reforef.ru 1

Название работы: конспект урока по литературному чтению
Ф. И. О. автора: ЯЦУРА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Краткие сведения об авторе:

должность – учитель начальных классов

квалификационная категория - 2 категория

место работы - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Урок-викторина (игра) во 2классе
Тема урока: обобщение знаний по разделу «СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Форма проведения урока: урок – викторина, урок – игра

Цель и задачи урока:


  • обобщить знания детей о писателях и их произведениях, где героями являются

сказочные человечки;

  • способствовать развитию памяти, внимания учащихся;

  • способствовать расширению литературоведческого кругозора учащихся;

  • воспитывать любовь и интерес к чтению;


Оборудование урока:

  • картинки сказочных героев,

  • листочки с заданиями для каждой группы;

  • презентация;

  • м\м доска;

  • бейджики «ведущий», «консультант»;

  • магнитофон и записи детских песен


Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на

урок. (Звучит магнитофонная запись детских песен)
Учитель: (знакомит с правилами урока – игры)

Начинаем наш необычный урок сегодня, который даст возможность нам еще раз встретиться с любимыми литературными героями. Проведем его в виде викторины – игры. Работать будете в группах – 4 группы. Определите ведущего вашей группы, который будет отвечать за итог выполнения заданий.

За правильные ответы вы будете получать жетоны. Итогом урока будет определена группа, лучше усвоившая этот раздел. А еще мы узнаем самого активного участника нашей игры.


Помогать мне на уроке будут наши старшие друзья - консультанты, которых мы пригласили на урок, - ученики 6 – Б класса (наши вожатые)


  1. Основная часть урока. Разминка.

Учитель:

  • Начнем с разминки (группам раздаются листочки с заданиями)

1).В какой стране жили эти писатели – авторы знаменитых сказок о сказочных человечках? Соедини линией автора и страну:

Туве Янссон

Джон Р. Р. Толкин Швеция

Алексей Толстой Англия

Алан Милн Россия

Джанни Родари Финляндия

Борис Заходер Италия

Астрид Линдгрен

(Ведущий каждой группы сдает задания консультантам. Проверка осуществляется на доске).
Учитель:

  • Отвечаем устно на вопросы викторины.


2). Узнайте сказочных героев. Из какой они сказки? Кто автор?


  • Похожи на бегемотиков, у них есть хвостик, маленькие короткие ножки, умеют летать на облачках

(Мумии-тролли, Муми-папа, Мумии-мама, Снусмумрик, Фрекен,

Снифф, Снорк, Хемуль)
Туве Янссон. «Шляпа волшебника»


  • Живут в норе, вполовину человеческого роста, без бороды, с курчавыми волосами, ходят босяком, любят зеленый и желтый цвет, дружат с гномами

( Хоббиты. Бильбо Беггинс)
Джон Р. Р. Толкин. «Хоббит»


  • «…Сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные…запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.» (Буратино)


«… от возмущения хлопала ресницами». (Мальвина)
А. Толстой. «Приключения Буратино и золотого ключика»


  • Расшифруй слово:

(Пятачок)


Я П Ч О Т К А


  • Кто это? Любознательный

Толстенький и глупый

Упрямый

Упорный ( Винни-Пух)

Самокритичный

Хороший друг

Алан Милн. «Винни-Пух и все, все, все»

(Все ответы фиксируют консультанты. Проверка осуществляется на доске))


  1. Игровая часть урока.

Учитель:

  • Сейчас мы поиграем в различные ИГРЫ. (Задания раздаются на листочках)


1). Игра «Буква потерялась – восстановите слова»
__алыш, до__ик, __отор, __ашина, при__едение, __урашки, __арлсон.
Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон,

который живет на крыше»


  1. Игра «Соедини слова друг с другом»


графини Тыква

кум Мастино

кавалер Чиполлино

пес Вишни

мастер Помидор

оборванец Виноградинка
Джанни Родари « Приключения Чиполлино»


  1. Игра «Разгадай кроссворд»


По вертикали:

  1. При встрече с этим героем все начинали плакать. (ЧИПОЛЛИНО)

По горизонтали:

2. Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка.(ПЯТАЧОК)


3. Этот герой очень любит домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником. (БИЛЬБО)

4. Кто от всех болезней лечился сладостями? (КАРЛСОН)

5. Этот человечек отлично плавает, не боится воды, но очень боится огня. (БУРАТИНО)

6. Герой, который в самый неподходящий момент начинал читать стихи. (ПЬЕРО)


2









1





























3















4






























5






























6














  1. Игра «Вспомни сказочные предметы»




СКАЗКА

ПРЕДМЕТ

* Туве Янссон. «Шляпа волшебника»



волшебная шляпа

* Джон Р. Р. Толкин. «Хоббит»


кинжал – Жало, кольцо

* А. Толстой. «Приключения Буратино и золотого ключика»


золотой ключик

* Алан Милн. «Винни-Пух и все, все, все»

хвостик ослика


* Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»


моторчик

* Джанни Родари « Приключения Чиполлино»


волшебная бутылочка



(Ведущий каждой группы сдает задания консультантам. Проверка осуществляется на доске).


  1. Игра «Чьи это стихи или песенки?»

Жирный паук взгромоздился на сук

И не видит меня среди белого дня.

Эй, старый дурак, я подам тебе знак,

Паутину бросай и меня догоняй!

(БИЛЬБО БЕГГИНС)
Пусть все кругом горит огнем,

А мы с тобой споем:

Ути, боссе, буссе, бассе, биссе, - и отдохнем!

Пусть больше булочек несут

На день рожденья к нам.

А мы с тобой устроим тут

Ути, боссе, буссе, капут, биссе и тарарам! (КАРЛСОН)
Мы сидим на кочке

Где растут цветочки –

Желтые, приятные, очень ароматные.

Будем жить все лето

Мы на кочке этой,

Ах, - в уединении, все на удивление…

(МУМИ-ТРОЛЛИ)
Лису Алису жалко – плачет по ней палка.

Кот Базилио нищий – вор, гнусный котище.

Дуремар, наш дурачок,-

Безобразнийший сморчок.

Карабас ты Барабас, не боимся вовсе вас!.. (ПЬЕРО)
Если я чешу в затылке – не беда!

В голове моей опилки, да – да – да!

Но хотя там и опилки,

Но шумелки и вопилки

(А также кричалки, пыхтелки и даже сопелки и так далее)

Сочиняю я неплохо и – но – гда! Да!

(Винни-Пух)

(Все ответы фиксируют консультанты. Проверка осуществляется на доске))



  1. Выводы и итоги урока.

Учитель:


  • Ну, что ж урок закончен. Вот и наступил момент подвести итоги нашей игры и определить лучшую группу и лучшего знатока литературных сказок из раздела «СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ». (Осуществляется подсчет жетонов консультантами. Оглашаются результаты).

За хорошую работу, за отличные знания литературных произведений учащимся вручаются памятные открытки.


МО – ЛОД – ЦЫ !!!




Y. Рефлексия.

Учитель:

  • Какое у вас настроение?

  • Что вам понравилось сегодня на уроке?

  • Чем вы пополнили свои знания в области литературы?

  • Книгу какого автора вам захотелось прочитать?

  • Какой литературный герой вам понравился больше всего и почему?


Учитель:

Спасибо всем за урок. До новых встреч на страницах любимых книг!