reforef.ru 1
Реализация исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования


Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:


  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, так как её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе -  формирование исследовательской культуры каждого ученика

В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы. Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.


Исследовательская деятельность учащихся – это серьезная и целенаправленная работа руководителя и ученика. Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся. Основные задачи научно-исследовательской работы являются:


  • обучение работе с научной литературой;

  • воспитание гражданской позиции;

  • развитие аналитических способностей, в том числе способностей к анализу и обобщению результатов собственной работы и к подведению итогов научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

  • формирование чувства ответственности за порученное дело;

  • воспитание уверенности в себе, осознание значимости выполненной работы;

  • стимулирование познавательного интереса учащихся, их исследовательской деятельности посредством использования современных информационных и Интернет - технологий.

  • Повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений. Журнал наблюдений при проведении исследовательской работы представлен в приложении.
Как показывает личный опыт работы, учебно-исследовательская деятельность учащихся является мощным средством повышения качества образования и дает огромные возможности для приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (работа с литературой, оформление библиографии, создание структуры работы);


  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

  • способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предмету.


Организация работы над научно-исследовательской работой

Если остановиться на конкретно выбранной теме проекта, например, «Поэзия народного костюма», то раскрытие всех этапов одного проекта не будет иметь никаких особых отличий от других похожих и совсем разных тем проектов.

1. Подготовительный этап

- Организация группы и личная актуализация проблемы.

На этом этапе учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. В связи с этим обычно возникает необходимость учащимся дать общее представление о науке, о языке. Большое внимание уделяется мотивации предстоящей работы. Это наиболее сложный этап. Основные требования работы – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы ученический творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя учебными годами.

2. Этап интенсивной работы

- Подбор материала по проблеме исследования.

На первом этапе, который длится не более месяца, а то и неделю, в зависимости от темы и сроков проекта необходимо:

  • определить область исследования, явление, эпоху, процесс;


  • наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы;

  • приступить к сбору информации по проблеме исследовании; одновременно со сбором информации необходимо создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, былины, сказки, загадки, русский фольклор, информацию о народных календарных праздниках, историю народного костюма, иллюстративный материал. Найти сходство и отличительные особенности русского народного костюма, сравнить орнаментальное искусство Саратовской губернии, с Пензенской, Воронежской и другими губерниями России, а также с костюмами народов Поволжья.

Именно самостоятельный сбор материала, а не его интерпретация – наиболее сложная из задач. Сам по себе сбор информации: воспоминания выходцев из Тамбовской губернии, Саратовской, Воронежской и других губерний. А также, языковых единиц представляет значительное число трудностей “технического” характера, особенно если говорить об устной речи. В большинстве случаев лучше и надежнее опираться на письменные источники

- Определение целей и задач исследования.

На втором этапе ученик под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это отражается в тексте ведения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

- Фиксация и предварительная обработка данных, проведение эксперимента.

Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований.


Важную роль играет практическая деятельность учащихся, которая базируется на собранном материале. Что касается практики, то здесь открывается большое поле для фантазии:

* изготовление русского народного костюма или костюма народов Поволжья;

* театрализованное представление по мотивам собранного материала;

* создание иллюстрированного журнала или книги устного народного творчества;

* вовлечение зрителей в игры на свежем воздухе, в театрализованное представление;

Главное – это донести собранный материал до сверстников, найти своего зрителя, читателя, красочно оформить и осуществить задуманное перевоплощение исследовательского проекта.

3. Подведение итогов

- Оформление результатов работы

Когда учениками собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, возникает необходимость кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:


  • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

  • выработать суждения и умозаключения;

  • сделать выводы по результатам исследования;

  • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта.

Учащиеся самостоятельно готовят тезисы к работе.

- Презентация результатов исследования.

Существует мнение, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Собранный материал, проект, игры, сценарий не будут интересны зрителю или слушателю, если не представляются должным образом. Основная причина, видимо в том, в том, что учащиеся оказываются, психологически не готовы к выступлению. Поэтому мы проводим предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, в классе, а затем в расширенной аудитории перед учащимися и учителями нашего учебного заведения. Школьный этап не просто позволяет выступающим ученикам получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций. После выступлений учащиеся отвечают на вопросы зрителей, занимая призовые места, в отборочном туре, по желанию, готовятся на муниципальный уровень. На последующих уроках, ученики анализируют, обсуждают работы, дают рекомендации своим одноклассникам, задают возникшие у них вопросы.



Приложение

Лето – это то время года, когда можно отправиться не в виртуальное, а в настоящее путешествие. Встретившись со многими интересными людьми, можно получить, при желании, массу информации, которую можно применить при изучении научно-исследовательской деятельности.

При изучении научно-исследовательской работы учащиеся ведут журнал наблюдений, где формулируют цели и задачи работы, планируют свою деятельность, делают отметки о консультациях, фиксируют использованную литературу, вносят информацию о предстоящих презентациях, указывают сроки: начало работы и завершение, анализируют свою работу, делают выводы.

Таблицы из журнала наблюдений при проведении исследовательской работы представлены в приложении.
Цель и задачи научно-исследовательской работы. Таблица № 1.

п/п

Вид деятельности

Проблема

Цель

Задачи

ученик

учитель

1.

Индивидуально выбирает тему

Мотивирует запрос

1.Нужен девичий русский народный костюм Саратовской губернии.

2. Хочу иметь в гардеробе платье, выполненное по мотивам народных костюмов народов Поволжья.

Ознакомление учащихся с выполнением эскизов и орнаментов по мотивам вышивки русского народного костюма.

* Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.


 Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

 Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.


2.

Выполняет исследование


Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует


Недостаточно знаний, умений и навыков при выполнении народных вышивок

Ознакомиться с отделкой и украшениями, с ведущими цветовыми тонами в народной одежде


Приобрести знания умения и навыки при выполнении народной вышивки

3.

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации


Недостаточно знаний при выполнении исследовательского проекта

Получить необходимые знания, анализировать, применить полученную информацию на практике.

Получить необходимые знания, анализировать, применить на практике.


Поиск информации.





Применение полученных знаний на практике. Праздники в музее.

img_9576



Учащиеся заполняют таблицы сами, по мере выполнения задания.

Планирование деятельности Таблица № 2.

п/п


Действия

Период

времени

Необходимое время


















































Таблица №3
Планирование, оценка

№п\п

Планируемая работа

Полученная работа

Вывод




























































Консультации Таблица № 4.



п/п

Мои вопросы

Мои заметки, выводы


Выполнить

Прочитать


















































  1. http://festival.1september.ru/articles/524585/

  2. http://pedagogsaratov.ru/t-yu-shmelkova
  3. http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/a_gb6ko.html


  4. http://www.livemaster.ru/topic/101965-po-motivam-narodnogo-kostyuma



Список литературы:

  • Л. Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.

  • А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.

  • А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.