reforef.ru 1 2 ... 31 32

дата печати 27.12.2008 12:29:00 PM дата создания 03.12.2006 17:31:00 творцам своей судьбы в память о предках




ФАМИЛЬНАЯ ВЕТВЬ

РОДА ЮРАСОВых
Вам – всё это, живые,

Вы должны нас знать

Нам – отрада одна…

/по А. Твордовскому/
Фамилия - имя рода или ветви рода. Рода имеют родоначальников в 10 - 12 веке, имена кланов (фамилии) как правило, пошли с тех давних времён, и означали - сыны такого-то родоначальника. В русской мифологии слово РОД означало «Бог», славянородоначальник жизни; дух предков, покровитель семьи, дома.

ФАМИЛИЯ это:

1. Имя рода [латин. familia]. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям. см.: Cловарь иностранных слов. Слово «фамилия» означает: семья, семейство, общесемейное имя. В далёкие времена фамилий не было – их заменяли имена и прозвища. Не позднее Хв. Появились отчества на –ич –тоже вместо фамилий образовались отчества-фамилии и от женских имён: Юрий Томилин, Юрко Варварин, Юра Софьин. В документах три столетия назад каждый человек значится: крестильное имя, имя, прозвище или профессия отца, собственное прозвище, место рождения, национальность, профессия или должность.

Т.О. так и образовались, сложились подавляющее большинство русских фамилий. От крестильного имени Юрий, образовалось «гнездо» фамилий: Юрышев, Юрасов, Юранов, Юрасов, Юренев, Юренин,.Юривцев, Юриков, Юрин, Юринов, Юркий, Юрков, Юрлов, Юрманов, Юров, Юрочкин, Юрский, Юрухин, Юрцев, Юршев, Юрыгин, Юрышев, Юрьевский, Юрьичев, Юряев, Юрятин, Юхин, Юхиев, Юхнин, Юхнов, Юхов, Юхтин, Юшанкин, Юшанков, Юшин, Юшкин, Юшков, Юшманов. Юренев, Юривцев, Юрин, Юрлов. Однофамильцами Юрасовых являются Урясов, Уразов, Уязов, Урин, Урьев, Урясов.

2. Род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. Прозванье, проименованье, родовое имя см.: «Энциклопедию русского слова» Владимира Ивановича Даля: ЮРА, юрила – беспокойный человек, непоседа, юла, егоза; торопыга, нетерпеливый; ЮР – ярость, похоть, вожделение; ЮРКА – бойкий мальчишка, провор; ЮРАГА – избоины, сыворотка, сыроватка, пахтанье, сколотины, остстки от сбитого масла; такие же остатки мешаного и топлёного русского масла.


3. Совокупность одноимённых родов. Как и у людей среди родов встречаются тёзки. Есть распространённые родовые имена, например: Юрасовы, Юрковы, Юрановы. Каждая такая фамилия объёдиняет несколько фамильных родов. Однако, большинство из 15 000 русских фамилий уникальны и принадлежат не более чем одному роду. Русские недворянские фамилий имеют короткую историю. Наши предки, особенно крестьяне, не имели закреплённых фамилий. В переписных книгах человек определялся именем и отчеством, иногда указывалась дворовая кличка, которая не переходила по наследству. Поголовное "офамиливание" произошло только в 19 веке, в тоже время, русские рода документально прослеживаются с 17-го века. Фактически, российские фамильные рода являются всего лишь поименованными ветвями более древних родов - кланов.

4. По-гаэльски слово КЛАН означает «потомство», «дети». Слова синонимы - тейп, джуз, династия, CLANSHIP = семейственность, дружба между родственными семьями. Данное понятие очень развита у шотландцев, благодаря ей они добиваются поразительных успехов в многонациональных обществах, где проживают первородки Jurasovs в США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде.

5. Члены клана, как правило, имели одну фамилию Jurasov, но случалось, что появлялись ветви клана бравшие себе свое собственное имя. Такие "индивидуально офамиленные" ветви называются септами кланов, некоторые кланы имеют до 20-30 септов. Однако, большинство членов клана носит фамилию совпадающую с названием клана.

7. Все роды, до 1867 года возведенные в дворянское достоинство, и признанное иностранное дворянство могли иметь утвержденный герб, только получая диплом, или как его ещё называли «жалованная грамота». Юрасовы - нетитулованный российский дворянский род13, герб рода под № 63 находится в VI части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Том VI «Высочайше утверждён» молодым императором, получившем в народе прозвища «Благословенный» 23 июня 1801 года.


6. В силу российской практики индивидуального государственного учёта населения, большинство русских кланов Jurasovs смогут установить родоначальников в 16-17 веке. В ту пору среди крестьян фамилий как таковых не существовало. Имелись родовые клички, но передача их из поколения в поколение носила эпизодический характер. Поголовное офамиливание крестьянства в России произошло очень поздно, только в 19 веке. Всем известная приставка Мак переводится как сын.

9. Подлинник родового герба рода Юрасовых под № 63, после высочайшего утверждения 23 июня 1801г., Александром I Павловичем, получил Тимофей Юрасов (см. Гербовник, часть VI, под № 63), а точнее сказать принял на вечное хранение. Диплом содержал в себе полный текст формуляра с нарисованным в конце гербом.

8. Некоторые русские кланы Jurasovs, максимально глубоко исследовав свое древо, и найдя родоначальника, столкнутся с задачей выбора имени клана, при этом все современные поколения будут иметь свои фамилии. Таким образом, многие кланы Jurasovs взяли произвольные имена не являющиеся фамилиями, и в тоже время, они стали состоять из нескольких фамильных ветвей (септов).

10. Согласно данным Департамента Герольдии из «формуляра со списком герба», в 1798 году просителям был, стольник Тимофей Юрасов, записанный в VI части родословной книги Тульской губернии. Точнее будет сказать «занесенный» в «Алфавит дворянских родов, владевших имениями в Центрально-Черноземном регионе в 1700-1762гг.» см. информацию в книге: С.В. Черников «Дворянские имения Центрально-Черноземного региона России в первой половине XVIIIв.»

11. С 1867 года процедура получения гербов упростилась, теперь желающим разрешено было выдавать вместо дипломов отдельные гербы на пергаментном листе, что обходилось нетитулованному дворянству от 62 до 114 рублей, но все равно это было достаточно дорого. Это привело к тому, что из 50 тысяч семей российского дворянства только чуть более 6 тысяч имели утвержденные родовые гербы.






Грамота на права, вольности

и преимущества благородного

российского дворянства от 1785 года апреля 21дня:
«…Благородные разумеются все те, кои или от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы; доказательства же благородства суть многочисленны и более зависят от испытания древности, прилежнаго изыскания и разсмотрения доказательств, нежели от новых предписаний. Различныя начала дворянских родов сами за собою затруднения таковыя в предписании правил разпространяют. Точное правосудие не дозволяет изключить ни единаго доказательства, котораго рода инако, как тут, где слово закона доказательство таковое опровергает. В таком нежном и трудном положении сего важнаго дела обыкновенным милосердным попечением избираем правосудной способ подать руку помощи нашему вернолюбезному подданому российскому благородному дворянству утверждением следующих доказательств благородства, не изключая однако же и сверьх того отъискать могущихся справедливых и неоспоримых доказательств котораго рода, хотя бы здесь и не прописаны были».

Принимая во внимание, что VI том Общего гербовника Российской империи входит всего 161 герб «Высочайше утвержденных» рукою молодого император Александра I от 23 июня 1801 года, а цена диплома достигала 250 рублей, хотя по тем временам сумма была весьма солидной и немалой. Не все дворяне имели возможность иметь свою семейную реликвию, однако состояние семьи Юрасовых позволило пройти мучительную переписку с Герольдией и документально доказать «солидное положение Благородства».

Доказательствами не опровергаемыми благородства да будут:

1. Дипломы предков наших или от нас, или прочих коронованных глав пожалованные на дворянское достоинство.

2. Жалованные от государей гербы.


3. Патенты на чины, к коим присвоено дворянское достоинство.

4. Доказательства, что кавалерской российской орден особу украшал.

5. Доказательства чрез жалованныя или похвальныя грамоты.

6. Указы на дачу земель или деревень.

7. Верстанье по дворянской службе поместьями.

8. Указы или грамоты на пожалование из поместья вотчинами.

9. Указы или грамоты на жалованныя деревни и вотчины, хотя бы оныя и выбыли из рода.

10. Указы или наказы, или грамоты, данныя дворянину на посольство, посланничество или иную посылку.

11. Доказательства о дворянской службе предков.

12. Доказательство, что отец и дед вели благородную жизнь, или состояние, или службу, сходственную с дворянским названием, и свидетельство о том двенадцати человек благородных, о дворянстве коих сумнения нет.

13. Купчия, закладныя, рядныя и духовныя о дворянском имении.

14. Доказательства, что отец и дед владели деревнями.

15. Доказательства поколенныя и наследственныя, восходящия сыну от отца, деда, прадеда и так выше, сколько показать могут или пожелают, чтоб быть внесену в которую часть родословной книги с их родом.

Указы, в коих доказательства о дворянстве. В указе, приложенных к родословной книге, написано сими словами…»

Все вышеперечисленные «доказательства» были собраны в короткий срок и представлены для разработки и утверждения герба уже в 1792 году.

В книге «Русская геральдика» от 1853 года первый исследователь истории герботворчества России Александр Борисович Лакиер9, на стр. 287 описывает герб под № 209 русского дворянского рода Юрасовых:



Официальное геральдическое описание герба:

«В голубом поле щита на золотом блюде красное сердце, пронзённое такою же стрелою.

На дворянском шлеме пять страусовых перьев»

Данное описание взято из официальных документов датированных 1414 годом; на стр. 257 Лакиер даёт пояснения, что данное описание встречается в Польских гербовниках и на геральдических знамёнах, начиная с XII столетия.

Автор этих строк начиная с 1972г. стал изучать точную историческую науку «гербоведение» и в связи со своими наблюдениями необходимо поделится своими познаниями в данной области. Исследуя большое количество родовых, дворянских, фамильных, шляхтинских гербов, констатирую следующие факты:

1. Довольно объемный труд «Lexikon erbov slachij na Slovensku», включает в себя большое количество гербов с описаниями и датами истории создания. Сопоставляя эмблемы рисунков на стр. 361 фамильных гербов Hlinicky, Harabor, Hlenicki, Hlinczky выше приведенный эмблемы совпадают, т.е. сердце пронзенное двумя стрелами, одно отличие стрелы направлены вверх. В описании: «Rod dostal dve popluzia zeme z majetku Bobrovnika a Podhradia Liptovskeho hradu v roku 1323». Указанная дата «1323» это год первого упоминания данного герба в документах, далее по тексту данная дата встречается дважды, приводятся также даты: 1372, 1492, 1560, утверждения, а вернее сказать подтверждения право использования данной эмблемы в родовых гербах своих фамилий.

Т.О.  Принимая во внимания выше приведенные рассуждения о ♥ и выходе фамилии Юрасовых из Речи Посполитой, тогда можно предположить, что при выборе эмблемы для герба использовались данные изображения на фамильных предметах обихода, но к сожалению, до нас не дошедшие.


2. В соответствии с богатством западноевропейской интеллектуальной традиции от: Юнга, Фрейда, Башляра до Фрэзера и Шнайдера создан «Словарь символов и знаков» вошедшие в него сюжеты, явления, выразившиеся и обрисованные в символах собраны и обработаны Надеждой Николаевной Рогалевич в современной время. Данное справочное издание увидело свет в 2004г. в издательстве «ООО Харвест» в гор. Минск. На стр. 381-382 дается следующее описание:

«…сердце – вместилище души или духа, движетель страсти, мысли, жизни… Пульсация сердца рассматривается, как отражение космических процессов расширения и сокращения, инволюции и эволюции…Согласно одной из версий египетской космологии, бог Прах задумал творение в своем сердце – «вместилище мысли»…аналогичное восприятие прослеживается в Библии: «…Я, Господь, проникаю сердце (то есть замыслы человека)» [Иер. 17]…в другом месте такая цитата: «…Из сердца исходят злые помыслы…» [Мф. 15]…представление о сердце, как образе центра мира подчеркивает духовный аспект миротворчества,…тогда как пуп Земли акцентирует его сексуальный, генетический план…вертикаль человеческого тела фиксирует три фокуса жизненной энергии: мозг, сердце и половые органы…однако центральное, срединное положение занимает именно сердце…для сравнения в Русском языке «серце» и «середина» - «серцевина», которое есть сосредоточение всех качеств и силдля алхимиков сердце олицетворяло солнце внутри человека, подобно тому как золото было образом солнца на Земле…с сердцем связывается и любовная символика, поскольку любовь представляет как основопологающая духовная ценность, возвышающая человека над миромнад ограничениями собственной природы…СЕРДЦЕ, ПРОНЗЕННОЕ СТРЕЛОЙ, - широко известная аллегория любви, однако этому образу может придаваться и другое значение: ″это человеческий дух″…олицетворенный преодолевающей пространство стрелойпостигший суть «серцевину» вещей, центрв иконографии сердце изображается в форме вазы, кубка; отсюда его ассоциация с Граалем...духовным первопринципом…сердце с вписанным трилистником – символ духовного бессмертия в зороастризме…откуда он распространился по всему раннесредневековому миру…»


Таким образом: древность гербовой эмблемы доказывает о состоятельности, привилегий, к правящему классу наших предков начиная до указанного 1323 года.

3. Аналогичный герб можно встретить на геральдических знамёнах в Польше Przyjaciel, Aksak, Kara и Obrona, информация взята из самого полного гербовника Несецкого. Данный вывод даёт основание утверждать, что фамилия, возможно, берёт свой корень от польского имени «ЮРАС».

4. В статье над заголовком «Srdce» в польском гербовнике на стр. 227 приводится аналогичное описание «горящего сердца с пронзенными двумя стрелами вверх» родового герба Augustiniani. В статье приводятся даты утверждения: «…ktere bylo v roce 1469 vypaleno», «….byl v roce 1567 poselatvim u dvora», «…byl v roce 1571 obdaten» это указывает на продолжения рода и преемственности использования данной геральдической фигуры.

5. Генеалогия ранних литовских князей достаточно запутана. По начальному периоду Литовского государства дошло очень мало документов, в основном легенды. В некоторых исторических документах встречаются имена различных, живших в 10 -11 веках, литовских князей. Одним из упоминаемых родов является род Палемонов, но его начало очень похоже на сказку Некто Палемон с пятьюстами римлян приплыл (по некоторым данным - в 924г.) к устью Немана, а по Неману - до рек: Дубиссы и Юры. Здесь они поселились, назвав эту землю Жемайтией (низкой землей).

6. Родословная Палемонов приведена в ряде источников. Далеко не всему в этих сведениях можно доверять, но и отбрасывать их не можем. Потомки Ердзивила были князьями Новогрудскими (Верхне - Литовскими). По "Хронике Быховца" его внук, Гинвил, принял христианство с именем Юрий, женился на Марии, княжне Тверской (?) и стал князем Полоцка.

7. В русских источниках такой князь неизвестен, а Борис считается представителем полоцкой ветви Рюриковичей, а вот символика Девы Марии культ которой на протяжении средних веков развивался на этих землях неоспорим. Судите сами: «…Maria Regina символизировала небесную царицу Марию …использовала крылатое сердце или пронзенное саблей сердце…это сердце было известно под названием Arma Virginis, как герб Девы….» данный вывод сделал английский исследователь Джон Фоли в научно-популярном издании «Энциклопедия знаков и символов» 1993г., стр. 162.


8. В 1236г. Миндовг объединил Литовские земли и принял титул Великого князя Литовского. Однако после его смерти началась борьба за престол, в результате которой род угас в конце XIII века, а титул Великого князя Литовского перешел к Довспрунгам.

9. Князья Гедройц-Юраха Литовский княжеский род, происходящий от князей Гедройцев. Родоначальником его был князь Юрий (Ежи) Юраха Гедройц (нач. XVIв.), сын князя Хурды. Потомство его разделилось на 3 ветви, внесенные в VI часть родословной книги Виленской, Витебской и Минской губерний.

Т.О. Приведу фамильный диплом «ЮРАСОВых», где дается объяснения происхождения фамилии, история дворянского рода, делается вывод о родоначальнике исследуется вопрос о первом упоминании в исторических материалах и древних актах, автор данной работы надеется, что идея и сам труд станет некоторым подспорьем в деле развития отечественной генеалогической науки, так нужной для понимания всей мировой истории.



следующая страница >>