reforef.ru 1

АСБЕСТОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок-исследование 8 класс

«Химические уравнения»




ИСПОЛНИТЕЛЬ:

учитель химии АМОУ СОШ № 21

Зыбина Светлана Геннадьевна

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Цели урока:

Дидактическая: Познакомить учащихся с понятием «химическое уравнение», научить составлять уравнения реакций, закрепить навыки составления формул по валентности элементов, стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

  1. Возраст участников: учащиеся 8 класса.

  2. Форма-урок-исследование;

Методы и методические приемы:

  • Беседа.

  • Цифровой диктант.

  • Выполнение упражнений.

  • Демонстрация опыта.

  • Лабораторный опыт.



  1. Оборудование - интерактивная доска или простой экран, ПК, мультимедиапроектор, программное обеспечение для интерактивной доски (прилагается - перед просмотром разработки требуется установить на свой ПК)



  1. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Химические уравнения


Химическое превращение, химическая реакция
есть главный предмет химии.
Н.Н.Семенов

Урок-исследование • 8 класс


Оборудование и реактивы (на столе учителя). Спиртовка, держатель; железо, сера.

(на столах учащихся) Спиртовка, держатель; медная проволока


Ориентировочно-мотивационный этап

Психологическая разминка

Цель разминки – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.



Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Начнём мы наш урок с химической разминки

1-е задание:

прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

СН4

H2SO4

BaO

HNO3

Mn2O7

К2О

ZnCl2

LiOH

AgCl

Fe(NO3)3

МgCO3

Al(OH)3

H2O

Ba(OH)2

Cu(OH)2

CaCl2

CO2

FeCl3


Na2SO3

SiO2

CuO

NH3

NaBr

HgCl2

PH3

NaNO3

K2SiO3

CaCO3

Au2O

N2O5

2-е задание: Цифровой диктант

Контроль над выполнением диктанта учащиеся осуществляют методом взаимопроверки.

Задание. Напротив правильных утверждений поставьте цифру 1, напротив неверных – 0.

1. Химический элемент – это определенный вид атомов.

2. Испарение воды -это химическое явление

3. Водород-это простое вещество

4. Валентность-это свойство атомов оттягивать на себя общие электронные пары.

5. Выделение газа – это признак хим. реакции.

6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.

7. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.

8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.

9. Относительная молекулярная масса воды Н2О равна 18.

10. Массовая доля кислорода в воде составляет 10%.

П р а в и л ь н ы е о т в е т ы:

1 – 1, Критерии оценивания:

2 – 0, нет ошибок- оценка -5

3 – 1, 1-3 ошибки-оценка-4

4 – 0, 4-5 ошибок- оценка- 3

5 – 1, 6 и более ошибок – оценка 2

6 – 1,

7 – 0,

8 – 1,

9 – 1,

10 – 0.

3-е задание: Разгадать анаграммы


Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв.

Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

«Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

«Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.

«Тьурт» – содержится в медицинском градуснике.

«Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

«Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»

Операционно-исполнительный этап

1. Вводное слово

Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

Вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?

В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении.

2.Фронтальная беседа

1. Kакие явления называют химическими?

( Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)

2. Чем химические явления отличаются от физических?

( При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях)

3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.


изменение цвета;

выделение газа;

появление или исчезновение запаха;

выпадение или исчезновение осадка;

выделение света;

выделение или поглощение теплоты

А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.)

3.Демонстрационный опыт.
Взаимодействие железа с серой


Возьмем железо и серу в соотношении по массе 7:4. В семи частях железа находится столько же атомов, сколько в четырех частях серы. Нагреем смесь. Что произошло? (Протекает химическая реакция.)

По каким признакам мы судим, что произошла реакция?

Какие условия необходимы для проведения опыта? (Нагревание, тесное соприкосновение исходных веществ.)

Как можно записать химическую реакцию? Оказывается для этого и существуют химические уравнения.

Составим уравнение реакции на доске: Fе +S= FеS

При составлении химических уравнений следует соблюдать закон сохранения массы веществ, (сформулируйте этот закон)

т.е. учитывать, что масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образующихся веществ.

4.Лабораторный опыт.
Прокаливание медной проволоки


Теперь вы проведёте лабораторный опыт. Я напоминаю вам правила по охране труда.

Задание: внесите в пламя спиртовки медную проволоку. Что вы наблюдаете?

( на проволоке появляется налёт чёрного цвета - это оксид меди(II))

Выразим этот процесс химическим уравнением, для этого - обозначим медную проволоку знаком Cu, кислород воздуха – О2 и будем соблюдать следующий


Порядок действий:

а) записать формулы исходных веществ;

б) составить формулу продукта реакции справа от знака равенства;

в) уравнять число атомов в правой и левой частях уравнения по закону сохранения массы:

2Сu +О2 = 2CuО

Сформулируем определение химического уравнения и запишем его.

Химическое уравнениеэто условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. На двух примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.

5.Самоконтроль и самооценка

А теперь давайте подведём итог нашего урока:

Чему мы научились сегодня на уроке?

Какие моменты требуют дальнейшей отработки?

Оценки за урок:

Спасибо всем за урок!


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Газета "Химия" Издательского дома "Первое сентября", № 4/2007.