reforef.ru 1 2 3

Пайдаланылған әдебиеттер тізімі
1. Құндақбаев Б. Уақыт және театр. – А.: Өнер, 1981.

2. Тәжібаев Ә. Қазақ драматургиясының дамуы мен қалыптасуы. А.: Жазушы. – 1971.

3. Тәжібаев Ә. Драмалар, комедиялар. 3 том. – А.: Жазушы, 1980.

4. Қазақ театрының тарихы. II том. А.: 1978.

5. Тәжібаев Ә. Үш томдық шығармалар жинағы. А.: Ана тілі, 2009.

Тақырып бойынша жарияланған жұмыстардың тізімі
1. «Майра» пьесасының маңызы. Қызылорда облыстық «Сыр бойы» газеті, желтоқсан 2009 ж.

2. Сырда туған жаңа Гейне бейнесі. «Сыр бойы» газеті, сәуір 2010 ж.

3. Ә.Тәжібаев – драматург-сыншы. «Сыр бойы» газеті, мамыр 2010 ж.

Общая характеристика работы
Актуальность исследования: После провозглашения нашей страной суверенитета и обретения независимости появились возможности для всестороннего исследования богатого творчества выдающегося представителя казахской поэзии, литературного исследователя, талантливого переводчика, крупного драматурга Абдильды Тажибаева. Эта работа посвящена глубокому исследованию написанных на различные темы пьес, ставших в разные годы новшеством казахской сцены.

Цели и задачи исследования: Цель работы – определить влияние спектаклей, поставленных, на основе драматургии А.Тажибаева в 1930-1970 годы на казахской сцене, на развитие театрального искусства.

Научная новизна исследования: Магистерская работа – первый единый труд, в котором с современной точки зрения и всесторонне охвачено наследие А.Тажибаева в искусстве. Новизна темы – дана характеристика драматургической деятельности писателя и определена его роль в истории казахского театра.

Степень научной разработанности темы: До сегодняшнего дня драматургические произведения А.Тажибаева не являлись объектом специального исследования. Впервые данная тема исследуется на магистерском уровне, а драматургическому мастерству писателя, его наследию в театральном искусстве и труду дается должная оценка. В национальной энциклопедии, различных книжных сборниках, научных трудах и монографических работах широко охвачена жизнь и поэтическое искусство и ученость А.Тажибаева. В свое время такие деятели как А.Байтурсынулы, М.Жумабаев, Ж.Аймауытов, М.Дулатулы, С.Кожанулы, Т.Жургенов, Н.Торекулулы, С.Сапарбекулы, Т.Рыскулулы точно определили талант поэта и тепло высказывались об его творчестве. Кроме них, такие поэты-писатели как С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Жансугуров, С.Муканов в свое время смогли увидеть в пестром литературном ряду поэтический талант А.Тажибаева. Работы А.Тажибаева не оставлены без внимания в научных исследовательских работах и опубликованных в газетах и журналах статьях известных искусствоведов и литературоведов, филологов, крупных ученых М.Ауезова, С.Мауленова, С.Ордалиева, Р.Нургалиева, К.Ергобека, театроведов К.Куандыкова, Б.Кундакбаева, А.Сыгая, А.Кадырова, Б.Нурпейиса. В периодических изданиях выходили статьи, посвященные сценическим постановкам драматургических произведений А.Тажибаева. Драматические творения обладателя непревзойденного таланта были в разное время всесторонне изучены на страницах газет «Социалистический Казахстан» («Егемен Қазақстан»), «Советская культура», «Қазақ әдебиеті», «Түркістан», «Сарыарқа самалы», «Әдебиет айдыны», «Алматы ақшамы», и журналов «Жұлдыз», «Қазақстан мектебі». А в «Истории казахского театра» высказаны мнения о спектаклях, поставленных на основе первых пьес драматурга. Тем не менее, не была широко проанализирована и разобрана с театроведческой точки зрения роль драматургии А.Тажибаева в развитии казахского театрального искусства. Поэтому мы поставили цель обратить внимание на эту актуальную проблему и написать специальную научную работу.


Объект исследования: Драматические произведения А.Тажибаева, написанные в 1930-1970 годах.

Источники исследования: В магистерской работе в качестве источников использованы находящиеся в Национальной и Центральной научной библиотеке Республики Казахстан, архивах республиканских театров материалы и статьи, опубликованные на страницах периодических изданий, монографии, научные исследовательские труды.

Практическая ценность работы: Предложенные в данной работе заключения можно использовать в качестве учебного пособия на специальных курсах, посвященных «Истории казахского театра» и развитию драматургии, академии искусств, колледжах искусств. Кроме того, материалы и основные данные исследовательской работы в будущем могут быть использованы в качестве дополнительной помощи исследователями творчества А.Тажибаева.

Структура работы: Магистерская работа состоит из введения, двух разделов и заключения. В конце дан список использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении обоснованы актуальность темы, главные цели и задачи исследования, научная новизна работы, даны сведения о разработанности темы, объекте исследования и практической ценности работы. Предложена общая концепция исследования и структура работы. Границы исследования охватывают драмы, написанные драматургом в 1930-1970 годах.

Первый раздел – «Место комедий А.Тажибаева на казахской сцене» - начинается с повествования о путях поэта-драматурга, названного в свое время «лирическим поэтом большой мысли», к неизвестной ему ранее сфере драматургии. Писатель, получивший поддержку старшего поколения, не отставал от сверстников в воспевании своего времени. Беспрерывный поиск и стремление А.Тажибаева способствовали пополнению его литературного наследия все новыми творениями. Это самое стремление привело его к масштабным поискам в сфере драматургии.

Интерес поэта-драматурга А.Тажибаева к драме появился в 40-х годах прошлого века. Тогда, его пьеса «Ақ қайың», написанная совместно с М.О.Ауезовым получила приз на республиканском конкурсе. После этого из под пера драматурга вышли построенные на легендарных и мифологических сюжетах пьесы «Жомарттың кілемі», «Көтерілген күмбез», «Біз де қазақпыз» (позже названная «Халқым туралы аңыз»). Однако, обвиненный по вымышленной причине в том, что в его драматических произведениях есть отклонение от советской идеологии, поэт подвергся гонениям. А в постановлении ЦК ВКП(б) от 26.08.1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» названные произведения подверглись критике.


В 1964 году драматург А.Тажибаев выпустил сборник пьес, в который вошли такие драмы как «Майра», «Жалғыз ағаш орман емес» (первоначально изданный под названием «Гүлден, дала!»), «Көңілдестер», «Қыз бен солдат», «Монологтар» и комедийные произведения «Той боларда», «Дубай Шубаевич». Драматург наполнил репертуарную сетку казахских театров такими содержательными, солидными произведениями. Благодаря своему неустанному поиску талантливый писатель выпустил сборник монографических исследований и критических статей «Өмір және поэзия» (1960), «Қазақ драматургиясының дамуы мен қалыптасуы» (1971). Эти работы стали одним из самых значительных вкладов писателя в развитие казахской драматургии.

Хотя пьесы А.Тажибаева и не состоят из особо захватывающих сцен, их сюжеты держат читателей и зрителей в постоянном напряжении. Известный театральный критик Б.Кундакбаев об его драматических произведениях: «Драматические произведения А.Тажибаева находят путь к сердцу людей занимательностью событий, художественной действенностью. От произведений поэта веет свежим ветром поэзии, чувствуется свобода мысли. Поэтому в монологах и диалогах сильна внутренняя энергия, порыв. И все это вписывается в природу жанра», - так точно он описал особенности пьес А.Тажибаева. Продолжая эту мысль можно сказать, что А.Тажибаев, противопоставляя характеры персонажей, постепенно доводит до кульминации порождающее столкновение событие. Согласно его описанию, у каждого образа, в соответствии с местом, определенным общественным статусом, семейным положением есть свое умозаключение. Каждый выделяется присущим только ему характером, содержательной речью. Его персонажи хорошо приспособлены к жизни и достойно противостоят трудностям.

В 1940-1970 годах драматические произведения А.Тажибаева заняли прочное место в репертуарах театров. Его поэтические произведения на различные темы значительно повлияли на гармоничное развитие режиссерского и актерского искусства в театре. В разные годы на сцене Казахского государственного театра им. М.Ауезова были поставлены его драмы «Жомарттың кілемі», «Гүлден, дала!», «Дубай Шубаевич», «Майра», «Жалғыз ағаш орман емес», «Той боларда», «Көңілдестер», «Халқым туралы аңыз», «Мә-әқаббат? Махаббат».


А в Казахском академическом театре для детей и юношества им. Г.Мусрепова ставились такие пьесы как «Жомарттың кілемі», «Жартас», «Қыз бен солдат», «Сағынамын күн сайын».

А.Тажибаев оставил будущему поколению бессмертное наследие. Написанные им творения до сих пор пользуются всенародной любовью. Каждый год в день его смерти на страницах всех газет и журналов выходят посвященные его жизни статьи.

Комедийные произведения А.Тажибаева внесли большой вклад в становление и развитие казахского театра. Посредством своего мира поэзии и драматических творений он смог донести до читателя трудные и суровые времена ХХ века. Все это подробно описывается в первом разделе.

Во втором разделе всесторонне рассматривается «Роль пьес А.Тажибаева, написанных поэтическим языком». Это делается не просто так. Для А.Тажибаева, выбравшего судьбу поэта, и большую часть творчества которого составляла поэзия, составление пьес на языке поэтики не было чуждым делом.

Более того, в начале становления казахского театра на сцене ставились только те классические пьесы, которые были написаны в виде стихов. Поставленные в этом году драмы «Айман-Шолпан», «Қобыланды» М.Ауезова, «Ақан сері - Ақтоты» Г.Мусрепова открыли поэтическим пьесам путь в казахскую драматургию. А произведения классиков русской поэзии, творивших изящным и богатым языком, А.Пушкина, А.Блока, С.Есенина, А.Твардовского существенно повлияли на казахских поэтов новой волны.

После М.Ауезова и Г.Мусрепова стиль написания пьес поэтическим языком был продолжен А.Тажибаевым. Произведения, появившиеся в результате его творческого вдохновения, полны поэтического порыва, лирических чувств и романтического духа. Хваля от безвыходности образы советских людей и политико-социальные темы, он объективно критиковал правду. Идейное направление в произведениях А.Тажибаева тесно связано с «положительными и отрицательными в социалистическом плане персонажами». Потому что крайне строгие требования и непрекращающиеся общественные, отечественные призывы советского социалистического реализма стали главной темой. Драматург, посредством производственных и патриотических тем, описывал настоящие жизненные противоречия, столкновение характеров людей советского времени.


Поэтические пьесы А.Тажибаева начали ставить на сцене Казахского академического театра для детей и юношества им. Г.Мусрепова в 60-70-х годах. Его драматические поэмы «Қыз бен солдат» (1967 г.), «Монологтар» были поставлены на театральной сцене в качестве эксперимента. Поэт-драматург о поэтических пьесах: «...мне нравится быть поэтом в драматургии, говорить слово поэта. Признаки этих моих желаний можно проследить во всех моих работах. Особенно эти признаки заметны в таких произведениях как «Майра», «Жартас», «Көтерілген күмбез», «Жомарттың кілемі»: они написаны в стихах», - говорит он. О драматической поэме «Монологтар»: «Здесь драматическую линию держат два персонажа. Один из них автор, второй – время. Между этими двумя идет спор о том, как разбираться во временах, людях, как их воспевать, а люди, о которых хотел рассказать автор начинают говорить монологи о себе. Время у меня играет роль справедливой гарантии правды, критика зазнавшегося поэта и разрушителя создаваемых им иллюзий». По мнению драматурга, основа воспевания поэтом эпохи, человека связана с властью времени. То есть он доказывает, что время является справедливой гарантией и критиком любого события.

А.Тажибаев – драматург, положивший начало постановке на сцене казахского театра спектаклей, написанных поэтическим языком. Его поэтические произведения стали новшеством в казахской драматургии. Именно поэтому в этом разделе полностью анализируются постановки поэтических пьес талантливого писателя «Қыз бен солдат», «Майра», «Жомарттың кілемі».

Поэтические творения А.Тажибаева в свое время нашли путь к сердцу публики и расширили творческие горизонты театров. Озорные шутки и игривый юмор в речах его персонажей показаны в философском ключе и включают художественный реализм. Поэтические произведения драматурга, охватывающие политическую и социальную жизнь советского общества, связаны с патриотическим духом и полны искренней любовной мелодией.

А.Тажибаев – лирический поэт, сумевший впитать в себя поэтические традиции таких классиков как В.Шекспир, Ж.Мольер, Н.Гоголь, М.Ауезов, Г.Мусрепов. Сколько бы времени ни прошло, талантливые творения, вышедшие из-под его пера, не потеряют своей ценности.


В заключении представлены итоги исследовательской работы. Основные темы произведений А.Тажибаева, одинаково талантливо писавшего как в жанре поэзии, так и в драматургии, посвящены описанию роли труда в жизни человека, высоких целей и призвания, явлений природы, а также овладению яркими образами людей и вызову в них отказа от всего плохого. Он достоверно описывал жизнь и быт народа, жившего под управлением советского правительства. Согласно его описанию, у каждого образа, в соответствии с местом, определенным общественным статусом, семейным положением есть свое умозаключение. Каждый выделяется присущим только ему характером, содержательной речью. Его персонажи хорошо приспособлены к жизни и достойно противостоят трудностям.

Анализируя особенности и тематические ценности написанных в жанре драматургии произведений А.Тажибаева, можно прийти к следующим заключениям:


  1. Художественный уровень и идейное содержание произведений А.Тажибаева состояли из описания успехов и грубых ошибок в социалистическом строе;

  2. Поэт-драматург, искавший пути расширения художественного кругозора, плодотворно работал в трех направлениях: первое – писал лирические и в то же время критические стихи, второе – слагал художественным языком поэмы, имеющие философскую ценность, третье – используя приемы символического описания, написал драматургические пьесы;

  3. Талантливый писатель одинаково успешно работал в таких жанрах как поэзия, проза, драматургия, литературная критика;

  4. Основными темами творений мастера-поэта, имевших широкий охват, были красота природы, жизнь человека и гуманизм, роль честного человека в обществе;

  5. С помощью лирических стихов А.Тажибаев умело опровергал ложные обоснования метафизических заключений «теории бесконфликтности», принятой в советской литературе;

  6. В поэтических произведениях и пьесах писателя четко прослеживается национальный характер и народный дух;

  7. В драматических творениях А.Тажибаева особое место занимают «Жомарттың кілемі», «Көтерілген күмбез», «Біз де қазақпыз». В этих трех пьесах всесторонне раскрыта история подчинения казахов и их стремление к свободе;


  8. В комедиях «Жалғыз ағаш орман емес», «Көңілдестер», «Дубай Шубаевич», «Той боларда» умело описан образ современника;

  9. Пьесы «Қыз бен солдат», «Майра», «Жомарттың кілемі», написанные поэтическим языком полны художественных приемов и насыщенных цветов;

  10. Поэтические пьесы состоят из таинственных и в то же время пылких диалогов и монологов;

  11. А.Тажибаев придавал особое значение символическому, философскому, скрытому, содержательному значению названий в темах своих произведений;

  12. В пьесах драматурга чувствуются положительные и отрицательные образы персонажей;

  13. В своих произведениях придерживался направления символизма, сформированного Метерлинком и Ибсеном в театрах Западной Европы в конце XIX и начале XX веков;

  14. В казахской драматургии послевоенного периода среди пьес, написанных на тему советского правительства, было мало сильных произведений с захватывающей структурой. Среди них «Достық пен махаббат» (1947 г.), «Күншілдік» (1955 г.) А.Абишева, «Гүлден, дала» (1952 г.) А.Тажибаева, «Миллионер» (1950 г.) Г.Мустафина, «Менің махаббатым» (1952 г.) М.Иманжанова и другие произведения способствовали развитие казахской драматургии.

А.Тажибаев внес значительный вклад в развитие казахской драматургии. Вдохновенные, всеобъемлющие творения поэта открыли новое поэтическое направление для режиссерского и актерского искусства. Перенявшие бесценные знания и опыт из образа современника и поэзии, переданных А.Тажибаевым, мастера сцены К.Куанышбаев, К.Бадыров, Р.Койшыбаева, С.Майканова, Б.Римова, Н.Жантурин, И.Ногайбаев, К.Кармысов, Х.Бокеева, Т.Тасыбекова, Н.Мышбаева, Г.Галиев, Г.Сыздыкова, С.Оразбаев, А.Мусабекова, Р.Сейтметов, М.Суртибаев добились больших успехов. Вместе с тем, в пьесах драматурга наблюдается склонность к символизму Метерлинка и Ибсена, сформированного в театрах Западной Европы в конце XIX и начале XX веков. Одним словом, мастер, используя нераскрытую тайну языка, в своих произведениях сумел оживить гуманистский пафос.


<< предыдущая страница   следующая страница >>