reforef.ru 1
Тема 7. Политическая идеология: сущность, характеристики, виды.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующих на содержание властных отношений.

Единого, универсального определения понятия «идеология» не существует, напротив, это – достаточно противоречивая и дискуссионная категория, представляющая предмет бесконечных академических конфликтов. В научной литературе можно обнаружить множество интерпретаций данного термина:

Идеология (с древнегреч. idea – понятие, образ, logos – мысль, учение, слово)

- процесс воспроизводства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

- совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

- «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти и т.п.

Впервые термин «идеология» в общественный дискурс ввёл французский философ Антуан де Трасси (XVIII в.), рассматривая данную категорию в качестве особой ценностно-нейтральной, беспристрастной науки, изучающей природу и происхождение идей, взглядов и ценностей людей. Однако, под влиянием Великой Французской революции данная дефиниция приобрела оценочный и негативный оттенок.

В политико-научной ретроспективе сложилось два основных подхода к интерпретации понятия «идеология»:


  1. марксистский (К. Маркс), согласно которому идеология – иллюзорное («ложное») сознание, вызванное противоречиями производственных отношений. К. Маркс неоднократно подчеркивал, что любой интерес и любая идея социально детерминированы (исходя из классового подхода). При этом, он описывал идеологию как особый тип мыслительного процесса, субъекты (стремящиеся к экономической выгоде – в первую очередь, Маркс апеллировал к т.н. «капиталистам») которого сознательно извращают идеи, придавая им негативные коннотации.



  1. подход Карла Мангейма, акцентирующий внимание на идеологии как – социально значимой системе ценностей, которую отстаивает определенный социальный слой в собственных интересах. Этой же точки зрения придерживается современный политолог Ежи Вятр, отмечая, что идеология обладает функциональной связью с интересами и стремлениями определенной группы, воплощая в себе относительно систематическую совокупность взглядов данной общности.



Немаловажный вклад Мангейма в политическую мысль заключается в том, что он противопоставил понятия «идеология» и «утопия», заключая, что целью последней является оправдание политических действий, направленных на демонтаж существующего общественного строя. В то время, как идеология направлена на достижение общественного согласия и стабильности.
Идеология выполняет определенный набор социальных и политических функций, в том числе, - функцию легитимации (признания) власти. В этом ключе рассуждает исследователь Льюис Фейер, отмечая, что любая идеология – догматична, революционна или утопична, обслуживающая интересы эпохи и, проходя, все фазы политического спектра – слева направо и наоборот. Американский политолог – Мартин Селинджер, - постулирует, что идеология всегда – ассиметрична, т.е.: одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в составу различных идеологий.
Но, при этом, идеология неизбежно связана с конкретной политической практикой (о чем говорил Д. Белл, Ф. Фукуяма, К Фридрих), и различные типы идеологий могут иметь дифференцированное влияние на политику (в области принятия решений и их реализации). В свою очередь, политика также влияет на идеологию, например, в выборе ценностных ориентиров.
Условно, можно выделить три уровня политической идеологии:


  1. теоретико-концептуальный – формирование основных положений, раскрывающих ценности и идеалы определенного класса или приверженность какой-либо определенной цели политического развития;




  1. программно-политический – декларируемые идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;



  1. актуализированный – характерная степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии.

К социальным функциям политической идеологии относятся:

  1. когнитивная (познавательная) – идеальная схема для ориентации в мире политики (как отмечала Ханна Арендт, идеология – «шестое чувство человека»). Идеология способствует самоидентификации (самоопределению) человека и социальных групп по отношению к политическому процессу;





  1. легитимизирующая («оправдательная») - т.е., стремление к достижению поддержки того или иного политического режима населением;




  1. нормативная – любая идеология очерчивает ценностные параметры политики;




  1. интеграционная – способствует политической социализации и консолидации граждан;



  1. мобилизационная (одна из ключевых функций) – сплочение социальных групп вокруг доминантной идеи.


Особое значение в контексте феномена идеологии играет категория «идеологического (идейно-политического) спектра», под которым обычно понимают:

  1. логически упорядоченную совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партии/движения), которые включены в политическую жизнь социума;

  2. аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам.


Наиболее хрестоматийная классификация идейно-политического спектра концентрируется вокруг триады:

левые (социалисты, коммунисты) – центр (консерваторы) – правые (либералы).
Иногда, к этим идеологическим полям добавляются и радикальные элементы, несущие в себе крайне реакционные идеи (например, ульра-правые – расисты, ксенофобы, националисты и т.п.)