reforef.ru 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ДРАВИДЫ ПРАБХУ.

ЗАМЕЧАНИЯ О МЕТРЕ
Преданные часто спрашивают меня, как я определяю метр, или размер стихов, которые я читаю. Несколько слов о метре санскритских стихов можно найти вв конце "Руководства по чтению санскрита", но это объяснение такое краткое, что его трудно понять. Поэ-

тому лучше обратиться к примерам.

Метр - это определенное, строго заданное чередование долгих и кратких слогов, из которых состоит стихотворная строка. Слог,в свою очередь,- это сочетание звуков, среди которых есть один гласный или дифтонг. Посмотрите строку из "Гауранга-става-кал-

па-врикши":

^ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^ ^ _ _ ^ ^ ^ _

га/тим/ дриш/тва/ йас/йа/ пра/ма/да/-га/джа/-вар/йе/'кхи/ла/-джа-на
Слоги отделены друг от друга дробной чертой. Как видим, в слоге иногда только один согласный, а иногда два (до и после гласного или два перед гласным). Возможны и другие сочетания согласных, или же они могут просто отсутствовать (один гласный может состав-

лять слог). Сочетания звуков ау и аи, называемые дифтонгами, тоже играют роль гласных.

Далее,в каждом слоге гласный звук может быть долгим или кратким. Краткие гласные- это а,и,у,л.,р.; а долгие- это:

_ _ _ _

а,и,у,р.,о,э(е),аи,ау. Именно расположение и долгота этих гласных, а также примыкающих к ним согласных и определяет метр стиха.

Стихотворный метр санскрита состоит из сильных и слабых слогов. Сильные слоги звучат в два раза дольше слабых (если вы знакомы с нотами, то сильный слог можно сравнить с четвертой долей, а слабый-с восьмой). Сильные и слабые слоги определяются следую-

щим образом:

Сильный слог - это слог с долгим гласным или с кратким гласным, за которым следует больше одног согласного. При этом важно помнить, что придыхательные (тх, гх, кх, пх и т.д.) считаются одинарным согласным.

Слабый слог- это слог с кратким гласным, за которым стоит только один согласный или, в редких случаях, ни одного согласного.


Давайте рассмотрим строку из "Намаштаки" Шрилы Рупы Госвами:

^ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^ ^ ^ _ ^ ^ ^ _

йад/ а/бха/со/'пй уд/йан/ ка/ва/ли/та/-бха/ва/-дхван/та/-ви/бха/во
Я поставил над каждым слогом знак, указывающий, какой это слог. Знак- обозначает сильный слог, а знак ^ -слабый.Изучив эту строку и несколько раз прослушаав,как она звучит, вы поймете, как применять эти правила.

Обычно последний слог каждой строки четверостишия- это сильный слог, то естьон звучит дольше независимо от того, из каких звуков он состоит. Однако есть один стихотворный размер, метр которого опредляется числом матр, а не заранее заданным чередованием сильных и слабых слогов.(Матра - это длительность слабых слогов, то есть "восьмая доля") Например, в последнем стихе "Намаштаки" Шрилы Рупы Госвами:

_ ^ ^ _ _ _ ^ ^ ^ _ ^ _ _ ^ _ ^ _ _ _

на/ра/да/-ви/нодж/джи/ва/на/ су/дхор/ми/-нир/йа/са/-ма/дху/ри/-пу/ра
_ _ ^ _ ^ _ _ ^ ^ _ ^ ^ _ ^ _ ^ ^ _

твам/ криш/на/-на/ма/ ка/мам/ спху/ра/ ме/ ра/са/не/ ра/се/на/ са/да
Я записал этот стих двумя строками, чтобы показать, что деление на четыре строки в подобных случаях мешает правильно определить метр. Если вы остановитесь в конце первой строки, после дживана, то метр нарушится. Стихи, написанные в таком размере,

читать не так просто, но, если вы научитесь делать это, они доставят вам подлинное наслаждение.

КАК ЗАУЧИВАТЬ СТИХИ



1.Прежде всего начинающий должен как следует изучить руководство по чтению санскрита, помещенное в конце каждого тома "Шримад-Бхагаватам". Нужно уяснить, как произносятся все звуки: гласные, согласные и их сочетания.

2.Выбрал стих, который вы хотите запомнить, внимательно прочитайте перевод и постарайтесь как можно лучше усвоить его. Заучивать перевод не обязательно, хотя, конечно, в этом нет ничего плохого.

3.Прочитайте первую строку стиха, определите его метр. Затем по пословному переводу определите смысл каждого отдельного слова и место этого слова в переводе всего стиха.


4.Теперь повторяйте первую строку так быстро, ккак это необходимо для того, чтобы правильно произносить все звуки, и старайтесь держать в уме значение каждого слова. Если строка длинная, можете разделиь ее и запоминать по полстроки.

5.Теперь переходите ко второй строке,повторяйте все написанное выше, пока не запомните и эту строку. После этого повторяйте две строки вместе, пока это не получится без запинок. Запомните: всегда нужно понимать смысл того, что вы повторяете.Если вы прос-

то зазубрили стих и повторяете его как попугай, то, скорее всего, он очень быстро забудется.

6.Повторяйте все это с оставшимися двумя строками и постарайтесь запомнить весь стих.