reforef.ru 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Маркетинг

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Маркетинг» являются:

- знакомство с социально-экономическими основами маркетинга и комплексом маркетинговых мероприятий;

- формирование представления о функционировании службы маркетинга в организации, специфике маркетинговой деятельности в условиях современного российского рынка;

- знакомство с методиками маркетинговых исследований по актуальным проблемам;

- овладение навыками проектирования маркетингового исследования.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Маркетинг» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в пятом семестре третьего года обучения. Она включена в вариативную часть профессионального цикла Б.3. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 «Экономическая теория» и цикла Б. 3 «Рекламоведение», «Методология и методы социологического исследования».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по направлению «Социология»: «Экономическая теория», «Методология и методы социологического исследования».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина «Маркетинг» предназначена для формирования элементов общекультурных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способности использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

Также дисциплина «Маркетинг» предназначена для формирования элементов профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способности и готовности использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

– способности и готовности к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

– способности использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: составляющие комплекса маркетинга, принципы функционирования службы маркетинга в организации, методики маркетинговых исследований;

- уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные маркетинговых исследований, представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

- владеть: способностью использования методик маркетинговых исследований на практике, навыками получения информации по маркетинговой тематике из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.


    4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Маркетинг»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа / 54 аудиторных часа, экзамен.






п/п


Раздел

Дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

семинары

СРС




1

Социально-экономические основы маркетинга

5

1

1

2

8

Аналитические групповые доклады на основе применения образовательной технологии РКМЧП

2

Комплекс маркетинга

5

2

1

2

8

3

Маркетинговая среда организации


5

3

1

4

8

Отчет по кейсу

4

Товар и товарный ассортимент

5

4-6

3

4

8

Проектная работа в группах

5

Политика и методы ценообразования

5

7-9

4

4

12

Проектная работа в группах

6

Организация дистрибуции

5

10-11

2

4

10

Отчет по дебатам

7

Маркетинговые коммуникации

5

12-13

2

4

12

Отчет по кейсу

8

Поведение потребителей и сегментирование рынка

5

14-15

2

4

10

Проблемный коллоквиум

9


Методики маркетинговых исследований

5

16-18

4

6

14

Индивидуальный проект




Итого

1

18

20

34

90





5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению и кейс-стади, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, дебатов, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:


  1. Аналитические групповые доклады на основе применения образовательной технологии РКМЧП

  2. Проектная работа в группах

  3. Проблемный коллоквиум
  4. Отчет по кейсу


  5. Отчет по дебатам

  6. Устный экзамен

Примеры оценочных средств
1. Аналитические групповые доклады на основе применения образовательной технологии РКМЧП: «Структурирование комплекса маркетинга.

2. Проектная работа в группах: «Описание и анализ товарного ассортимента торговой точки (на основе метода наблюдения)», «Определение оптимальной цены (на основе эмпирического пилотажного исследования)».

3. Проблемный коллоквиум «Специфика российского потребителя».

4. Тема кейса «Маркетинговая среда кафедры социологии», «Создание креативного и медийного брифа».

5. Дебаты на тему «Перспективы сетевого маркетинга в России».

6. Индивидуальный проект «Разработка методики маркетингового исследования».
Вопросы к экзамену

  1. Социально-экономические основы маркетинга: основные понятия.

  2. Концепции маркетинга.

  3. Управление маркетинговой деятельностью.

  4. Комплекс маркетинга.

  5. Маркетинговая среда организации. Основные факторы микросреды.

  6. Маркетинговая среда организации. Основные факторы макросреды.

  7. Товар. Классификация товаров.

  8. Марки товаров. Понятие брендирования.

  9. Товарный ассортимент и товарная номенклатура.

  10. Жизненный цикл товара: этапы.

  11. Жизненный цикл товара: маркетинговые стратегии.

  12. Основы сегментирования рынка.

  13. Способы позиционирования.

  14. Выбор целевых сегментов рынка: стратегии охвата рынка.

  15. Модель потребительского поведения.

  16. Культурные факторы потребительского поведения.

  17. Референтные группы и «влиятели» как факторы потребительского поведения.

  18. Внутренние факторы поведения потребителей: восприятие, внимание, обучение, память, мотивация.

  19. Ресурсы потребителей.
  20. Процесс принятия решения о покупке.


  21. Проблемы и условия ценообразования.

  22. Факторы ценообразования.

  23. Стратегия и тактика ценообразования.

  24. Маркетинговые коммуникации: структура и функции.

  25. Креативный бриф.

  26. BTL: основные виды.

  27. Программы лояльности.

  28. Мерчендайзинг: современные тенденции.

  29. Каналы распределения и товародвижение.

  30. Опросный метод в маркетинговых исследованиях: основные задачи.

  31. Mystery Shopping как метод маркетинговых исследований.

  32. Определение чувствительности к цене.

  33. Определение емкости рынка.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература

  1. Басовский, Леонид Ефимович. Маркетинг: курс лекций : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент"] / Л. Е. Басовский Москва : ИНФРА-М , 2012 218, [6] с.


  2. Беляев, Виктор Иванович. Маркетинг: основы теории и практики [учебник для студентов вузов] Москва Кнорус 2010 676 с.

  3. Васильев, Геннадий Анатольевич Поведение потребителей учебное пособие [для студентов вузов] М. Вуз. учебник [и др.] 2010 408, [1] с.

  4. Герасимов, Борис Иванович Маркетинговые исследования рынка [учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования] Москва Форум 2011 333 с. :

  5. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 192с.

  6. Котлер, Филип Маркетинг. Менеджмент экспресс-курс СПб. [и др.] Питер 2010 479 с.
  7. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг ; [под ред. А.В. Назаренко ; пер. с англ. А. В. Назаренко, А. Н. Свирид] Москва [и др.] : Вильямс , 2012 751 с.


  8. Панкрухин, Александр Павлович Маркетинг [учебник для вузов по специальности "Маркетинг"] Москва Омега-Л 2009 654, [1] с

  9. Романов, Андрей Александрович Маркетинговые коммуникации Москва Эксмо 2008 457, [1] с.

  10. Синяева, Инга Михайловна Маркетинг теория и практика : учебник : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям] Москва Юрайт 2011 652 с. :

  11. Уэллс, Уильям Реклама: принципы и практика СПб. [и др.] Питер 2008 733, [1] с.

  12. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – Спб.: Питер, 2000. – 752 с.



Дополнительная литература



1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998. – 416 с.


3. Дибб С., Симкин Л.. Практическое руководство по сегментированию рынка. – Спб.: Питер, 2002. – 239 с.

4. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. – Спб.: Питер, 2001. – 255 с.

5. Дэвис Д.Д. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 864 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Прогресс», 1990. – 736 с.

7. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во «Вильямс», 2003. – 752 с.

8. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. – К.: ООО «ТИД «ДС», 2002. – 768 с.

9. Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. – Спб.: Питер, 2001. – 544 с.

10 Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – Спб.: Питер, 2000. – 656 с.

11. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. – Спб.: Изд-во ДНК, 2003. – 352 с.

12. Штерн Л.В., Эль-Асари А., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. – М.: Изд-во «Вильямс», 2002. – 624 с.

13. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – Спб.: Питер, 1999. – 768 с.
Список сайтов и порталов по дисциплине
1. Сайт содержит материалы по маркетингу, брендингу, продвижению, рекламе, результаты исследований – http://www.4p.ru

2. Библиотека online (статьи и книги по маркетингу, результаты маркетинговых исследований и т.д.) – http://www.marketing.spb.ru

3. Раздел «Статьи» общетеоретические по маркетингу и брендингу и практические по организации продаж, ведение переговоров и пр. – http://www.bkg.ru

4. Бренд-менеджмент. Запуск, поддержка бренда, архитектура, расширение стратегий, операции с брендами – www.marketingandresearch.ru


5. Портал профессионального объединения менеджеров – http://www.e-xecutive.ru/

6. Портал «Маркетинг. Реклама. PR» - http://www.sostav.ru/

7. Гильдия маркетологов – http://www.marketologi.ru/

8. Украинский портал по маркетингу – http://www.marketingmix.com.ua/

9. Обзоры и маркетинговые исследования российского и мирового товарных рынков – http://www.lh.ru/mscmpny.nsf/items/index.html

10. Исследование «Средний класс» - http://www.middleclass.ru/articles/notfed.shtml

11. Исследования РБК. Раздел «В свободном доступе. Отраслевые обзоры» – http://research.rbc.ru/

12. Сайт Европейской Ассоциации Исследователей Рынка (ESOMAR) – http://www.esomar.nl

13. Qualitel Data Services – www.norman.ru

14. Magram – www.magram.ru

15. CSR – www.c-s-r.ru

16. ГФК – http://www.gfk.ru/ru/

17. Комкон – http://www.comcon-2.ru/comcon2.asp, http://www.comcon-2.ru/

18. РОМИР –http://www.romir.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».

Автор: Афанасьева Дина Олеговна, старший преподаватель кафедры социологии

Рецензент: Негруль Светлана Валерьевна, к. соц. наук, доцент кафедры социологии
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.