reforef.ru 1
ХХVI Летняя многопредметная школа Кировской области


Вишкиль. 3-28 июля 2010 г.



Первый биобой (9 июля 19.30)



  1. «Крутые перцы» Во многих национальных кухнях тропического региона при приготовлении блюд используется неприемлемое на наш взгляд количество острых приправ, в том числе и перца. Приведите как можно больше рациональных объяснений этой кулинарной особенности.




  1. «Гипножаба» В мультсериале «Футурама» присутствует эпизодический персонаж – гипножаба, которая может дистанционно управлять поведением других животных. Рассмотрите механизмы (в том числе и гипотетические), при помощи которых одно животное может управлять поведением другого, и приведите реально существующие примеры такого управления.




  1. «Бесконечная ДНК» Перед Вами стоит задача получить непрерывную молекулу ДНК как можно большей длины. В вашем распоряжении имеется только ДНК-полимераза, имеющая праймазную активность (т.е. способная синтезировать РНК-затравки). Каким образом должна быть организована матричная ДНК для получения искомой молекулы ДНК? Предложите как можно больше способов ее получения.




  1. «Колобок» Предложите, каким образом могли бы быть устроены и передвигались, питались, дышали и размножались животные, подобные на Колобку из одноименной сказки. В каких биотопах они бы обитали?



  1. «Эйва где-то рядом» В фантастическом фильме «Аватар» была описана энергоинформационная сеть, объединяющая и связывающая всю биосферу планеты. Хотя сеть подобного масштаба и не может существовать на Земле, в отдельных биотопах и экологических нишах существуют подобные энергоинформационные сети между организмами. Приведите несколько примеров подобных энергоинформационных сетей разных масштабов и сравните их по эффективности функционирования.


ХХVI Летняя многопредметная школа Кировской области

Вишкиль. 3-28 июля 2010 г.



Второй биобой (20 июля 19.30)


  1. «Игра «Жизнь» Место действия известной игры «Жизнь» - поверхность, состоящая из клеток, которые могут быть либо «живыми», либо пустыми. Переход клеток из одного состояния в другое определяется по простыми правилам, в зависимости от состояния соседних клеток. Приведите как можно больше аналогий между этой игрой и биологическими системами. В чем недостатки этих аналогий? Насколько оправдано название игры? (более подробно узнать про игру «жизнь» и получить дистрибутив для игры на компьютере можно у И.А. Кузина)




  1. «Буратино» У некоторых растений встречаются сложно скоординированные реакции и движения, которые позволяют сравнивать их с реакциями многоклеточных животных. Какие причины (с точки зрения экологии и эволюции) могли бы привести к дальнейшему развитию этих способностей и возникновению «разума» у растений?




  1. «Плоский мир» Представьте себе двумерных животных, живущих в плоском мире и сопоставимых по уровню сложности с существующими в реальности трехмерными животными. Приведите пример (примеры) строения подобного двумерного организма. С какими проблемами столкнулись бы такие животные?




  1. «Игра «Эволюция» Предложите максимально длинное непротиворечивое сочетание нижеперечисленных свойств, характеризующих одно животное. Попробуйте подобрать реально существующий пример животного с таким набором свойств.

Используемые свойства: хищник, падальщик, паразит, фильтратор, консумент I порядка, водное животное, эусоциальное животное, ядовитое животное, животное с элементами экзоскелета, мимикрирующее животное, территориальное животное, живородящее животное, животное строящее укрытия, живоное с большим размером тела.



  1. «Парк Юрского периода» Представьте себе, что современная биосфера Земли оказалась соединена «порталом», по которому возможно прохождение живых существ, с биосферой Юрского периода. Предположите, каким животным (группам животных) было бы выгодно переместиться из нашего времени в Юрский период и наоборот? Какие экологические ниши они могли бы занять? Какие «местные» группы животных в каждой из биосфер ожидало бы вытеснение?