reforef.ru 1 2 ... 6 7
Ольга Вячеславовна Зайцева Лоскутное шитье: Практическое руководство


Посвящается моей маме, которой все-таки удалось привить мне любовь к шитью 

От автора

Автор сердечно благодарит Татьяну Ивановну Петровскую за помощь при написании книги и предоставленные работы

Среди таких любимых видов женского рукоделия, как вязание, вышивание, разного вида плетения, шитье из лоскута, или техника лоскутной мозаики, занимает особое место. Шитье из лоскута часто принято называть на английский манер – квилтом или пэчворком (patch – в переводе заплатка, кусочек материала, work – работа), но мне кажется, что «техника лоскутной мозаики», или «лоскутное шитье», – звучит как-то симпатичнее.

Лоскутное шитье – это довольно простая в исполнении, но очень эффектная техника, которая давно перестала быть чисто утилитарной, а превратилась в вид художественного творчества. У лоскутной мозаики как творчества все больше поклонников во всем мире, и в нашей стране тоже. Со стороны порой кажется непонятным, что заставляет людей кропотливо трудиться и день, и ночь над небольшими кусками ткани, постепенно превращая их в художественное полотно. Но волшебный мир ткани и цвета, лоскутки, похожие на драгоценные камни, захватывают воображение. Стоит только взять в руки кусочки ткани, ножницы и иголку с ниткой – и вы убедитесь в этом сами.

Немного истории

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_001.jpg

Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников.


В Европу техника лоскутного шитья была занесена скорее всего с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества. В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, с появлением фабричных тканей.

Мне претит утверждение, что техника лоскутной мозаики возникла «от бедности». В той же Америке кризисные 1930-е, а затем и послевоенные годы не способствовали занятию пэчворком. Да и каким лоскутным творчеством может заниматься замученная тяжелым трудом фабричная работница – прачка или уборщица, когда она, падая от усталости, возвращается к убогому «родному очагу»? Нищета порождает только нищету. Вот средний класс – это другое дело. Здесь женщина имеет и больше времени, и сил (и деньги, что немаловажно), чтобы разнообразить свой досуг и одновременно сотворить что-то красивое и полезное с точки зрения экономики. Непревзойденными здесь остаются немецкие бюргерши, перетягивающие сиденья на стульях в технике лоскутной мозаики.

Думается, что все-таки в основе лоскутного шитья лежит стремление человечества к творчеству, красоте и самовыражению. Первые американские поселенцы занимались лоскутным шитьем не только от бедности – эта, часто совместная работа в первую очередь объединяла людей, вырванных обстоятельствами из своей привычной среды, в нечто похожее на клубы «по интересам». Она давала им удовлетворение от творчества и одновременно позволяла создавать необходимые в хозяйстве вещи – красивые, добротные и экономные, например знаменитые американские килты – лоскутные одеяла, прошитые строчкой – килтингом (quilt —англ. прошивать, простегивать). При этом над ними довлела пуританская традиция экономности и труда. По сей день эмиши – протестантские сектанты, проживающие в штате Пенсильвания и строго сохраняющие и в XXI веке традиции жизненного уклада и костюма XIX века, – занимаются пэчворком.


В Америке очередной подъем интереса к лоскутной мозаике как к виду творчества связан с повышением уровня жизни, стабильностью последних трех десятилетий, созданием новых красочных тканей и развитием культуры. В 1976 году, когда страна собиралась праздновать 200 лет своей независимости, американцы вспомнили о традициях народного творчества – изделиях лоскутного шитья и сами поразились тому богатству, которое было создано за два века.

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_002.jpg

Если бы жизнь человека сводилась только к чисто утилитарным потребностям – он давно бы вымер как вид. В России, например, даже крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Для красоты, а не из-за бедности. Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.

Сейчас и на Западе, и у нас профессиональные мастерицы лоскутного шитья подбирают новые ткани в необходимой нужной тональности прямо в магазине, а композиции рассчитывают на компьютере. Но есть свое очарование в настенном панно или одеяле для дачного дома, где собранны вместе лоскутки, оставшиеся от семейной одежды. Некая магия жизни, пронзительное воспоминание о каком-то своем «счастливом» платье, выходном бабушкином халате или мамином сарафане, в котором она ездила на курорт. В таком изделии заключается некая радостная событийность жизни, и подобное одеяло может стать своеобразным счастливым талисманом, тотемом вашего дома на долгие годы.

В сентиментальном американском фильме «Мачеха» умирающая от рака мать шьет для своего маленького сына одеяло, составленное из переведенных на ткань фотографий их счастливой совместной жизни. По замыслу, это не только память о ней, матери, но одновременно и созданное ее руками магическое покрывало, защита сына от горестей мира.


Вы никогда не замечали, что если в обычной современной квартире есть какое-нибудь изделие лоскутного творчества, то оно постоянно притягивает взгляд – столько радостной энергетики оно излучает.

Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми буднями и черными днями. А каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. И может быть поэтому в лоскутной мозаике не любят глухой черный цвет и стараются, чтобы его было поменьше и хотя бы мелкий горошек или цветок его разбивал.

Чтобы научиться лоскутному творчеству, необходимо, в первую очередь, желание и терпение. Нужно освоить многие технические приемы и секреты лоскутного шитья, потому что никакая самая красивая ткань и замечательный рисунок не скроет кривой строчки и неаккуратной работы. Самое трудное – это начать (правда, закончить вещь тоже непросто – сколько наших замечательных «начинаний» так и остались пылиться в шкафу). Но, один раз начав творить лоскутное полотно, потом уже трудно оторваться – такой увлекательный и яркий этот мир лоскута.

Подготовка к работе

С чего начать

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_003.jpg

Обычно желание «сотворить» что-нибудь «этакое» приходит спонтанно. Не всегда есть время для долгой и тщательной подготовки, просто надоела груда одежды в шкафу, которую выкинуть рука не поднимается, – свои старые любимые наряды, красивые платья мамы, тети или даже еще бабушки. Часто в шкафу лежат и разные куски ткани, которым как-то не нашлось применения, но в лоскутном творчестве они получат вторую жизнь. И если все это невостребованное хозяйство использовать для создания одеяла, настенного панно, жилетки или просто необходимых кухонных принадлежностей, то эти, казалось бы, никому не нужные ткани, преображенные вашей фантазией и умением, способны будут привнести в ваш дом радость, красоту и пользу.


Начинать лучше с простого (с точки зрения шитья!) и крупного изделия, именно того, которое вам давно хочется сделать, а вовсе не с ухваток, как советуют многие пособия по лоскутному шитью. Создавая какую-нибудь ухватку для кухни, вы затратите на нее ничуть не меньше времени и сил, чем на «монументальную» композицию из простых квадратов или треугольников. Но эффект от изделий будет разным. Если в первом случае ваши родственники или друзья с некоторой усмешкой будут разглядывать ваше первое творение, то большое полотно обязательно вызовет у них изумление и восторг. Радость и увлеченность работой всегда чувствуются в готовом изделии. Создавая давно задуманную, потрясающую воображение композицию, вы одновременно и отработаете технику лоскутного шитья, и получите удовольствие от работы (сшивать крупные лоскуты всегда легче). Кропотливое же изготовление кухонных ухваток может раз и навсегда убить у вас желание заниматься лоскутной техникой.

Не только лоскутки

Несколько слов нужно сказать о профессиональных инструментах. Хотя если в вашем распоряжении есть всего лишь швейная машинка, ножницы, нитки и страстное желание сшить что-нибудь замечательное – начинайте творить. Постепенно, по мере работы, вы обзаведетесь всем необходимым.

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_004.jpg

Первым делом подготовьте для работы удобное место, где было бы достаточно света (не стоит портить глаза!). Вам понадобится удобное кресло или стул со спинкой, чтобы не уставала спина. Справа от швейной машинки желательно расположить гладильную доску для разглаживания сшитых блоков и бесконечных швов. Слева от машинки поставьте небольшой столик, чтобы раскладывать на нем ткань и нужный инструмент. Все должно быть под рукой!

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_005.jpg


Так как современные мастерицы лоскутного шитья свои произведения изготавливают на швейных машинках, то важно, чтобы данный агрегат имел хорошую наладку. Желательно, чтобы машинка могла работать на всех видах ткани – от капрона до сукна и кожи, имела ровную строчку без пропусков, не затягивала и не морщила ткань по шву. Также для работы в лоскутной технике необходима зигзагообразная строчка для окантовки аппликаций и для обработки внутренних швов.

К разным типам ткани подбирают разные иглы:

? для тонких тканей, таких как шифон, – иглы № 80 (если же шифон прошивают вместе с бумагой, то № 85);

? для хлопка – иглы № 85, 90;

? для сукна и толстых шерстяных тканей – иглы№ 100;

? для тонкой кожи (редко) – № 110.

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_006.jpg

Вместо сметывания можно использовать машинную строчку, сколов лоскуты булавками

Аналогично подбирают и нитки:

? шифон, капрон и прочие тонкие ткани сшивают хлопчатобумажными или шелковыми нитками № 60;

? хлопок, штапель, вискозу – нитками № 50;

? шерсть – нитками № 40. Для отделочных (окантовочных) и разных украшающих строчек используют разнообразные шелковые нити. Льняными, шерстяными нитями и люрексом швы обрабатывают вручную.

Тонкие булавки сэкономят вам время – лоскуты можно не сметывать, а, заколов их булавками, строчить сверху.

Для выполнения ручной работы нужны швейные иглы и тонкие булавки.

Не менее важно обзавестись хорошими портновскими ножницами, острыми и длинными, предназначенными только для ткани. Ими ни в коем случае нельзя резать бумагу или тем более картон.

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_007.jpg


Для вырезания выкроек и шаблонов подойдут обычные канцелярские ножницы. Если шаблон изготавливается из пластика или толстого картона, то лучше использовать специальный резак со скошенным лезвием или острый нож и железную линейку. Необходимы в работе и маленъкие ножницы с острыми кончиками (можно маникюрные) для распарывания не слишком удачных швов. Сложные швы и зигзагообразную строчку лучше распарывать острой бритвой. Для обработки швов можно использовать специальные ножницы, режущие зигзагообразный край.

В работе с лоскутом необходим и утюг. Желательно, чтобы он имел увлажнитель, но можно гладить и просто через влажную ткань (хлопчатобумажный носовой платок, например). Профессиональные мастерицы используют и старые тяжелые чугунные утюги, которые нагреваются на плите (газовой или электрической). Они хороши своей тяжестью и тем, что значительно экономят электричество. Но от «бабушкиных» утюгов очень устает рука.

http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_008.jpg

Для работы также понадобятся: миллиметровая бумага, калъка, картон, прозрачный пластик или оргстекло, линейки., циркулъ – для создания выкроек и шаблонов.

Шаблоны из картона потребуются для работ с ручной сборкой (например, для орнаментов из многоугольников), а шаблоны из прозрачного пластика или оргстекла применяются для работы с рисунчатой, декоративной тканью, бордюром.

Для перевода рисунка на ткань нужны мягкие цветные карандаши (иногда применяют разноцветную копирку), а для темных или цветных тканей лучше всего подойдет острый обмылок сухого мыла или кусочек школьного мела.

Ни в коем случае нельзя для разметки использовать шариковую ручку или химический карандаш, потому что, несмотря на то что в основном выкройку рисуют с изнаночной стороны ткани, они могут просвечивать сквозь ткань и все испортить.


http://lib.rus.ec/i/1/204601/i_009.jpg

Очень широко в лоскутной технике используются различные отделочные материалы: тесьма, ленты, ручные и машинные кружева, различные шнуры и веревки, бусины, бисер, заклепки, пуговицы и всякая другая мишура. Главное – не переборщить!

Краткие характеристики тканей

Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток (имеются в виду наши российские ткани) – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не сыпятся, а главное – красивы, экологичны и долговечны.

К счастью, сейчас в продаже огромный выбор замечательно красивых хлопчатобумажных тканей, как однотонных, так и с рисунком. Конечно, все эти ситцы, сатины, штапель довольно дорогие, но тем и хорошо лоскутное шитье, что можно покупать по небольшому отрезу ткани (просто для удовольствия!), а потом «сочинять» из них композиции.

Льняные ткани также прекрасно шьются. Они меньше садятся, прочны, их удобно использовать для подкладок или фона для аппликаций. Но по сравнению с хлопчатобумажными они хуже гладятся и больше мнутся.

Вискозные ткани (штапель) тоже красивы, но мнутся и нуждаются в усадке, как и хлопчатобумажные ткани. Работать с ними труднее, так как структура этих тканей очень подвижна, и, в отличие от хлопчатобумажной, такая ткань будет при сшивании скользить.

Чисто шерстяные ткани хорошо шьются, после утюжки держат форму и долговечны.

Ткани с добавлением синтетики и чисто синтетические ткани почти не садятся. Они легко стираются, эластичны, прочны, но требуют большой осторожности при глажке, так как при большой температуре утюга могут расплавиться.

На Западе сейчас особое внимание обращают на экологичность материала и шьют изделия только из хлопчатобумажных тканей. Впрочем, американцы традиционно использовали для работы (особенно одеял и одежды) только 100-процентные хлопчатобумажные ткани. Помимо того что с ними легче работать, эти ткани поглощают влагу, сохраняют тепло, хорошо стираются, и от них веет домашним теплом и уютом.



следующая страница >>