reforef.ru 1 2 ... 5 6
На правах рукописи


Салихов Шамсидин Аслидинович

Роман в таджикской литературе ХХ века

(проблемы формирование жанра)
Специальность: 10.01.03 - Литература народов стран

зарубежья (таджикская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологического наук

Душанбе – 2011
Работа выполнена в отделе современной таджикской литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан


Научный консультант: академик Академии наук Республики

Таджикистан, доктор филологических наук

Шакури Мухаммеджан

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Асозода Худойназар

академик Академии наук Республики

Таджикистан, доктор филологичеcких наук

Салимов Носирджон

доктор филологических наук

Муллоев Абдусамад
Ведущая организация: Хаджендский государственный

университет им. академика Б. Гафурова


Защита диссертации состоится «6» октября 2011г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 047.004.01 по защите докторских кандидатских диссертаций при Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН Республики Таджикистан, (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Индиры Ганди Академии наук Республика Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33).

Автореферат разослан «___» _____________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук Касимов О.Х.


Общая характеристика работы

Актуальность темы. Первая половина ХХ века в истории таджикской литературы стала важным этапом для прозы в обретении ею эстетической зрелости. Именно в этой период идет интенсивный процесс формирования крупных эпических форм – повести и романа: накопился значительный опыт изображения жизни во всей ее сложности; появились новые виды жанра романа; историко-революционный, социально-бытовой, исторический и т.д. Они впервые в таджикской литературе изображали широко и достоверно, на высоком художественном уровне жизнь и борьбу народа, исторические и социальные события, происходящие в обществе. Возникновение таджикского реалистического романа и интенсивное его развитие было тесно связано с желанием авторов раскрыть суть общественных и политических преобразований в начале ХХ века, понять народ и его живую историю, показать становление нового общественного строя в Таджикистане. Эти характерные социальные факторы определили облик и сущность нового жанра, пути его развития. Именно в этом заключается идейно-художественное значение первых реалистических романов, которые появились в таджикской литературе.


От начала своего зарождения таджикский реалистический роман за короткий исторический отрезок времени прошел сложный плодотворный путь. Истоками таджикской литературы советского периода стала проза С. Айни и творчество его учеников Дж. Икрами, С. Улугзаде, Р. Джалила, Ф. Ниёзи, Х. Ирфона и др. В своих произведениях они стремились отразить то новое, что вошло в жизнь таджикского народа с победой Октябрьской революции. Ими создано более десятки романов, многие из которых отличаются многоплановостью, масштабностью, композиционной целостностью, богатой образной системой, высокой культурой языка и отвечают всем требованиям этого жанра.

О своеобразии становления нового таджикского романа свидетельствует тот факт, что при его возникновении сама национальная традиция опиралась на эпические традиции персидско-таджикской классической литературы и романотворческие традиции мировой литературы. Это проблема до сих пор представляет большой научный интерес, поэтому, рассматривая формирование жанровых канонов таджикского романа, нельзя не остановиться на истоках и основных факторах зарождения жанра. Каковы же эти истоки? Во -первых, это историческая действительность - сама жизнь и происходящие в ней изменения; во- вторых, богатые национальные эпические традиции; в -третьих , прозаические традиции классической литературы и, наконец, богатый опыт мировой и русской романистики.

В литературоведческих исследованиях вплоть до сегодняшнего дня доминирует точка зрения, что современный таджикский роман не имеет национальных корней и своим возникновением обязан воздействию на него русского и европейского романа. Вопрос этот, однако, не может, рассматривается столь прямолинейно и однозначно, поскольку повествовательные жанры в персидско-таджикской классической литературе прошли весьма длительный и многообразный путь развития. Исследование сложных процессов зарождения, становления и развития жанра таджикского реалистического романа в условиях метода социалистического реализма исключительно важно для современного литературоведения, где остро ставятся проблемы традиций, литературных влияний, творческого метода и новаторства.


Художественные искания таджикских писателей, их успехи, достигнутые в освоении жанра романа, и накопленный материал требуют тщательного научного изучения и обобщения. В связи с этим, нами впервые предпринята попытка монографического исследования процессов зарождения, становления и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ столетия. Такая постановка вопроса представляется задачей не только актуальной, но и важной в прикладном аспекте при выявлении путей формирования качественно нового прозаического жанра в таджикской литературе.

Основная проблема малорезультативности исследований и недооценки таджикской литературы советского периода во многом связана с отсутствием точных методологических установок и новых, не до конца формировавшихся концепций изучения основных идейно-художественных тенденций в современной таджикской литературе. После начавшейся перестройки в конце уходящего века и ослабления жестких советских идеологических рамок некоторые таджикские литературоведы попытались пересмотреть пройденный этап таджикской литературы двадцатого столетия и по-новому оценить литературные события данного периода.

Переоценка и подведение итогов литературы одного столетия, особенно такого противоречивого как двадцатый, века коренного изменения литературно-эстетических взглядов, политических и духовных революций являются не такой уж простой задачей. Эту весьма сложную задачу можно решить только путем специальных теоретических и методологических подготовок, завершением коллективных и подлинно объективных научных исследований. Как справедливо отмечает Ф. Кузнецов, при рассмотрении подобных вопросов от ученых и специалистов требуется всестороннее, углубленное изучение с учетом жизненных условий, социально-политических противоречий и их влияния на художественную литературу тех времен.1

Поэтому углубленное и комплексное изучение литературы двадцатого века, жизни и творчества его отдельных представителей, формирования и развития основных литературных тенденций и жанров в данном периоде приобретает особую актуальность для научного анализа и литературоведческих исследований. Создание таких монографических исследований дает отечественной литературоведческой науке возможность объективного изучения и исследования фундаментальных проблем литературной жизни советского периода. Другая научная значимость таких исследований заключается в том, что путем объективного уточнения литературных фактов и событий можно подготовить научно-критические тексты произведений крупных представителей таджикской литературы двадцатого столетия без политических и идеологических корректировок.


Следующая важная задача, которая стоит перед современной таджикской литературоведческой наукой – это создание фундаментального труда «История таджикской литературы двадцатого века: новый взгляд». Теоретические и концептуальные особенности создания такой истории, принципы обобщения материалов, периодизация литературных течений двадцатого века и другие проблемы, связанные с данной литературой, являются темой для отдельной научной дискуссии. Тем не менее, таджикские ученые в этом направлении попытались высказать свои соображения, примером чего служит статья академика М. Шакури «В поисках приобретения нового понимания». Кроме того, в трудах Х. Атахоновой, А. Сатторзода, А. Сайфуллаева, М. Ходжаевой, М. Имомова, А. Махмадаминова, А. Набави, Дж. Бакозоде были высказаны актуальные и заслуживающие внимания мысли. Они предлагают расматривать художественные качества литературы как основные критерии оценки литературных явлений и литературного течения двадцатого века в целом. В этом отношении особенно ценно замечание Х. Шарифова: «Художник, который не обогащает свое мастерство художественным опытом и национальными литературными традициями своего народа, обречен на неудачу».1

К сожалению, политические события начала двадцатого века временно прервали естественный ход тысячелетних литературных традиций таджикского народа, которые в новых условиях стали считаться вредными и непригодными. По мнению М. Шакури: «Творческое мышление уступило свое место готовым заказным умозаключениям и выводам, которые защищали интересы руководителей и «хозяев» новой жизни». 2

В наше время задача науки о литературе состоит в том, чтобы объективно изучить и проанализировать литературные процессы минувшего столетия, оценить литературные события и тенденции развития таджикской литературы с точки зрения художественных и литературно-эстетических принципов, духовных потребностей современного читателя и с учетом полного соблюдения исторической справедливости. Сегодня новое мышление постепенно внедряется в таджикское литературоведение. Это непосредственно связано с появлением нового поколения таджикских литературоведов и восстановлением прерванных литературных связей с персоязичными странами. Новые литературные связи последовательно заменяют те многосторонние литературные связи, которые были прерваны вследствие развала Советского Союза.


Действительно, переосмысление литературных событий и новый взгляд на литературу ХХ века как на эпоху культурных, социальных и политических перемен в мышлении и духовных ценностей народа в настоящее время представляет весьма научно обоснованную значимость, так как литература данной эпохи находилась под давлением определенной идеологической силы. В связи с этим ученым и исследователям необходимо подойти к рассмотрению данного вопроса объективно, рационально и без предрассудков, избегая поспешных выводов и необоснованных рассуждений. Именно такой подход в изучении многоаспектной художественной литературы, и ее жанровых разновидностей, с учетом новых тенденций современной науки представляет актуальность темы данного диссертационного исследования. Наряду с этим в научный обиход вводятся новые аспекты исследования литературы советского периода, которые могут побудить ученых и литераторов к анализу и интерпретации художественной литературы с точки зрения современной научной методологии.

Актуальность выбранной темы заключается также в том, что таджикскому литературоведению предстоит важная задача подведения итогов и обобщения опыта художественной литературы ХХ столетия. Таджикские ученые литературоведы уже более двух десятилетий, начиная с конца 80-х годов прошлого века, ведут дискуссии вокруг проблемы новой концепции изучения таджикской литературы советской эпохи. В этом направлении можно назвать работы таких литературоведов, как М. Шакури, С. Табарова, Х. Атахоновой, Х. Шарифова, Х. Асозода, А. Сатторзода, А. Сайфуллоева, Н. Салимова, М. Ходжаевой, М. Имомова, А. Махмадаминова, А. Набави, Дж. Бакозоде, внесших весомый вклад в формирование и развитие новой литературоведческой концепции, в основе которой лежит принцип объективной оценки литературных событий, литературных течений и творчества отдельных писателей как художественное явление. Структура и содержание исторического описания литературы данного периода, принципы классификации их источников и периодизация литературы ХХ столетия являются отдельной темой для научных дискуссий. Поэтому изучение и исследование отдельных литературных жанров, и творчество некоторых писателей с точки зрения их основ и факторов формирования, их развития на различных этапах и в формах общественного и социально-политического строя представляется весьма важным и оптимальным способом достижения научной цели. В этой связи темой исследования данной диссертационной работы избраны анализ и интерпретация процесса формирования и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века. Роман в современной таджикской литературе является одним из наиболее важных и имеющих большие возможности жанров отражения всех жизненных реалий, чем определяются основные направления развития художественной литературы. Исходя из этого, некоторые ученые считают, что формирование и развитие литературы определяется историей формирования и развития литературных жанров. С другой стороны, анализ и исследование литературных жанров представляет возможности выявления и определения различных творческих и эстетических особенностей литературных школ и направлений, социально-исторических аспектов общественной жизни определенного периода.


В диссертационной работе также рассматриваются вопросы, касающиеся формирования романного мышления и развития реалистического направления, основы которых были заложены в средневековой литературе и постепенно внедрены в творческую практику авторов последующих веков. Формирование и развитие данного жанра некоторые исследователи связывают с тем, что в ХХ веке в таджикской литературе основополагающим стал реалистический стиль художественного творчества, в котором удачно реализовал себя жанр романа.

Наш анализ будет проводиться наиболее с применением исторического экскурса в историю изучения романа. Внимание будет сосредоточено преимущественно на основные труды в этой области М. Бахтина до Н.Т. Рымара и А. Эсалнека. Это позволит определить теоретические и методологические рамки изучения проблемы романа в таджикской литературе ХХ века.

Степень изученности проблемы. В персидском и таджикском литературоведении особенности романа были изучены и исследованы также и в зависимости от различных направлений, школ и стилей художественной литературы. Следует особо отметить, что анализ и интерпретация вопросов исторического развития литературных жанров, творческие школы и направления, стилевые, структурные и содержательные разновидности появились и начали развиваться именно во второй половине ХХ века. Общие теоретические и методологические вопросы художественной прозы были рассмотрены в трудах Забехулло Сафо, Маликушшуаро Бахор, Сируси Шамисо, Шиблии Нуъмани, Эдуарда Брауна, Яна Рипки, Е. Э. Бертельса, М. Шакури, Х. Мирзозода, Р. Ходизода, С. Табарова, Х. Шарифова, Ю. Салимова, А. Алимардонова, К. Чиллаева, А. Рахмонова, М. Ходжаевой, Н. Салимова, Н. Зохидова и других ведущих ученых и современных исследователей персидской и таджикской литературы .

Вышедшие в свет научные труды ведущих ученых М. Бахора «Стилистика или история формирования персидской прозы», З. Сафо «История литературы в Иране», Х. Хатиби «Проза в персидской литературе», С. Шамисо «Сочинение по стилистике», Х. Шарифова «Теория прозы» намного ускорили процесс изучения и исследования жанров прозы, включая и жанр романа в таджикской литературе прошлого столетия.


Теоретические основы жанра романа более детально и всестороннее рассмотрены в трудах таких ученых, как Б.А.Грифцов, В.Шкловский, Г.Лукач, А.Н.Веселовский, В.Кожинов, М.Бахтин, Н.Т.Рымар и др. Следует отметить, что роман как один из наиболее популярных жанров художественной прозы встречается в литературе всех народов и национальностей. В определенных случаях изучением этого жанра занимались некоторые исследователи на примере творчества отдельно взятых конкретных писателей и прозаиков как жанр отдельной художественной литературы, примерами чего являются исследования А.В. Чичерина, В. Днепрова, В.И. Этова, Г. Кадырова, К. Султанова, С. Мирвалиева, Р.Назаровой и других. Исследованием жанра романа в таджикском литературоведении занимались ведущие таджикские литературоведы М.Шакури, Ю.Бобоев, А.Сайфуллоев, С.Табаров, М.Ходжаевой, М. Имомов, А. Кучаров, А. Набави, Х. Асозода и др.

Тем не менее, до сих пор в таджикском литературоведении отсутствуют монографические исследования, где были бы рассмотрены проблемы формирования и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века. Всестороннее изучение вчерашнего и сегодняшнего состояния со­временной романной прозы вызывает необходимость более детальной интерпретации характерных особенностей различ­ных периодов таджикской литературы. Исходя из этого, в данном диссертационном исследовании сделана попытка восполнить существующий пробел и внести определенный вклад в решение данного вопроса. Таким образом, исследование специфики зарождения и формирования таджикского романа является важной и актуальной проблемой современного литературоведения и данный вопрос по-новому рассматривается в XXI веке, когда в художественной литературе появились различные жанровые формы романа.

Цель и задачи исследования. В диссертации предпринята попытка теоретического осмысления путей становления и развития жанра романа, а также соотношения художественного вымысла автора с объективностью и выявления современной идейно-художественной эволюции данного жанра. Исходя из этого, основная цель данного исследования заключается в комплексном, всестороннем изучении и интерпретации жанра романа в таджикской литературе, истории становления данного жанра в персидско-таджикской литературе, а также его развитии в ХХ столетии. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:


- выявление основных факторов формирования жанра романа и реалистической прозы в истории таджикской литературы;

- определение национальных факторов и мотивов становления и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века;

- изучение и определение генезиса формирования и развития реалистического образа мышления в классической персидско-таджикской литературе и формирования жанров реалистической прозы в таджикской литературе;

- проведение научно обоснованной классификации литературных факторов становления и развития жанра романа в таджикской литературе;

- выявление степени влияния политических изменений и просветительских мыслей ХIХ и начала ХХ веков в формировании и развитии художественной прозы в таджикской литературе;

- анализ и освещение вопросов влияния творчества таджикских просветителей ХIХ века, русских и зарубежных романистов на творчество таджикских прозаиков и формирование романного мышления в период появления и развития реалистической прозы в таджикской литературе;

- определение места и роли Садриддина Айни в развитии таджикского реалистического романа, влияние его творческой школы на развитии таджикской прозы начала ХХ века;

- периодизация процесса становления и развития жанра романа в современной таджикской литературе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в монографическом плане рассматривается история становления и развития жанра романа в таджикской литературе. Проблема специфики романа как своеобразной модели художественного мышления в таджикской литературе ХХ века и его жанрово-стилевые особенности раскрывают оригинальность романной прозы. В диссертации дается определение жанра романа, его основные эстетические принципы, которые раскрываются на конкретных примерах, взятых из таджикской литературы ХХ века.

Другая важная особенность работы заключается в разработке общей концепции научного исследования генезиса и формирования жанровых особенностей таджикского романа и его исторической судьбы. В таджикском литературоведении до сих пор нет обстоятельной работы, посвященной комплексному и монографическому анализу проблем формирования таджикского романа, его традиций и современного состояния развития. Отдельные журнальные статьи, при всех их научных достоинствах, не восполняют этот пробел.


Всем этим и объясняется стремление автора диссертации, опираясь на труды предшественников, представить исследование актуальной темы – «Таджикский роман ХХ века» монографически, в целом и по возможности всесторонним освещением, сосредоточив свое внимание на основных факторах зарождения и развития жанра романа в таджикской литературе минувшего века.

Основными источниками исследования являются:


  1. Прозаические произведения и эпические поэмы классиков персидско-таджикской литературы Фирдоуси, Низами, Джами, Дониш, Шохина и др.

  2. Народные романы и прозаические дастаны «Самаки Айяр», «Доробнаме», «Марзбоннаме», «Синдбаднаме», «Тысяча и одна ночь», «Хатамнаме», «Искандернаме», «Абумуслимнаме» и тд.

  3. Прозаические произведения таджикских просветителей Ахмади Дониша, Мирзо Сироджа, Фитрата, Аджзи, Садри Зие, Шохина, Мунзима и др.

  4. Реалистическая проза С. Айни «Одина», «Дохунда», «Рабы», «Бухарские палачи»,а также публистические и исторические произведения писателя.

  5. Романы Дж. Икроми «Дочь огня», «Двенадцать ворот Бухары», «Поверженный»; С. Улугзаде «Утро нашей молодости», «Шоди», «Восе», «Фирдоуси»; Р. Джалила «Пулат и Гулру», «Шураб» и др.


Прикладная значимость работы. Результаты исследования могут быть применены в изучении таджикской литературы ХХ века, а также в исследовании проблемы прозы последующих лет. Выводы по жанровым и художественным особенностям романной прозы могут оказать существенную помощь при изучении вопросов теории и истории литературы. Итоги проделанной работы могут быть использованы при чтении курсов теории литературы, современной таджикской литературы и спецкурсов по таджикской прозе ХХ века, а также могут быть включены в учебники и учебные пособия высших учебных заведений.

Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем подробно и последовательно рассматривается процесс становления и жанровые многообразие таджикского романа. Впервые детально анализируются многие разновидности данного литературного жанра. В работе также речь идет о типологических особенностях и поэтики жанра романа, рассматриваются наиболее значительные произведения, внесшие серьезный вклад в развитие жанра, изучается место и роль романа в системе эпических жанров национальной прозы, обогащение и обновление жанра романа в процессе взаимодействия его с другими жанровыми разновидностями.


Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные исследования таких ведущих ученых, как М. Бахтин, В. Кожинов, А.Н. Веселовский, Т. Лукач, Н.Т. Рымар, В.Е. Хализев, А. Эсалнек, а также таджикских и иранских ученых, в числе которых З. Сафо, М. Бахор, Х. Хатиби, С. Шамисо, М. Шакури, Х. Мирзозода, С. Табаров, Х. Шарифов, Х. Асозода, Н. Салимов.

При рассмотрении отдельных вопросов, в том числе анализе жанровых и стилистических особенностей конкретных прозаических произведений таджикской литературы, мы опирались на научные труды Р. Ходизаде, А. Рахмонова, С. Амиркулова, Ю. Салимова, К. Восе, М. Имомова, А. Махмадаминова, М. Раджаби, А. Набави, К. Чиллаева, Г. Кадирова, М. Ходжаевой.

Методы исследования. В качестве основных методов применены методы комплексного исторического, структурного и сравнительного анализа, которые позволили научно определить основные факторы и исторические предпосылки появления реалистического романа в таджикской литературе ХХ века.



следующая страница >>