reforef.ru 1

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР




Модуль 03. Культура безопасности авиакомпании




Раздел 3. Культура безопасности авиакомпании.

1. Определение понятия Человеческий Фактор

Человеческий Фактор (ЧФ) - это учение об обеспечении надежности авиационно-транспортной системы (АТС), основу которого составляют:

взаимодействие компонентов АТС:

экипажа,

авиатехники и

рабочей среды;

причины и механизмы нарушения их взаимодействия;

методы профилактики.

Как научная дисциплина ЧФ объединяет: философию, физиологию, педагогику, социологию, медицину, эргономику и др., изучающие деятельность и поведение человека в различных условиях.


Человеческий Фактор в авиации может быть определён как набор присущих людям – авиаторам физиологических и психологических возможностей и ограничений, которые, в случае непринятия их во внимание, могут стать причиной неправильных действий.

2. Актуальность CRM & HF для отрасли и авиакомпании (Аэрофлота).

Актуальность проблемы ЧФ связана с тем, что в современной авиации источником 80% инцидентов является персонал. Летный экипаж, технический состав, персонал ОВД, любой человек, вовлеченный в процесс обеспечения полетов, способен совершить ошибку, представляющую потенциальную опасность.

Статистика свидетельствует (см. рис. 1), что, несмотря на постоянные усилия, направленные на повышение безопасности полетов, в последние годы не наблюдается существенного снижения аварийности. Каждые три из четырех инцидентов происходят по причине функциональной ненадежности человека. Неправильное понимание ситуации, принятие ошибочных решений и, как следствие, небезопасные действия – главные причины большинства инцидентов.


Несмотря на то, что уровень безопасности современной авиации очень высок, рост воздушных перевозок и пассажиро-вместимости ВС делают цену каждой ошибки недопустимо-высокой. А сложность и насыщенность современной авиационной транспортной системы (АТС) автоматикой делают ошибку человека чрезвычайно вероятной, если не будет найдено эффективных средств ее предупреждения. Поэтому сегодня главный акцент в борьбе за безопасность полетов направлен на человека.

3. Определение
CRM

Концепция Управления Ресурсами Экипажа (CRM), основанная на положениях ЧФ, представляет собой систему мер повышения безопасности и эффективности полетов с помощью правильного применения людских, технических и информационных ресурсов, а так же улучшения взаимодействия, как в экипаже, так и экипажа с персоналом других компонентов системы.

CRM - это инструмент практического применения принципов ЧФ.

В отличие от ЧФ, CRM представляет собой упрощенную, но ясную систему правил, применяется в промышленности с начала 20-го века. Первые опыты ее применения в авиации (US Airforce) относятся к 40 годам 20-го века. В транспортной авиации применение CRM прошло несколько этапов. Ее развитие и совершенствование продолжается.

4. Основные этапы истории
CRM:

1940-ые – ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ США

1970-ые - СПОСОБНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (HPL)

1980-ые - PILOT JUDGMENT (ЛОГИКА ПИЛОТА);

ADM – AIRMAN DECISSION MAKING (Принятие Решений);

1980-ые - COCKPIT RESOURCE MANAGEMENT (Управление Ресурсами Кабины Экипажа);

1990-ые - CREW RESOURCE MANAGEMENT (Управление Ресурсами Экипажа);

ADVANCED QUALIFICATION PROGRAM (Интегральная Система Сертификации ЛC);

2000-ые - RISK MANAGEMENT (Управление Риском);

THREAT MANAGEMENT (Предупреждение Возникновения Опасных Условий);

COMPANY RESOURCE MANAGEMENT (Управление Ресурсами Авиакомпании).

5. Современные требования к CRM авиакомпании можно сформулировать следующим образом:

Система CRM каждой авиакомпании уникальна и разрабатывается с учетом условий эксплуатации, традиций и профкультуры. Механический перенос CRM одной авиакомпании в другую не эффективен.

Правильное внедрение CRM - это проведение системных изменений во всей авиакомпании, повышающих эффективность всех ее звеньев и создающих благоприятные условия для персонала.

В области профессиональной подготовки (летного состава, в первую очередь) CRM ориентируется на развитие устойчивых навыков поведения. Теоретические знания - необходимое, но не достаточное условие освоения навыков CRM. Основной метод обучения – практика. Одним из условий эффективной практики является ее приобретение в реальных условиях эксплуатации и, как следствие, необходимость совместной тренировки персонала разных подразделений. CRM не заменяет другие виды профессиональной подготовки, но и одной технической грамотности не достаточно для обеспечения эффективной и безопасной летной эксплуатации. Интеграция CRM в другие виды профессиональной подготовки дает наилучший эффект. Практические навыки CRM подлежат квалификационной оценке.

CRM – не разовый комплекс мероприятий, а непрерывный процесс совершенствования и развития, нуждающийся в обеспечении эффективной системы обратной связи (контроль и учет результатов, мнений персонала, эффективности программы подготовки и практических нужд авиакомпании).

6. Базовые принципы CRM:

• Чтобы изменить поведение необходимо время;

• Экипаж – это не группа профессионалов-индивидуалистов, а единая команда;

• Правильное поведение стимулирует эффективную работу экипажа;

• Необходима возможность практиковаться;

• CRM – это норма поведения, а не аварийная процедура.

7. Политика авиакомпании (Аэрофлот) в области CRM & HF


«Аэрофлот», внедряя самые современные принципы и технологии Управления Ресурсами Экипажа, рассматривает CRM, как концепцию, которую должна принять ВСЯ АВИАКОМПАНИЯ.

Для достижения цели необходимо объединить усилия всего персонала авиакомпании, а руководящему составу всех уровней:

обеспечить поддержку неформального внедрения CRM;

способствовать снижению негативной роли организационных факторов.

КВС, СБП, всем членам экипажей - всемерно содействовать внедрению этих принципов и применять их в практической летной работе.

Политика ОАО «Аэрофлот» в отношении Человеческого Фактора состоит в признании научного факта, что ошибка – естественный побочный продукт деятельности человека. Лишь небольшой процент обусловлен небрежностью и халатностью. Ее корни в природе человека, в неоптимальных условиях труда и в организации АТС, недостаточно ориентированной на оптимизацию деятельности человека.

Самым критическим звеном в цепи обеспечения безопасности полетов является летный экипаж (ЛЭ), на деятельность которого влияют ошибки, допущенные в любом звене системы.

Превентивный подход к проблеме безопасности полетов основан на научных принципах ЧФ, включая:

обучение всего персонала авиакомпании, в первую очередь, летного, кабинного экипажей и технического состава, индивидуальным и коллективным приемам предотвращения и компенсации ошибок и

создание организационных условий, способствующих стабильности приобретенных навыков с помощью систематического учета психофизиологических возможностей и ограничений человека и

определение главной причины опасных ситуаций, не только непосредственной, с применением ЧФ, как инструмента поиска, с целью разработки профилактических мероприятий.

Отступление от этих требований порождает обстоятельства, провоцирующие совершение ошибок. Попытки по любым соображениям не выявлять главную причину – источник «повторения» трагедий.


8. Основные принципы внедрения CRM в ОАО «Аэрофлот»

8.1. Обучение персонала.

Внедрение CRM предусматривает, в первую очередь, обучение персонала эффективным методам индивидуальной и совместной профессиональной деятельности в стиле «единой команды».

Соответствующая профессиональная подготовка обеспечивается всем членам экипажа и персоналу, связанному с безопасностью полетов: техническому составу, летным диспетчерам, персоналу Инспекции по БП, ЛК, АТЦ, Комплекса сервиса на борту и Авиационной безопасности. Цель подготовки - формирование правильных психологических установок и поведенческих реакций.

8.2. Внедрение CRM - непрерывный процесс.

Стиль поведения человека нельзя изменить мгновенно, даже с помощью идеальных учебных программ. Для формирования убеждений необходимы время, личный опыт и благоприятные условия.

Поэтому подготовка проводится поэтапно, а учебные планы корректируются с учетом текущих задач и достигнутого уровня, определяемых с помощью эффективной системы обратной связи.

Каждый цикл состоит из этапов:

изучения – ознакомления и обсуждения принципов и приемов CRM;

практики – приобретения начального опыта с помощью ролевых упражнений и тренировок на тренажерах и функциональных устройствах, моделирующих условия профессиональной среды;

формирования навыков в практической деятельности и на этапах периодической подготовки.

Каждый следующий цикл предполагает развитие приобретенных и освоение новых навыков. Поэтому программы CRM ОАО «Аэрофлот» регулярно обновляются.

8.3. Интеграция в другие виды профессиональной подготовки.

CRM не компенсирует профессиональную безграмотность. Но и самый высокий уровень технических знаний без навыков взаимодействия не гарантирует безопасность летной эксплуатации.

Интеграция CRM в традиционные программы профессиональной подготовки:


• повышает их эффективность;

• является необходимым условием формирования и закрепления навыков CRM;

• является одним из условий перехода на интегральную систему профессиональной подготовки и квалификации персонала (см. AQP).

Для реализации этого принципа подготовку преподавателей и инструкторов следует проводить на цикл раньше, чтобы эволюция учебных программ соответствовала этапу внедрения CRM.

8.4. Создание благоприятных условий.

Чтобы быть эффективной, система принципов CRM должна стать нормой поведения. Поведение человека во многом определяется характером производственной среды. Невостребованные качества угасают, негативные – входят в привычку.

Сформированные при обучении CRM профессионально-необходимые качества не устойчивы в несовместимой среде. Их стабильности способствует профессиональная культура, основанная на принципах CRM, которая, к тому же, создает комфортный климат в коллективе, способствует повышению эффективности производства и снижению текучести кадров.

Эффективными приемами формирования, основанной на принципах CRM, профессиональной культуры являются:

• создание производственных взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, доверии, привлечении к сотрудничеству и открытом обмене информацией,

• внедрение принципов CRM в стандартные процедуры и процессы системы менеджмента качества,

• обсуждение особенностей смежных сегментов производства и проведение совместных тренировок летного и кабинного экипажей, технического персонала, летных диспетчеров и службы безопасности.

8.5. Система обратной связи

Стандартный список элементов CRM описан в документах ICAO, JAA и FAA (см. п. 3.1.). Значение каждого элемента, последовательность внедрения и, соответственно, содержание учебных планов зависит от положения дел в авиакомпании и ее подразделениях.

Например, система мер ЧФ по профилактике и предупреждению ошибок не даст эффекта в профессиональной среде, где преобладает убеждение, что ошибки совершаются только из-за недоученности и халатности. В таком подразделении для достижения успеха необходимы системные мероприятия по обучению, убеждению, а, иногда и кадровые перестановки до начала внедрения.


Вскрыть подобные несоответствия можно только с помощью системы обратной связи, эффективность которой определяет успех реализации программы CRM. Приоритетность задач, результативность мероприятий и готовность к очередному этапу определяется на основании:

1) статистической оценки компетентности персонала при проведении:

- обучения CRM;

- тренировок и квалификационных проверок;

2) результатов расследований инцидентов и анализа ССПИ с участием специалистов CRM & ЧФ;

3) доверительной информации персонала.

Последний источник особенно важен и составляет основу системы обратной связи, так как отражает реальное положение в рабочей обстановке, а не в условиях тренировки и проверки. Его активизация требует преодоления у персонала опасения осуждения или наказания в связи с сообщением о допущенных или замеченных промахах и ошибках.

С другой стороны, активизация доверительной информации персонала служит признаком успеха внедрения принципов CRM, как отражение стремления к сотрудничеству в интересах дела, необходимого для эффективного взаимодействия в экипаже.

8.6. Принципы CRM эффективны только если:

• интегрированы:

­ в стандартные процедуры;

­ в другие виды профессиональной подготовки;

• систематически применяются:

­ в летной практике и

­ в производственных взаимоотношениях;

• обучение:

­ основано на ясных и точных стандартных процедурах;

­ сосредоточено на работе экипажа, как единой команды, а не на мастерстве индивидов;

­ учит стимулировать других к участию в работе всего экипажа;

­ дает возможность получить практические навыки, как лидера, так и члена команды.

9. Организационные факторы.

Отношение и поведение, являющиеся целью обучения CRM, в значительной степени определяются социальными нормами. Поведение, не принятое или не поощряемое в конкретной среде, человек считает неэффективным и стремится изменить.


Среди организационных факторов, влияющих на уровень безопасности и практическое применение навыков CRM, статистика авиационных происшествий выделяет:

Приоритеты в отношении безопасности и экономической эффективности: экономии топлива, ухода на второй круг или на запасной аэродром, выдерживание расписания;

Принципы формирования стандартных процедур, организации профессиональной подготовки персонала, обучения CRM&HF, внедрения системы безопасности и управления риском;

Обеспечение ненаказуемости за ошибку, внедрение системы доверительной информации и др.

Некоторые из них непосредственно проявились в целом ряде летных происшествий, в виде так называемых факторов психологического давления, которые приводили к ситуациям спешки, посадкам в условиях хуже установленного минимума, многие из которых закончились трагически.

Задача CRM состоит, с одной стороны, в обучении персонала методам компенсации негативного влияния организационных факторов, с другой стороны, в выявлении и устранении негативных организационных факторов, действующих в организации.

Кроме социальных и нормативных организационных факторов на безопасность полетов влияют эксплуатационные факторы, такие как регулярность (чартерные перевозки), район полетов и др, которые так же должны быть отражены в тематике и процедурах CRM.

10. В результате изучения данного модуля у обучаемого должно быть сформировано:

понимание:

­ что безопасность полетов, взаимоотношения в авиакомпании и его личное осознанное отношение к выполнению правил и стандартов тесно связанны,

­ что в широком смысле, экипаж – это вся авиакомпания и в его личных интересах, что бы этот «экипаж» был эффективен во всех отношениях;

стремление:

­ выполнять свои обязанности так, что бы обеспечить наивысший уровень безопасности полетов,

­ способствовать исправлению организационных недостатков в авиакомпании;

умение:

­ при решении конкретных производственных задач выбирать приоритеты в пользу безопасности,

­ компенсировать негативное влияние организационных факторов,

­ принимать меры для совершенствования культуры безопасности авиакомпании.