reforef.ru 1

-

-


Урок по химии для учащихся первого курса профессионального училища

( или для учащихся 1 О класса общеобразовательных школ)

Тема: Углеводороды

Цель:


  • обобщение знаний, полученных при изучении темы «Предельные углеводороды» и темы «Непредельные углеводороды»

  • развитие представлений о многообразии и взаимосвязи органических соединений, их значении для промышленности

  • формирование интереса к познавательной деятельности с помощью игровой формы урока и использования инновационных технологий.

Подготовка урока.

  1. Оборудование: проектор для демонстрации презентации (электронное приложение)

  2. Оформление кабинета: согласно тематике урока вывешиваются таблицы, учащиеся изготавливают модели молекул углеводородов, на доске вычерчивается таблица результатов (приложение 1), на столах, расставленных для команд, устанавливаются таблички с названием класса углеводородов.

  3. У чащиеся предварительно делятся на две или на три команды в зависимости от количества учеников, команды готовят по одному вопросу командам соперников.

План урока

1. Учитель знакомит учащихся с целью урока и правилами игры.

Игроки делятся на три команды. На столах у каждой команды стоит табличка с названием «семьи»:


  1. Алканы

  2. Алкены

  3. Алкины. 2Лроведение игры

Игра состоит из четырех туров:

  1. Знакомство с командами

  2. Все об углеводородах

З. Ты мне, я тебе .

4. Дальше, дальше .

В первом туре каждый игрок должен представиться, то есть назвать представителя своей «семьи». Например: Метан - бесцветный газ или Этилен - сырье для получения пластмасс. Можно представить формулу, свойства или область применения вещества. (Время 7-10 минут, оценка до 10 баллов).

Во втором туре командам предлагают ответить на вопросы об углеводородах. Вопросы разделены на четыре сектора: строение, свойства, получение и применение. Вопросы имеют различную категорию сложности (Приложение 2)

Команды по-очереди выбирают сектор и уровень сложности вопроса. Условие: каждая команда должна ответить на один вопрос из каждого сектора. Время обсуждения вопроса в команде 30 секунд. Если команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ право ответа на вопрос переходит к командам противника. (Время про ведения 10­13 минут, оценка до трех баллов за один вопрос).


В третьем туре командам предлагается задать вопрос команде соперников (вопросы готовятся заранее). Первая команда задает вопрос второй, вторая команда третьей, третья






первой. За правильный ответ команда может получить до трех баллов. Время проведения 5-1 О минут. (Приложение 2)

В четвертом туре команды отвечают на вопросы в течение одной минуты. Необходимо ответить на большее число вопросов. Стоимость вопросов - 1 балл. Время проведения 8­10 минут. (Приложение 3)

3. Подведение итогов игры, оценка работы учащихся.


Приложение 2

Вопросы ко второму туру игры.

о строении.

  1. Выберите из предложенных моделей молекулы предельных углеводородов. 1 балл

  2. Выберите из списка веществ гомологи этилена. 2 балла

  3. Выберите из списка веществ изомеры бутадиена-1,3. 3 балла

о свойствах

  1. Как можно отличить опытным путем этан от этилена? 1 балл
  2. Что произойдет, если сосуд, наполненный метаном и хлором поставить на солнечный свет? Приведите уравнение реакции. 2 балла


  3. Какая реакция называется полимеризацией? Приведите пример. 3 балла.

о получении

  1. Как получить этан из этилена? Напишите уравнение реакции. 2 балла

  2. Напишите уравнение гидролиза карбида кальция. Почему на практике воды берут в 10-30 раз больше, чем требуется теоретически? 3балла

  3. Бензол получают, пропуская ацетилен через раскаленный до 400 градусов активированный уголь. Напишите уравнение этой реакции. 1 балл

о применеllИИ

  1. Из метана получают хлорметан - газ, легко переходящий в жидкое состояние. При испарении этой жидкости поглощается большое количество теплоты. Найдите ему применение. Запишите реакцию получения хлорметана. 2балла

  2. Какой непредельный углеводород вводят в атмосферу овощехранилищ для ускорения созревания плодов. Запишите его структурную формулу. 2балла

  3. Синтетические каучуки получают полимеризацией диеновых углеводородов.

Запишите реакцию полимеризации изопрена. 3балла.

Примерные вопросы к третьему туру
  1. Почему при изготовлении оборудования для получения ацетилена запрещается использовать сплавы, содержащие более 70% меди? (ацетилен вступает в реакцию с оксидом меди сообразованием взрывоопасного ацетиленида меди)


  2. Почему для сварки и резки металла используют ацетилен, а не более доступный метан? (так как при горении ацетилена выделяется гораздо больше теплоты)

  3. Для хранения ацетилена и кислорода используют баллоны определенного цвета.

Какого? (белого и голубого)

  1. Какая бочка более взрывоопасна: полная бензина или пустая из-под бензина? (пустая, так как пары бензина образуют взрывоопасные смеси с воздухом)

  2. Почему ацетилен доставляется к месту сварки в баллонах, заполненных пори стой массой, пропитанной ацетоном?

Вопросы к туру «Дальше, дальше, дальше ... » Приложение 3

  1. Как по-другому можно назвать предельные углеводороды? (насыщенные,

парафины, алканы).

  1. Назовите любой гомолог этилена.

  2. Какова валентность углерода в органических соединениях? (4)

  3. Где применяют тетрахлорметан? (как растворитель)

  4. Из какого вещества получают изопреновый каучук? (изопрен или 2­метилбутадиен-l,3)

  5. Какая реакция характерна для предельных углеводородов? (горение, замещение, разложение)

  6. Может ли бутадиен присоединять хлор? (да)
  7. В каком агрегатном состоянии, при нормальных условиях, будет находиться С20Н42? (в твердом)


  8. Какой способ получения ацетилена более экономичен?

  9. Какие вещества используют для того, чтобы отличить предельные углеводороды от

непредельных углеводородов? (растворы перманганата калия или бромную воду)

  1. Каким способом получают метан в промышленности? (разложением метана)

  2. Как по-другому назвать этилен? (этен)

  3. Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь до нее металлическим предметом? (ацетиленом)

  4. Если вещества имеют одинаковый состав, но различное строение их называют ...

(изомерами)

  1. Какого газа больше всего в составе природного газа? (метана)

  2. Какое известное вещество получают полимеризацией этилена? (полиэтилен)

  3. Назовите любой гомолог бензола (метилбензол)

  4. Какое вещество получают полимеризацией изопрена? (изопреновый каучук)

  5. При горении углеводородов получают углекислый газ и ... (воду)

  6. Как используют дихлорэтан? (растворитель)

  7. Может ли пропан присоединить хлороводород? (нет)

  8. Какую кислоту используют для реакции нитрования? (азотную и серную)

  9. Какова валентность водорода в органических соединениях? (l)

  10. Можно ли из предельных углеводородов получить ароматические углеводороды?


(да)

  1. Сколько молекул водорода может присоединить ацетилен? (две)

  2. Назовите любой гомолог циклогексана.

  3. Какова общая формула алкенов? (СпН2п)

28. Может ли пропен-l присоединить молекулу брома? (да)

  1. Можно ли из непредельного углеводорода получить предельный углеводород? (да)

  2. Какое вещество получают при пропускании ацетилена через раскаленный уголь? (бензол)

  3. В каком агрегатном состоянии, при нормальных условиях находится гексан? (в жидком)

  4. Как, одним словом назвать вещества, содержащие бензольное кольцо? (ароматические или арены)

  5. Какие углеводороды можно обнаружить в бензине? Назовите гомологический ряд

(Алканы, ароматические углеводороды, циклопарафины ... )

  1. Где используют полиэтилен? (изготовление изоляции, труб, тары ... )

  2. Из каких элементов состоят углеводороды? (углерод и водород)
  3. Какова общая формула алканов? (СпН2п+2)

  4. Как по-другому назвать ряд ацетиленовых углеводородов? (Алкины).

  5. Могут ли арены вступать в реакции замещения? (да)

  6. Из какого природного ископаемого получают метан? (природный газ)