reforef.ru 1 2 3

СЛОВАРЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ.

АБОНЕНТ СЕТИ (network abonent, user node) – терминал, компьютер или рабочая станция, подключенные к вычислительной сети или сети компьютерной связи.

АБСОЛЮТНЫЙ АДРЕС (absolute address) – цифровой код, однозначно определяющий положение данных на носителе данных. Например, для магнитного диска абсолютный адрес представляет код, состоящий из номера поверхности, номера дорожки и номера сектора. См. адресация.

АВАРИЙНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ (abnormal end, abend) – непредусмотренное прекращение исполнения программы из-за возникновения условий, делающих невозможным ее дальнейшее выполнение. Такими условиями могут быть машинный сбой, ошибка, обнаруженная операционной системой, переполнение, деление на ноль или извлечение квадратного корня из отрицательного числа и т. п. При аварийном завершении. операционная система предпринимает меры по сохранению работоспособности вычислительной системы, выдает информацию об аварийной ситуации, освобождает ресурсы, занятые задачей, и при возможности продолжает решение других задач.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) (automated control system) – комплекс программных и технических средств автоматизации управления различными объектами. В отличие от систем автоматического управления в АСУ сбор и обработку информации, необходимой для выработки управляющих воздействий, осуществляют автоматические устройства — приборы и ЭВМ, а окончательное решение принимает человек.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОХРАНЕНИЕ (autosave) – сохранение, выполняемое программой с заданной периодичностью или после определенного числа нажатий клавиш клавиатуры. Автоматическое сохранение служит гарантией от случайных потерь данных. Оно применяется в приложениях Windows, периодически сохраняя изменения, вносимые в документ.

АВТОНОМНАЯ ПРОГРАММА (autonomy program, stand-alone program) –программа, не зависящая от других программ в составе данной программной системы. Например, программа в виде загрузочного модуля, имеющая свои собственные средства инициализации и не требующая для своего выполнения управляющих действий операционной системы.


АДА (Ada) – универсальный язык программирования высокого уровня, ориентированный на разработку программного обеспечения ЭВМ, встроенных в системы автоматизированного управления. Назван в честь Августы Ады Лавлейс, считающейся первым в мире программистом. Первая версия Ада, разработанная в США под руководством Дж. Ишбиа, появилась в 1980 г. Последняя версия, Ада-95 – в 1995 г. Ада обладает средствами программирования процессов, протекающих параллельно в реальном времени. Программы на языке Ада. имеют модульную структуру, допускающую раздельную компиляцию модулей.


АДАПТЕР (adapter) – электронная схема, позволяющая приспособить друг к другу устройства с различными способами представления данных. Например, аналоговое устройство нельзя напрямую соединить с цифровым устройством: для этого аналоговый сигнал должен быть сначала преобразован в цифровой или наоборот. Чтобы связать два несовместимых компонента аппаратных средств, требуется устройство сопряжения, важной составляющей которого и является адаптер. Обычно адаптер монтируется на отдельной плате.

АДРЕСАТ (target) – обладатель адреса (лицо, программа, устройство или компьютер), которому предназначается сообщение, команда или данные.

АКТИВИЗАЦИЯ (activation) – приведение объекта в состояние готовности к действию или использованию. Например, активизация экранных объектов (панелей, меню, окон, кнопок и пр.) позволяет пользователю начать диалог с системой.
АЛГОЛ (Algol) – алгоритмический язык, разработанный в 1958 г. Первоначально Алгол не был языком программирования, так как предназначался лишь для обмена вычислительными алгоритмами между людьми. В дальнейшем на основе Алгол были созданы языки программирования Алгол-60 и Алгол-68. Название языка произошло от английских слов ALGOrithmic Language (алгоритмический язык).

АЛГОЛ-60 (Algol-60) – язык программирования высокого уровня, ориентированный на программирование численных решений научно-технических задач. Первая редакция языка Алгол-60 была разработана П. Науром, Дж. Бэку-сом и др. и опубликована в 1960 г. В Алгол-60 впервые были реализованы идеи блочной структуры программ, определения способов передачи параметров в процедуры, рекурсивных процедур. Для описания синтаксиса Алгол-60 впервые был использован ставший классическим формальный язык Бэкуса-Наура. Идеи Алгол-60 получили свое развитие во многих языках, например в Паскале.


АЛГОЛ-68 (Algol-68) – язык программирования высокого уровня, разработанный в 1966—1969 гг. на основе Алгола-60. По сравнению с Алголом-60 обладает большими возможностями при программировании ввода и вывода данных, а также при обработке текстов. Кроме того, в Алгол-68 появились средства описания параллельно выполняемых операторов. Формальная строгость и общность описания сделали язык слишком сложным для широкого распространения. Это послужило толчком для создания более простого языка Паскаль.

АЛГОРИТМ (algorithm) – содержание и последовательность операций, точно определяющие решение задачи путем вычислительного процесса, преобразующего исходные данные в конечный результат. Характеристиками алгоритма являются: 1) однозначность результата при заданных исходных данных; 2) возможность расчленения процесса на конечное число отдельных операций, каждая из которых может быть выполнена человеком или вычислительной машиной; 3) способность получения результата для множества исходных данных, соответствующих множеству однотипных задач.

АЛТ-ВВОД СИМВОЛОВ (character alt-input) – кодовый ввод символов с клавиатуры персонального IBM-совместимого компьютера. При нажатой клавише набрать на малой цифровой клавиатуре код символа, после этого клавишу отпустить. На экране появится тот символ, код которого был набран. Таким способом можно ввести любой допустимый вычислительной системой символ. Обычно при алт-ввод символов. применяется так называемая модифицированная альтернативная кодировка ГОСТа (см. табл. МЛ), первые 128 кодов которой являются десятичным представлением двоичного кода ASCII.

АЛЬБОМНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТРАНИЦЫ, ландшафтная ориентация страницы (landscape page orientation) – это такое расположение страницы, когда ее высота меньше ширины. Противоположность книжная ориентация страницы.

АНИМАЦИЯ (animation) – создание иллюзии движения объекта на экране дисплея. В основе анимации лежит быстрая смена последовательно смещаемых относительно друг друга образов. Существуют несколько способов ., реализуемых в различных системах программирования. Качество анимации зависит от скорости смены кадров. Чем выше скорость, тем плавнее движение.


АНТИВИРУСНАЯ ПРОГРАММА (antivirus program) – обслуживающая программа, предназначенная для поиска, диагностики, профилактики и "лечения" файлов, зараженных компьютерным вирусом. В процессе поиска и диагностики определяются зараженные файлы и тип вируса. Профилактика позволяет предотвратить заражение. Например, резидентная антивирусная программа предотвращает несанкционированное пользователем изменение файлов операционной системы, запись в сектор начальной загрузки и т. п. Лечение подразумевает удаление вируса, восстановление поврежденных файлов и т. п.

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, техническое обеспечение (hardware) –совокупность входящих в состав вычислительной системы аппаратных средств, необходимых для ее функционирования. Аппаратное обеспечение составляют ЭВМ, внешние устройства, линии связи и т. д. Они технически обеспечивают эффективную работу системы, ее способность предоставлять пользователю определенные виды обслуживания. Этот термин определяет часть вычислительной системы, не являющуюся программным обеспечением.

АППАРАТНЫЙ СБОЙ, машинный сбой, сбой (hardware failure, machine failure, failure) – кратковременный отказ или ошибка в работе аппаратных средств вычислительной системы. Причинами, вызывающими аппаратный сбой, как правило, являются изменение условий или несоблюдение правил эксплуатации оборудования. Например, нестабильность питания, несоблюдение температурного режима, ненадежность соединений, попадание посторонних частиц в подвижные части и т. п.

АППАРАТУРА (hardware, equipment) – приборы и устройства, входящие в состав аппаратных средств вычислительной системы. Физическое оборудование ЭВМ.

АППЛЕТ, аплет (applet) – небольшая прикладная программа. Термин А. получил распространение в последнее время в связи с технологиями Всемирной паутины WWW, позволяющей внедрять А. в документы Web с целью построения интерактивных страниц Web. Для создания таких А. обычно применяется язык программирования Java, поэтому часто их называют апплетами Java.


АРИФМЕТИЧЕСКИЙ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР (arithmetic IF statement) – условный оператор в языке Фортран, в котором проверяемое условие задается в форме арифметического выражения. А. у. о. имеет вид: IF (A) ml, m2, m3, где А — арифметическое выражение, ml, m2, m3 — метки исполняемых операторов. Если значение выражения А отрицательно (А < о), то выполнение программы продолжается с оператора, помеченного меткой ml, если! А = о, то управление передается оператору, помеченному меткой т2, если же А > о, то оператору, помеченному меткой тЗ. Например, после оператора IF (к - 2) 23, 7, ю при к < 2 управление передается оператору, помеченному меткой 23, при к = 2 — оператору, Помеченному меткой 7, и при к > 2 — оператору, помеченному меткой ю.

АРХИВ (archive) – совокупность образовавшихся в результате деятельности пользователя вычислительной системы рабочих материалов и средств их долговременного хранения. Рабочими материалами являются копии документов, редко используемых программ, данных и т. п. В качестве средств долговременного хранения удобно использовать магнитные ленты и магнитные диски. В целях экономии памяти архивные файлы предварительно сжимают с помощью архиватора. Правильно организованный архив оберегает пользователя от потерь при любых аварийных ситуациях в компьютере.

АРХИВАТОР (archivator) – программа или комплекс программ, выполняющие сжатие (архивирование) файлов для более компактного длительного хранения во внешней памяти и восстановление сжатых файлов в первоначальном виде (разархивированиё). В персональных IBM-совместимых компьютерах наиболее распространены в последнее время A. pkzip.exe/pkunzip.exe, arj.exe, rar.exe и winzip.exe. Все они предоставляют возможность более компактного хранения файлов на дисках и позволяют: 1) упаковывать все, отдельные или соответствующие какому-либо шаблону файлы рабочего каталога в архивный файл; 2) добавлять файлы в архивный файл; 3) удалять файлы из архивного файла; 4) просматривать содержимое архивного файла; 5) извлекать из архивного файла отдельные файлы или распаковывать все файлы архива; 6) создавать самораспаковывающиеся архивные файлы.


АРХИВИРОВАНИЕ (archivation) – сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архивном файле. Архивирование выполняется специальной программой — архиватором. АРХИВНЫЙ ФАЙЛ (archived file): 1. Файл, помещенный в архив. 2. Файл, сжатый архиватором. В один архивный файл могут быть помещены несколько сжатых файлов.

АРХИТЕКТУРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (computer system architecture) – это общая логическая организация вычислительной системы, определяющая процесс обработки данных и включающая архитектуру ЭВМ, а также структуру и характеристики программного обеспечения и принципы его взаимодействия с аппаратными средствами.

АРХИТЕКТУРА ЭВМ (computer architecture). 1. С точки зрения пользователя – это совокупность основных характеристик компьютера, таких как система команд, организация памяти, система адресации, операции ввода-вывода и управления и т.п. Компьютеры, имеющие одинаковую архитектуру ЭВМ, с точки зрения программиста, являются совместимыми. Это означает, что независимо от конкретного исполнения их деталей и блоков компьютеры должны быть способны выполнить одну и ту же программу с одинаковым результатом. 2. С точки зрения разработчика вычислительной системы и конструктора аппаратных средств – это принцип действия, конфигурация и взаимное соединение основных логических узлов ЭВМ.

АСИНХРОННАЯ ШИНА ПАМЯТИ – шина, при которой память и процессор работают на разных частотах (например, 66/100, 100/1333, 100/66).

АССЕМБЛЕР (assembler) – общепринятое название транслятора с автокода.

БАЗОВАЯ СИСТЕМА ВВОДА-ВЫВОДА (Basic Input/output System (BIOS)) – это система программ на машинном языке, управляющая передачей данных между аппаратными средствами вычислительной системы. Точнее, BIOS управляет взаимодействием узлов компьютера при передаче данных между процессором, памятью, дисками или монитором, связывая их воедино.

БАЙТ (byte). 1. Фрагмент двоичного кода, состоящий из 8 соседних двоичных цифр. 2. Единица измерения количества информации, равная количеству информации, которое содержится в 8 двоичных разрядах. 3. В вычислительной технике байт представляет собой объединение из 8 соседних двоичных разрядов, которыми компьютер может оперировать как одним целым. Так в персональных IBM-совместимых компьютерах каждый байт оперативной памяти имеет свой адрес и предназначен для хранения одной буквы, специального символа или двух десятичных или шестнадцатеричных цифр. 1 байт = 8 бит.

БАЙТ-КОД (bytecode) – это система команд виртуальной машины Java.

БЕГУНОК (scroll box) – небольшой прямоугольник на линейке прокрутки который используется для скроллинга. Двигая с помощью мыши Бегунок по линейке прокрутки можно перемещаться по документу.

БИТ ЧЁТНОСТИ (parity bit) – это бит, добавляемый к коду для контроля возможного искажения данных при хранении или пересылке.

БЛОК-СХЕМА ПРОГРАММЫ (program flowchart) – графическое изображение алгоритма, подлежащего программированию. Блок-схема программы показывает последовательность основных шагов выполнения программы и применяется на начальном этапе её разработки. Средством построения Блок-схем программы являются типовые символы, имеющие вид геометрических фигур. Каждый символ обозначает определённые действия ЭВМ. Последовательность действий указывается линиями.

БОД (baud) – единица измерения скорости передачи информации, определяемая числом символов, передаваемых в секунду. Для каналов, передающих информацию в двоичном коде 1 бод = 1 бит/сек.

БЛОКНОТНЫЙ КОМПЬЮТЕР (hand-held PC (HPC)) – это компьютер небольшого размера способный заполнить нишу между портативными компьютерами и организаторами личной деятельности. Многие блокнотные компьютеры работают под управлением операционной системы Windows CE, ориентированной на управление компьютерами с ограниченными ресурсами. Некоторые блокнотные компьютеры содержат встроенное программное обеспечение для распознавания рукописного текста.


БРАНДМАУЭР (firewall) – вычислительная система или комбинация систем, создающая защитный барьер между двумя или большим количеством сетей и предотвращающая нежелательные вторжения в частную сеть (интранет). Брандмауэры служат виртуальными барьерами для передачи пакетов из одной сети в другую и отслеживают движение данных между Интернет и интранет.

БРАУЗЕР (Web-browser) – программа клиентского компьютера, предназначенная для просмотра Web, взаимодействия с WWW-серверами и другими ресурсами в Интернете. Наиболее популярные браузеры Netscape Navigator и Microsoft Explorer.

ДРАЙВЕР (driver) – устройство или программа, которые контролируют или регулируют работу другого устройства компьютерной системы. Драйвер устройства представляет собой специфическую для конкретного устройства управляющую программу, позволяющую компьютеру работать с данным устройством, таким как принтер, дисковод и др.

ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ (graphics tablet) – плоское устройство для создания и редактирования рисунков, а также для черчения, рисования и электронного дизайна, используемое вместе с графическими приложениями. Наиболее известная марка Wacom. Принцип работы графического планшета состоит в том, что при перемещении устройства координации – обычно им бывает перо или специальная палочка – положение точек при его прикосновении к поверхности планшета отслеживается системой и преобразуется в позицию на экране.



следующая страница >>