Интернет – сообщество «Профобразование»
Сборник методических материалов интернет – конференции по учебной работе
Дата проведения интернет – конференции: 10.04.2012 – 20.06.2012
.
Начальное и среднее профессиональное образование является ключевым звеном в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для всех отраслей экономики, культуры и образования России и стран СНГ. Накопленный опыт и современные инновационные подходы в учебной деятельности педагогов должны быть доступны для использования и применения в системе НПО и СПО
http://проф-обр.рф
Содержание
Вожатский отряд как средство формирования личности будущего
педагога-профессионала
Применение проектной технологии в педагогическом колледже при введении ФГОС СПО нового поколения
Формирование художественного вкуса у студентов в процессе изучения дисциплины «конструирование и моделирование одежды»
Приемы работы с текстом при изучении теоретического материала
Применение этнодидактических средств в практике преподавания математики в начальных классах, как условие обогащения содержания учебного материала
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия
Проектная технология как метод формирования ключевых компетенций студентов в системе СПО
Психодиагностика, как основа раскрытия компонентов профессионального самоопределения в профессиональном учебном заведении
Женская мода начала ХХ века и ее влияние на поэзию А.А.Блока
Разработка фондов оценочных средств и комплексного практического задания как формы экзамена по профессиональному модулю на примере профессии НПО 080110.20 Контролер сберегательного банка
-
Практические задания по дисциплине «Математика» для учащихся НПО на базе полной средней школы
Из опыта работы по активизации познавательной деятельности студентов на занятиях экономических дисциплин
Использование модулей трудовых навыков в профессиональной подготовке обучающихся по специальности «Мастер отделочных строительных работ»
Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании для специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям)
Использование здоровьесберегающих технологий при организации режима обучения техническому черчению
Тексты билетов и тестовые задания к ним по дисциплине история на базе полной средней школы (48 часов)
Возможности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Организация самостоятельной работы студентов техникума
(на примере изучения математики)
Интернет – конференция по учебной работе
Организация практического обучения в профессиональном образовании
Вожатский отряд как средство формирования личности будущего
педагога-профессионала
Борщук А.Л. – преподаватель, куратор студенческого
педагогического отряда «СПИНКИС»
Маторнова Т.Н. – преподаватель, руководитель центра
трудоустройства студентов «Успех»
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
Идея создания в колледже вожатского педагогического отряда витала в воздухе давно, реальным толчком к претворению этой идеи в жизнь стало предложение Краевого студенческого трудового отряда связанное с организацией работы педотряда в одном из южных лагерей.
В настоящее время организация отдыха, обеспечение занятости, оздоровление подрастающего поколения (в том числе, в летний период) – приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы организации летнего отдыха активно обсуждаются в педагогической прессе, внимание общества к различным аспектам летней оздоровительной кампании значительно возросло.
Существует очевидная необходимость привлечения в систему отдыха и оздоровления детей специалистов, владеющих современными технологиями воспитания, методически грамотных, подготовленных к организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. Высокое качество деятельности педагога по реализации прав детей на отдых и оздоровление специалиста обеспечивается профессиональной подготовкой. Плюсы такой подготовки несомненны
В процессе реализации проекта «Вожатский педагогический отряд» на практике возможно закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения; изучение особенностей деятельности педагога в летний оздоровительный период. Студенты могут самостоятельно выполнять все функции педагога. Деятельность в лагере создает условия для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности; развития у студента культуры педагогической деятельности; воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств студентов.
Для социально-возрастного периода развития студентов ссузов характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение в этом возрасте придается динамике "внутренней позиции" формирующейся личности, которая складывается из того, как молодой человек на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе.
На этом этапе жизни студентов, особый смысл приобретает формирование их
активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании прав и свобод человека, правовой культуре,
правовом поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор, социальной справедливости.
Такие качества человека как ответственность, целеустремленность, самостоятельность и др. формируются у студентов ссузов в условиях стремительно расширяющегося круга их делового и профессионального общения. У юношей и девушек появляется чувство ответственности не только перед собой, семьей, конкретным преподавателем, но и перед потребителями результатов их профессиональной деятельности. Целеустремленность начинает приобретать конкретное содержание в стремлении так освоить получаемые в колледже знания, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Развитая самостоятельность должна обеспечить выпускнику уверенность в себе, в своих способностях, соответствовать быстро меняющимся условиям жизни и работы.
Подготовка студентов в «Школе вожатых» интегрируется с теоретическим обучением. Особенности организации деятельности педагогического отряда в течение учебного года обеспечивают психологическую готовность студентов к самостоятельной работе в лагере.
В ходе подготовки в школе студенты самостоятельно разрабатывают методический материал, стратегию деятельности детского отряда в лагере, упор делается на здоровьесберегающие технологии, содержание должно соответствовать принципам педагогического процесса (индивидуальности, доступности, результативности). Для повышения качества этой работы организуется
инструктивный сбор, в конце учебного года для студентов проводится методический семинар «Специфика организации и содержания педагогического процесса в летний период». К стратегическим направлениям работы относятся применение современных технологий обучения и профессионального воспитания, обеспечивающих достижение современного
качества образования, а также разработка и реализация новых форм и видов образовательной деятельности, способствующих достижению новых образовательных результатов (компетенций). В связи с этим, при определении содержания деятельности студентов в оздоровительном лагере приоритетом является реализация авторских проектов. Студентам предоставляется возможность выбора (в рамках специфики специальности) направления, разработки содержания по интересу, выбор места прохождения практики.
В перспективе планируем сделать традиционной формой представление студенческого педагогического отряда и подведения итогов деятельности в лагере, где студенты продемонстрируют полученный опыт и результаты реализации авторских проектов и педагогической деятельности в целом.
Имеющийся многолетний опыт организации летней практики студентов колледжа позволяет выделить проблемы в данной области. Технологии работы со студентами в период подготовки к летней практике недостаточно представлены в методической, учебной литературе, приходится, в основном, опираться на уже имеющийся опыт. Достаточно сложно осуществлять подготовку как межведомственную, хотя необходимость включения в совместную деятельность представителей администрации ДОЛ (на этапе определения содержания подготовки) очевидна. Кроме того, далеко не все учреждения готовы к сотрудничеству собственно в летний период. Во многих учреждениях существует убеждение о неспособности студентов выступать в ином качестве, кроме исполнителей; отсутствует желание предоставлять самостоятельность студентам-практикантам. Такое положение дел не отвечает нашим интересам, не способствует формированию профессионально значимых качеств личности будущего педагога. Обозначенные проблемы задают определенные перспективы дальнейшей работы в данном направлении.
На наш взгляд, летняя практика выступает условием успешного профессионально-личностного становления будущего педагога и должна быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента педагогического колледжа.
Интернет – конференция по учебной работе
Организация практического обучения в профессиональном образовании
Применение проектной технологии в педагогическом колледже при введении ФГОС СПО нового поколения
Борщук А.Л. – преподаватель, куратор студенческого
педагогического отряда «СПИНКИС»
Маторнова Т.Н. – преподаватель, руководитель центра
трудоустройства студентов «Успех»
Шестакова В.П. – преподаватель, руководитель
студенческого совета самоуправления
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
В условиях введения ФГОС нового поколения ставится вопрос о реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и подростков, в том числе и в летний период. С этой целью разрабатываются проекты, обеспечивающие компетентностный подход к подготовке педагогических кадров. Одним из таких проектов в Колледже стал проект «Вожатское братство».
Существует очевидная необходимость привлечения в систему отдыха и оздоровления детей специалистов, владеющих современными технологиями воспитания, методически грамотных, подготовленных к организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. Высокое качество деятельности педагога по реализации прав детей на отдых и оздоровление обеспечивается его профессиональной подготовкой. Плюсы такой подготовки несомненны. Это способствует решению задач по введению ФГОС СПО нового поколения.
В процессе реализации проекта «Вожатское братство» на практике возможно закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также изучение особенностей деятельности педагога в летний оздоровительный период. Деятельность в лагере создает условия для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности; развития у студентов культуры педагогической деятельности; воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств.
На этом этапе жизни студентов, особый смысл приобретает формирование их активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании прав и свобод человека, правовой культуре, правовом поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор, социальной справедливости.
Подготовка студентов в условиях реализации проекта «Вожатское братство» интегрируется с теоретическим обучением. Особенности организации деятельности педагогического отряда в течение учебного года обеспечивают психологическую готовность студентов к самостоятельной работе в лагере.
В ходе подготовки к летней практике студенты самостоятельно разрабатывают методический материал, стратегию деятельности детского отряда в лагере. В процессе разработки материалов упор делается на здоровьесберегающие технологии. Содержание выстраивается в соответствии с принципами педагогического процесса (индивидуальности, доступности, результативности). При определении содержания деятельности студентов в оздоровительном лагере приоритетом является реализация авторских проектов. Студентам предоставляется возможность выбора (в рамках специфики специальности) направления и разработки содержания по интересам, выбор места прохождения практики.
Для повышения качества этой работы организуется инструктивный сбор, в конце учебного года для студентов проводится методический семинар «Специфика организации и содержания педагогического процесса в летний период». К стратегическим направлениям работы относятся применение современных технологий обучения и профессионального воспитания, обеспечивающих достижение современного качества образования, а также разработка и реализация новых форм и видов образовательной деятельности, способствующих достижению новых образовательных результатов (компетенций), как и предусмотрено ФГОС нового поколения.
На наш взгляд, летняя практика выступает условием успешного профессионально-личностного становления будущего педагога и должна быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента педагогического колледжа.
Основной целью проекта стало создание условий для самореализации студентов как педагогов- профессионалов и освоения образовательных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО нового поколения.
Задачи:
Образовательная: освоить современные концепции и технологии организации детей в условиях детского оздоровительного лагеря, применить полученные теоретические знания на практике;
-
Воспитательная: формировать гражданские и профессионально значимые личностные качества у студентов;
Социальная: сформировать социально- значимый опыт работы студентов с разными категориям детей.
Для реализации проекта были подготовлены инновационные разработки:
Современные образовательные программы в условиях ФГОС нового поколения.
Создание вожатских отрядов из студентов СПО.
Подготовка метод. рекомендаций совместно со студентами и преподавателями- участниками по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в лагере.
Оснащение процесса подготовки студентов с помощью проектной технологии в информационной среде ХХ1 века, использование ИКТ, компьютерных технологий.
Показателями эффективности деятельности по проекту стали следующие:
Увеличение количества желающих работать в детских лагерях.
Трудоустройство молодежи.
Позитивные отзывы от социальных партнеров и заказчиков (родители, дети).
Повышение мотивации к педагогической деятельности.
Повышение качества подготовки молодых специалистов по основным и дополнительным образовательным программам.
Освоение общекультурных и общепрофессиональных компетентностей студентами, предусмотренных ФГОС СПО нового поколения.
По итогам реализации проекта планируется его перевод в сетевой ресурс. Создание в социальных сетях сообщества «Вожатское братство». Организация сетевого конкурса на лучшую методическую разработку материалов для ДОЛ.
Кроме того, предполагается усовершенствовать обязательную форму отчета студентов о летней практике. Это представление студенческого педагогического отряда и результатов деятельности в детском оздоровительном лагере, где студенты продемонстрируют полученный опыт и результаты реализации авторских проектов и педагогической деятельности в целом, в том числе на сайте и социальной сети.
Описание проекта
1. Название: «Вожатское братство»
2.Обоснование необходимости проекта:
В условиях введения ФГОС нового поколения ставится вопрос о реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и подростков, в том числе и в летний период.
Существует очевидная необходимость привлечения в систему отдыха и оздоровления детей специалистов, владеющих современными технологиями воспитания, методически грамотных, подготовленных к организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. Высокое качество деятельности педагога по реализации прав детей на отдых и оздоровление обеспечивается его профессиональной подготовкой. Плюсы такой подготовки несомненны. Это способствует решению задач по введению ФГОС СПО нового поколения.
В процессе реализации проекта «Вожатское братство» на практике возможно закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также изучение особенностей деятельности педагога в летний оздоровительный период. Деятельность в лагере создает условия для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности; развития у студентов культуры педагогической деятельности; воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств.
На этом этапе жизни студентов, особый смысл приобретает формирование их активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании прав и свобод человека, правовой культуре, правовом поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор, социальной справедливости.
Подготовка студентов в условиях реализации проекта «Вожатское братство» интегрируется с теоретическим обучением. Особенности организации деятельности педагогического отряда в течение учебного года обеспечивают психологическую готовность студентов к самостоятельной работе в лагере.
В ходе подготовки к летней практике студенты самостоятельно разрабатывают методический материал, стратегию деятельности детского отряда в лагере. В процессе разработки материалов упор делается на здоровьесберегающие технологии. Содержание выстраивается в соответствии с принципами педагогического процесса (индивидуальности, доступности, результативности). При определении содержания деятельности студентов в оздоровительном лагере приоритетом является реализация авторских проектов. Студентам предоставляется возможность выбора (в рамках специфики специальности) направления и разработки содержания по интересам, выбор места прохождения практики.
Для повышения качества этой работы организуется инструктивный сбор, в конце учебного года для студентов проводится методический семинар «Специфика организации и содержания педагогического процесса в летний период». К стратегическим направлениям работы относятся применение современных технологий обучения и профессионального воспитания, обеспечивающих достижение современного качества образования, а также разработка и реализация новых форм и видов образовательной деятельности, способствующих достижению новых образовательных результатов (компетенций), как и предусмотрено ФГОС нового поколения.
На наш взгляд, летняя практика выступает условием успешного профессионально-личностного становления будущего педагога и должна быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента педагогического колледжа.
3.Основная цель: создание условий для самореализации студентов как педагогов- профессионалов и освоения образовательных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО нового поколения.
Задачи:
Образовательная: освоить современные концепции и технологии организации детей в условиях детского оздоровительного лагеря, применить полученные теоретические знания на практике;
Воспитательная: формировать гражданские и профессионально значимые личностные качества у студентов;
Социальная: сформировать социально- значимый опыт работы студентов с разными категориям детей.
4.Основные целевые группы: студенты ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
Критерии отбора:
Креативность;
Достаточный уровень теоретической подготовки в области профессии;
Творческие способности;
Оригинальность мышления;
Способность принимать инновации;
Личные успехи соискателя.
Субъекты образовательного процесса:
-
Преподаватели (разработка курсов «ЗОЖ», «Основы правовой обеспеченности профессионально-педагогической деятельности», «Возрастная психология», «Основы общей педагогики», «Методы и технология работы педагога-организатора»).
Студенты- слушатели, проектировщики общелагерной и отрядной деятельности, участники методических семинаров и инструктивных сборов.
5.Механизм и календарный план реализации проекта: цикл годовой ( с января по декабрь календарного года)
Январь – подготовительный этап.
Февраль-март - весенний инструктивный сбор.
Апрель – сентябрь – реализация деятельности отряда на практике.
Сентябрь - отчетная конференция и предоставление итогов работы вожатского отряда.
Сентябрь -октябрь - осенний инструктивный сбор.
Октябрь -декабрь - реализация деятельности отряда на практике.
Декабрь - отчетная конференция и предоставление итогов работы вожатского отряда.
Инновационные разработки:
Современные образовательные программы в условиях ФГОС нового поколения.
Создание вожатских отрядов из студентов СПО.
Подготовка метод. рекомендаций совместно со студентами и преподавателями- участниками по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в лагере.
Оснащение процесса подготовки студентов с помощью проектной технологии в информационной среде ХХI века, использование ИКТ, компьютерных технологий.
6.План-график работ
Месяц и год
|
Что будет сделано
|
Для кого
|
Кто примет участие
|
Ответственный
|
Январь 2011
|
Разработка Положения конкурса «Хочу быть вожатым»
Организация и проведение конкурса «Хочу быть вожатым»
Разработка программы подготовки студентов к вожатской деятельности
-
Подбор лагерей и знакомство с условиями жизнедеятельности в лагере
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.
|
Февраль-март 2011
|
Заключение соглашений с городской «Школой вожатых», межвузовским кадровым центром
Определение режима роботы инструктивного лагеря
проведения весеннего методического сбора
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.,
Маторнова Т.Н.,
Шестакова В.П.
|
Апрель – сентябрь
|
реализация деятельности отряда на практике
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Руководители ДОЛ
|
сентябрь
|
отчетная конференция и предоставление итогов работы вожатского отряда
организация и проведение конкурса проф.мастерства вожатых
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.,
Маторнова Т.Н.,
Шестакова В.П.,
|
Сентябрь -октябрь
|
Определение режима роботы инструктивного лагеря
проведения осеннего методического сбора
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.,
Маторнова Т.Н.,
Шестакова В.П.
|
Октябрь -декабрь
| |
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.,
Маторнова Т.Н.,
Шестакова В.П.
|
декабрь
|
отчетная конференция и предоставление итогов работы вожатского отряда
методический семинар «Специфика организации и содержания педагогического процесса в летний период»
|
Студенты
|
Преподаватели, студенты
|
Борщук А.Л.,
Маторнова Т.Н.,
Шестакова В.П.,
|
7. Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и долгосрочной перспективе:
Освоение ФГОС СПО нового поколения в части, которая касается формирования профессионально – педагогический компетентностей.
Повышение статуса и престижа педагогической профессии у современной молодежи;
Повышение авторитета ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1» как учреждения, обеспечивающего региональную систему образования высококвалифицированными педагогическими кадрами, у социальных партнеров, других образовательных учреждений края, заказчиков образовательных услуг;
Повышение профессионально- педагогической культуры студентов Колледжа;
Обеспечение занятости молодежи в летний период и содействие их трудоустройству.
8.Показатели эффективности деятельности по проекту:
Увеличение количества желающих работать в детских лагерях.
Трудоустройство молодежи.
Позитивные отзывы от социальных партнеров и заказчиков (родители, дети).
Повышение мотивации к педагогической деятельности.
-
Повышение качества подготовки молодых специалистов по основным и дополнительным образовательным программам.
Освоение общекультурных и общепрофессиональных компетентностей студентами, предусмотренных ФГОС СПО нового поколения.
9.Методы оценки успешности:
Анкетирование.
Интервьюирование.
Тестирование.
Наблюдение.
Исследовательские работы.
Отзывы.
Экспертиза.
10.Оценка рисков.
Возможные риски
|
Меры минимизации
|
Низкий/недостаточный уровень готовности студентов к работе в детских оздоровительных лагерях
|
Организация и проведение спец. курсов, семинаров, проведение стажировок и форумов, освоение ИКТ
|
Отсутствие механизмов стимулирования будущих пед. кадров в условиях ДОЛ
|
Разработка локальных, участие в проектной деятельности, усвоение актов /положений по стимулированию
|
Отсутствие необходимой современной метод. литературы для вожатых
|
Разработка и издание соответствующей литературы
|
Отсутствие должного контроля за деятельностью детских оздоровительных лагерей со стороны соответствующих организаций
|
Привлечение общественных и государственных организаций (через СМИ) к проблемам организации детского отдыха
|
11.Дальнейшее развитие проекта.
Перевод проекта в сетевой ресурс. Создание в социальных сетях сообщества «Вожатское братство». Организация сетевого конкурса на лучшую методическую разработку материалов для ДОЛ.
Планируется усовершенствовать обязательную форму отчета студентов о летней практике. Это представление студенческого педагогического отряда и результатов деятельности в детском оздоровительном лагере, где студенты продемонстрируют полученный опыт и результаты реализации авторских проектов и педагогической деятельности в целом, в том числе на сайте и социальной сети.
Интернет – конференция по учебной работе