reforef.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №10 города Белово»

Экологический урок

(внеурочный проект)
3-4 класс


Составитель

Учитель

начальных классов

Васильева И. А.

Белово 2012

Цель проекта: формировать познавательные процессы обучающихся

Задачи

Образовательные:

- учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту;

- расширять кругозор детей;

- обучать поисковой работе, умению построения высказываний.

Развивающие:

- развивать экологическое мышление;

- развивать творческие способности, способности самореализации обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе и ее охране через посильные для младших школьников конкретные действия.
Оборудование

Для учителя: глобус, магнитофон с аудиозаписью голосов птиц, с мелодией к песне «Жестокость»

Для обучающихся: рисунки, сочинения, плакаты, знаки по охране природы; вырезанные и раскрашенные цветы с пожеланиями, кормушка для птиц, стихотворения

Для класса: рисунок с изображением планеты Земля; выставка книг, буклетов по охране природы, плакаты по охране природы.
Подготовка праздника

Учитель разбивает класс на творческие группы, каждая из которых рисует, раскрашивает и вырезает из бумаги цветы, на которых пишет пожелания людям по охране природы. Затем одна группа придумывает и рисует знаки по охране природы, другая – пишет сочинения и готовит рисунки, третья – сценку о жизни животных в лесу, четвертая – готовит материал об охране воды, пятая – о пользе чистого воздуха, шестая – о пользе животных и птиц.
Ход урока

Звучит фонограмма с голосами птиц.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.


Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

Учитель:

- Я приглашаю вас зайти в этот дом. Куда мы попали? (в лес)

- Что слышите? (голоса птиц)

- Вы хорошо знаете, что птицы приносят большую пользу людям. Они уничтожают множество различных вредителей садов и огородов. Этих птиц мы называем друзьями человека.

Издавна человек спрашивал себя: «Куда это птицы каждую осень улетают?» В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают … на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все птицы летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят – зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Куда же птицы летят? Некоторые улетают в тропическую Африку, другие добираются до Австралии, есть такие, которые зимуют в Западной Европе, Северной, Южной Америке, даже долетают до Антарктиды. Сейчас как раз такое время (октябрь), когда последние птицы покидают нас. Навсегда ли? Конечно, нет. Придет весна и они снова прилетят к нам, будут строить гнезда, выводить птенцов, радовать нас своим пением. Почему они возвращаются? Здесь их Родина. Они ее любят. А могут ли птицы покинуть ее навсегда? Да, если … Посмотрите сценку.

Сценка

Выбегают дети в костюмах белочки и зайчихи.

Зайчиха:

- Ой, что творится в лесу! Все живое в ужасе спасается от огня: птицы летят, звери бегут, змеи, извиваясь, быстро ползут по земле. Вокруг жарко, как в топке и пахнет гарью.

Белочка:

- А ты видела, как полыхнули огромные деревья. Огонь по стволу очень быстро добрался до самого верха и охватил всю крону. Откуда берется этот огонь?


Зайчиха:

- От людей. Люди очень любят играть с ним. Они сначала пытаются огонь приручить: разведут небольшой костер, пляшут вокруг него, песни поют. А потом уходят и оставляют костер без присмотра. И тогда он убивает всех. Огонь – самый страшный зверь в лесу. От него не скроешься и не убежишь.

Белочка:

- Все вокруг после пожара мертво. Огромные кедры, которые давали кров и пищу для многих зверьков, насекомых, птичек, стали обугленные от земли до самой верхушки. Ни зеленой мягкой хвои, ни орехов не осталось на нем. Что кушать-то будем? Пропадут звери зимой.

Зайчиха:

- Разве запасы под землей тоже сгорели? Их звери глубоко закопали!

Белочка:

- Запасы-то сохранились, да разве сейчас их найти? Ни знакомых пней, ни помеченных деревьев – никаких ориентиров. Только пепел, сажа и мертвые деревья.

Белочка и Зайчиха (хором):

- Ох, горе, горе!
Учитель:

- Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года все меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато все больше мусора, поломанных деревьев, кострищ.
Четверо учеников рассказывают стихотворение:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром лето

Дрожит в окне вечерняя звезда…


Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!
Учитель:

- Ученые установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. И любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.

Ученик:

- А знаете ли вы, что среди животных есть санитары природы? Не слыхали про таких?

Вы не видели, как за поездом летят вороны, сороки, а то и коршуны, а за пароходами на реках – чайки? И как только кто-нибудь из пассажиров выбросит остатки пищи, они сразу подберут.

Хищница лисица тоже очищает землю. Главная пища лисицы – мыши и короткохвостые полевки. Она ловит их летом, добывает из-под снега зимой. Лисицы уничтожают много мышей и полевок, которые могут принести вред человеку.

Вот на полянке между соснами лежит мертвая лесная мышь, а возле нее ползают большие жуки – могильщики. Лапками и клещнями они разрыхляют землю под мертвым зверьком или птицей и закапывают его.

Ученые вели наблюдения за 4 жуками, которые за 6 недель закопали двух неживых кротов, четырех лягушек, трех маленьких птиц. Четыре жука сделали такую работу!

А сколько в лесу таких тружеников!

Учитель:

- На протяжении веков люди брали у природы все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут.
Звучит музыка. Песню о трагедии в лесу «Жестокость» исполняет ученица

Однажды весной на зеленом лугу

Лосиха с лосенком щипали траву.

Как вдруг из-за сосен, стоявших рядком,

По ним полыхнуло тяжелым свинцом.
Лосиха упала. – «Спасайся, беги!

Беги, мой детеныш, подкрались враги!

Нам больше с тобой не ходить по лугам,


Беду или радость узнаешь ты сам!»
Лосенок умчался – попробуй, лови!

Лосиха лежала в багряной крови.

Прикрытыми были большие глаза,

Прикрытыми были уже навсегда.
Когда же не будет жестоких людей?

Хочу, чтобы не было их поскорей!

Пусть лоси гуляют на сочном лугу

И выстрелов взрывы не рвут тишину.
Учитель:

- Вот таким жестоким может быть человек. Но, конечно же, не все люди такие. С целью охраны редких животных и растений создаются заповедники и заказники.

Заповедник – это особая природная территория, на которой охраняется весь природный комплекс, т. е. и растения и животные, ведутся научные исследования.

Заказник – это территория, на которой в течение определенного времени установлен режим охраны животных, растений.

На территории Кемеровской области 3 заповедника: Кузнецкий Алатау, Горношорский, музей-заповедник «Томская писаница» и несколько заказников: Барзасский, Усть-Сосновский, Топкинский.

Представление выставки книг и буклетов по охране природы.
Ученик:

Красная книга

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!
Ученик:

- С чего начинаете утро каждого дня? После сна и зарядки вы идете к умывальнику. Спокойно открываете кран. И вот она – вода. А знаете, какое это необыкновенное чудо эта самая обыкновенная вода? Вот как объясняется слово «вода» в толковом словаре В. Даля: «Вода – стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки, озера, а в смеси с солями – моря. Кипящая вода обращается в пар, мерзлая образует лед». Вода нужна всем. Нет живого существа, если нет воды. Кроме человека, животных и растений много воды потребляют промышленные предприятия. В сельском хозяйстве вода используется для орошения полей.


Учитель:

- Обратите внимание: на глобусе больше всего голубого цвета. А голубым цветом, как известно, изображают воду. Значит, большую часть нашей планеты занимает вода. Но почему воды все-таки не хватает?

Запасы пресной воды на Земле истощаются. Недостаток воды ощущается уже во многих странах. Но это не потому, что воды на Земле мало. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее отходами. Вместе со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Вода становится источником тяжелых заболеваний. Человеку нужна чистая вода!

- А можно сбрасывать вредные отходы в моря и океаны, ведь человек не использует морскую соленую воду для питья?

- Нет, так как в грязной воде погибает все живое: рыбы, морские животные и растения, которые человек использует в пищу. Воду нужно охранять и беречь.

- А как мы с вами можем беречь воду?

Учитель:

- Капля воды…Она и впрямь маленькая – обыкновенная капля воды. Пожалуй, не стоило бы и говорить…

Только ведь капля за каплей – чашка, чашка за чашкой – ведро, ведро за ведром – ручей… И потекла – побежала уже целая река.

А если тоненькой струйкой течет? Нетрудно подсчитать: если за 1 минуту из под крана наполнится водой пятилитровая банка, то за 15 минут – 75 литров, за час – 300 литров, а за сутки – 7200 литров драгоценной питьевой воды. (картинка) Помните об этом, закрывайте краны.

Учитель:

- Знаете ли вы, что на нашей планете не 4 океана, а 5?(показывает глобус) Только он, этот океан, не водный, а воздушный (атмосфера). И мы живем на самом дне пятого океана. Не будь воздуха – наша планета была бы пустынной и мертвой, как Луна. Что случилось бы, если б воздух исчез с нашей планеты? Попробуйте задержать дыхание как можно дольше. Не прошло и минуты, а уже невозможно удержаться и не сделать вдох. С исчезновением воздуха человек погиб бы раньше других живых существ. Воздух необходим для дыхания. В течение 1 минуты через легкие человека проходит до 8 литров воздуха, а в сутки – в среднем десять тысяч литров. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут. Поэтому защита воздуха от загрязнения – важнейшая задача.


Источником загрязнения являются топки различных промышленных предприятий, автомашины и самолеты, заводы.

Учеными разработано много методов очистки воздуха. Электростанции работают на энергии ветра и солнца, двигатели автомашин – на газе. Большую роль в очистке воздуха играют зеленые насаждения. Растения задерживают пыль, копоть, выделяют влагу.

Природа дает человеку воду и пищу. Растения выделяют кислород, так необходимый для дыхания человека. В лесах, парках, среди водных просторов можно хорошо отдохнуть. Природа украшает и разнообразит жизнь человека.

Но природа часто страдает от того, что люди не бережно относятся к ней. Загрязняются реки и озера. Воздух загрязняется пылью от движения автомашин, выхлопными газами, вредными для здоровья, сажей и другими веществами от фабрик и заводов.
Стихотворение Р. Рождественского читает ученица

Земля – наш дом

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит, и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.
Учитель:

- Как мы с вами можем помочь природе? (Не бросать мусор, не оставлять незатушенные костры, садить деревья, не трогать птиц и животных)

- Я знаю, что ребята нарисовали знаки по охране природы. Какие охранные знаки можете предложить? (дети выходят к доске и показывают знаки «Не оставляй незатушенных костров», «Не рви в природе цветов» и т. д.)
Учитель:

- Есть такая наука – экология, которая изучает как живут разные организмы в окружающей среде, т. е. природу. …


Существует международная организация, члены которой борются за охрану окружающей среды - «Гринпис», что значит «зеленый мир». Она была создана 35 лет назад в Америке, а 15 лет назад появилась и в России. Члены этой организации выступают против загрязнения окружающей среды вредными отходами, в защиту животного мира.

Существует много других организаций по охране животных и растений. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Как другу, попавшему в беду.

Ученица:

Наша планета

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Учитель:

- Давайте украсим нашу маленькую планету цветами и пожеланиями.

Дети прикрепляют к изображению земного шара, прикрепленного на доске, цветы с пожеланиями, которые произносят вслух:

- Я хочу, чтобы люди:

- не разоряли гнезда птиц;

- не оставляли незатушенных костров и т. д.
Представление модели кормушки учеником

Ученик:

- Я подумал, что же я смогу сделать для природы? Посоветовался с папой и он предложил мне сделать кормушку (показывает). Совсем скоро птицам будет трудно добывать корм из-под снега. Я помогу им, буду кормить каждый день. И вам, ребята, советую: сделайте кормушки, помогите птичкам. И тогда весной они обязательно порадуют вас чудесными песнями.

Учитель:

- Михаилу Михайловичу Пришвину принадлежат следующие слова, обращенные к детям:

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах водятся разные ценные животные – мы будем охранять наши леса, степи, горы.


Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
- Что хотел сказать автор следующего стихотворения?

Ученица: Мы порой безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое сгубим,

А гордимся природой

И отечество любим.

Учитель:

- Я благодарю вас за подготовку к этому очень важному уроку, за ваши рисунки, книжки, рассказы. Надеюсь, что наш урок вы запомните навсегда, будете изучать и беречь природу. Чтобы следующие поколения людей могли увидеть ясное небо, купаться в чистой реке, увидеть животных не в зоопарке и не в Красной книге, а в природе. Очень важно, чтобы вы осознали, что людская беспечность – вот главная причина беды.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Чего вы никогда не сделаете?

- А я предлагаю оформить весь материал урока в экологический журнал и дать посмотреть его малышам-первоклассникам, которые еще многого не знают, не умеют читать. Но по вашим рисункам они поймут как надо вести себя в природе.

Итогом работы является экологический журнал «Будь природе другом!», в котором собран весь подготовленный к мероприятию материал.