reforef.ru 1
Урок 5. Ветхозаветная вера.


Ключ: Защита оправдания по вере. Гал.3:1-14

Цель: Увидеть на чем основывалось искупление и оправдание в Ветхом Завете. Побудить оценить глубину жертвы Иисуса ради нас и через веру просить Его простить нас и покрыть нас Своей праведностью.

План:


  1. В чем состоит «несмысленность» Галатов? Гал.3:1-5

  2. Что Писание говорит об оправдании по вере? Гал.3:6-8

  3. Как произошло наше искупление? Гал.3:9-14

Памятный текст: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: “проклят всяк, висящий на древе”» (Гал. 3:13).
План урока:

Смотри перевод Кулакова.

Многие знают о случае, произошедшем с канатоходцем Чарльзом Блондином (1824-1897), который натянул канат над Ниагарским водопадом и несколько раз прошелся по нему. Он был так уверен в себе, что двигался задом так же уверенно, как и передом. По ходу он выделывал различные трюки: например, присаживался на маленький стул и обедал. Но прославился канатоходец благодаря предложению, которое он сделал праздным зрителям: перенести на спине через водопад одного добровольца. История знает не много примеров абсолютного доверия, которое продемонстрировал храбрый (или глупый) наблюдатель, который откликнулся на рискованное предложение и взгромоздился на плечи канатоходцу. Предположим, что где-то на полпути наш смельчак сказал бы Блондину; «Знаешь, это все здорово, но я, кажется, больше тебе не доверяю. Думаю, лучше будет, если остальную часть пути я пройду самостоятельно. Позволь мне слезть, дальше я пойду сам». Нетрудно представить не только реакцию профессионального канатоходца, но и реплики наблюдавших за зрелищем родственников и друзей: «Ты сошел с ума?», «Как ты собираешься дойти до конца сам?».

Такой могла бы быть и реакция Павла в тот момент, когда он услышал, что дорогие его сердцу галаты подумывают об обрезании. Кто заворожил их? В своем ли они уме? Дважды он называет их «несмысленными»; кажется, что они утратили способность рассуждать здраво. Начав жить по духу, они думают, что смогут жить дальше по плоти? Начав с веры, они думают, что смогут продолжить делами Торы, иудейского Закона?


  1. В чем состоит «несмысленность» Галатов? Гал.3:1-5

- Почему Павел называет Галатов несмысленными (недумающими)?

Перестав думать размышлять, вспоминать о Голгофе, о распятом Христе галаты  скатились к традиционному пониманию пути спасения. 2) Они перестали думать о той опасности которой подвержены люди, живущие на вражеской территории, где дьявол обрабатывает их сознание.

- Как Павел показывает преимущество веры над «делами закона»?

С целью убедительно показать, что Бог требует от человека только веру, Павел ставит четыре вопроса:

  1. Как вы получили Духа Святого? Гал.3:2

Этим риторическим вопросом Павел напоминает галатам о том времени, когда они, обратившись ко Христу, получили Духа Святого (ср. 4:6). Таким образом Павел не ставит под сомнение самый факт их спасения, но призывает их подумать над тем, как или каким образом были они спасены и получили Духа Святого — верою или на основании дел.

  1. Как вы будете освящены? Гал.:3:3

Предполагая тот ответ на первый вопрос, что галаты сделались христианами по вере, Павел далее спрашивает у них, настолько ли они неразумны, что думают, начав свою христианскую жизнь посредством веры, продолжать ее, достигая духовного совершенства совсем другим путем, а именно — делами?

  1. Неужели вы напрасно страдали? Гал.3:4

Третий вопрос относит их к преследованиям, которым подверглись в Галатии и апостолы и новообращенные. Пережив тяжелые испытания в конце своего первого миссионерского путешествия, Павел и Варнава предупреждали уверовавших галат, что и их ожидают гонения за Христа (Деян. 14:21-22).

  1. На основании чего Бог совершал чудеса? Гал.3:5

Согласно книге Деяний Апостолов (14:3, 8-11) Бог Своею силою совершал среди галат чудеса. Любому было понятно, что эти сверхъестественные события происходили не потому, что галаты исполняли дела закона, а в результате того, что через наставление они приходили к вере. Галаты попросту не знали тогда закона, а Павел проповедовал им, что оправдание человек получает верою.


!!! Не рискуем ли и мы, начав правильно, свернуть с верного пути влево или вправо?


  1. Что Писание говорит об оправдании по вере? Гал.3:6-8

- Почему Павел использует пример Авраама для подтверждения своих слов?

Он отец еврейского народа

- Каким образом мог быть оправдан он, отец еврейского народа? Ответ прост и ясен. На основании Быт. 15:6 Павел заявляет: Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Бог вменил Аврааму в праведность его веру в то, что Он силен исполнять Свои обещания, и так патриарх получил оправдание — прежде, чем подвергся обрезанию (Быт. 17:24)

- Как Павел связал прошлое и настоящее? Евреев и язычников? Гал.3:7,8

Нанося сильнейший удар по иудаистам, Павел связывает прошлое с настоящим и заявляет, что, подобно тому, как Авраам был спасен по вере, по вере спасены и те, которые ныне называются сынами его. Он сам и его духовные наследники — как евреи, так и язычники, — все провозглашаются праведными по вере. И такое заключение находится в полном соответствии с ветхозаветными Писаниями, в которых говорится: в тебе (Аврааме) благословятся все народы (см. Быт. 12:3). Значит, оправдание необрезанных язычников было уже предусмотрено в космическом аспекте Авраамова завета, раз Бог "предвозвестил" (букв. — "объявил (эту) благую весть") Аврааму.

- Почему Евангелие в Новом Завете не может отличаться от Евангелия в Ветхом Завете?

Один и Тот - же Бог, одни и те - же обещания, одни и те - же условия…

!!! Что сегодня может разрушить Евангельскую весть? 

!!! Каким образом Ветхий Завет сегодня укрепляет нашу веру в Иисуса?

  1. Как произошло наше искупление? Гал.3:9-14

Указав на то, что, подобно Аврааму, галаты получили оправдание верою, Павел говорит далее о том, насколько в таком случае нелогично вновь полагаться на « дела закона».


- В какие рамки ставит человека клятва? Почему не нужно клясться?

Цитируя Втор. 27:26, Павел показывает, что закон требует совершенства, и что осуждение (клятва, т.е. проклятие) настигнет всякого, кто хоть в чем-то нарушит его. Нарушение и одной заповеди, пусть всего лишь однажды, подводит человека под осуждение; и коль скоро каждый живущий непременно "споткнется" на этом, "под клятвою" окажутся все. Таким образом, предположение, что кто-то может добиться оправдания свыше лишь ценой своих человеческих усилий, полностью несостоятельно. Приводя другую цитату из Ветхого Завета, Павел показывает, что даже в то время, когда действовал закон, никто не оправдывался пред Богом на основании соблюдения его, что следует из слов пророка Аввакума, написавшего: Праведный верою жив будет (Авв. 2:4).

-Каким образом Христос освобождает нас от проклятья Закона?

Положительный аспект развиваемой Павлом мысли подчеркнуто выражен в том, что для всех, кто нарушил закон и подпал таким образом под осуждение им, имеется надежда. Но не в человеке она, а во Христе, Который искупил нас от клятвы закона. Однако каким образом Христос искупил нас (греч. эксегоразен букв, означает "выкупил из рабства" — ср. 4:5)? Павел отвечает: сделавшись за нас клятвою. Это прямое, сильно звучащее утверждение заместительного искупления как совершившегося факта: Христос понес на Себе кару всех повинных в нарушении закона. Таким образом клятва закона была перенесена с грешников на Христа, Который один был безгрешным (см. 1 Пет. 3:18), и потому был в состоянии освободить людей от упомянутого проклятия.

-Почему в свои рассуждения Павел вводит понятия Духа?

Здесь указывается на то, что Христос совершил искупление, руководствуясь двумя целями.:

1) Дабы благословение Авраамово могли получить и язычники. Как уже было отмечено в 3:8, речь тут идет не о благословении отдельных личностей или народов, а об обещании оправдания (и через него—благословения), независимо от дел закона, которое станет доступным всем верующим.

2) Чтобы все, кто веруют, могли таким образом получить обещанного Духа, т. е. Духа Святого, Который был обещан верующим (см. ст. 2). Итак, апостол снова подчеркивает, что спасение и освящение достигаются верою, а не делами.

-Почему освобождение от клятвы Закона не освобождает нас от послушанию Закону?
Выкуп за наше спасение стоил Богу жизни Его Сына.
Выводы: Авраам считался праведным благодаря своей вере в Божьи обетования, и тот же дар праведности доступен каждому, кто разделяет веру Авраама. Единственная причина, по которой мы не осуждены, состоит в том, что Иисус заплатил за наши грехи, умерев вместо нас.