reforef.ru 1 ... 2 3 4 5
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ


Абсолютным примером целенаправленности является Сам Бог. Его имя, Яхве, означает «Сущий», «Тот Кто был, есть и будет». Однако провозглашению имени предшествует описание того, каков Он есть: милостивый, любящий, справедливый, истинный и т.д. (Исх 34,5-7). Он делает, и еще сделает всё, чтобы прославить качества Своего имени. Если и мы становимся рядом с Ним для прославления Его имени, тогда наша жизнь приобретает смысл, становится целенаправленной и полной. Наше крещение в Его имя означает, что Его миссия, Его непрестанная деятельность по 24 часа семь дней в неделю по наполнению земли Своей славой, становится нашей.

В Библии употребляются разные образы, помогающие нам лучше прочувствовать эту цель. Так мы должны видеть себя воинами всегда готовыми к сражению, целью которого является безусловная победа. Или же видеть в себе рабов величайшего Господина. Или же спортсменов, бегунов. «Все атлеты упорно тренируются, но те поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый. Так и я (Павел) бегу - не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую» (1Кор 9,25-26; Радостная весть). Павел не видел в себе боксера, проводящего бой с тенью, он чувствовал себя настоящим кулачным бойцом. Почему он говорил о том, что он не колотит воздух впустую? Наверное потому, что хорошо понимал, что для многих людей жизнь оставалась бесцельной, ибо они думали, что всё это нечто похоже на игру, на какую-то воображаемую, но никак не настоящую жизнь. Для Павла же реальность вечной жизни, как и реальность вечной смерти была предельно ясна. Услышавшие его проповедь и принявшие его благовестие, воистину должны жить вечно, тогда как отвергших, или же отпадших, в конечном итоге, ожидает вечная смерть. Павел очень хорошо понимал, что мы имеем дело с самыми реальными вещами этой жизни: с любовью Божией, с Его сочувствием нам, с Его делами, творимыми ради нас. Павел прекрасно сознавал, как Царь Вселенной стремится близости с нами, как Он хочет для нас жизни вечной, как Он опасается, чтобы в людях не исчезло стремление к будущему. А потому он и бился за все это «не так, как на неверное», не так, как сомневающийся. Такова была его жизнь. Или, как он сам определял ее: «для меня жизнь – Христос» (Флп 1,21). «Единодушие» было характерной чертой для ранней церкви (Деян 2,46). Все они призывались «держаться Господа искренним сердцем» (Деян 11,23). Если же возвратиться к корням происхождения Божиего Израиля, то уже тогда они были наставлены не произносить «имени Господа, Бога твоего, напрасно», не по делу, ложно, в пустых, или же в воображаемых ситуациях (Исх 20,7).

«Во Христе»

Что же остается делать нам? На кого ориентироваться? Павел берет пророчество о Христе, как о свете мира сего (Ис 49,6) и перекладывая его на себя в пояснение того, почему он послан светом для народов (Деян 13,47; в Деян 26,23 то же пророчество упоминается в связи с Иисусом). Павел даже говорит, что это пророчество о Христе, быть светом для мира сего, было заповедано нам. Так всё, что касается Господа Иисуса, так же касается и нас, ибо мы – в Нем. Обратите внимание на то, что Павел говорит, что Богом было заповедано свидетельствовать нам, а не только одному лишь ему быть светом для язычников по пророчеству Исаии о Христе. Это пророчество касается всех нас, всех тех, кто во Христе, потому что всё, сказанное о Христе, заповедано всем нам, тем, кто в Нем. Что делал бы Иисус, как бы Он поступил, идя по твоей улице, делая твою работу, живи Он с твоей второй половиной, общаясь с теми, с кем общаешься ты? Дать ответы на эти вопросы как раз и является нашей задачей. И здесь, в некотором роде, у Него, кроме нас, нет в этом мире ни рук, ни ног, ни лица. Изображением Христа распятого для Галатов был Павел (Гал 3,1; пер. еп. Кассиана), а для Коринфян он был Самим Христом, прощая от Его лица (2Кор 2,10). Есть пророчество о благовестии Господа Иисуса: «Как прекрасны на горах ноги благовестника» (Ис 52,7; Наум 1,15), которое цитируется в Рим 10,15 с незначительным изменением числа благовестников: «как прекрасны ноги благовествующих мир». Для миря сего мы являемся Господом Иисусом, ибо являемся братством в Нем.
Павел – живой пример для подражания

Павел отчетливо ощущал суть своей задачи. «Я ни на что не взираю (т.е. его ничто не отвлекает) и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение» (Деян 29,24). Несколько лет спустя, под конец своей жизни, он мог написать: «Подвигом добрым я подвизался, бег закончил» (2Тим 4,7; пер. еп. Кассиана). Он не позволил ничему отвлечь его в сторону, а мы живем в то время, которое, возможно, как никогда раньше, наполнено всевозможными отвлечениями. У Павла была ясная задача – распространить благовестие в части удела Римской империи (2Кор 10,15), начиная с Иерусалима, потом в Асии и Италии, а затем и в Испании (Рим 15,19), в Северной Африке и снова в Иерусалиме. Рассуждая о своем намерении предпринять путешествие, он говорит во 2Кор 1,17: «Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?» И опять здесь видна однозначность его намерений, без свойственных человеку колебаний между «да» и «нет», что всегда так отвратительно для того, у кого искренние намерения. Цель, поставленная перед нами и путь, ведущий к ней, помогает нам принимать решения гораздо легче, чем выбор, из какого сорта сделать себе вечернюю чашку кофе… Воистину, Павел мог сказать под конец: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2Тим 3,10,11), - ставя себя в пример для каждого из нас (1Тим 1,16).

Практическое применение

Жить целенаправленной жизнью гораздо легче, чем жить для себя и жить бесцельно. В какую школу определить детей? Конечно в ту, где им будет лучше духовно. Какую музыку слушать? Которая лучше помогает настроиться на духовный лад. Сколько времени тратить в интернете? Вместо того, чтобы часами бездумно пялиться на экран монитора, перескакивая с одного сайта на другой, ровно столько, сколько требуется на общение и на получение необходимой информации. Как поступить, когда телефон звонит в три часа ночи и будит всех? Если у вас есть цель в жизни, то вы легко вскочите с постели, стремясь использовать выпадающую вам возможность через этот звонок прославить Его имя. Если же цели нет, то вы будете охать и ворчать о том, кто это осмелился побеспокоить ваш сон. Что лучше, потратить двадцать минут на выяснение какой шоколад вкуснее, или же сосредоточить все внимание на делах Господних, когда всякие, пусть даже и приятные пустяки, становятся неуместными. Чем занять себя, когда нужно ждать еще десять минут в приемной? Имеющий цель достанет Библию, чтобы прочитать несколько стихов и помолиться, у не имеющего же цели в таких ситуациях «от безделья» возникает одно лишь раздражение. Такие люди не знают, чем занять себя в дождливое воскресение, тогда как имеющий цель в жизни вряд ли даже обратит внимание на погоду. Куда девать время на пенсии? На всех парах стремиться служить Господу, или же бесцельно растратить последние золотые дни? Как потратить внезапно появившиеся деньги – пустить их на еду, или на служение Господу? Какой свитер купить – дорогой, или более дешевый, а разницу потратить для Господа? На все эти вопросы целенаправленный верующий с натренированным умом быстро и не задумываясь найдет правильные ответы. Всегда.

Любой человек с истинным чувством цели на своем пути встречает препятствия и Моисей является в этом случае классическим примером. Его истинное величие, как и наше, видно, когда мы не позволяем в минуты слабости, или отчаяния отвращать нас с выбранного нами пути. У терпящих неудачу в этом нет целеустремленности. У потому и жизнь подсовывает им любые «отдушины», начиная от алкоголя и кончая многими часами, проведенными перед телевизором в просмотре бестолковых передач, или же сидением в интернете в состоянии тихой депрессии. В Евангелии от Луки об Иисусе всегда говорится, как о «восходящем в Иерусалим», даже тогда, когда Он на самом деле шел от Иерусалима. Лука хорошо понимал, что Господь всегда стремился в Иерусалим, чтобы умереть там. Даже, любое противоположное направление пути, в конечном счете, вело Его всё к той же цели. Когда Он в конце выдохнул, «совершилось», Он знал, что Он достиг того, к чему всегда шел. В самый, возможно, трудный час для Господа, Его вдохновляло чувство, что Он делает то же дело, что и Отец: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин 12,27; 18,37). Нам говорится взять крест Его – предельно осознанное действие, требующее 100% самоотдачи. Если этого нет, то не будет иметь никакого значения ни призвание, ни правильные речи. Обладать целенаправленностью, означает знание, что мы отдаем свою жизнь для достижения того, что угодно Богу, а это значит, что все происходящие неприятности будут выглядеть в положительном свете. Разрыв личных отношений, финансовые затруднения, болезнь, безответность проповедования, предательство, неприятие, непонятная и необъяснима враждебность… в конечном итоге, «все содействует ко благу». Так Павел размышлял, «что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования» (Флп 1,12). Если мы действительно стремимся к достижению Божиих целей, зная, что Он всегда за нас, то на все неприятности и, даже, на саму смерть, мы будем смотреть, как на конечное достижение желанной нами цели. Это – сражение, это – битва, это – течение, или же бег, где мы не можем проиграть. Бог за нас, а потому мы должны победить. И мы победим!


Павел внушал Тимофею не связываться с теми, кто занимается «всякими выдумками и сочинением бесконечных родословных. Это лишь порождает противоречия, а не способствует успеху Божьего дела» (1Тим 1,4; Современный перевод). Живя в наше время информационного бума, мы также можем отвлекаться по мелочам, что, конечно же, отвлекает нас от нашей цели жизни в этом мире. Она сказала, что на сайте Х узнала, что У, возможно, склонен верить Z… И, еще до того как мы осознаем это, вечер пропал, пропали часы нашей жизни. А ведь так уходят целые дни. Навсегда. Каждый из нас обладает возможностями, способностями и силами свыше для служения, обладает исключительно индивидуальными качествами, которые можно использовать для достижения целей Божиих. В Евр 12,1 сказано, что перед каждым из нас лежит свое поприще, которое каждому из нас предстоит пройти, сбросив с себя всё, что отвлекает от этого. Молите Бога, чтобы Он открыл Вам Его волю и Его намерение по отношению к Вам лично.

К нашей теме, как нельзя лучше, подходит притча о талантах. Обратите внимание, что один талант был в то время заработной платой, которую работник мог заработать лишь за двадцать лет. Похоже, подобная несуразность в истории является наставлением для нас. Суть в том, что каждому из нас вверено очень много. Мы склонны считать всё, и веру и нашу церковь, за нечто вполне обыкновенной, за то, что есть у всех других. Однако то, что дано каждому из нас, в действительности, является огромным даром. Представьте себе, что Вам дали, скажем, один миллион долларов на служение Господу. Вам пришлось бы много потрудиться, чтобы потратить его весь. Но дело в том, что каждому из нас дано гораздо больше. Эта притча особо намекает на наше свидетельствование, ибо Господь оставил нам величайшую заповедь проповедовать непосредственно перед Своим уходом, что сходно с тем, как господин дает своим рабам таланты перед своим отправлением. Раб, которому был оставлен один талант, был наказан за то, что не дал его менялам (Радостная весть), чтобы господин мог получить от него прибыль. Иудеи же поступали так лишь с язычниками. Так что ему надлежало было отдать свой талант, сокровище благовестия, язычникам. И все же я думаю, что ученикам 21-го века дан не один талант. Нам дано гораздо больше, и не из последних даров является то, что каждый из нас сегодня обладает Библий на своем родном языке.


Снова и снова Давида утешает мысль, что «Господь совершит за меня» (Пс 137,8). Господь совершит все Свои дела за нас, если мы сами будем стремиться к этому, видя всё происходящее в нашей жизни, как исполнение Его воли ради достижении Его цели. Мы можем и не стремиться к исполнению Его воли. Так фарисеи отвергли Его волю о себе не крестившись от Иоанна (Лк 7,30). А Его воля заключается в том, чтобы мы не просиживали за отгадываем кроссвордов, не тратили бы время на просмотр кинофильмов, не развлекались в интернете, не пытались достать побольше денег, чтобы повкуснее поесть, послаще попить и помоднее одеться. Его воля видна в самом Его имени, в том каков Он есть и будет: милостивый, любящий, заботливый, справедливый, праведный Спаситель всего мира, и каждого человека в отдельности. Если всё это поглощает все наши мысли и внимание, если наша цель, наши дела, наши стремления, наши скрытые сердечные намерения, наша воля совпадает с Его волей… тогда всё вокруг станет понятным и совершенным, как в этом мире, так и в мире грядущей вечной жизни. Бог жаждет духа, о котором сказано: «Жаждет Он духа, что поселил в нас, жаждет ревниво» (Иак 4,5; Радостна весть). И не сомневайтесь, Он всегда рядом и всегда готов помочь, чтобы мы могли обладать таким духом.



<< предыдущая страница