reforef.ru
добавить свой файл
1


Урок 89 (с. 12). Прямоугольник





Тема : Прямоугольник

Цели: познакомить с прямоугольником; развивать логическое мышление, отрабатывать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать и сравнивать.

Ход урока

  1. Организационный момент

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Сообщение темы и целей урока

  • Сегодня Знайка приготовил встречу с удивительной наукой - геометрией. Он познакомит нас с новой геометрической фигурой и ее свойствами. Но сначала такая работа. Не может быть математики без устного счета.

  1. Устный счет

На доске:

(13 + 5) - 6

  • Посмотрите на доску. Что вы видите?

  • Это решение задачи. Придумайте условие.

  • Объясните по выражению, что означают числа 13, 5, 6.

  • Решите задачу, записав по действиям.

Дети решают самостоятельно. В результате работы на доске появляется запись:

13+5= 18 (гр.)

18-6 = 12 (гр.

  • Что узнали первым действием?

  • Вторым?

  • Как записали ответ?

  • На какие две группы можно разделить все числа, которые вы использовали в записи решения

  • К наименьшему однозначному числу прибавьте наибольшее двузначное число. Какое число у вас получилось? (1 + 99 = 100.)

  • Можно ли это число отнести к одной из наших групп?

  • Почему?

  • Расположите все наши числа 13, 5, 6, 12, 1, 99, 100 в порядке убывания.


На доске появляются карточки с этими цифрами. После выполнения задания эти карточки переворачиваются и получается слово «Молодцы».

  • Вы хорошо потрудились, и теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта не обычная, а математическая. Называется она «Родственники».

  1. Работа над новой темой

  • Итак, слушайте.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»

  • Как же зовут тебя, брат? - спрашивали встречные.

  • Назовите эту фигуру, ребята!

  • А как вы узнали?

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож».

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

(Учитель рисует на доске прямоугольник, можно прикрепить эту фигуру из цветной бумаги на доске.)

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: «Как зовут тебя?»

Меня зовут...

- Ребята, кто знает, как называется эта фигура? (Прямоугольник.)

Правильно, прямоугольник. А почему же она гак называется?
Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим нее углы.

Ученик у доски измеряет углы.
  • Сколько сторон у прямоугольника?


  • Как называются стороны, которые лежат одна против другой?

  • Покажите их.

Один ученик у доски показывает.

  • Давайте измерим их длину. Что скажете?

  • Измерьте другие стороны.

  • Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.

- В этом можно также убедится, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.

Учитель показывает.

  • Вот какая это интересная фигура - прямоугольник. Но вернемся к сказке.

Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?» - «Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же», - ответил Прямоугольник. Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.

  • Давайте и мы их найдем.

  • Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быт у них?

  • Продолжаю сказку.

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудиться и вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустов еще какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:




(На доске вывешивается четырехугольник.)

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит:

  • Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашел, своих близких родственников.

  • А как же тебя зовут? - с удивлением спросили новую фигуру.

- Зовут меня...

- Как называют эту фигуру, ребята? (Четырехугольник.)

- А как же ты докажешь, что мы родственники?

- Очень просто. Все мы имеем два общих признака.

И эти два признака сходства были названы.

- А вы сумеете их назвать? (Четыреугла. Четыре стороны.)

Так встретились и стали жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом... (Четырехугольники.) Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О прямоугольнике.)

- Прочитайте правило в рамочке на с. 12 вашего учебника.


  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного

Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые. Сегодня мы будем учиться чертить фигуры с прямым углом. №2, с. 12.

Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол.)

  • Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками. Остальные фигуры строим самостоятельно.

  1. Итог урока

- Вот и закапчивается наш урок.

- Вам он понравился?

- Что нового узнали на уроке?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание

№4, с. 12