reforef.ru 1 ... 32 33 34 35 36 37

IV. ХЛЕБ


Из злаков человек приготовил свою самую благородную пищу, хлеб. Он стал для нас прообразом пищи. Да, даже больше: в молитве, которой Христос учил людей, в просьбе о хлебе насущном выражена просто просьба о сохранении жизни.

Хлеб и плоть - это отношение выражено в слове «Brotlaib». Слово Laib уже у истоков немецкого языка было именем для хлеба: в германском языке это слово называлось «Hlaifs». Плоть человека, плоть как хлеб - эти слова, невзирая на их различное этимологическое происхождение, звучат одинаково, знаменательное явление в культурно-историческом развитии.* /* В славянских языках столь же показательны слова жито и жизнь (примеч. редакт.)./

Отношение к хлебу с момента его возникновения во все времена было благоговейным. Еще наши матери осеняли крестным знамением свежеиспеченный хлеб, прежде чем разрезать его. Сегодня снова начинают сами печь хлеб и узнают, что при этом действии возникает особенное настроение. Это совершенно особенное переживание, когда дома пекут хлеб. Это особенно чувствуют дети, они хотят быть при этом и помогать.



В вальдорфских школах существует обычай, что в восьмом классе дети на делянке в школьном саду выращивают хлебные злаки. Когда они созревают, зерно убирают и размалывают. Затем следует торжественный момент, к которому были устремлены все предыдущие работы, выпечка хлеба. Глубокое переживание для детей, которое закладывает в них благоговейный настрой по отношению к пище, так что они и позднее, став взрослыми, уважают хлеб, как дар Господа, и никогда бездумно не позволят ему испортиться, даже во времена изобилия.

Но как же мы печем наш хлеб, что при этом происходит? Сегодня нам кажется совершенно естественным, что мы можем выбирать среди различных способов приготовления хлеба. Так было не всегда.

ИСТОРИЯ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ


Вначале злаки готовились в виде каш, зерна расплющивали и смешивали с водой. И сегодня еще половина населения Земли питается вареным зерном.

В ранние периоды развития человечества мысли еще не имели четких контуров, сознание было больше связано с окружающим миром. Это состояние можно сравнить с ранним детством человека. Пища, которая соответствует этой ступени развития, еще мягкая и бесформенная.

Затем, однако, человек стал все сильнее обращаться к земному миру и к предметам своего окружения. В это время он питался злаками, которые были приготовлены так, что давали ему возможность переживать при приеме пищи твердое и сформированное, потому что развитие сознания требует соответствующего питания. Так возникли твердые хлебы, сначала еще простые и примитивные: в огне раскаляли камень и намазывали на него кашу из зерна, так что получалась лепешка.

В египетскую культурную эпоху человек сильнее соединился с земным пространством, о чем свидетельствуют постройки того времени. Тогда возникли настоящие пекарни с печами, и плоские лепешки были сформированы в объемные образования, в собственно хлебы. Для этого нужно было разработать процесс брожения, была изобретена закваска. С ее помощью в тесте начинает действовать воздушный элемент, оно разбухает, «подходит». Качество теста становится другим. Видно, что пропеченный хлеб, приготовленный на закваске, пронизан крошечными воздушными отверстиями. Следовательно, теперь можно различать между «тем, что внутри» и «тем, что снаружи», между коркой и мякишем.

Мы не знаем, кто открыл закваску. Мы знаем только, что в древнем Египте хлебопечение высоко ценилось как совершенно особенное искусство и прославлялось на могильных камнях.

Приготовление теста на закваске было особенным делом у евреев. Они праздновали день сладкого хлеба, уже из этого можно понять, что этот народ изготавливал свой повседневный хлеб на закваске. Небольшая часть теста сохраняется и смешивается с новым, прошлое постоянно соединяется с современностью, а она, в свою очередь, влияет на будущее. Возникает своего рода «последовательность поколений». От первого хлеба, пра-хлеба, происходят все последующие хлебы, благодаря этому приготовлению распространяется поток субстанции.


Евреи жили с сознанием того, что они связаны друг с другом последовательностью родов. «Я и отец Моисей - одно.» Это имело глубокий всемирно-исторический смысл с точки зрения сохранения чистоты потока поколений, который привел к Иисусу из Назарета, носителю сущности Христа. 34



Другие народы и расы тоже поддерживали связь при помощи кровных уз. Вплоть до новейшего времени и в Центральной Европе отдельный человек был связан с родней. Здесь тоже ели хлеб из теста на закваске, и здесь тоже можно было понимать продолжение потока субстанции в том же смысле, как выражение этого состояния души.



<< предыдущая страница   следующая страница >>