reforef.ru 1



с обучающимися 1-9 классов


педагога-психолога

Усть-Нерской основной общеобразовательной

школы с коррекционными классами
Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера, 2013 г.
Игра «Школа вежливости»

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребе нок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним свое и т. д.

Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте лю безны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, все го вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д.

Затем попросите детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни.

Разделите детей на группы, попросите их выбрать какое-либо вежливое слово и рассказать историю из его жизни.
Вопросы и задания для беседы:

Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу веж­ливые слова?

Могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные веж­ливые поступки, например: уступить место старому человеку, по­мочь женщине с сумками выйти из автобуса и т. д.

Как вы поступите, если кто-то будет невежливо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК

Мексиканская сказка

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на кресть­янском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.


У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик оп­рометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разре­шения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кроли­ка. Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежли­вость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

-Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кро­лики. Нужно же было ему просить разрешения войти!
Вопросы и задания к сказке:

Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

ДОБРОЕ УТРО

М. Скребцова


Никогда не устает,
Раньше всех других встает,

Всем светить готовое

Слово - Утро Доброе.

Дарит много сил оно,

С солнышком стучит в окно.

У того исчезнет лень,

Кто с него начнет свой день!
Вопросы и задания к стихотворению:

■ С какого слова ты начинаешь свой день?

Когда просыпается слово «Доброе Утро», и кто его будит?

Какое дело у Доброго Утра самое важное?

Расскажи обо всех вежливых словах, которые ты говоришь течение дня.
Рисунок «Вежливый человек»

Нарисуйте, с кем вы могли бы сравнить вежливого человека и объясните почему? Например, с солнышком, потому что доброе утро оно ласково здоровается со всеми.

Сценка «Приветливые люди»

Прочитайте детям пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».

Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т. д

Творческое задание «Что мы умеем»

Прочитайте детям пословицу: «Не хвались тем, что имеешь, а гордись тем, что умеешь».

Попросите детей перечислить умения, которыми можно гор­диться. Например: чисто мыть руки, рисовать, кататься на конь­ках, подметать пол, конструировать и т. д.

Затем дети должны подумать и рассказать, как те или иные умения могут помочь их близким и друзьям. Например: можно нарисовать для друга картинку, помочь маме прибраться, пост­роить для брата замок.