reforef.ru 1
Интегрированный урок по обучению грамоте и письма в 1 классе.


Тема: Согласный звук (ш), буква ш. Строчная буква ш.

Цели:


  • Познакомить с буквой «ш», звуком (ш), с его особенностью, формировать умение выделять звук в речи; познакомить с орфограммой «ши».

  • Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать;

  • Воспитывать культуру поведения

  1. Орг. момент.

-Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука, теперь –с согласного мягкого, согласного твёрдого. Молодцы! Все сели верно.

  1. Сценка

Как-то гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и Дениска. Вдруг во двор въехал грузовик с ёлкой.

Алёнка:

- Смотрите, а на ёлке сыски висят.

(после Мишки)

правильно сказала, это у меня зуб вывалился и свистит.

(после Мишки)

- Неправильно, ура! Ты говоришь хыхки ,а надо сыски.

Мишка:

-Ой, умру от смеха!Сыски!

(после Алёнки)

-У меня целых три вывалилось, а я всё равно говорю правильно.Вот слушай: хыхки! Правда здорово - хыхх-ки!

Дениска:(хохочет)Никакие не сыски, никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и всё!

Эти ребята из рассказа Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

-Вы согласны с ними?

- Давайте все вместе назовем это слово правильно.

-Какой звук ребята не смогли произнести?

3.Сообщение темы урока.

-Сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

А помогут нам в этом сказочные герои. Отгадайте кто это?

Шапочку надела и шагает смело.

Песенку поёт, к бабушке идёт.(картинку К.Ш. на доску)

4.Выделение звука.

-Посмотрите, какие картинки принесла КШ.(уши, шалаш, шуруп).Сделаем звуко-буквенный разбор этих слов по рядам.


-Откройте учебник на стр.82.Найдите свой рисунок и начинаем выполнять.

(Проверка: к доске выходят 3 ученика по 1из каждого ряда и выполняют, устно рассказывают о звуках).

-Что общего в произношении этих слов?

-Дайте характеристику звуку(ш).(согласный, твёрдый)

-Произнесите протяжно. Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране? Вот почему этот звук называется ШИПЯЩИМ.

5.Обозначение буквой.

-Звук (ш) обозначается буквой Ша.(показ)

-Что напоминает буква Ша? На что похожа?(показ рис. Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл.)

-Посмотрите в «Азбуку». Почему буквы взялись за руки? (эти буквы обозначают глухие согласные звуки)

-На письме звук обозначают буквой Ша. Посмотрите на схему, почему «человечек» держит «!»?

-Эта буква особенная. Она обозначает согл. звук. Этот согл. всегда твёрдый.

-Давайте «оденем» этот звуковичок. Чем отличается он от других? (оба башмачка синие). Показ схемы. лента букв?

КШ довольна вашими ответами. А вот следующий герой предлагает научиться писать букву ша. Отгадайте кто это?

Скорей бы близился вечер,

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золоченной карете

Поехать на сказочный бал.

6.Работа в прописи.

-Откройте пропись на стр.26.

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Пять вещей на букву Ша. ( шар, шут, ширма, шатёр, штаны)

-Какой предмет украшен узором? (ширма) Заштрихуйте её до конца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ-КА. («Замок»)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули…Покрутили..

Постучали…И открыли!

Знакомство с написанием буквы.

-Сравните письменную и печатную букву. На какую письменную букву похожа ш?

-В чём сходство? (такие же элементы: прямая линия с закруглением вправо)


-В чём отличие? (у И-2 элем., а у Ш- 3.)

-Вспомним, как пишется строчная и. Найдите эту букву. На какой строке?

Положите правильно прописи, возьмите правильно ручку. Выпрямите спинки. Напишите букву и.(молодцы, Золушке понравилось.)Хожу ,смотрю.

Посмотрите, как пишется наша новая буква.

-показ на доске

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, затем снова вниз наклонную линию с закруглением вправо и вверх и 3-я линия с закруглением вправо.

-в воздухе

Под счёт: раз - и- два- и –три- и- Ш.

-на планшетках

-в прописи 2,3 строки. Сначала обведите, затем допишите строки. Под самой красивой поставьте точку.

Анализ ошибок. (Хожу, смотрю, указываю на ошибки: ширина).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз, два, три - посмотри! Я - хороший, ты- хороший. Вместе хлопаем в ладоши.

-В каких словах игры есть новый звук?
7.Чтение слогов.

-Наши герои хотят послушать, как вы умеете читать.

-На доске: ша шо шу ши

аш ош уш иш

аша ошо ушу иши

1ст.-дополните до слов.

В 3 столбике найдите слово. ( Ушу)

8.Чтение чистоговорок.

Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Шу-шу-шу-я письмо пишу.

Аш-аш-аш-у Марины карандаш.(по рядам)

-Молодцы! Золушка предлагает теперь научиться писать слоги.

9. Написание слогов с буквой Ш.

-Прочитайте слоги. Назовите соединения.

-Напишите слоги: ша, шо, шу.(по три)

-Произнесите слог «ши» хором. Назовите первый звук. Второй.

-Какими буквами обозначены эти звуки?

-Какой звук не соответствует букве? (ЗВУК «Ы» не соответ. Букве и)

Значит, это орфограмма! СОЧЕТАНИЕ ШИ - нужно запомнить! Подчеркните прост. карандашом. Это мы графически объяснили, что после Ш всегда пишется И!


-Рассмотрим, как пишется этот слог.

-Сколько одинаковых элементов в сочетании ШИ?(5)

-Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было читать этот слог, нужно последний элемент буквы немного удлинить. Показ. Подчеркнуть ШИ.

-Взяли ручку, начали писать.

10.Игра со словами.

-Пока вы писали, КШ придумала игру со словами. Превращение: утки-шутки, пион-шпион, пулька-шпулька и т.д.

РЕЗЕРВ -11.

11.Чтение слов.

Шут шалун

Шутил шалунишка

Шутка

Шутник

-Что можно сказать про эти слова? Выделите корень.

-Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник. (Шут-это клоун, а шутник – это человек, который любит шутить.)

-Когда говорят шалун? А шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А ласково: шалунишка.)

-Молодцы! КШ довольна вашим чтением.

12.Рефлексия.

-Ребята, как вы думаете, почему именно эти герои пришли к нам на урок? (В их имени есть новый звук -Ш)

-Расскажите, что о нём узнали.

- У вас на партах лежат жёлтые и зелёные звёздочки. Ребята, кто считает, что хорошо работал на уроке и всё понял, то возьмите зелёную звёздочку. А если в чём-то затруднялись, то возьмите жёлтую. Украсим нашу ёлочку этими звёздочками.

-Молодцы!

-

- Интегрированный урок

чтения и письма.

Тема: «Согласный звук (ш),

буква ш. Строчная буква ш.

Подготовила и провела

учитель нач.кл. Гайфуллина И.Н.

2009г.