reforef.ru 1 2 ... 8 9
ОПИСАНИЕ СЕЛА ВЕРЕМЕЕВКИ


ЦЕНТРЫ СЕЛА

Старый центр


До 1900 года центр села размещался на левом высоком берегу речушки-пролива Свинотоп. Там размещались три церкви: Причиська (Пречистенская, Успенская), Николаевская и Варвары. Еврейская церковь-синагога, волость, зборни (собрания) Нечаевская и Казенная, дом и мельница пана Твердохлиба, много шинков и магазинов, ветеринарная больница, дома попов, больница и другие здания. Были и двухэтажные пана Нечая. Там было и имение панов.

За болотом находилась Спасская (Преображенская) церковь и почта. На левом берегу реки за километр от старого центра была ярмарочная площадь и козацкая зборня и земская школа. После 1900 года построили новую волость возле ярмарочной площади, здесь же была построена и больница. И это место стали считать новым центром. Была еще здесь паровая мельница еврея Шаринова по прозвищу Левиця.

Новый центр


В годы советской власти здесь построили в 1923 году клуб, когда село стало райцентром. Этот клуб называли “Бендюкова церковь”. Шли люди, как в церковь, а строил ее Яременко П.П., которого прозывали Бендюк.

В 1927-1928 гг. построили новое кирпичное помещение школы, сельский Совет, ряд магазинов, козацкую зборню отдали под аптеку. Когда же в 1926 году районный центр переместился в Жовнин, помещения райисполкома передали больнице.

В 1934 году был построены новый сельский клуб, потому что старый оказался на то время в запущенном состоянии. А перед войной был построен в центре села новый мостик, который раньше назывался Китляревым (Котляровым). Старый был уничтожен весенней водой. Был построен ряд магазинов.

Во время переселения приходилось разрушать и переносить из зоны затопления три школьных помещения, клуб, три больничных помещения, кроме вспомогательного, 8 магазинов, аптеку, контору кооперации, дом ГПП, артели им. Леси Украинки (художественная вышивка), все хозяйственные здания, которые были при этих учреждениях. Через дорогу от сельского Совета был магазин рыбоколхоза им. Шмидта, а с другой стороны центра помещение госимущества, которое уже не работало в этом помещении, как непригодное. Эти два центра, или как их называли "два базара", соединяли три Кандыбины Данилковы мостка, просто рядом с этими мостками жил кузнец Даниил Кандыба.


Были в центре и фотографии, но они находились в собственных домах фотографов.

Церкви Веремеевки

До революции Веремеевка считалась местечком, в период нэпа районным центром. Количество населения в разные времена составляло 10-12 тысяч. Обычно такое количество населения не могла обслужить одна церковь, потому к революции их было пять. Правда, церковь Святой Варвары со временем начала терять свое значение, как церковь и стала служить колокольней Причиской церкви, так как они находились рядом на одном дворе. И все же престольный праздник Варвары отправлялся в ней. Внутреннее убранство этого сооружения соответствовало церкви, а не колокольне, которой она была до конца своего существования. Правда, и в клировых книгах Полтавской епархии за 1902 год, и в последующие годы церковь Варвары в Веремеевке уже не упоминается. Проходит она как колокольня Причиской церкви (Успенского собора).

Гусарова церковь сгорела в 1918 году. С того времени в Веремеевке официально числилось и работало три церкви.

Причискую и Спасскую церкви обслуживало по 2 священника и по 2 псаломщика, а Николаевскую по одному. При каждой церкви были старосты, церковно-приходские опекунства, церковно-приходские школы, школы грамоты и земская школа, церковные библиотеки. За каждой церковью числилась земля приусадебная и ружная, которой при каждой церкви было по 33 десятины (1 десятина 1,0925 га). Земля тогда была в большой цене, потому приусадебные церковные наделы указывались в га, кв. саженях (1 сажень 2,1336 м) и кв. аршинах (1 аршин 71,12 см).

Все это записано в клировых книгах Полтавской епархии, куда мы в то время относились. Там указано и расстояние от каждой церкви: к Полтавской консистории  160 верст, к ближайшей железнодорожной станции Днипро-Красне (Днепр-Красное) 36 верст. Это до той станции, что и сейчас есть на Черкасской дамбе Красное; до ближайшей пристани Богун  8 верст и до ближайшего почтового отделения, а оно было рядом с церквями в Веремеевке.


Все три церкви были рядом, потому и расстояние от них было одинаковым.

Следует отметить еще одно церковное помещение, которое было построено на кутку Пасишне (Пасечное) под горой на кладбище, которое в народе называли Титовичеве (Титовочево) кладбище и Титовичева церковь. Тит Пантелеймонович Чехивский отпустил своей земли для кладбища и построил за свои средства небольшую кладбищенскую церковь.

В Спасской церкви церковным старостой был козак Гавриил Яковлевич Казыдуб.



следующая страница >>