reforef.ru 1







Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников.

Репрезентативная система – ( система представлений, сенсорный канал) предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете.

Существует четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая условно называется «думающий тип» - дигитальный или дискретный. Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Таким образом, по способу восприятия и переработки информации людей делят на визуалов, кинестетиков и аудиалов, и так называемый дигитал (дискрит).

Так кто такие аудиалы, визуалы и кинестетики, дигиталы? Вы, вероятно, слышали, что все мы воспринимаем информацию по-разному – один способ восприятия является ведущим. Подобно словам «чувстую», «вижу», «слышу», которые, несмотря на схожий смысл, передают действия разных каналов восприятия (ощущения, зрение, слух),

Краткая характеристика этих типов

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.


Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх.

Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого).

Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.


Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей.

Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.

Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить).


При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться.

Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках…

Для принятия решения кинестетику нужно время.

Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»

Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание типа восприятия собеседника часто помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только почаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

Несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

Визуалы-35%;
Аудиалы-5%;
Кинестетики-35%;
Дигиталы - 25%.

А, например, для США это выглядит немного иначе:

Визуалы — 45%;
Аудиалы - 5%;
Кинестетики - 45%;
Дигиталы –5%.

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура.

Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать! Или пройти тест

Тест на определение типа восприятия

Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, то выберите одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.
1."Скорость”
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
2."Плохая погода”
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)
3."Мёд”
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
4."Море”
а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
5."Усталость”
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)
6."Яблоки”
а) звонкий хруст укуса. (*)
б) круглый плод, красного, желтого или зелёного цвета на высоком дереве. (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)
7."Снег”
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
8."Вечер”
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)
б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)
9."У костра”

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)
10."Дерево”
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
11."Библиотека”
а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)
12."Город”
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)
13."Утро”
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, тёплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)
14."Ремонт”
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежеепоклеенные обои. (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)
15."Церковь”
а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)

Интерпретация:
Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения
(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха
(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения

1 вопрос


2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

8 вопрос

























9 вопрос

10 вопрос

11 вопрос

12 вопрос

13 вопрос

14 вопрос

15 вопрос





























ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Он очень аккуратен (для своего возраста) и для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду, поэтому он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Никогда не кричите маленькому визуалу: «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.


Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать, даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно, придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш - кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!" ибо они познают мир именно через тактильные ощущения. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. Они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.
Достаточно легко можно определить, кто ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры.

Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Если ребенок - визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.


Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок - аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, то нельзя требовать от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.
Любое обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
       
      Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?
На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и педагог, и ребенок визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах школы их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и педагог знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.


      Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.

     Чтобы определить основную репрезентативную систему, надо пользоваться словами, которыми изъясняется человек, т .е.

1.Словарь общения.

Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (видишь, посмотри, смотри, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите, рассматривать, в фокусе, под углом зрения, смутно, никаких перспектив, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «смотреть сквозь розовые очки», «поживем — увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения» и т.д.)


Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный, я вас слушаю, мелодично, тихо, я прислушиваюсь, «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов», «когда рак на горе свистнит» и т. д.).

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, чувствую, ощущаю, скованно, свободно, удобно, остро, схватываю суть проблемы, «я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...», «руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба и пр.)

Чтобы определить ведущую репрезентативную систему, которая отражает деятельность мозга с данный момент, т.е. «здесь и сейчас», надо наблюдать за

2. Направлением взгляда. Дело в том, что человек во время разговора постоянно делает движения глазными яблоками, вы и сами не раз видели, что во время общения взгляд собеседника постоянно перемещается и никогда не остается неподвижным.


У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,

У аудиалов - по средней линии, или по горизонтали

У кинестетиков - вниз.

Можно сделать вывод, что люди в процессе общения нередко разговаривают на разных языках в буквальном смысле слова, т.к. никто не учитывает индивидуальной системы предпочтений. Это же происходит и во время общения с детьми, когда педагоги сердятся на детей, что они их не понимают и ничего не запоминают.

3.Особенности внимания.

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;

аудиал легко отвлекается на звуки;

визуалу шум практически не мешает.

4. Особенности запоминания.

Визуал помнит то, что видел; запоминает картинами.

Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.

Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.


      Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.


Многое даст наблюдение за поведением детей в его свободное «игровое» время:

Визуал чаще всего остается на месте, если большинство детей начинают передвигаться. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за чем –либо или рассматривать информацию на стенах.

Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять малыша заниматься не любимым делом не рекомендуется.

Аудиалы используют свободное время, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если перед этим ему пришлось "держать рот на замке".


Дети аудиалы редко проявляют интерес к рабочим специальностям и больше тяготеют к разного рода искусству: пению, театральной и актерской деятельности.


Для кинестетика перемена деятельности нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Спорт, рабочие специальности - то, к чему у него могут проявиться способности.
      О чем говорят эти наблюдения? - Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
       
      Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в обучающей деятельности.
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и домашних!
      При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется:


визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за чем-нибудь, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":


визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Что подарить детям с разной репрезентативной системой:

Дети-аудиалы - это прирожденные шпионы. Они всегда все знают. Все секреты и новости им тут же становятся известны, но это совсем не означает, что они специально подслушивают. Просто у них слух развит намного лучше, чем у обычного ребенка. Поэтому, разговаривая шепотом в другой комнате, помните о том, что ему вас слышно так же хорошо, как если бы вы стояли рядом с ним.

Ну и конечно же, в противовес отличному слуху, он порой не обладает хорошим зрением, поэтому плохо запоминает правописание и не силен в рисовании. Снисходительно относитесь к этому. У каждого есть свои плюсы и свои минусы.

Зато ваш ребенок, если вы постараетесь, может стать выдающимся музыкантом. Для этого вы должны с самых малых лет дарить ему всевозможные музыкальные инструменты.

Это могут быть дудочки, маленькие игрушечные пианолы или простейшие клавишные, различные металлофоны, ксилофоны и т.п. Ребенку постарше можно дарить более серьезные инструменты - гитару, флейту, скрипку. Хороший музыкальный инструмент плюс опытный педагог, и из вашего аудиала обязательно вырастет замечательный музыкант.

Визуалы

Это дети-недотроги. Ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы и на расстоянии вытянутой руки. Выглядят обычно старше своих лет, потому как держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы из телевизора, который они обожают.

Визуал-ребенок - благодарный зритель, он запоминает каждую мелочь из просмотренного фильма или спектакля. У него великолепная память и хороший вкус. Он улавливает по лицу ваши настроения и желания, но не всегда дает вам понять это (конечно же, в корыстных интересах).

Маленьким визуалам хорошо дарить интересные видеофильмы, аксессуары для юного художника и красочно иллюстрированные книги.

Кинестетики

Про таких детей говорят, что они все смотрят руками. Что ж делать! Такова их природа. Не беда, что игрушки у них недолговечны: разбирая их, они познают мир. Маленькие кинестетики не могут подолгу смотреть телевизор и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования.

Ребенок-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он очень привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Появление младшего братика или сестренки вначале воспринимает трагично, зато потом самозабвенно берет на себя роль няньки.

Ребенку-кинестетику лучше всего дарить мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки и все то, что можно разбирать, мять, гнуть...

А главное - не скупитесь на внимание и теплоту.

Дискреты

Обычно это дети из неблагополучных семей с одним родителем или вообще без них. Строгость и пространные нравоучения для детей-дискретов бессмысленны и вредны. Спасти от одиночества их может только открытость и доброта.

С такими детьми ни в коем случае нельзя лукавить, хитрить, что-то утаивать даже в шутку. Так как дискреты не любят говорить и не признают подвижных игр, то вывести их на контакт крайне сложно. Но вооружившись терпением и верой, постепенно, не спеша, ребенка- дискрета можно раскрепостить и избавить его от многих комплексов. Для этого нужно прежде всего любить его и постоянно давать ему это почувствовать. Уделять ему максимум внимания. Делиться с ним своими мыслями и на собственном примере показывать ему, что быть открытым не страшно.


Подарки для дискрета - это одно из доказательств вашей любви к нему. Дарите преимущественно развивающие подарки и постарайтесь, чтобы это были игрушки или игры, в которые можно играть только вдвоем или втроем.

Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

Для аудиалов:

1.«Знакомые звуки»

В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
- звуки природы;
- голоса животных;
- шумы, издаваемые приборами.

2.Можно предложить озвучивание на разном расстоянии
(собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.
3.«Угадай мелодию»

Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
- напеть его;
- продолжить начатую мелодию.

4.«Щелчок в уме»
Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.

Теперь о кинестетике, которая выражается в образах прикосновений, запахов, вкусов. В качестве разминки подойдут игры, аналогичные ранее предложенным слухового восприятия, а затем к ним добавляются те, что рассчитаны на более глубокое усвоение.


Для тактильных ощущений:

«Знакомые ощущения»

В этой игре предлагается назвать определенное число:
- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

«Пантомима»
Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!

«Воображаемое прикосновение»
Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему "прикасался" игрок.

Для вкусовых:

«Вкусы по памяти»
Участники называют:
- пять сладких блюд;
- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
- пять объектов, горьких на вкус.
«Странная дегустация»

После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
- соленых огурцов, смешанных с мороженым;
- помидоры с клубничным вареньем;
- манную кашу с горчицей;
- молочный суп с селедкой; а напоследок –
- молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:
«Назови запахи»:

- связанные с природой;
- связанные с двигателями;
- самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.

«Запахи, которых нет, но они есть»

В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.



       

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов.

Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то дошкольники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников..

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.