reforef.ru 1 2 ... 84 85
Алиса А. Бэйли

ТРАКТАТ О СЕМИ ЛУЧАХ
Том II
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Перевод c английского С. И. Арутюнова, 1997


ТРАКТАТ О СЕМИ ЛУЧАХ
Том I. Эзотерическая Психология

Том II. Эзотерическая Психология

Том III. Эзотерическая Астрология

Том IV. Эзотерическое Целительство

Том V. Лучи и Посвящения


СИНОПСИС "ТРАКТАТА О СЕМИ ЛУЧАХ"


ТОМ I
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ I
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. Вводные замечания

II. Некоторые вопросы и ответы

III. Десять основных положений

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I. Семь Творческих Строителей ─ Семь Лучей

II. Лучи и царства природы

III. Лучи и человек
Некоторые таблицы, относящиеся к лучам
ТОМ II
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ II
I. Эгоический луч

II. Луч личности

III. Человечество в наше время

ТОМ III
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ
I. Зодиак и лучи

II. Природа эзотерической астрологии

III. Наука треугольников

IV. Священные и несвященные планеты

V. Три главных созвездия

VI. Три креста

VII. Лучи, созвездия и планеты

ТОМ IV
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
I. Базовые причины болезней

II. Основные требования к целительству

III. Фундаментальные законы целительства
ТОМ V
ЛУЧИ И ПОСВЯЩЕНИЯ.
I. Четырнадцать правил группового посвящения

II. Лучи и посвящения

ВЫДЕРЖКА ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ТИБЕТЦА
Опубликовано в августе 1934 г.
Книги, которые я написал, не требуют признания. Они могут быть,

а могут и не быть точными, истинными и полезными. Это ваше дело

убедиться в их истинности благодаря правильной практике и упражнению

интуиции. Как я, так и A.A. Б. ни в малейшей степени не заинтересованы

в провозглашении их вдохновенными писаниями или чтобы о них говорили

(затаив дыхание), как о работе одного из Учителей. Если они представляют


истину таким образом, что она последовательно продолжает уже посланные

в мир учения, если сообщаемая информация поднимает вдохновение

и волю-к-служению с плана эмоционального на план ума (план, на

котором Учителя могут быть обретены), тогда они служат своей цели.

Если преподносимое учение рождает отклик просветленного ума, работающего

в миру, и вызывает вспышку его интуиции, тогда пусть это учение

будет принято. Но не иначе. Если эти высказывания в конечном счете

подтверждаются, признаются истинными при испытании их Законом Соответствий,

то они хороши и полезны. В противном же случае пусть учащийся не

признает сказанного.

Глава I
ЭГОИЧЕСКИЙ ЛУЧ


I. Рост влияния души
Прежде чем продолжить предмет с того места, где закончился предыдущий

том, я бы хотел сказать о символизме, которым мы будем пользоваться

при обсуждении эгоического и личностного контроля. Все сказанное

по сему поводу представляет собой попытку определить и представить

то, что действительно не поддается определению и настолько неуловимо

и утонченно, что, хотя речь и идет об энергии или силе, но слова

эти плохо передают истину. Следовательно, мы должны усвоить: читая

и обсуждая данный трактат о психологии, мы изъясняемся символами.

Это неизбежно, поскольку мы имеем дело с выражением божественности

во времени и пространстве и до тех пор, пока человек сознательно

не осведомлен о своей божественности и не демонстрирует ее, нельзя

говорить иначе, как иносказательно, метафорически и символически

─ каковые слова подтверждаются мистическим восприятием и мудростью

просветленного. Мы ─ как нередко легковесно заявляют, не понимая

реального значения слов ─ имеем дело с силами и энергиями. Последние

по мере того как проходят свои циклы и воздействуют на другие энергии


и потенции и смешиваются с ними, производят такие формы в материи

и субстанции, которые образуют явление и выражают качество великих

всеобъемлющих Жизней и Жизни, которой все "живет и движется и существует".
Раскрытие человеческого сознания знаменуется последовательным осознанием

одной жизни за другой, одного бытия за другим и уразумением того, что

эти жизни являют собой совокупность всех потенций и энергий, чья воля

направлена на творчество и манифестацию. Однако при обсуждении этих

энергий и сил невозможно выразить их явление, качество и цель иначе, как

символически, поэтому надлежит помнить следующие положения:
1. Личностное сознание ─ это сознание третьего аспекта божественности,

аспекта творца. Оно работает в материи и субстанции с тем, чтобы создавать

формы, через которые качество может выражать себя и демонстрировать

природу божественности на плане явлений.
2. Эгоическое сознание ─ это сознание второго аспекта божественности,

аспекта души, проявляющееся как качество, как определяющий субъективный

"цвет" явлений. Оно естественно варьируется сообразно способности

души, находящейся в любой форме, владеть своим проводником, материей,

и выражать врожденное качество через внешнюю форму.
3. Монадическое сознание ─ это сознание первого аспекта божественности,

то, которое воплощает божественные жизненную цель и намерение,

и которое использует душу, чтобы демонстрировать через нее неотъемлемую

цель Бога. Именно оно определяет качество. Душа воплощает цель

и волю Бога в одном из семи аспектов. Монада выражает ту же цель,

наличествующую в совокупном виде в Уме Самого Бога. Данные слова

практически ничего не сообщают среднему мыслителю.
По мере того как эти три выражения Единой Великой Жизни осуществляются

человеком на физическом плане, он начинает сознательно настраиваться


на выявляющийся План Божества, и вся история творческого процесса

становится историей осуществления цели Бога.
Сначала, по мере сознательного развития третьего аспекта, человек

накапливает знания о материи, субстанции и внешней творческой активности.

Затем он уразумевает лежащие в основе качества, которые форме предстоит

раскрыть, и отождествляется с эго, душой, или солнечным ангелом.

Он его узнает как свое истинное "я", реального духовного человека.

Позднее он приходит к разумению цели, которая действует через качества,

выражающиеся через форму. Вышесказанное лишь подытоживает то, что

излагалось ранее, ибо в таких делах должна быть предельная ясность.

По мере изучения становится очевидным, насколько весь последовательный

процесс уразумения вращается вокруг формальной манифестации и связан

с качеством и целью божественного Ума. Это несомненно ясно для

человека, изучавшего по "Трактату о Космическом Огне" тему творческого

процесса и манифестации. В ней разбирается внешнее, личностное

выражение той великой всеобъемлющей Жизни, которую мы за неимением

лучшего термина называем Богом. Необходимо иметь в виду, что наша

вселенная (в том объеме, в каком высочайшее человеческое сознание

способно пока ее воспринимать) находится на семи подпланах космического

физического плана и что наш наивысший тип энергии, воплощающий

для нас самое чистое выражение Духа, есть всего лишь силовая манифестация

первого подплана космического физического плана. Таким образом,

применительно к сознанию мы имеем дело с тем, что символически

можно рассматривать как мозговую реакцию и отклик на космическую

цель, ─ мозговую реакцию Самого Бога.
Эволюционная цель четвертого царства природы заключается в том,

чтобы позволить человеку, микрокосму, проявляться как душа во времени


и пространстве и настроиться на цель души и план Творца, как он

известен и выражается семью Духами перед Престолом, семью планетарными

Логосами. Но мы можем дать только намек на великую тайну, а именно:

все, что способны делать высочайшие из Сынов Божьих в нашем явственном

планетарном мире, это частично уразумевать цель, план Солнечного

Логоса по мере того как его улавливает, ухватывает и выражает один

из планетарных Логосов, Который (на Своем месте и должности) обусловлен

и ограничен Своей особой точкой эволюции. Седьмая часть раскрывающегося

Плана выражается нашей конкретной планетарной Жизнью, а поскольку

это великое Существо не является одной из семи священных Жизней

и, потому, не выражает себя через одну из семи священных планет,

раскрывающийся на Земле План есть часть двойственной цели, и только

по мере того как другая несвященная планета достигает своего завершения,

может уразумеваться весь план для Земли. Понять это нелегко, ибо,

как было сказано, лишь посвященный способен уловить значение утверждения:

"И станут два одним и вместе будут выражать божественность".
Все, что нужно человечеству в настоящее время, это последовательно

усиливающийся сознательный отклик на эволюционное откровение и

постепенное уяснение Плана, которые позволят человеку:
а. Работать сознательно и познавая,
б. Уразуметь связь формы и качества ─ с жизнью,
в. Осуществлять ту внутреннюю трансмутацию, которая введет в манифестацию

пятое царство природы, Царство Душ.
Все это должно совершаться в сфере сознательной осведомленности,

или отклика через посредство неуклонно улучшающихся проводников,

или механизмов отклика и с помощью духовного понимания и интерпретации.
Более объемлющих вопросов мы рассматривать не будем. Сознание жизни

Бога, как оно выражается в трех дочеловеческих царствах, нас не


интересует. Мы будем исследовать исключительно три следующих пункта:
1. Чисто человеческое сознание, начинающееся с процесса индивидуализации

и завершающееся в доминирующей личности.
2. Эгоическое сознание, то есть сознание солнечного ангела, начинающееся

с подготовки к посвящению на Пути Ученичества и завершающееся в

совершенном Учителе.
3. Монадическое разумение. Это ничего не значащая для вас фраза,

поскольку она относится к сознанию планетарного Логоса. Разумение

начинается при третьем посвящении, когда монада доминирует над

душой, выявляясь через личность.
Человек, среднее человеческое существо, является совокупностью

обособляющих тенденций, неконтролируемых сил и разобщенных энергий,

которые медленно и постепенно координируются, совмещаются и сплавляются

в обособляющей личности.
Человек, Солнечный Ангел, является совокупностью энергий и сил,

которые объединены, сплавлены и контролируются той "тенденцией

к гармонии", которая есть следствие любви и выдающееся качество

божественности.
Человек, живая Монада, есть завуалированная реальность, то, что

стоит за Ангелом Присутствия. Он является синтетическим выражением

цели Бога, которая символизируется раскрытым божественным качеством

и делается явственной через форму. Явление, качество, жизнь ─ снова

древняя троичность встает перед нами. Говоря символически, данная

троичность может изучаться как:

1. Человек Ангел Присутствие
2. Корень лотос аромат
3. Купина огонь пламя
Следовательно, работа эволюции, отражая решимость Божества выражать

божественность через форму, необходимо связана с откровением, а

для человека откровение выявляется как эволюционный рост души и

распадается на три стадии:
1. Индивидуализация Личность

2. Посвящение Эго

3. Отождествление Монада


1. ТРИ СТАДИИ ЭГОИЧЕСКОГО РОСТА
Мы должны твердо усвоить следующие положения. Личность является

тройной комбинацией сил, впечатляющих и полностью контролирующих

четвертый аспект личности, то есть плотное физическое тело. Три

личностных типа энергии ─ это эфирное тело, проводник жизненной

энергии, астральное тело, проводник чувственной энергии, или чувствительной

силы, и ментальное тело, проводник познавательной энергии воли,

которой предназначено быть доминирующим творческим аспектом. Именно

данную истину акцентирует Христианская Наука. Эти силы составляют

низшего человека. Солнечный ангел является комбинацией двух энергий:

энергии любви и энергии воли, или цели; они ─ качества жизненной

нити. Обе, доминируя над третьей энергией ума, рождают совершенного

человека. Они объясняют человеческую проблему; они обозначают стоящую

перед человеком задачу; они обрисовывают энергию иллюзии; они указывают

способ психологического раскрытия, ведущий человека (от треугольника

троичности и дифференциации) через двойственность к единству.
Это практические истины, поэтому такой акцент ставится сегодня

на понимании Плана эзотеристами; отсюда также работа психологов,

пытающихся интерпретировать человека, отсюда же их разногласия

относительно человеческого аппарата, когда человек видится как

бы расчлененным на составные части. Появляется осознание того,

что именно качество человека явно определяет его место на эволюционной

лестнице; между тем, современная психология крайне материалистической

школы ошибочно полагает, что качество человека определяется его

механизмом, тогда как именно обратное является определяющим фактором.
Задача учеников ─ выражать двойственность любви и воли через личность.

Воистину в этом заявлении сформулировано назначение ученика. Задачей

посвященного является выражать Волю Бога через развитую любовь

и мудрое познание. Данная преамбула лежит в основе определения

трех стадий эгоического роста.
Чем же, следовательно, является индивидуализация с точки зрения

психического раскрытия человека? Это фокусирование наинизшего аспекта

души, который, являясь аспектом творческого познания, может выражать

себя через формальную природу. В последнем счете именно первый

аспект божественности будет таким образом выказывать себя. Именно

манифестация специфического качества солнечного ангела в результате

того, что ангел присваивает себе оболочку или оболочки, обусловливает

его явление. Это начальное наложение направленной энергии на троичный

силовой механизм, который мы называем формальной природой человека.

Индивидуум, на дороге к полной координации и выражению, является

на сцене жизни. Самоосведомленная сущность приходит в физическое

воплощение. Является актер, заучивающий свою роль; он дебютирует,

готовясь ко дню своего полного личностного становления. Душа приходит

в плотную форму на низшем плане. "Я" начинает ту часть своей карьеры,

которая выражается через эгоизм, и приходит в конечном счете к

абсолютному бескорыстию. Обособляющая сущность начинает подготовку

к групповому разумению. Бог ходит по земле, завуалированный плотской

формой, природой желания и изменчивым умом. Он ─ временная жертва

иллюзии чувств, одаренная ментальностью, которая вначале препятствует

и закрепощает, но в конце концов отпускает и освобождает.
Многое написано в "Тайной Доктрине" и "Трактате о Космическом Огне"

на тему индивидуализации. Последняя может быть просто определена

как процесс, благодаря которому формы жизни, принадлежащие к четвертому


следующая страница >>