reforef.ru 1
О.П. Рыбникова,


Высшая школа народных искусств (институт)

Формирование механизма воображения в художественно-творческой деятельности
Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания в относительно новой форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности. По определению философского словаря «творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности». Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительного материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Шеллинг отмечал, что художественное творчество основано на противоположности деятельности и разграничивает понятия деятельности и творчества.

Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления.

Первый уровень - агглютинация, представляет собой соединение крупных частей разнородных объектов вместе и формирование в результате нового объекта, с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. Таким способом сформировано много сказочных персонажей, героев мифов и легенд: русалка, кентавр, минотавр и другие.

На основе данного приёма можно разработать много творческих заданий. Например, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами. Сначала придумать, затем нарисовать, а затем дать этому животному название.

Другой приём – аналогия. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной природной формы, такие как облака, падающие тени, пройдя через зрительное восприятие, ассоциируются в человеческом мозгу со сходными реальными формами. Используя их, воображение создаёт определённые соотношения и связи. Аналогии бывают связаны не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком и другими характеристиками. Аналогия считается одним из самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий достаточно сложный процесс. Тем более что реальный поиск аналогий происходит в мозгу человека на уровне подсознания, что не всегда способствует отчетливому пониманию, почему тот или иной предмет, явление вызвали ту или иную аналогию. Потренироваться искать аналогии можно во внешних очертаниях разных природных объектов. Так, например, можно дать задание детям понаблюдать за облаками, рассмотреть, на какие реальные объекты они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления. Затем можно нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими–либо объектами. В качестве исходного материала для формирования аналогий далее могут служить разные предметы и явления: тени, блики, формы кустов и деревьев, языки пламени, паутина и многое другое, вызывающее у детей фантазирование.


Гиперболизация – следующий прием, активизирующий творческое воображение, заключающийся в преувеличении и преуменьшении целых объектов или их частей. К примеру, при рисовании декоративного натюрморта возможно применить умышленное, осмысленное преувеличение отдельного объекта натюрморта.

Акцентирование - умение подмечать, подчеркивать главное в объекте или явлении, заостряя на нем внимание. Самым сложным приемом творческого воображения, основополагающим для художественного творчества, является типизация. Задача создания типичного образа – подлинно художественная. Для успешной деятельности в применении данного приема требуется не только высокая развитость аналитического мышления, но и способность к сопереживанию, эмпатия в высокоразвитой форме. На определенном уровне возрастного развития с помощью специальных упражнений данные компоненты возможно развить. Например, задание нарисовать представителя профессии, выделив типичные черты. Данное умение выделять типичные черты сложного целого имеет важное значение для любой творческой работы художника над впечатлениями. За процессом диссоциации, заключающемся в рассечении сложного целого на отдельные части, выделении и сохранении существенных качеств и забывании менее важных, следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов.

Эти следы представляют собой процессы, которые изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация – объединение диссоциированных и изменённых элементов.

Заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не завершается. Полный круг этой деятельности завершается, когда воображение находит воплощение или кристаллизацию в материальных результатах творческой деятельности во внешних образах.

Литература

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: 1974.

  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: OMS, 1994.

  3. Калошина И.П. Психология творческой деятельности.- М.: ЮНИТИ, 2003.