reforef.ru 1 ... 2 3 4 5

Теория промежутка


Брат Дик Хилхаус из Ньюкасла в Австралии рассказывает о том, как однажды он  серьезно заболел и почувствовал, что ему не выздороветь. Он ушел из дома и очень долго усиленно молился Богу, умоляя Его изменить кажущийся план действия Его. И он выздоровел. Во время молений своих он говорил Богу, что он сделает все и отправится, куда бы Бог ни повелел ему. Мы не знали, что он болен, и теща моя послала ему запрос по электронной почте, не согласится ли он поехать на Украину, чтобы выступить там во время Зимней библейской школы. Он выздоровел и приехал на Украину, чтобы рассказать нам свою жизненную историю. Менее драматично мы все можем, и нередко, пережить подобное. Бог заявляет о своем намерении, но существует временной промежуток между Его заявлением и исполнением намеченного; и в это время Он доступен уговорам и молениям не приводить намеченное в действие, Он выслушивает наши предложения относительно другого выбора действий.

Библейская аргументация

Бог говорит «Я готовлю вам зло и замышляю против вас» и против врагов ваших (Иер.18:11;49:20,30; 50:45; Михей 2:3; 4:12). Для праведных Царство уготовано от создания мира (Матф.25:34;20:23). Но не все, для которых уготовано Царство, получат его; некоторые отказываются от уготованного для них пира. Заявления Бога против Израиля и Вавилона звучат как окончательные; но эти же предсказания содержат обращения с просьбой раскаяться, дабы им не свершиться. Мысль о том, что Бог намерен сделать, предполагает, что тем самым дается время между намеченным планом и его исполнением – отсюда, в отсутствии  раскаяния «как Господь помыслил, так и сделает» (Иер.51:12; 4:28; Плач 2:17; Исайя 22:11; 37:26; Зах.1:6; 8:14). Этот «промежуток» между заявлением Бога о Своем намерении и его исполнением дает возможность мужчинам и женщинам умолять Его, как это делал Моисей, как это делал Адам в отношении Содома (Бытие 18:17-22), как это делал Дик… и Он явно открыт человеческому убеждению. Бог заявил, что Ниневия будет разрушена через сорок дней; но Иона понимал значение теории промежутка, он подозревал, что Ниневия раскается и изреченное Им не случится; и он был прав.


Бог говорит Самуилу, что Он отвергает Саула, и Самуил взывает к Господу целую ночь. Я полагаю, что Самуил умолял Бога подумать о другом возможном будущем для Саула (1-я Царств 15:11,35; 16:1). Другим примером может служить видение Амоса (7:1-6) – Бог заявляет о своем намерении в отношении Израиля, но Амос приводит доводы против этого решения, и Бог прислушивается к ним.  Это как бы манера поведения Бога – разработать Свой план, а затем в промежутке перед его выполнением прислушаться к мольбам Своего народа в отношении отмены или изменения этого плана. Возможно, именно это имеет в виду Амос (3:7), говоря «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Он как бы раскрывает перед ними Свои планы, чтобы они могли их прокомментировать в своих молитвах. И, может быть, поэтому Бог говорит Иеремии не просить за изменение Его намерения против Израиля (Иер.7:16 ср. с Иер.11:14; 14:11; 15:1), и почему Он просит Моисея: «оставь Меня», чтобы тот не пытался склонить Его к изменению принятого Им плана (Исход 32:10). В этих случаях Он не хотел, чтобы объявленный им план был приостановлен мольбами Его народа. Интересно, что в обоих случаях как Моисей, так и Иеремия достаточно хорошо знали Бога, их отношения были столь близкими, что они все же говорили с Ним – и Он изменил Свое решение.

Борение в молитве

Правильное понимание этого означает, что мы не выпаливаем наши прошения Богу как ‘список запросов’ в надежде, что хоть некоторые из них в лучшем случае будут услышаны, сами пребывая в мрачной покорности воле Божьей, какова бы она ни была, как это воспринимается в исламе. Молитва сосредоточится на конкретности, и мы будем бороться за это. Именно это придает нашим отношениям со Всемогущим Богом такой динамизм, возбуждение и значимость, что мне даже трудно выразить это словами. Отсюда тот восторг, к которому приводит молитва, чтение Библии и отклик на нее. Это придает значимость нашей жизни в этом мире с постмодернистскими настроениями бессодержательности и несообразности жизни, приводящими человеческое общество к состоянию пассивной депрессии. Те, кому приходилось молиться Богу в случае серьезного заболевания [и бесчисленных других ситуаций], прочувствовали эту ‘борьбу’, как бы ‘сражение’ между Богом и Его друзьями, и элемент ‘убеждения’, применяемый обеими сторонами в этом диалоге между Богом и нами. Жизненно важно понять тот простой факт, что Бог может действительно изменить Свое решение – в Писании существует более 40 ссылок на Его ‘раскаяние’. Ведь в этом кроется сущность молитвы, меняющей дело, как бы борющейся с Богом. Подобно Иакову мы можем в результате борений оказаться хромыми на всю оставшуюся жизнь. Но Иаков гордился своим увечьем точно так же, как воины носят свои медали всю оставшуюся жизнь; ведь он боролся с Богом и победил.


Согласно теории промежутка, Бог всерьез ожидает нашей реакции, нашего отклика; и в этом отражается Его надежда на Его людей, а также и боль Его разочарований и несбывшихся надежд и ожиданий. Возьмем, к примеру Иер.3:7,19,20: «И после того, как она все это делала, Я говорил: возвратись ко Мне. Но она не возвратилась… И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю… ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев».  Итак, с одной стороны, Бог может знать будущее. Но мне кажется, что чаще всего Он предпочитает не знать и, подобно нам, встречает будущее, как нечто непредвиденное. Именно поэтому мы читаем об удивлении Божьем, разочаровании, шоке, радости по поводу раскаяния – и принимаем это как должное. Когда мы садимся, чтобы читать Его слово, когда мы решаем, как и в какой мере реагировать на ежедневно возникающие ситуации – Он, должно быть, с замиранием сердца наблюдает за нами и несказанно радуется положительному отклику, одновременно видя миллионы загубленных возможностей в жизни столь многих людей. Сама мысль о том, что разочарование в нас ранит сердце Господа, побуждает нас более восприимчиво относиться к Его слову. Осознание этого не позволит нам рассматривать наши взаимоотношения с Ним как некое временное увлечение.

Напрашивающиеся выводы
Теория промежутка помогает понять, почему, как бы мы ни старались, невозможно вместить предсказания событий последних дней в твердые хронологические рамки. Эти предсказания дают представление о том, что может произойти, но существует несколько возможных исходов, которые зависят от свободной воли людей, к примеру, когда и насколько сильным будет раскаяние Израиля и принятие им Христа; распространение экклесией евангелия повсеместно, во всем мире; а также стремление к духовной зрелости, которое должно быть характерной чертой последнего поколения верующих.

Подумайте также и о Боге во всей этой ситуации. Ему известны биллионы возможных будущностей для каждого отдельного человека, которого Он стремится приблизить к Себе – число колоссальное, не поддающееся нашему представлению.  И огромное большинство этих будущностей не реализовываются из-за лености человеческой, краткосрочности, вероломной эгоистичности и легкости, с которой человек поддается влиянию отрицательного опыта. Мы больше оплакиваем смерть молодых по сравнению со смертью пожилых людей, потому что мы не можем не думать о том, что могло бы быть, о возможном их будущем, о том, как можно было бы избежать этого (напр. Иоанна 11:21,32). Поэтому не трудно представить, как непостижимо ужасно быть Богом! Бог представлял, как Израиль мог бы стать Его детьми, Его гордостью: «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей… ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер.3:19). Он представлял Себе, как было бы, если бы пророки не пророчествовали ложь, а объявляли бы народу слова Божьи и Израиль услышал бы их и раскаялся (Иер.23:22). Из-за Его способности видеть все возможные будущности мы можем почувствовать остроту Его горечи, когда Он говорит, например, в Исайе 48:18: «О, если бы ты внимал заповедям моим!», «Израиль! О, если бы ты послушал Меня! (Псал.80:9,14). Он как бы созерцает возможную счастливую будущность, которую они могли бы иметь, преклонившись перед Ним. Иисус, как Сын Божий, частично обладал этой способностью, что видно из Его слов о возможной будущности Тира и Иерусалима (Лука 10:13; 19:42).


Итак, вернемся к Дику. Все мы смертны, и мужчины и женщины, мы живем лишь отведенное нам время. Мы уже сейчас умираем; мы умираем ежеминутно. С самого первого глотка воздуха, сделанного новорожденным, приговор вступает в силу. Ты, милое дитя, безусловно умрешь. Но теперь мы живем, и этот промежуток времени, эти мгновения, которые ускользают как белые облака на ясном небе, важны тем, что предоставляют нам несказанные возможности. Возвестив этот смертный приговор, Бог в то же время открыт диалогу с нами в Своем стремлении к значимым, живым, активным личным отношениям с нами, с Его возлюбленными детьми. Именно теперь то представленное нам время, тот неповторимый момент истории, когда мы читаем эти слова, находясь как бы над пропастью – вот оно, наше спасение! Оно перед нами сегодня!



<< предыдущая страница   следующая страница >>