reforef.ru 1
Рыжова Е.В. , учитель начальной школы.


«Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики»
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращая школу в «школу знаний», что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы школьников как в конце учебного дня, так и к концу учебного года.

В системе РО весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и ученика, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка. Основные характеристика РО полностью отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Около двух десятков лет в нашей школе ведется преподавание по программам РО: Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В.Занкова. Качество знаний у детей, обучающихся в этих классах, неизменно высок на протяжении всех лет обучения. Но не только уровень обученности детей в данных классах остается высоким при переходе на вторую школьную ступень, но и результаты психолого-педагогического обследования, которые показывают стабильный рост психического развития личности школьников, снижение уровня тревожности и повышение уровня учебной мотивации.

Строгое соблюдение режима школьных занятий, построение уроков с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических и физиологических требований, благоприятный эмоциональный настрой дает возможность педагогам нашей школы сохранять высокую работоспособность детей на уроках, исключать их переутомление.

Для выполнения требований здоровьесберегающей педагогики в план работы МО начальной школы включены семинары по разработке структуры современного урока с использованием новейших технологий и методик:«Развитие критического мышления через чтение и письмо», игровая технология «Все вместе» и др., информационные технологии, методика исследовательского обучения, методика межпредметных погружений; организовано взаимообразное посещение уроков, обсуждение результатов на последующих семинарах.


Каждый урок, планируемый нашими педагогами, направлен на достижение триединой цели: обучение, воспитание и развитие каждого ребенка и коллектива в целом. С учетом этого, общие требования к уроку конкретизируются, в зависимости от профиля обучения, в дидактические, воспитательные и развивающие требования, отражая его конкретные образовательно-воспитательные задачи. Задачи, в свою очередь, влияют на отбор приемов и методов обучения, необходимых для лучшего усвоения учебного материала. И задачи, и содержание урока, и его структура – все это направлено на то, чтобы школьники испытывали удовлетворение в процессе учебной деятельности.

Начало школьного обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, приобретают особое значение.

На первых же родительских собраниях педагоги нашей школы проводят семинары с привлечением медицинских работников с целью разъяснения необходимости соблюдения рационального режима дня учениками начальной школы, с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток со строгой регламентацией разных видов деятельности, таких как: выполнение домашнего задания определенного объема, обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия в кружках и секциях дополнительного образования, время просмотра телепередач и игр на компьютере, своевременное принятие пищи после занятий в школе и правильное питание для детей вообще.

Распорядок дня и двигательный режим для детей, занимающихся в кружках и спортивных секциях, индивидуально занимающихся музыкой, рисованием и другими видами детского творчества, разрабатывается родителями в тесном контакте с руководителями кружков, а в первую очередь с учителем начальных классов.


Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме обучающихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса и гигиенически правильным построенным уроком. Учитывая данные факты, учебный день в начальных классах (вся школа занимается с 9.00 часов) начинается с организованной зарядки, что дает возможность начинать учебный день с уроков средней степени сложности. Учитывая, что длительность активного мышления младших школьников не превышает 15-20 минут, дважды в урок проводится физкульпаузы по 2-3 минуты. Все учителя начальных классов владеют приемами психофизических тренировок (способы релаксации на уроке), они построены на использовании общеразвивающих и специальных (дыхательных) упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, восстановления его работоспособности.

При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставим вторым и третьим. Физкультуру, труд, музыку и рисование чередуем с трудными предметами, такими как русский язык, математика, информатика, литература, иностранный язык. Отсутствуют в расписании и спаренные уроки.

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждение и учителями начальной школы, учителями начальной школы и преподавателями среднего звена.

Такие прочные связи между дошкольным учреждением и школой существуют у нас на протяжении многих лет. Учителя, работающие в четвертых классах, в течение всего учебного года проводят занятия с детьми подготовительных групп детского сада (группы делятся на подгруппы, обучаются раздельно, продолжительность занятия не более 30 минут). Эти занятия совместно организованы администрациями ДОУ и МОУ СОШ № 22 в нашем поселке.


Понимая основные задачи своего звена, учителя начальной школы разработали программы по подготовке дошкольников «Малышкина школа» и адаптации детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся по субботам, весь курс составляет три месяца (февраль-апрель). Длительность одного занятия не более 30 минут, между обучающими занятиями проводится игровая перемена в 10 минут. Занятия проводятся в классных комнатах школы, которые поделены на три специальные зоны: учебную, игровую и информационную.

Пройденный опыт показал своевременность и актуальность этой совместной работы, отраженной в исследованиях психологических и логопедических служб детского сада и школы.