reforef.ru 1 2 3



На правах рукописи
Долинский Алексей Владимирович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

В РАМКАХ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ


Специальность 23.00.04 – политические проблемы

международных отношений, глобального и регионального развития
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

МОСКВА

2011

Диссертация выполнена на кафедре мировых политических процессов Московского государственного института (Университета) международных отношений МИД России.


Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

ЛЕБЕДЕВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ЦЫГАНКОВ ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ
кандидат политических наук

ЗЕГОНОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ

Ведущая организация Санкт-Петербургский государственный университ

Защита состоится «___» ____________ 2011 г. на заседании диссертационного совета Д 209.002.02 (политические науки) при Московском государственном институте (Университете) международных отношений МИД России в _________часов, ауд. _________

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте www.mgimo.ru.

Автореферат разослан «___» _____________ 200 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета (к.п.н. Тимофеев И.Н.)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: доминирующее в науке и практике понимание публичной дипломатии подразумевает государственную политику по взаимодействию с обществами других стран.1 Несмотря на то, что в различных формах воздействие на зарубежное общественное мнение являлось частью внешнеполитической деятельности государств на протяжении столетий, именно в последнее десятилетие можно было наблюдать резкий рост научного и практического интереса к публичной дипломатии в различных странах. В России он был связан с общей активизацией внешней политики страны в начале третьего тысячелетия. В США также в 90-е гг. ХХ в., после завершения холодной войны, интерес к этой сфере внешнеполитической деятельности неуклонно уменьшался, вплоть до расформирования в 1999 г. Информационного Агентства США, осуществлявшего ранее всю коммуникацию с зарубежными обществами. Однако после трагедии 11 сентября 2001 года американский внешнеполитический истеблишмент довольно быстро сформулировал потребность в восстановлении публичной дипломатии как средства предотвращения угроз национальной безопасности.


На первом этапе активизации публичной дипломатии государства главным образом пытались воссоздать инструменты, которые ранее доказали свою эффективность в годы идеологического противостояния. Однако новый тип угроз, исходивших от негосударственных акторов, требовал и новой реакции, в том числе в сфере информации и коммуникации. Методы и инструменты публичной дипломатии, применявшиеся в годы холодной войны, были разработаны для других целей, и это требовало концептуального переосмысления всей сферы публичной дипломатии в условиях изменившегося мирополитического контекста и стремительного распространения новых технологий. В результате в относительно небольшие сроки в США возникла целая область научного знания в сфере мировой политики и международных отношений, которая сосредоточилась на изучении публичной дипломатии.

Активизация американских практических и академических усилий на этом направлении и изменение мирополитического и глобального коммуникационного контекста вызвали цепную реакцию роста внимания к данной сфере у целого ряда других государств, и именно значимость публичной дипломатии как современного явления международной жизни обуславливает актуальность этой темы для исследователей. Задачей улучшения имиджа государства в глазах зарубежных аудиторий в политических и экономических целях озаботились не только великие державы, но и сравнительно небольшие государства, которые также начали искать возможности увеличения собственной «мягкой власти».2

Россия не стала исключением в отношении активизации публичной дипломатии, и в течение последних нескольких лет можно было наблюдать последовательное развитие отечественной системы взаимодействия с обществами других стран: реформирование информационного агентства «РИА-Новости», радио «Голос России», «Росзарубежцентра» (теперь «Россотрудничество»), создание иновещательного телеканала «Russia Today» и специализирующегося на популяризации русского языка и русской культуры фонда «Русский мир». Кроме того, «Российская газета» ежемесячно издает вкладки к зарубежным Washington Post, The Daily Telegraph, Le Figaro, а также ведущим изданиям Аргентины, Болгарии, Бразилии, Индии, Испании и Италии общем тиражом несколько миллионов. В Москве издаются англоязычные издания Moscow News и Russia Profile. К числу мер, направленных на оптимизацию взаимодействия с обществами других стран, относят также сотрудничество российского руководства с американским пиар-агентством Ketchum, «Валдайские встречи» российских лидеров с зарубежными политологами, проведение Зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г., а также многое другое. Наконец, в январе 2010 г. распоряжениями российского президента были созданы Российский совет по международным делам, призванный содействовать международному экспертному сотрудничеству,3 и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова4. Все эти действия наглядно демонстрируют значимость публичной дипломатии в современной мировой политике и российскую заинтересованность в развитии собственной системы коммуникации с зарубежными аудиториями. Вместе с тем, теоретики и практики признают, что, несмотря на наращиваемые усилия, российская публичная дипломатия пока далека от идеальной, и непрекращающийся поиск возможных путей ее оптимизации делает представленное исследование в высшей степени актуальным.


Одной из особенностей публичной дипломатии как сферы внешнеполитической деятельности является ее имманентная ориентированность на сотрудничество с негосударственными акторами. Так, государства активно вовлекают негосударственных акторов в совместную работу, и часто уже трудно провести грань между государственной политикой и действиями негосударственных акторов. Для многих государств участие негосударственных структур в публичной дипломатии является повседневной практикой, и Россия тоже делает шаги на этом направлении, что подчеркивает актуальность данного явления. Так, в целях работы нового Фонда поддержки публичной дипломатии значатся «содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активное вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс»5.

Взаимодействие с обществами других государств, которым является публичная дипломатия, подразумевает, что как минимум одним из участников этого взаимодействия является не государство, а общество. На практике это означает, что в публичную дипломатию вовлекаются зарубежные деловые, журналистские и академические сообщества, неправительственные организации, организации соотечественников и многочисленные другие акторы. Все эти участники мирополитических процессов существовали в течение десятилетий, однако беспрецедентное развитие информационно-коммуникационных технологий, совпавшее по времени с новым осознанием значения публичной дипломатии, сделало их существенно более влиятельными, чем раньше. Кроме того, изменился коммуникационный контекст: в эпоху Интернета любой актор может участвовать в глобальной коммуникации, и это также оказывает влияние на публичную дипломатию. С учетом произошедших изменений, в последние годы исследователи говорят о «новой публичной дипломатии», которая направлена на вовлечение многочисленных негосударственных акторов и построена на принципе взаимности. Изучение механизмов сотрудничества с ними становится, таким образом, одним из ключевых аспектов изучения современного этапа развития публичной дипломатии.


Источниковая база исследования и степень научной разработанности проблематики. В качестве основных источников исследования были использованы документы и доклады, подготовленные национальными внешнеполитическими ведомствами и неправительственными организациями, работающими в сфере публичной дипломатии и международной коммуникации (Государственный департамент, министерство обороны, Конгресс и президент США, Министерство иностранных дел ФРГ, Форин Офис, Британский Совет, Парламент Австралии, МИД России и др.). Кроме того, использовались доклады и статистические материалы, подготовленные международными организациями ООН, ОЭСР а также экспертными организациями, работающими в публичной дипломатии и других областях внешней политики, а также международном маркетинге. В ходе подготовки исследования использовались материалы СМИ и других ведомств, работающих в публичной дипломатии, а также данные медиамониторинг и опросов общественного мнения.

В подготовке исследования использовались работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам «мягкого власти» и публичной дипломатии. Из исследований этой категории следует отметить оказавшие сильное влияние на подготовку представленного исследования работы американского политолога, одного из классиков теории международных отношений, Джозефа Ная6. Одним из наиболее известных историков публичной дипломатии является Н. Калл7. Среди работ практиков в сфере публичной дипломатии важными представляются публикации В. Никонова8. Кроме того значимыми стали работы об отдельных аспектах публичной дипломатии. Так, интересными исследованиями о публичной дипломатии малых стран представляются публикации Дж. Баторы9. Роль публичной дипломатии в общем контексте дипломатии современного государства рассматривается в коллективной монографии, изданной в Санкт-Петербургском университете.10 Кроме того, при подготовке диссертации использовались работы о публичной дипломатии и мягкой власти под авторством Р. Захарны,11 Т. Зоновой12, М. Леонарда13, Я. Мелиссена14, Ф. Сейба, Н. Сноу15 и др. Среди работ, посвященных современному глобальному информационному пространству важно выделить публикации Э. Гибоа16, предложившего комплексную аналитическую призму для изучения публичной дипломатии и СМИ, а также гарвардского исследователя М. Баума17, осуществившего значительный вклад в развитие научной литературы о взаимодействии СМИ и государств в области международной политики. Проблемы современного развития международного рынка средств массовой информации также рассматриваются в работах М. Алляйна18, О. Зегонова19, М. Прайса20, У. Ру21, К. Сноу22. Современному состоянию и историческому развитию культурной дипломатии, а также роли международного межкультурного взаимодействия посвящены работы Дж. Кинг23, С. Шнайдер24, А. Фишера25. Отдельной важной группой исследований стали работы в сфере теории и практики международного маркетинга под авторством О. Матвейчева26, В. Мединского27, Дж Сзонди28, Б. Симонина29, П. ван Хема30. Отдельно в этом контексте следует отметить работы С. Анхольта31, создавшего получившую широкое распространение систему оценки брендов государств. Наконец, ключевую роль при подготовке представленной диссертации играли исследования, посвященные проблемам многообразия акторов мировой политики М. Лебедевой32, Дж. Розенау33, Т. Риссе34, Д. Лейк35. Представленные выше исследования составили теоретическую и методологическую основу данной диссертации.


Объектом исследования выступают участники современной публичной дипломатии, т.е. государтсва и негосударственные акторы.

Предметом исследования являются существующие механизмы сотрудничества в рамках современной публичной дипломатии.

Целью исследования является изучение особенностей сотрудничества государств и негосударственных акторов в контексте публичной дипломатии. Задачами исследования являются:


  1. Проанализировать историю появления и эволюции публичной дипломатии, ее целей, средств, круга участников;

  2. Выявить отличительные особенности и современные черты «новой публичной дипломатии»

  3. Проанализировать особенности сотрудничества государств и различных типов негосударственных акторов в публичной дипломатии на современном этапе;

  4. Рассмотреть возможности использования международного опыта для развития российской системы публичной дипломатии;

  5. Оценить существующие инструменты российской публичной дипломатии.

Теоретико-методологические основания исследования. Исследование подготовлено на основании системного подхода к анализу мировой политики и международных отношений. В теории международных отношений системный подход разрабатывали Р. Арон36, Б. Бузан37, А.Д. Богатуров38, К. Уолц39 и др. Кроме того, в основу методологии лег акторный анализ. Из общенаучных методов в диссертационном исследовании используются такие методы, как сравнительный анализ, наблюдение, а также анализ текстов. В исследовании используется метод моделирования: выявленные автором системы взаимодействия государственных и негосударственных акторов между собой и с другими участниками мирового политического процесса демонстрируются в виде моделей, которые позволяют оценить их конкурентные преимущества и недостатки, а также влияние на результат взаимодействия. При оценке роли СМИ в системе публичной дипломатии государства и общей модели международной коммуникации использовались также математические методы. Понятийный аппарат подробно разрабатывается и разъясняется в первой главе.


Научная новизна исследования. В зарубежной и отечественной политической науке все большее внимание уделяется вопросам многообразия акторов мировой политики и эволюции их природы. На сегодняшний день в российской политической науке уже есть исследования, посвященные негосударственным акторам.40 Одновременно постоянно расширяется спектр работ, посвященных развитию публичной дипломатии. Еще в начале десятилетия появились исследования, посвященные основам и общим принципам организации взаимодействия государства с обществами других стран.41 Сегодня из-под пера отечественных авторов выходят работы, посвященные уже отдельным направлениям деятельности в рамках публичной дипломатии42, в ведущих российских университетах защищаются диссертации по публичной дипломатии.43 Однако представляется, что требуется концептуально иное осмысление логики развития публичной дипломатии в более широком контексте эволюции мировой политики. Зарубежная наука продвинулась в этой области чуть дальше. Например, проблемой взаимодействия различных субъектов в публичной дипломатии занимались Симон Анхольт44 и Дж. Сзонди45, однако и их работы посвящены скорее частностям соотношения публичной дипломатии и «брендинга» государств, чем более широкому осмыслению взаимоотношений государств и негосударственных акторов в контексте публичной дипломатии. Настоящее исследование является попыткой применить накопленный теоретический инструментарий изучения акторов мировой политики к динамично развивающейся в российской и международной науке и практике сфере публичной дипломатии.

Таким образом, новизна диссертационной работы заключается в:


  • рассмотрении деятельности негосударственных акторов в рамках публичной дипломатии;
  • теоретическом осмыслении роли негосударственных акторов в международной коммуникации в рамках публичной дипломатии;


  • анализе оказываемого неправительственными акторами влияния на происходящие в рамках публичной дипломатии процессы и содействие сотрудничеству между государствами в современном глобальном коммуникационном контексте.

  • изучении механизмов сотрудничества государств и негосударственных акторов;

  • применении теоретического инструментария, накопленного в сфере изучения публичной дипломатии, к российскому опыту на этом направлении.



следующая страница >>