reforef.ru 1
Урок 43. Завоевание Римом Италии


Тип урока:

урок работы с познавательными заданиями презентации, соревнование эрудитов.

Средства обучения:

  1. ПР, видеофрагмент.

  2. Cловари: «Исторические личности», «Историческая география», Военно-исторический словарь.

  3. Рабочая книга «Я и история».

Цели урока:

  • объяснить, что территориальный рост Рима был связан с непрерывными завоевательными войнами республики по подчинению племен Апеннинского п-ва;

  • создать представления о римской армии;

  • продолжить развитие умений моделирования исторических объектов (построение римской армии);

  • формировать ценностное отношение к изучению дополнительного материала по истории.

План урока:

  1. Римская республика к IV в. до н. э.

  2. Война Рима с галлами.

  3. Война Рима с Пирром.

  4. Армия республики.

Дифференциация обучения:

Адресные задания (К), (Б), (П) уровня сложности.

Преемственные связи:


Внутрикурсовые – расселение племен на Апеннинском п-ве, установление республики в Риме.

Подготовка к уроку:

Консультация учеников для подготовки сообщений:
1. Как гуси спасли Рим (ПР «Животные в истории Древнего мира»)
2. Царь Пирр и Пиррова победа (ПР «Человек в истории»)

3. Армия Римской республики (ПР «Страницы военной истории»)


Проведение урока.

Изучение нового материала.

Учитель начинает урок с того, что при опросе школьникам задается вопрос: выделите два этапа в истории Римского государства (П).

Затем они вспоминают, в каком веке произошел переход от периода правления царей к республике, и вычисляют, как долго длился первый период истории государства (Б), (К).

Для изучения нового материала на этом уроке создается игровая ситуация.

Организуется соревнование на индивидуальное звание «Знатока истории». Его может получить только один ученик. При этом бывают случаи, когда знатоком становится не тот школьник, которого учитель считал возможным победителем. Правильные ответы на вопросы презентации будут оцениваться баллами. Ассистент учителя будет их фиксировать только в тех случаях, когда ответ на вопрос будет исчерпывающим. Возможно учитывать в баллах дополнения к ответу, свидетельствующие о внепрограммных знаниях. Среди вопросов презентации также будут такие, ответы на которые выходят за рамки обязательных и уже имеющихся знаний. Это делается с целью стимулировать тех школьников, которые обладают исторической эрудицией. Если к концу урока окажется, что одинаковые баллы набрали несколько школьников, то тогда на последний вопрос о боевой расстановке войска в легионе они дают одновременно письменный ответ. Можно предусмотреть дополнительные вопросы, например, о порядке комплектования римской армии и о других родах войск.

Учитель должен следить за тем, чтобы в игре приняли участие наибольшее количество пятиклассников. На наиболее простые вопросы лучше заслушивать ответы слабых и средних школьников, оставляя для сильных возможность отвечать тогда, когда другие школьники не знают ответов. Если на этом уроке предусмотрены вышеобозначенные сообщения, то их авторы не могут отвечать на те вопросы, по которым они будут выступать, об этом лучше спросить других школьников, а докладчиков сделать экспертами по этим вопросам.


Последний слайд – вручение призов.

Надо найти в самом низу слайда кнопку с изображением ручки, по ней открыть меню, и, выбрав фломастер, написать им на кадре баллы победителя, а в рамке его имя.

1. Римская республика к IV в. до н. э.

Изучение нового материала начинается с повторения вопроса, какие племена населяли Рим и его окрестности. Далее на основе сравнительного анализа карт разных веков школьники делают выводы о начале подчинения Римом племен, населявших Италию.

2. Война Рима с галлами.

При изучении вопроса о войне с галлами желательно стимулировать сообщение учениками внепрограммных сведений о галльских племенах, давая за это дополнительные баллы. При отсутствии дополнительных сведений от учеников их может сообщить учитель (см. словарь «Историческая география»). Следует подчеркнуть, что к IV в. до н. э. по реке По уже селились галльские племена, но вторжение в Северную Италию осуществили галлы, которые пришли с Дуная.

Можно отметить, что историю ухода галлов из Рима римские и греческие авторы излагают по-разному.

Греческие авторы рассказывают, что во время осады Капитолия римляне решили откупиться от врагов. Для выкупа они по требованию галлов собрали золото и положили его на весы. Галлы стали тянуть другую чашу весов вниз, чтобы им заплатили больше. Когда римляне обвинили галлов в мошенничестве, их вождь Бренн кинул на весы меч со словами: «Горе побежденным!» Римлянам пришлось согласиться, чтобы галлы, наконец, ушли.

Римские историки, в том числе Ливий, считают, что Рим освободил полководец Марк Камилл, собрав для этого латинов и этрусков.

3. Война Рима с Пирром.

Учитель отмечает, что, оправившись от нашествия галлов, римляне продолжили вести войны с соседями. В течение IV в. до н. э. под власть Рима попала вся Средняя Италия. В начале III в. до н. э. римляне шаг за шагом покоряли италийские племена и греческие города юга Италии.


При изучении этого вопроса следует объяснить, что греки, жившие в Италии, не имели своей армии, они пользовались услугами наемников. Поэтому, когда нависла угроза над Тарентом, эллины обратились за помощью к талантливому полководцу, родственнику Александра Македонского, царю Эпира – Пирру, который переправил на Апеннины двадцатидвухтысячную армию пехоты, конницы, а также 20 боевых слонов. В первом столкновении страх римлян перед невиданными животными был столь велик, что Пирр одержал убедительную победу. Второе столкновение с римлянами также завершилось победой Пирра, но она далась ценою огромных потерь. Римляне обрушили на слонов подожжённые стрелы. Перепуганные животные побежали обратно, затаптывая своих же воинов. Это событие осталось в истории как «Пиррова победа» – победа, которая приравнивалась к поражению, так как она далась дорогой ценой.

Пирр не смог воспользоваться своим успехом, и в итоге греческие области также оказались под властью Рима.

4. Армия республики.

В сильном классе можно раскрыть причины успехов римлян в завоевании Италии. Учитель сообщает, что возвышение Рима и его победы над другими народами, населявшими Апеннины, были обусловлены выгодным географическим положением города как центра торговых путей в этом регионе, а также политикой римского государства, которая сводилась к тому, что римляне зачастую вносили рознь среди племен (принцип «разделяй и властвуй») и покоряли их поодиночке.

Важная причина успехов римских завоевателей заключалась в создании мощной, боеспособной армии.

Целесообразно обратить внимание на то, что она набиралась на особых основаниях. При наличии времени можно предложить ученикам прочитать фрагмент из Тита Ливия о порядке комплектования армии (в гиперссылке).

При рассказе о составе римского легиона можно использовать дополнительный материал о триариях, принцирах, гастатах, переходя по гиперссылке к словарю. Ответ на вопрос о построении римского войска дается в двух вариантах: 1 – моделируется ситуация при ошибочном выборе решения, 2 – моделируется верный ответ.


Вопрос о римском лагере предполагается изучать при помощи видеофрагмента, он запускается по щелчку. Если произойдет сбой, его можно запустить по кнопке «запасной запуск». Если не работает звук, то учитель или заранее подготовленный ученик комментирует кадры, обращая внимание на ров вокруг лагеря, мощный деревянный частокол с кольями, на башни, с которых можно было увидеть приближающегося врага. Отмечается равноудаленность границ лагеря от центра, где находилась палатка командира: в случае боя командир легиона оказывался под защитой своих воинов и легион не лишался управления.

В конце урока проводится закрепление по вопросам презентации.

Приложение.

А. Аверченко. Всемирная история. Сатирикон.

Римские гуси и беглецы.

Несметные полчища галлов двинулись на Рим. Римские легионы пришли в замешательство и, обратившись в бегство, спрятались в городе Веях, остальные римляне легли спать. Галлы воспользовались этим и полезли на Капитолий. И здесь они сделались жертвою своей необразованности. На Капитолии жили гуси, которые, услышав шум, стали гоготать.

- Увы нам! - сказал предводитель варваров, услышав это гоготание. - Вот уже римляне смеются над нашим поражением. И тотчас же отступил с большими потерями, унося убитых и раненых.

Увидя, что опасность миновала, римские беглецы вылезли из своих Вей и, стараясь не смотреть на гусей (им было стыдно), сказали несколько бессмертных фраз о чести римского оружия.

После галльского нашествия Рим оказался сильно разоренным. Плебеи снова ушли на Священную гору и снова грозили построить свой город. Дело уладил Манлий Капитолийский, но не успел вовремя отправиться путешествовать и был сброшен с Тарпейской скалы.

Затем были изданы Лициниевы законы. Патриции долго не принимали новых законов, и плебеи много раз ходили на Священную гору слушать басню о желудке.

Царь Пирр

Пирр, царь эпирский, высадился в Италии с несметным войском под предводительством двадцати боевых слонов. В первой битве потерпели поражение римляне. Но царь Пирр остался этим недоволен.

- Что за честь, когда нечего есть! - воскликнул он. - Еще одна такая победа, и я останусь без войска. Не лучше ли потерпеть поражение, но иметь войско в полном сборе?

Слоны одобрили решение Пирра, и вся компания без особого труда была выгнана из Италии.

Домашнее задание.

Домашнее задание выполняется по рабочей книге.