reforef.ru 1 2 3

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Институт стран Азии и Африки


Утверждаю Директор ИСАА МГУ


«___» __________________ 2011 г

Рабочая программа учебной дисциплины


«ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ МОНГОЛИИ»

(Source Studies of Mongolia)
Направление подготовки

032100 – Востоковедение и африканистика

Профиль подготовки

История стран Азии и Африки

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения – очная

2011



  1. Цель курса:

Основная цель курса – сформировать у студентов комплексное представление о теории и методологии источниковедения, соответствующие современному уровню развития исторической науки; научить студента-востоковеда работать с разнообразными историческими источниками. Познакомить студентов с корпусом письменных источников монгольской истории, их типологией, подходами и методами исследования.
2. Задачи курса:

  • дать студентам системные знания об основных понятиях, целях и задачах источниковедения;

  • познакомить студентов с основными существовавшими и сохранившимися комплексами источников, методиками работы с ними;

  • выработать профессиональные навыки источниковедческого анализа;

  • научить студентов самостоятельно применять источниковедческий анализ к каждому виду исторических источников в полном объеме.


3. Результаты освоения курса:

В результате изучения курса студент должен:

Приобрести:

А) Общекультурные компетенции:

  • обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов;
  • самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований в области монгольской истории и источниковедения;


  • быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов в области исследования Монголии;

  • уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных по источникам.


Б)
Профессиональные компетенции:

  • приобрести профессиональное понимание особенностей источниковедения Монголии;

  • овладеть умением соотносить данные источников по монгольской истории с основными этапами эволюции монгольского государства и общества;

  • овладеть умением анализировать особенности источников по истории Монголии;

  • сформировать навыки профессионального анализа и экспертной оценки источников и литературы по истории Монголии, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки.



В) В результате обучения студент должен:

    Знать: основные этапы истории создания и изучения важнейших письменных источников по истории Монголии, содержание основных проблем источниковедения Монголии.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам источниковедения Монголии; использовать полученные знания для оценки и анализа различных исторических тенденций, фактов и явлений.

    Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, связанных с историей и содержанием письменных источников, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.



4. Краткое содержание курса

В рамках курса рассматриваются предмет, основные теории и методология источниковедения, этапы становления источниковедения как научной дисциплины. Учебный курс построен с позиций видового и жанрового разнообразия источников по истории Монголии. Для каждого вида прослеживаются основные этапы эволюции, анализируется опыт работы средневековых ученых-книжников и современных специалистов по выявлению, обработке и изучению информации, зафиксированной в источниках.



5. Место дисциплины в структуре подготовки:

а) Курс занимает важное место в системе учебных дисциплин. Он опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «История стран Азии и Африки» и «История изучаемой страны». Курс помогает студентам сформировать представления об особенностях источниковедения истории Монголии.

б) Курс рассчитан на студентов-бакалавров ИСАА 4 года обучения (7 семестр). Курс является вариативной частью профессионального цикла. Трудоемкость базового модуля составляет 28 часов.
6. Структура курса

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

7




Аудиторные занятия (всего)

28

28




В том числе:

-

-

-

Лекции

14

14




Семинары (С)

14

14




Самостоятельная работа (всего)

20

20




В том числе:

-


-

-

Творческая работа (эссе)

-

-




Другие виды самостоятельной работы

20

20




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

48

48




4

4




(Виды учебной работы указываются в соответствии)

7. Содержание дисциплины

7.1. Содержание разделов дисциплины
 РАЗДЕЛ 1

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

 


  1. Введение.  

Ретроспективный характер исторического познания. Исторические источники - основа познания прошлого. Истории вне исторических источников не существует.

Предмет и задачи источниковедения. Древние (эпос Гомера и первые логографы, Геродот и переход от логографов к исторической хронике, Фукидид и его система изложения фактов в «Истории Пелопонесской войны», римские историки Тацит и Тит Ливий и развитие «анналистической» формы изложения,) средневековые (Спиноза и его «Богословско-политический трактат»), европейская критическая историография 19 в. (Ницше) и современные историки о предмете источниковедения и источниковедческих исследованиях.


Источниковедение как научная дисциплина в системе гуманитарных наук. Источниковедение и история. «Гуманитарное» источниковедение как возможность изучения взглядов, психологии, пристрастий древних и средневековых авторов. Источниковедение и система вспомогательных дисциплин источниковедения. Таких как:

А. Палеография – история развития письма и его графических форм. Старомонгольская письменность, ее история. Тодо-бичиг, вагиндра. Квадратное письмо. Соёмбо.

Б. Текстология – критика и смысловая интерпретация текстов. Специфика и критика текста исторических сочинений, созданных в рамках классической историографической традиции Дальнего Востока.

Г. Сфрагистика, геральдика, дипломатика.

Роль теории и методологии в научном познании прошлого. Понятие методологии истории и методологии источниковедения. Влияние философских и историко-методологических позиций исследователя на принципы и методы анализа исторических источников.
2. Понятие исторического источника.

Теоретические и методологические проблемы источниковедения. Объективное и субъективное в историческом источнике. Роль субъективного начала и проблема достоверности. Преднамеренная и «объективная» ложь. Исторический источник как часть объективной реальности и результат человеческой деятельности. Связь источника с социальной деятельностью человека. Источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности. Источник как явление культуры.

Понятие исторического источника в свете учения об информации. Качество и объем информации исторического источника. Объективные причины неисчерпаемости информации исторического источника. Полиструктура информации исторического источника. Выраженная (актуальная) и скрытая (потенциальная) информация источника, цели и методы ее извлечения.

  

3. Классификация письменных исторических источников.

 Классификация как метод познания и исследовательский прием. Виды письменных источников: стелы (примеры: стелы в честь тюркских каганов); граффити; рукописи и книги. Классификация источников. Деление источников на "документальные" и "повествовательные". Достоинства и недостатки этой классификации. Типологическая классификация исторических источников по способу кодирования и хранения информации, ее разновидности. Классификация письменных исторических источников по видам. Характеристика видообразующих факторов. Эволюция видов исторических источников, ее причины и значение для решения источниковедческих задач. Уникальные и массовые источники.


 

4. Основные этапы источниковедческого анализа.

 Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Выделение логических этапов источниковедческого анализа, методы решения исследовательских задач на каждом этапе.

Специфика источниковедческого анализа применительно к источникам по истории Монголии. Особенности исторического повествования на Дальнем Востоке: цикличность времени (в отличии от векторной направленности европейского времени); исторические события не рассматриваются в их органической взаимосвязи; отсутствие «новеллистического» жанра в описании истории; история рассматривается как тематически однородный, «непрерывный» поток, - есть только «время» и «генеральная идея». Основной метод обработки документального материала – классификация, систематизация, «инвентаризация». Историческая ситуация как ориентир для действий будущим поколениям.

Источниковедческий анализ:


    • исторические условия возникновения источника.

    • атрибуция источников. Проблема авторства;

    • обстоятельства создания источника;

    • история текста источника;

    • история публикации;

    • интерпретация исторического источника.

    • научная критика содержания источника. Проблема достоверности и полноты информации источников. Методы их определения. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника.

Источниковедческий синтез. Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник и исторический контекст. Оценка исторического источника как исторического и культурного явления.

Приемы и методы обработки данных источника. Комплексный подход в источниковедческом анализе и повышение информативных возможностей источника. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к анализу источников.

   

5. Основные этапы развития монгольского источниковедения. Источниковедение Монголии как современная наука.


Накопление (в письменной форме) исторических фактов в первом тыс. нашей эры. Сведения о кочевниках в китайских исторических хрониках. Появление собственно монгольских источников. Буддийское историописание и буддийское мировоззрение. Формирование повышенного интереса к истории в XIX – начале XX вв. и развитие элементов национальной культуры. Особенности источниковедения в социалистический период.

Современное монгольское источниковедение. Информационные технологии в современном источниковедении Монголии.

Работы по источниковедению Монголии отечественных исследователей. Исследование эпиграфических памятников и стел тюркских каганов. Перевод и изучение «Сокровенного сказания». Изучение в России буддийских исторических текстов.

Задачи источниковедения на современном этапе, основные направления исследований. Место источниковедения в системе современных исторических дисциплин.

 РАЗДЕЛ 2.

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МОНГОЛИИ В III В. ДО Н.Э. - ХIX ВВ.

1. Источники по истории кочевников Центральной Азии в домонгольский период

Сведения по истории хунну и других кочевых народов в китайских исторических хрониках. Енисейские рунические памятники. Малая надпись Кюль-Тегина. Тюркские надписи. Надпись в честь Тоньюкука, Бильге-кагана. Надпись Онгинского памятника. Киданьские памятники: эпитафии, монеты, надписи на стелах.
2. Источники по истории Монголии в средние века

Классификация источников: повествовательные (летописи, хроники, жизнеописания, составленные монголами на монгольском и тибетском языках), эпиграфические (надписи на стелах, скалах, обелисках, Чингисов камень), документальные (законы, уложения, договоры), мемуарные (автобиографии и записи крупных лам).
2.1.Оригинальные монгольские письменные источники.

«Сокровенное сказание» (Юань-чао би-ши) — первый исторический источник монголов. Его значение, датировка и содержание. Влияние «Сокровенного сказания» на исторические сочинения монголов последующих веков. История изучения, переводы на европейские языки.


«Белая история» (Caγan teuke), датировка, история его изучения. Характеристика существующих списков. Идейная направленность сочинения: обоснование «двух принципов власти».

Источники XV—XVII вв. Роль буддизма и буддийское влияние на исторические сочинения и традиции летописания монголов. Монгольские переводы Ганжура как исторический источник по истории распространения буддизма в Монголии. «Золотое сказание» (Altan tobci) анонимная. «Золотое сказание» Лубсан Данзана. Датировка, история изучения, характеристика списков. Значение исторических сведений, содержащихся в источнике. «Желтая история» (Sir-a tuyuji), датировка и особенности источника. «Драгоценное сказание» (Erdeni-yin tobci ) и ее автор Саган Сэцэн.
Монгольские документальные источники.

Яса Чингис-хана. Сохранившиеся сведения о ней. Историко-культурные условия ее формирования. Монголо-ойратские законы 1640 г. Монгольские законы 1639 г., опубликованные Х. Перлээ. «Халха джирум», «Илэтхэр шастир».

2.2. Иноязычные письменные источники

Персидские источники XIII—XVI вв. и их особенности. «Сборник летописей» (Джами ат-таварих) Рашид ад-Дина. «История завоевателя мира» (Тарих-и джехангушай) Джувейни. «Насировы разряды» (Табакат и-Насири) Джузджани как источник антимонгольской направленности.

Китайские источники XIII—XIX вв. Полное описание монголо-татар (Мэн-да бэй-лу) Чжао Хуна. «Записки о путешествии на Запад праведника Чань-чуня». «Описание личных походов священно-воинственного Чингис-хана». «Юань ши» — официальная династийная хроника Юань. Структура сочинения. Переводы отдельных глав на европейские языки. «Мин ши», разделы, посвященные истории Монголии. «Цин ши гао» — сведения о хошунах и аймаках Внешней и Внутренней Монголии.

Арабские источники. «Всемирная история» Ибн ал-Асира и части, посвященные монголам.

«Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны» Насави, важность этого труда как источника по истории монголов.

Армянские источники. «История Армении» Киракоса Гандзакеци, «История инока Магакии», «Летопись Себастаци», «Летопись Степаноса», «Летопись Смбата Спарапета», «Летопись царя Гетума», «Хроника» «продолжателя Самуэла Анеци», «Хроника Мхитара Айри-ванеци», «История» Давида Багишеци, текст договора между Мэнгу-кааном (Мун-

кэ-кааном) и царем Гетумом I из «Истории Гетума Падмича» и письмо Смбата Спарапета кипрскому королю от 1247 г. Их особенности и отличия от других источников.

Труды европейских миссионеров и путешественников, хроники и сочинения. Плано Карпини и Вильгельм Рубрук, Марко Поло. Хроники Матфея Парижского и Фомы Сплитского, «Горестная песнь о разорении Венгрии» Рогериуса (1244 г.), отрывки из сочинений Роджера Бэкона, анналы европейских монастырей.

Русские летописи. Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская летописи. Их значение.



следующая страница >>