reforef.ru 1 2 3 4 ... 14 15

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на производство продукции в целях удовлетворения его потребностей.

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Экономика – совокупность взаимосвязанных экономических отношений между потребителями, производителями и государствами.

Экономическая система – исторический тип экономических взаимоотношений, основанных на ведущих формах собственности. Различают традиционную, рыночную, командно-административную и смешанную экономические системы.

Экономическая эффективность – степень результативности любой экономической деятельности, главным показателем которой является прибыль. По общей формуле выражается как процентное отношение результатов производства к затратам (издержкам).

Экономический рост – выражение количественного и качественного увеличения товаров и услуг в масштабе национальной экономики обычно за год. Общими показателями являются рост ВВП или ВНП, в том числе на душу населения.

Экономический цикл – колебания в экономике, когда чередуются спады и подъемы. Кризисы не только негативны, но и позитивны, так как указывают на новые нерешенные проблемы в экономике.




Конспект лекций. Методические указания по лекционному курсу.

Лекция 1: Теоретические основы экономической политики
План лекции:

  1. Сущность и предмет экономической политики

  2. Методы реализации экономической политики

  3. Субъекты экономической политики: государство и негосударственные образования


1. Сущность и предмет экономической политики

Экономическую политику следует понимать как долгосрочную и предсказуемую линию поведения правительства, обеспечивающую эффективные результаты деятельности всех секторов экономики страны, как во внутреннем, так и мировом масштабах. Для известного интервала времени правильный выбор траектории этой линии позволяет избежать негативных последствий в развитии экономики, страны и общества в целом. Такой выбор может быть обеспечен в том случае, ели он базируется на:
  • глубоком научном анализе социальной- хозяйственной ситуации на момент перехода к новой экономической политике;


  • результате экспертных оценок научных прогнозов по выяснению материально- технических, природно- экономических и интеллектуальных ресурсов общества;

  • результате прогнозов возможного изменения международной экономической политики и эффективности внешнеэкономических связей.

Основные направления научной деятельности соответствующих государственных органов создает банк информационного обеспечения трех важнейших блоков формирования экономической политики: политика рационального использования ресурсов, внутрихозяйственная и социальная политика, внешнеэкономическая политика.

Таким образом, экономическая политика – совокупность научных положений и идей, целей и задач, политических средств и практических мероприятий, с помощью которых правительство регулирует отношения между хозяйствующими субъектами, обеспечивает развитие национальной экономики в интересах всего общества.

Основными целями экономической политики государства в рыночной экономике являются обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости населения, экономической свободой для всех субъектов хозяйствования, улучшение благосостояния населения, окружающей природной среды. В зависимости от ситуации приоритетность целей экономической политики может меняться.

Так, например экономическая политика Республики Казахстан на период конца 2005 года определяет меры по достижению целей, определенных в Программе действий Правительства на 2002- 2004 годы и Стратегическом плане экономического развития Республики Казахстан на период до 2010 года:

  • улучшение благосостояния населения страны и создание предпосылок для его дальнейшего роста;

  • построение основы конкурентоспособной экономики, путем создания новых современных производств;

  • создание механизмов государственного регулирования экономики для обеспечения условий для высоких темпов экономического роста.

Говоря об экономической политике, нельзя обойти такое понятие «экономическая стратегия». Экономическая стратегия- составная часть экономической политики, определяющая общую ориентацию экономического и социального развития страны на длительный исторический период и предусматривающая решение крупномасштабных задач.


Разработка экономической стратегии обеспечивает знание перспектив социально- экономического развития страны, определят долгосрочные цели и средства совершенствования хозяйственного механизма, позволяет учесть последствия принимаемых решений. Экономическая стратегия создает благоприятные условия для разработки и реализации общегосударственных комплексных программ, позволяющих решать в единстве крупные научно- технические, экономические и социальные проблемы. При обосновании экономической стратегии учитываются экономические законы и тенденции социально- экономического развития, наиболее характерные особенности этапов развития рыночной экономики.

Так, главным документом развития нашей республики на долгосрочную перспективу является Стратегическая программа развития Казахстана до 2030 года, в которой определены основные приоритеты.

Рассматривая механизмы реализации экономической политики государства, необходимо отметить их последовательность и системность.

Так, на основании Стратегии разрабатывается Программы Правительства Республики Казахстан на среднесрочную перспективу. В соответствии с Программой утверждается Индикативный план социально- экономического развития страны на год, три года, пятнадцатилетие.

Индикативное планирование является главным элементом реализации экономической политики. В годовом цикле прогнозирования индикативное планирование обязано включать характеристику всех основных макроэкономических показателей (ВНТ, платежный баланс, занятость, инвестиции и т. д.) и инструменты экономической политики (процентные ставки, налоги и таможенные тарифы, бюджетные расходы, государственные инвестиции и т.д.). Частью технологии индикативного планирования на год является формирование государственного бюджета и составление плана развития государственного сектора.

В трехлетнем цикле индикативного планирования решающее значение имеет определение среднесрочных критериев научно- технического и социально- экономического развития страны на основе которых должны вестись разработка целевых программ, а также выделение оптимальных макропропорций. Среди них особую роль играют территориальные пропорции в региональной экономической политике. Для этого в рамках процедуры трехлетнего цикла необходимо разрабатывать сводный финансовый баланс страны в региональном разрезе.


Исходя из основных целей развития Стратегии, главными приоритетами Плана Правительства Республики Казахстан на 2003- 2010 годы является рост денежных доходов населения и сокращение уровня бедности, развитие человеческих ресурсов, улучшение состояния здоровья населения, совершенствование отраслевой структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности, макроэкономическая стабильность.

Необходимо отметить особенности индикативного планирования, характерного для рыночной экономики. В отличие от директивных планов централизованной экономики, обязательных для выполнения и спускаемых сверху, индикативные планы не содержат обязательных заданий хозяйствующим субъектом и разрабатываются с участием и учетом предложений деловых кругов и научных обществ.

Индикативные планы не препятствуют экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а выполняют для них роль маяков, высвечивающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства.
2. Методы реализации экономической политики.

В последние десятилетия стали складываться теоретические основы анализа роли государства в экономической системе. Признание того, что рынки не всегда действуют эффективно, позволило выработать концепцию государственного регулирования экономики, что нашло отражение в определении методологии, методов, способов, посредствам которых оно может дополнять рынки.

Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании комплекса мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику, который концентрируется в трех направлениях: экономическом, правовом и административном. Критерий подхода к такой классификации организационно - институциональный.

Административные методы. Совокупность административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Основными функциями административного метода являются обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений.


Экономические методы. К экономическим инструментам относят финансовую (бюджетную, фискальную) и денежно- кредитную (монетарную) политику, программирование и прогнозирование.

Финансовая политика- совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование. Государственный бюджет- это основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (налоги), а также формы и методы их построения образуют фискальную политику.

Денежно- кредитная политика- совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики. Ее главная цель- регулирование экономической активности и борьба с инфляцией. Денежно- кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Институциональные методы. Понятием «институт» обозначают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой, для какой- либо социальной группы или обычаем для народов. Например, «институт права» или «институт собственности».

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Возникают специфические для переходного периода институты, такие как Комитет по приватизации и госимуществу РК, Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК.

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйствования деятельности. Эта система мер включает, прежде всего, разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.

Акцент на организационно- правовой стороне дела позволяет выделить некоторые дополнительные черты методов государственного регулирования экономической политики, а именно:


  • формирование исполнительных структур государственной власти;

  • создание и сохранение объектов государственной собственности;

  • подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

  • поддержка исследовательских центров по экономике, торгово-промышленных палат, различных экономических союзов и советов;

  • обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

  • правовая информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;

  • соучастие в экономической интеграции, организации регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть экономическое в том смысле, что оно косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не ограничивают выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные методы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономические обоснованные границы, перерождается в административно- командную систему.

Однако существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречии рыночному механизму. Например, жесткий государственный контроль монопольных рынков, консервация части национальных ресурсов, выделение природоохранных зон, запрещение использования экологически вредных технологий.

3. Субъекты экономической политики: государство и негосударственные образования.

Теперь о субъектах экономической политики. В отечественной экономической литературе под субъектом экономической политики понимается само государство. Однако субъектов экономической политики несколько. К ним относятся государство, в том числе региональные и местные институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения. Характер действий данных субъектов весьма разный. Государство наделено экономической и политической властью. Негосударственные субъекты могут опираться лишь на свой экономический потенциал, законодательной власти у них нет.


1. Государство как субъект экономической политики. Власть государства должна использоваться для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны и направления их деятельности на достижение определенных целей. На высшем государственном уровне существует законодательная (Парламент) и исполнительная (Правительство). В Парламенте обсуждают и одобряют (отклоняют) принципиальные направления экономической политики. Приводят ее в жизнь исполнительная власть- Правительство. Оно в свою очередь передает право (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики есть также институты, имеющие негосударственный характер. Их функционирование связанно с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает феномен негосударственной экономической политики. Например, Европейское сообщество.

2. Негосударственные субъекты экономической политики. Ими являются физические и юридические лица и образуемые ими группы, которые отличаются друг от друга по ряду признаков: имуществу, доходам, виду деятельности, профессиональным и региональным характеристикам. К ним относятся наемные работники и собственники предприятий, фермеры, предприниматели, фирмы, банки и другие. Этой категорией охватывается все экономически активное население. Каждая из образующих групп имеет свои типовые интересы, зависящие от социально- экономического положения, характера и вида деятельности, регионального расположения.

Негосударственные субъекты экономической политики являются носителями и исполнителями экономических интересов. Это позволяет им объединяться в отстаивании своих интересов через средства массовой информации, на различных собраниях и т.п., путем просьб, пожеланий и протестов, направленных в центральные и местные органы государственного управления, ответственные за осуществление тех или иных направлений экономической и социальной политики. Этими действиями обеспечивается обратная связь с государственными органами. Она является довольно жесткой и прослеживается в показателях развития экономики. Успех или не успех реализации экономической политики отражается в темпах прироста, изменения структуры национальной экономики, росте инвестиций, занятости населения, состояния платежного баланса, стабильности национальной валюты и повышения уровня населения.


Основные задачи экономической политики

Экономическая свобода

- Предоставление возможности выбора вариантов поведения экономическим субъектам в хозяйственной практике

Экономический рост

- Повышение благосостояния и качества жизни всего народа

Стабильность цен

- Уменьшение инфляции и обеспечение стабильности в финансовой сфере

Справедливое налогообложение

- Введение налоговых льгот для групп населения с низкими доходами

Социально- экономические гарантии

- Создание условий нормальной жизнедеятельности социально незащищенных граждан(иждивенцы, больные)

Оптимальная денежно-кредитная политика

- Контроль над денежной массой и процентными ставками

Охрана окружающей среды

- Соблюдение требований и норм экологической безопасности

Полная занятость

- Удерживание безработицы на естественном уровне




<< предыдущая страница   следующая страница >>