reforef.ru   1 ... 27 28 29 30 31

возраст "проклятых" ученых составляет 74,4 года, что явно выше среднего воз-

раста непроклятого европейца!
"Египетский -ритуал погребения усопших не предусматривает проклятия для

живых,- подтверждает Говард Картер,- а лишь требует выражения умершему добрых

и благих пожеланий". "Проклятие фараона" не существует!
"ДАЙТЕ МНЕ КУСОЧЕК ЛУННОГО ГРУНТА"...
Грозит ли нам возврат из века прогресса во времена суеверия и предрассудков?

На этот пессимистический вопрос можно было бы ответить отрицательно, если бы

не знание того факта, что в настоящее время в Европе и США зарегистрировано в

три раза больше астрологов, чем химиков и физиков. Подобно снежной лавине рас-

тет ежедневная публикация гороскопов. Если в начале 50-х годов лишь около 100

американских газет регулярно предоставляли свои страницы астрологам, то сегод-

ня их уже более 1250, то есть две трети всех газетных изданий США. Аналогич-

ная картина наблюдается и в ФРГ. Осенью 1975 года 186 ведущих ученых США, в

том числе 18 лауреатов Нобелевской премии, обратились к общественности с при-

зывом не доверять астрологическим предсказаниям и рекомендациям. Астрология

начисто лишена какой-либо мало-мальской научной базы, она - не что иное, как

суеверие чистой воды.
Однако это предостережение явилось гласом вопиющего в пустыне. Вместо того,

чтобы доверять своему разуму и руководствоваться им, широкая публика, несмот-

ря ни на что, продолжает сползать в пучину иррационального.
На протяжении многих лет книжный рынок буквально наводняется оккультной лите-

ратурой, польза которой заключается лишь в одном - она источник доходов для ее

авторов и издателей.
Беспристрастный, обращенный к здравому смыслу читателей разбор содержания не-

которых бестселлеров указанного рода и составляет основную тему данной книги.


Обращаясь к различным проблемам современности, авторы этих бестселлеров пы-

таются решить их, прибегая к умозаключениям, основанным на полете фантазии; в

то же время свои рискованные гипотезы и прямые домыслы они подают в таком ви-

де, что неискушенный читатель сплошь и рядом принимает их за научную истину.
"Современным видом воинствующего невежества" назвали американские ученые эту

моду на псевдонауч-


ное духотворчество, которая в последнее десятилетие достигла особого размаха

и, как стихия, захватила мнимо просвещенное общество западных индустриально

развитых стран. Как могло произойти, что столь большое число людей, не исклю-

чая и интеллигенцию, оставило те серьезные надежды, которые они же раньше воз-

лагали на науку, и вместо этого так доверчиво бросилось в объятия анти- и

псевдонауки? Почему многие люди считают себя разочаровавшимися в современном

знании и ищут спасения в мистике, размышлениях о потустороннем и во вновь воз-

родившемся культе НЛО? В чем корни этой пробудившейся веры в чудеса?
На тех, кто верит в силу человеческого разума, пышный расцвет псевдонауки дей-

ствует угнетающе, считает американский автор Шп. де Камп, коллега философа

Пауля Куртца. В эссе о "жаждущих веры", опубликованном в журнале "Гуманист",

он высказывает предположение, что человечество в целом всегда ощущало "огром-

ный аппетит" к преувеличениям и историям о "захватывающих дух чудесах". В на-

ши дни к этому добавились и новые причины, а именно ослаб-

ление позиции сохранившихся религий. На протяжении столетий они считались тра-

диционным источником достоверных знаний о человеке и космосе. Однако "с прог-

рессом науки появляется все больше правильных ответов на вопросы, долгое вре-

мя относившиеся к числу неразрешимых, но эти ответы зачастую противоречат дог-


матам священных писаний". Все более усиливающийся в связи с этим процесс отхо-

да религии на второстепенную роль блюстительницы нравственности и поддержания

институтов социального обеспечения означал ее упадок в мировоззренческом пла-

не, "оставивший в человеческой психике пустоту".
Почему же современные естественные науки не в состоянии заполнить эту пустоту?

Шп. де Камп считает, что они слишком безличны, "слишком индифферентны по отно-

шению к человеческим надеждам и стремлениям; кроме того, по мере своего услож-

нения они все больше и больше становятся областью, трудно постижимой даже для

специалистов, не говоря уж о дилетантах.
Как на "неуспевших в школе познания", которым хочется лишь "убаюкивать себя

колыбельными песня-


ми и грезить о несбыточном", определяет женевский профессор литературы Георг

Штайнер новомодных поклонников веры в исцеление и чудеса. "Абсолютно безраз-

лично, прибегают ли они к гороскопам или наркотикам, макробиотике Гуру или

чувственному тренингу, совершают ли они паломничество в Катманду или увлекают-

ся спиритическими сеансами,- все они гонимы одним и тем же чувством духовного

голода, одним и тем же одиночеством и одним и тем же страхом".
Философ Пауль Куртц видит корни современного иррационализма также и в так на-

зываемой антикультуре - вызове, брошенном в 60-е годы ультралевыми и хиппи.

Дешевый лозунг необходимости "углубленного самопознания", достигавшегося прие-

мом наркотиков или путем крайнего опрощения, также способствовал антипатии к

миру технической цивилизации, как и политический упрек в том, что объектив-

ность с позиции классовой борьбы якобы безусловно невозможна. Мы живем в об-

ществе изобилия', которым обязаны научному и техническому прогрессу. И несмот-

ря на это, именно в обществах изобилия странным образом укоренился новейший


антиинтеллектуализм, зачастую "граничащий с истерией"... "То, что некогда

объявлялось величайшей надеждой человечества, сегодня многие расценивают как

величайшую угрозу".
В таком развитии событий отчасти виноваты сами ученые, и поэтому им не стоило

бы этому так удивляться. Чего только они не обещали еще верившей в науку об-

щественности, и как часто они обманывали ее в больших ожиданиях и надеждах!

"Дайте мне кусочек лунного грунта, и я скажу вам, как возникла солнечная сис-

тема",- заверял всех американский геолог лауреат Нобелевской премии Гарольд С.

Ури незадолго до первой посадки космического корабля на Луну. Американские ас-

тронавты доставили с Луны не кусочек, а целых 380 кг лунного грунта. Добытый

материал помог ответить на некоторые старые вопросы, однако одновременно пос-

тавил еще больше новых.
' Учитывая вопиющую социальную несправедливость любого капиталистического об-

щества, в предлагаемом Куртцем контексте лучше было бы сказать "в обществе,

которое могло бы иметь все предпосылки обладать изобилием для каждого из его

членов, но...".- Прим. ред.
"МЫ ДОЛЖНЫ ОТРУБИТЬ ГИДРЕ ГОЛОВУ"
Лауреат Нобелевской премии Ури был не единственным ученым, выступавшим в 60-е

годы с многообещающими заявлениями. Еще в 1960 году медики и биохимики пред-

сказывали, что в течение ближайшего десятилетия рак - этот бич человечества -

будет побежден. Что же касается многих других недугов, то наши надежды на из-

бавление от них связывались с грядущим веком. Но вот победоносное шествие пе-

нициллина вскоре натолкнулось на отчаянное сопротивление возбудителей болез-

ней, а пересадка живого сердца не стала, как надеялись, обыденной операцией.

На смену громко превозносимым успехам медицины пришло разочарование. Аналогич-

ная переоценка собственных сил и возможностей случается и в других областях


науки и техники. Так, в 60-е годы мало кто сомневался, что атомные электрос-

танции полностью снимут с повестки дня энергетическую проблему на Земле. Се-

годня же она превратилась в игральную карту политических и общественных, идео-

логических и технологических, медицинских и экономических интересов и правя-

щих групп, ее защитников и противников, людей трезвых и безрассудных. Многие

говорят об атомной опасности, но лишь немногие знают ее истинное лицо. Ведь

без глубоких специальных знаний вряд ли кому-либо удастся всесторонне изучить

проблему настолько, чтобы она стала ясна. Так в сознании большинства людей

укоренилось чувство неуверенности, опасности, страха. В результате заражения

радиоактивными веществами, загрязнения окружающей среды и резкого роста наро-

донаселения мир, которому каких-нибудь десять лет назад прочили лучшее, более

счастливое будущее, сегодня, как кажется многим, быстро и неудержимо катится к

своему концу.
"Куда более удручающие последствия, нежели все перечисленные разочарования,

имела несбыточность другого, самого важного предсказания [науки.- Ред.], свя-

занного с тем, что всестороннее использование возможностей человеческого разу-

ма приведет к познанию истины, к пониманию мира, к постижению собственно-


го "я",- писал в 1978 году в журнале "Шпигель" профессор психиатрии и невроло-

гии Хоймар фон Дитфурт. Начатый с таким энтузиазмом подъем бесповоротно засто-

порился на полпути. "Успешно разрушались все формы веры, которые невозможно

было обосновать научно. В результате человек остался один на один со своим ра-

зумом и окружающим его миром - леденящее душу противостояние. Удивляет, одна-

ко, факт, что на алтарях, с которых были изгнаны боги древности, удобно распо-

ложилось множество мелких идолов. Настораживает, но вполне объяснимо то об-


стоятельство, что в этой ситуации становится возможным внушать людям, которые

более не в состоянии удовлетворять свою потребность в духовном отчуждении ре-

лигиозным содержанием, представление, где потусторонний мир божественного за-

меняется Вселенной, а внеземным силам приписываются функции святых заступ-


ников. Странно, что в подобных обстоятельствах религиозные институты типа Гу-

ру и Хара-Кришны все еще' остаются конкурентоспособными".
Иными словами, современный иррационализм подменяет собой религию, а псевдо-

научные представления о НЛО и писанина Дэникена, Берлица и им подобных, по

мнению ученого А. Херинга-Арибаха, удовлетворяют двоякую потребность: веру в

технический прогресс и тягу к мистике. "Они освобождают людей от ответствен-

ности".
Рядясь в одежды научно звучащих аргументов, эти проповедники псевдонаучности

умело выдают изумленной и очарованной публике белое за черное; пытаются пред-

ставить беспочвенные гипотезы и легенды доказательствами и фактами.
С тем чтобы противопоставить этой мутной волне невежества и новомодного суеве-

рия разум и знание, профессор философии Пауль Куртц в конце 1976 года объеди-

нил вокруг себя группу ученых. "Мы должны везде, где это возможно, отрубать

гидре голову",- заявил его соратник Шп.-Де Камп.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АСТРОНОМИИ:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Земля - Солнце - Солнечная система - Космос. Мы легко и свободно пользуемся

этими терминами. Право, можно подумать, что все это нам хорошо известно. Но не

ошибаемся ли мы? Даже рискуя повторить некоторые школьные истины, стоит, пожа-

луй, совершить короткий экскурс в астрономию, с тем чтобы внести некоторую яс-

ность и устранить путаницу хотя бы в терминологии.

Наша Земля относится к Солнечной системе, которая включает 9 планет, вращаю-


щихся вокруг Солнца. Меркурий - наиболее близкая к Солнцу планета, далее по

степени удаленности от Солнца следуют Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,

Уран, Нептун и Плутон.
По поводу происхождения планет существует целый ряд гипотез: например, некото-

рые ученые предполагали, что однажды Солнце сблизилось с другой звездой и си-

лы гравитации отторгли от него часть вещества; в дальнейшем в результате уп-

лотнения оно превратилось в планеты.
Другим казалось более вероятным, что у Солнца некогда был спутник - более ста-

рая звезда, которая со временем взорвалась. Солнце удержало небольшую часть ее

вещества, образовавшего вокруг него линзообразное облако; позднее в результа-

те гравитационных сил оно сжалось в отдельные, относительно компактные образо-

вания, ставшие потом планетами. В наше время эти гипотезы имеют "лишь истори-

ческую ценность.
Современные теории исходят из того, что планеты, как и Солнце, образовались из

межзвездной материи. В результате возмущений в разреженной газообразной среде

возникли уплотнения, обладающие достаточно большой массой для сжатия под дей-

ствием сил гравитации: так образовалось Солнце и вращающийся вокруг него диск,

состоящий из относительно холодных газов и пылевых частиц. Вследствие столкно-

вений и гравитационного взаимодействия тяжелые элементы внутри этого диска со-

бирались поначалу в малые, а затем в более крупные скопления вещества, что

привело к образо-
ванию известных нам планет, в то время как значительная часть легких элемен-

тов рассеялась.
Между орбитами Марса и Юпитера вращаются многочисленные малые планеты - асте-

роиды. Диаметры самых мелких астероидов не превышают одного километра, а у са-

мого большого из них, названного Церерой, поперечник достигает примерно 770

километров.
Орбиты планет представляют собой эллипсы, которые, однако, не слишком сильно

отличаются от окружностей, кроме орбит Меркурия и Плутона. Вокруг некоторых

планет вращаются их собственные спутники.
Средние скорости и периоды обращения планет зависят от их расстояния от Сол-

нца. Для наглядности можно привести такие примеры: самая близкая к Солнцу пла-

нета, Меркурий, совершает полный оборот вокруг Солнца примерно за 88 земных

суток, двигаясь со средней скоростью 48 км/сек; Юпитерианский год длится 4333

земных суток, а скорость его движения по орбите составляет 13 км/сек; для са-

мой же удаленной планеты, Плутона, эти величины соответственно составляют 90

465 земных суток и 4,7 км/сек. Движение всех астрономических объектов происхо-

дит по одним и тем же законам физики, причем эта отрасль знания настолько точ-

но и досконально разработана, что позволяет восстанавливать или предсказывать

астрономические явления на огромные по нашим представлениям сроки. Законы не-

бесной механики столь незыблемы, что по одному только факту отклонения движе-

ния Урана от расчетного пути в семидесятых годах прошлого века были предсказа-

ны местонахождение и параметры неизвестной тогда планеты Нептун. Это триум-

фальное "открытие на кончике пера" повторилось в начале нашего века, когда та-

ким же способом был обнаружен Плутон.
В отличие от орбит больших планет орбиты астероидов довольно сильно вытянуты.

Например, орбита Икара в перигелии, то есть ближайшей к Солнцу точке, находит-

ся внутри орбиты Меркурия, а в афелии - наиболее удаленной от Солнца точке -

вблизи орбиты Марса. Иногда пути астероидов проходят вблизи орбиты Земли: в

1937 году Гермес приблизился к Земле на 805 000 километров, а в 1975 году Эрос

прошел на расстоянии около 24 миллионов километров.
А не может ли случиться так, что пути движения Земли и другого космического

тела пересекутся и прои-


<< предыдущая страница   следующая страница >>