации, заряжаются в режиме постоянного зарядного напряжения, что может быть достигнуто использованием специальных зарядных устройств, способных поддерживать этот режим. Зарядка подобных батарей обычным методом, при постоянном токе, существенно снижает срок службы этих батарей.

Хранение и уход за аккумуляторной батареей. Если вы не эксплуатируете автомобиль зимой, то лучшим выходом для аккумуляторной батареи будет оставаться на автомобиле, будучи полностью заряженной. Если вы все же снимаете ее с автомобиля, то хранить снятую с автомобиля батарею следует полностью заряженной, желательно в неотапливаемом помещении. Чем ниже температура окружающей среды, тем ниже скорость саморазряда батареи.

Уход за батареей заключается в регулярной очистке поверхности ее корпуса от пыли и влаги, подтяжке и смазке клеммовых соединений, проверки надежности установки батареи, визуальном контроле за состоянием корпуса и проверки на отсутствие трещин и подтеков электролита.