reforef.ru 1 2 ... 4 5
Размышления на дороге


Данкан Хистер

Reflections On The Road (Russian edition) Duncan Heaster

Carelinks, PO Box 152 Menai NSW 2234 AUSTRALIA

www.carelinks.net email: info@carelinks.net

Обилие благодати

Правильно начать

Ошеломление

Удивление

«Это есть любовь»

Теория промежутка

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Обилие благодати

Единственное желание Бога – изливать Свою благодать на нас во веки и веки, ибо, даже, каждое мгновение нашей грядущей жизни вечной, является Его благодатью. Павел писал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены… дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам» (Еф 2:4-8). Бог сотворил нас по Своей воле (Откр 4:11), а воля Его состоит в том, чтобы облагодетельствовать нас и дать жизнь вечную (Ин 6:40). Ни одно из мифологических созданий, придуманных не по вдохновению, не содержит мысли о благословении Создателем своего творения. И в этом превосходство благодати Божией. Он буквально изливает Свою любовь на сотворенное Им. Ни об одном из мифологических созданий не говорится ничего подобного. Языческие предания иногда рассказывают о сотворении чего-то богами, что было потом ими благословенно. У шумеров записано предание, что во время «творения», «вся вселенная, все народы были едины, и только один язык, был благословен Энки» (один из богов шумерской «троицы»). Однако истинный Бог, Бог всякой благодати, являет нам истину о сотворении, когда Им были благословенны не только Его народ, но буквально всё, сотворенное Им! И дух этой благодати должен быть виден во всех наших взаимоотношениях. Шумерские и Вавилонские мифы повествуют о народе, созданном, чтобы служить богам, чтобы «носить бремя богов», для облегчения их повседневной жизни. В Бытии же написано, что Бог сотворил человека свободным, благословив его.


Тот, кто писал эти слова, как и тот, кто их читает, не только были сотворены Богом, но еще и призваны Им к жизни вечной. До возвращения доброго Самарянина человек находился в гостинице, ни в чем не нуждаясь. Гостиница – образ экклесии, где мы получаем все необходимое в ожидании Царства, ну а то, что мы ощущаем изобилие благодати Божией, означает, что нам не стоит заботиться о материальном. Беззаботность – качество истинного верующего. Если уж Бог отдал ради нас Своего Сына, то как Он не даст нам и «всего» остального? Господь говорит об этом в Мф 6:30: «Если же траву полевую… Бог так одевает, то насколько же лучше Он оденет вас. А потому не заботьтесь». Греческое слово «одевать», также означает «заворачивать». Похоже, Господь подразумевал такие цветы, как лилии, которые на ночь сворачиваются. Бог одевает дикорастущие цветы, даже, несмотря на то, что они «ни трудятся, ни прядут» (Мф 6:28). Одежды Соломона не были так прекрасны, как их. Насколько же лучше Бог оденет нас, как буквально, так и образно (ибо, именно так в Библии описывается наше спасение, как облечение, как одевание). Бог так много делает для лилий, которые «бросаются в печь»… Эти слова, неизбежно напоминают об участи беззаконных, о которой говорил Господь и Апостолы (как, например, в Иак 1:11). Бог заботится о цветах, как Он заботится и о тех, кто будет однажды осужден. Бог хранит и таких благодаря преизобилию Своей благости, благодаря милосердному дару жизни и здоровья. И, если Он дарует это тем, кто «будет брошен в печь», то как же Он заботится о нас? Не стоит забывать, что сотворение мира не происходило само собой. Бог посылает дождь, и солнце Его светит на праведников и неправедников. Ему ведомо, когда упадет птица на землю. У Него сочтены все волосы на нашей голове, как они «сочтены» матерью у своего новорожденного. Уже одно то, что Он сохраняет человечество (как и все остальное Свое творение), как Он сознательно отдает Самого Себя, как Он являет Свою благодать – говорит о многом.

Не так давно меня беспокоил вопрос, где взять столы. Через несколько недель мы ожидали приезда 60 посетителей в нашу новую Библейскую Школу на севере Латвии. Наши средства были исчерпаны давно, а у нас не было даже стола, за которым можно было бы просто поесть. У нас с Синди было немного еды, и мы потратили вечер и половину ночи на изготовление такого стола. Я хорошо понимал, что время и средства работают против нас, и все-таки не мог перестать беспокоиться. И вот я получаю сообщение из далекой Франции от одного доброго брата, который занимается мебелью, что у него есть несколько свободных отличных столов. Я никогда не видел этого брата (и до сих пор не видел). Он просто сообщил, что в течение нескольких дней фура привезет нам несколько столов. У меня все еще оставались некоторые сомнения, чем кончится это дело. Однако очень скоро огромная фура, самая большая, когда бы то ни было посещавшая эту деревню, въехала в нее. В ней находилось не менее 80 столов, две школьные доски и, даже, наборы маркеров! Местные жители были заворожены. Нам нужно было всего несколько столов…. Бог послал 80. На ум пришло: «чаша моя преисполнена». Это выглядело так, как будто Бог играет со мной, и что Ему нравится эта игра.

Павел знал об этом качестве Отца, когда писал, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим» (Еф 3:20). Как часто получалось так, что моля у Бога что-то, мы получали от Него гораздо лучшее!? Мне видится в этом некое сходство с тем, как Бог внес в жизнь закон Моисеев, «и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). Бог Сам создал такое положение, чтобы Ему можно было излить больше благодати. Не в этом ли заключается вообще причина существования греха и Божиего отношения к нему? Ведь, в конце концов, Бог обладает такими безграничными возможностями, что мог бы добиться всего, что Ему угодно, добиться без греха. Зная, что нет такого существа, как сатана, вся ответственность за грех ложится на Бога. А потому, вполне возможно, что Он выбрал именно такой путь, чтобы лучше явить на грешниках Свою удивительную любовь и благодать. Имея в Своих руках для наказания за грехи Израиля, после подробного описания, грядущего на них осуждения, Бог делает странное и, видимо не относящееся к сказанному ранее, заявление: «И потому Яхве медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Яхве есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» (Ис 30:18). Бог говорит о том, что Он откладывает Свой суд над ними, что Он настолько выше нас, что готов явить еще больше милости. Очень может быть и так, что Иосиф, когда медлил и откладывал открыться своим грешным братьям, подражал Богу…. Мне все время казалось, что это откладывание было ради того, чтобы он мог в большей степени облагодетельствовать их. Если что-то идет слишком медленно - «блаженны все уповающие на Него». Бог, даже говорит о заключении Израиля в грехе непослушания, «чтобы всех помиловать», как их, так и язычников (Рим 11:32).


Если Бог заботится о траве, существование которой так недолго, тем более Он заботится о нас, чья жизнь (по идее) простирается в бесконечность. А потому не заботьтесь ни о чем. Он все совершит Сам. Мысль «тем более» прослеживается через все учение Господа: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» (Лк 12:24). «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:11). «Ибо если кровь тельцов и козлов… освящает оскверненных… то кольми паче Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9:13,14). Господь называет Своих учеников маловерами, если они не поймут и не будут жить в соответствии с Его учением о попечении Бога о цветах. Вера только тогда становится настоящей верой, если мы понимаем такую простую вещь, что Бог изливает Свою любовь и заботу на нас только потому, что мы, как цветы, сотворены Им, и сотворены для вечности. В Еф 1:8 сказано, что Бог «в преизбытке даровал нам» благодать. То же самое греческое слово встречается и в Мф 14:20, где говорится об «оставшихся» (в избытке!) в двенадцати коробах кусков после насыщения. Почему Господь сделал так, и почему повелел ученикам собрать все куски? Разве не для того, чтобы ученики усвоили, что Богу угодно давать все в избытке. Он не просто накормил людей, Он накормил их с избытком.

В каждом из Евангелий в описании чуда умножения хлебов упоминаются «оставшиеся куски», хотя на самом деле кусков оставалось «в избытке». А это значит, что на всех писавших Евангелия произвело глубокое впечатление умножения Господом хлебов – в избытке. Все это служит основанием того, почему Павел употребляет то же самое слово, когда говорит о преизбытке Божией благодати во Христе (Рим 3:24; 5:15; Еф 1:8).
Ответ на деле

Вся наша жизнь во Христе в действительности является нашим ответом на преизбыток Божией благодати. Если мы действительно верим в нее, то будем верить и Ему, и не будем ни о чем беспокоиться. В Мф 6:32 видна такая простая и естественная разница между язычниками и верующими во Христа – вторые верят, что наш Отец всегда позаботится о нас, а потому нам не о чем беспокоиться. Неверующий же мир живет заботами о материальных вещах. Вот насколько важно «самое главное». Само собой, что мы ничего не смогли бы узнать о благодати Божией, без явления «изобилия» ее в себе. Ее можно увидеть в щедрости, которую первые верующие являли нуждающимся (2Кор 8:7). Впрочем, дух «изобилия» может быть явлен не только в материальной щедрости. Мы должны «изобиловать» в назидании церкви (1Кор 14:12; 15:58; пер еп. Кассиана). Изобиловать в молитве, «всеусердно» молясь друг за друга (1Фес 3:10), а не просто для успокоения совести, услышав о трудностях в жизни кого-нибудь. Спросите самих себя – усердны ли ваши молитвы о других, изобилуют ли они так, чтобы Господь стал ходатайствовать за вас? Мы должны обильно славить Бога за то, что Его обилие благодати изливается на нас, если мы славим Его за нее (2Кор 4:15). А потому, как вы славите? Привычно произнося и воспевая годами знакомые слова гимнов? Или же внутри себя, когда что-то буквально переполняет и воспламеняет вас? Поскольку Бог обогащает (то же самое греческое слово) нас благодатью, мы становимся богаты на добрые дела (2Кор 9:8). Мы должны быть преисполнены любовью друг к другу, как Он исполняет нас (1Фес 3:12). Вот почему у тех, кто глубоко осознал изобилие благодати Божией, не должно возникать никаких роптаний в служении Ему. Подобного богатства качеств, среди нас, такого изобилия благости, щедрости, всепрощения и т.д. не встретишь в окружающем нас мире. Если мы приветствует только своих братьев, мы не богаты (Мф 5:47). Если мы любим, как любит мир, если любим только своих, то в нас нет той особенной любви, о которой говорили и являли Отец с Сыном. Подобное коренное различие в отношениях к другим, должно быть яркой чертой, отличающей нас от мира сего.


Господь умер для того, чтобы мы имели жизнь «с избытком» (Ин 10:10). Задумайтесь на мгновение, как человеческая смерть на кресте 2000 лет назад, в апреле, во второй половине пятницы, Человека измученного мухами и лающими собаками… могла действительно дать нам жизнь «с избытком»? Что происходило там тогда? Что происходит сейчас? Что общего между умирающим Человеком и изменившейся моей и вашей жизнью сегодня в 21 веке? А общее, конечно же, состоит в силе духа, в намерении и желании Господа, которое неизбежно перешло на нас и изменило тех из нас, кто поверил Ему. Все богатство благодати и избыток щедрости духа в Нем, открыто, явлено людям на кресте. Все это не может не задеть и не побуждать нас быть такими же. Павел говорит именно об этом, когда пишет, что Бог делает для нас несравненно больше, чем мы просим или помышляем духом, силой или желанием, действующим в нас (Еф 3:20). И эта сила, этот дух, естественно, - распятие Христово. Мы не можем оставаться к нему безразличными, если «понимаем» суть этого распятия. Это - та сила, которая «действует в нас». И в этом смысле, благодать царит в нас, в наших душах. В Послании к Римлянам 5 Павел объединяет царствование благодати Божией сегодня с нашим царствованием в грядущем Царстве Божием, после возвращения на землю Господа: благодать воцарилась к жизни вечной – т.е. царствование благодати сегодня ведет к грядущей вечной жизни (Рим 5:21). Таким образом «приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим 5:17). Мысль та, что если благодать царствует в нас сегодня, то мы буем царствовать и в Царстве грядущем.

Весь Дух Отца состоит в изобильном излиянии благодати. Таким же должен быть дух и в нас – мы не должны, например, мелочиться при приеме гостей, подсчитывая каждый съеденный ими кусок. Однако Божие изобилие благодати заключается не только в материальных вещах, но и в Его необыкновенном прощении и спасении нас. От всего ли сердца мы прощаем других, или же неохотно предлагаем общение тем, кто очевидно для всех явил покаяние? Подобная педантичность напоминает закон Моисеев, благодать же и истина, «благодать на благодать», пришли через Господа Иисуса (Ин 1:16). Всегда возрастающая благодать («благодать на благодать») умножается с нашим возрастанием во Христе, позволяя ощущать ее больше и больше. Бог не только прощает, но Он и любит делать это (Ис 66:11; Мих 7:18). То, как Господь любит, то, как желает, как Ему угоден духовно слабый Израиль, видно из Числ 14:8, где написано, что Он милостив к нему («угоден» в современном переводе). Вероятно, ужасно обладать духом изобилующим благодатью и любовью, духом готовым простить и отдать себя за многих и быть не понятым. Ужасно вместо этого видеть жалкие человеческие потуги пригрозить Богу за то, что они так быстро умирают. Умирают скорее, чем думают, скорее, чем получают что-то в ответ на свои требования Божией любви. Понимая всемогущество Божие, понимая, что Он мог, и до сих пор может, сотворить людей послушными Ему роботами, понимая, что Он обладает глубокими чувствами, также понимаешь, насколько Ему тяжело приходится. Он был для Израиля странником, хотевшим поселиться у них, они же позволили Ему только переночевать (Иер 14:8).


Все, что я хочу сказать, это то, что при чтении этой статьи, в которой нам напоминается обо всем, что всем нам давно и хорошо известно, если вы примете решение постараться еще лучше ощущать Его удивительную благодать – это решение будет угодно Ему. Надеюсь, что Он взирает на нас сейчас сверху, на читающего и пишущего, с любовью, уповая, что кто-то из нас, наконец-то, начнет понимать до конца чудо Его благодати.
Преуспевающее сообщество

Как сообществу нам необходимо развивать дух преизобилующей благодати, который будет влиять на всех членов его. Жизнь, облеченная благодатью, заразна. Щедрое помазание Господа Марией, вполне могло вдохновить Никодима на щедрое приготовление тела Господа к погребению. Смирны и алоя было так много, что такое количество редко использовалось при погребении даже цезарей. Должно быть, и он обанкротил себя помазанием тела Господа. Эти два человека сделали то же самое, при схожих обстоятельствах в течение одной недели, а потому, скорее всего, дух щедрости Марии повлиял и на Никодима. Также и Павел пишет, как щедрость экклесий Коринфа, вдохновила к щедрости многих (2Кор 9:2). Так и мы, в ответ на преизобилие Божией благодати, будем вдохновлять друг друга. Само собой я совсем не представляю себе яркую картину добрых жертвователей, пытающихся на глазах у всех затмить друг друга своею щедростью. Я имею в виду то, что в благодати прощения, в получаемых нами всеразличными путями от других, иногда незаметных даров, мы найдем причину для того, чтобы поступать также. Что-то правильно сделанное – свет миру. Очень может быть, что свет, светящий пред людьми, ничто иное как наша скромность. В этом смысле нам будут видны дела благодати других, которыми мы и будем вдохновляться, несмотря на то, как бы незаметно и скромно они ни были совершены, ибо они неизбежно светят всем людям в доме (в экклесии) так, что они тоже прославляют Отца (Мф 5:16). Господь учил: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6:38). Можно подумать, что Он говорит: «Давайте щедро, мерою доброю, утрясенной, и все это вернется к вам». Но Он не сказал так. Он просто говорит, «давайте», и только потом щедро дастся нам, дастся той же мерой, какой давали и вы. Хорошо подумайте об этом. Ведь это значит, что «давать», по Его мнению, значит давать щедро, утрясено, с избытком. Так должны давать Христиане. Также обратите внимание на 37-й стих, где Господь говорит о прощении, чтобы мы не судили, чтобы мы не осуждали других. Именно в этом-то и состоит наше «даяние» щедрое и «утрясенное». Только благодать Божия может вдохновить нас на это, ибо мы живем в этом, ранящем нас со всех сторон мире, в котором никто не понесет креста за кого-то еще. По этой причине Павел обыгрывает слово «благодать», когда пишет Коринфянам о «харис», о даяниях, называя их благими. Он призывает Коринфян не получать даров Божиих тщетно, а использовать их благотворя друг другу (2Кор 6:1; 8:6,7,19). Подобная благотворительность, конечно же, заключается не только в благах этого завистливого мира. Иаков говорит, что Бог верующим, не в пример людям мира сего, «бόльшую дает благодать» (Иак 4:6) – т.е. Его благодать больше, чем только материальные даяния. Особенно, благодать в прощении, особенно в прощении без требования покаяния, в прощении, как в обычном деле, а не в виде исключения. Долготерпение в отношении к другим, основанное на доброте и вдумчивом понимании чувств, особенно незрелых, именно в нем должна быть видна наша «благотворительность». Богу угодно, являть прощение и милость. Бог любит делать это (Мих 7:18). И Он делает это хорошо! Когда Израиль очень далеко отошел от Бога, Он предсказал день, когда «народ Мой насытится благами Моими» (Иер 31:14). Представление насыщения благодатью – еще один образ изобилия благотворительности. Эта часть нового завета, который должен быть заключен с Израилем, касается и нас, уже живущих в этом завете. Суть в том, что нам нужно жить так, как будто мы сидим за трапезой Господа. А сидя за трапезой, мы можем размышлять о том, что Бог говорит о Своих чувствах: «И буду радоваться о них, благотворя им» (Иер 32:41). Бог любит изливать благодать.


Давайте постараемся кое-что заимствовать от благодати Духа Божия. Давайте постараемся на все смотреть глазами Божиими, ибо, что Ему более всего нужно от человека? «Любить дела милосердия (как их любит Бог; 7:18) и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6:8).


Правильно начать

Каждому из нас из опыта известно, как важно начало каждого дня, как важно начало любого дела. Именно поэтому так важно понимание основ Евангелия перед нашим крещением. В еврейской Библии очень часто встречаются слова, «встал рано утром». Сронг (составитель «Конкорданса, Симфонии» на английском языке), определяет значение еврейского слова «шокам», переводимого как «встать рано», как «подставлять плечо под ношу… взваливать что-то на спину» (1). И здесь видна очевидная общность с мыслью Господа о ежедневном взятии креста, ибо, как раз это и подразумевается под взятием креста утром (Лк 9:23; любой современный перевод). Каждое утро в течение 4000 лет люди встают, чтобы подставить свои плечи под ношу, чтобы взвалить на свою спину повседневное «иго». Впрочем Господь ясно сказал, что для человечества должно быть настоящим бременем – Его крест. На деле, разве это не должно означать, что мы каждое утро сознательно являем всем, как взваливаем на себя Его крест? Такое представление не обязательно ведет к чему-то ужасно неподъемному, ибо Сам Господь говорил об этой ноше, что иго Его легко! И в этом, возможно, состоит самый изумительный парадокс духовной жизни – как бы ни казался неподъемным и непосильным Его крест, самоотверженность и самопожертвование… все это на самом деле «легко», намного легче, чем бремена закона, которыми фарисейские религии накладывали, и накладывают, на людей.

Так может быть всем нам стоит, когда просыпаемся, делать осознанное усилие, чтобы задуматься о ежедневном несении креста? При пробуждении Иов сознавал, что Бог «посещает» нас каждое утро, что Он «ищет» нас (Иов 7:18,21). Благодаря своим страданиям (как страдаем и все мы подчас), Иов пришел к глубокому пониманию сущности Бога, и я полагаю, что понимание того, что Бог «посещает» и «ищет» нас каждое утро, на самом деле стоит многого.


Хорошо, если Бог не найдет нас утром в суете, занятыми и озабоченными своими делами, совсем не думающими о Нем. Сознавая это, Давид дал Богу обещание, которое может дать и каждый из нас: «Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать» (Пс 5:4). Вспоминаем ли мы о Боге, когда по звону будильника вскакиваем с постели, бежим в ванную, а потом на кухню, чтобы затем помчаться на работу? Слова: «услышь», «предстану», «буду ожидать» - все говорят о вдумчивом отношении к Отцу. В Псалтири можно найти и другие примеры того, как Давид следил за собой, за тем, как молиться Богу: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» (Пс 54:18); «я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою» (Пс 58:17); «рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс 87:14); «благо… возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» (Пс 91:1-2); «предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю» (Пс 118:147). Подобный самоконтроль – сущность жизни настоящего Христианина. Только так можно осознать каждым утром, что Бог есть наша «мышца», сила и спасение (Ис 33:2). Милость и верность Божия обновляется каждый день, о чем и размышляет праведник (Плач 3:23), ибо милость Божия круглосуточная! Точно так же становится истинной и то, что Бог «каждое утро являет суд Свой неизменно» (Соф 3:5), когда верующий каждое утро размышляет над Его словом.

Возвращаясь к Давиду. Он ожидал услышать милость Божию каждое утро, и узнать путь, по которому идти, только потому, что каждое утро возносил к Богу душу свою (Пс 142:8). Все это было примером для повседневной жизни Самого Господа, Который также рано вставал для молитвы (Мк 1:35). В Ис 50:4 прорекается о Господе Иисусе, что Бог каждое утро пробуждает ухо Его, чтобы Он «слушал, подобно учащимся». Последние слова – явный призыв к ученикам, поступать так же, как поступал, не переставая учиться, их Господь. Следующие два стиха продолжают пророчествовать о том, к чему привело ежедневное обучение: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:5,6). Таким образом, мы опять возвращаемся к кресту, к жизни с крестом на плечах, к жизни, как результату наших утренних размышлений. Господь повелел нам нести крест потому, что Он и Сам нес его, нес Свой крест каждое, каждое утро. О неверующем мире неоднократно говорится, что он идет кривыми, развращенными путями (Лк 3:5; Деян 2:40; Флп 2:15 и часто в Притчах). Несуетное правильное начало каждого дня является залогом того, что мы пойдем прямым путем, по следам херувима, а идя по этому прямому пути, у нас не появится преткновений (Евр 12:13).


Вместе с появлением электрического освещения, а теперь еще и интернета, многие люди по своей природе предпочитают быть «совами», ведя ночной образ жизни. Они поздно ложатся, и поздно встают. Однако такую жизнь не вели в Библейские времена. Не думаю, что она полезна физическому и духовному здоровью, не думаю, что она и просто естественна. Как часто случается так, что встав поздно, вы довольны этим? Как часто, проспав нужное время, вы понимаете, что весь день пойдет кувырком, и вы ничего не сделаете из того, что задумывали? Самые духовные люди, из известных мне, встают очень рано, молятся, читают Библию и размышляют. Думаю, что все это гораздо лучше делать утром, чем после обеда, ибо откладывание всего этого на послеобеденное время, искушает и встать попозже, да и начать день на менее низком духовном уровне (что отразиться и на всем дне). По крайней мере, прошу, чтобы вы задумались обо всем этом… ибо то, как мы живем сегодня, имеет прямое отношение на то, как будем жить и в вечности. Рано утром вставал Авраам, который поставлен примером для всех нас. Часто, то же самое говорится о Моисее и Иисусе Навине. Существует и другое еврейское слово для описания «встать рано утром» («кум»), которое, похоже, просто буквально означает «встать». И, что важно, полагаю, что это слово говорит о неверующих, когда они встают, чтобы что-то сделать. Представление о «шокам», о вставании рано и о возложении повседневного бремени, очень подходит к описанию особенностей праведников.

То, о чем мы думаем по утрам, являются чудесным индикатором отношений с Богом. Интересно, но Израиль обвинялся в том, к чему стремился делать по утрам. А по утрам они мечтали о женах ближнего своего (Иер 5:8, евр.; Ос 7:6), думали о том, как с утра напиться (Ис 5:11), думали о том, как сотворить зло и несправедливость (Иер 21:12; Мих 2:1). И вот, что примечательно – Богу было совсем не угодно, что Его народ думает и поступает именно так, да еще с утра. Возможно, что Соф 3:7 является самым выразительным местом, ибо здесь Бог обвиняет Свой народ за то, что они встают рано утром (в синодальном переводе: «прилежно старались»), чтобы испортить свои «действия» (поступки), несмотря на то, что Бог с раннего утра открывал им свое слово (Соф 3:5). Им просто было не до того, чтобы видеть, что Бог являет им каждый день.


А что сказать о нас? Бог приготовил каждому из нас огромные возможности, мы же склонны, в неумении сконцентрироваться на действительно необходимом в повседневных делах и заботах, размениваться по мелочам.

Несколько раз Бог говорит, как Он встает рано утром, чтобы каждый день, после того как Израиль вышел из Египта, послать к ним пророков (2Пар 36:15; Иер 7:13,25). Образ подчеркнуто ясен – Сам Бог вставал рано каждый день, чтобы учить и призывать Свой народ (Иер 32:33). Будильники изменили наши понятия. Вы когда-нибудь просыпались до рассвета без будильника? Это можно сделать лишь в том случае, если у вас глубоко внутри заложено, что вам обязательно нужно встать рано. Вы плохо спите, часто просыпаетесь и удивляетесь, что еще не время вставать. А отсюда слова, «вставать рано», легко понимались как образ выражения душевного напряжения. И Бог поступает так каждый день веками…. Этот образ раннего вставания, является основой притчи Господа в Мф 20:1, где Бог уподобляется рано встающему хозяину дома, чтобы нанять работников. Именно так делал Бог через служение Своего слова, ибо каждое утро это слово призывает нас работать для Него в Его винограднике. Израиль не замечал, какое огромное напряжение было заложено Богом в Его слове. Не замечал, что Он каждое утро вставал рано, чтобы учить их. Очень легко недопонять значения вдохновения Библии. Ведь можно думать, что Бог когда-то вдохнул первоначально написанное, и оставил все, как есть. На самом же деле все продолжается, а потому и ни с чем не соизмеримый выход энергии Бога касается также и нас.

А мы, в нашей неорганизованной и суетной жизни не находим даже времени для ежедневного чтения Его слова?! Если Иов ценил слово Божие гораздо больше, чем свою повседневную пищу, то и для нас тоже, регулярное общение с Его словом должно стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Однако, важно не только то, как мы начинаем свой день. По закону Моисееву необходимо было приносить жертвоприношение утром и вечером, в начале и конце рабочего дня (2). Бог предупредил их, чтобы к этому «постоянному всесожжению» не относились менее серьезно при других жертвоприношениях (Числ 28:10 и т.д.) Для меня в этом есть серьезное назидание: ничто не должно нарушать регулярного и вдумчивого начала и конца каждого дня, посвященного Господу.


Недавно, мы вместе с чудесными братьями и сестрами, пытались поскорее завершить работы по завершению ремонта дома, оставалось лишь поштукатурить и покрасить его. Мы работали буквально день и ночь, после чего были вынуждены признать, что в эти дни мы мало и не усердно молились, да и Библию читали невнимательно. Само собой, что в эти дни мы утешали себя, что работаем для Господа… что, впрочем, так и было. И все же я думаю, что «постоянное всесожжение» посвящения времени Господу, молитва и чтение Библии, не должны пропускаться, или быть поверхностными.

Я призываю всех нас начинать каждый день с «спокойных часов» общения с Богом, который укрепит нас и поддержит в самоуправлении и самоорганизации, чтобы мы могли больше и глубже пропитываться знанием Иисуса, нашего лучшего друга, вдохновенного брата, Спасителя и Сына Божия.


следующая страница >>