reforef.ru 1
Процесс непрерывного


конструирования и реорганизации
М. Чошанов, доктор педагогических наук, профессор

Ярким подтверждением того факта, что конец XX века в образовании США характеризуется поистине «революционным переворотом», является обновление американской философии образования. Я далеко не напрасно употребил именно это сочетание - «революционный переворот». Хотя сами американцы очень сдержанно относятся ко всему революционному, но тем не менее и они вынуждены признать радикальный характер изменений, происходящих в умах и настроениях ученых-педагогов и учителей-практиков. Как бы выразился Т. Кун, автор известнейшей книги «Структура научных революций», идет мощный процесс «переключения парадигмы» от прежней философии бихевиоризма, десятилетия доминировавшей в педагогике США, к новой философии конструктивизма. В чем же ее смысл и суть?
Конструктивизм как педагогическая философия

Конструктивизм - это педагогическая философия, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. С более общих позиций конструктивизм отражает достаточно простую истину: на протяжении всей жизни каждый из нас конструирует свое собственное понимание окружающего мира. Именно поэтому каждый из нас уникален своим видением мира, своими убеждениями, своим мировоззрением. Именно поэтому нам интересна оригинальная точка зрения другого человека, именно поэтому очень важно оставаться самим собой, со своим почерком и стилем.

Конструктивизм - педагогическая философия, которая во главу угла ставит точку зрения обучаемого, какой бы «сырой» она ни была на данный момент. Согласно Ж.-Ж. Пиаже, это именно та стартовая позиция, с которой и начинается конструирование нового знания у ребенка путем преодоления когнитивного конфликта между внутренней сложившейся структурой (опытом) и внешней неизвестной реальностью. Устранение этого конфликта восстанавливает так называемую временную когнитивную стабильность (или когнитивное равновесие), характеризующуюся сконструированным знанием на базе прежней когнитивной структуры. Особую значимость сложившейся когнитивной структуры (прежнего опыта) в конструировании новых мыслительных структур подчеркивали позже Дж. Брунер, Н. Хомский и др.


Конструктивизм - педагогическая философия, которая ценит процесс движения к истине больше, чем саму истину. «Научное знание - явление не статическое, - писал Ж.-Ж. Пиаже в одной из своих последних работ, - это есть процесс, более конкретно, процесс непрерывного конструирования и реорганизации».

Основные принципы конструктивизма в приложении к процессу обучения

Поскольку философия конструктивизма в настоящее время находится в стадии становления, то вполне очевидно ожидать, что разные авторы по-разному трактуют ведущие принципы, по-разному расставляют основные акценты. Но тем не менее из всего этого многообразия точек зрения можно выделить наиболее общие позиции.

1. Целеобразование с опорой на ключевую позицию конструктивизма: знания нельзя передать обучаемому в готовом виде, можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

2. Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной (экологической, экономической, производственной, и т.д.) ситуацией из жизни школы, района, города и т.д.

3. Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения.

4. Стимулирование умственной деятельности учащихся, мотивация мышления вслух, поощрение высказывания предположений, гипотез и догадок, организация содержательного общения и обмена мнениями учащихся (как фронтального, так и в малых группах).

5. Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.


Особенности педагогической деятельности учителя-конструктивиста

Прежде всего учитель-конструктивист - не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

В процессе подготовки к занятию и планирования урока учитель-конструктивист предпочитает использовать проблемы из реальной окружающей жизни учащихся, включает в задачи данные из практических ситуаций, первичных источников и оригинальных материалов. Более того, он предусматривает активное участие учащихся в непосредственном сборе таких данных посредством наблюдения реальной ситуации, поиска соответствующей информации, анкетирования участников решения проблемы, измерения в процессе эксперимента и т.д. Образно выражаясь, проблема должна пройти «через руки учащихся», они должны видеть, что она не выдумана кем-то и не «высосана из пальца». Этот момент принципиально важен с точки зрения формирования внутренней мотивации учащихся к изучению данной проблемы и связанного с ней учебного материала.

Понятия, теории, алгоритмы и законы - это абстракции, которые человек создает в процессе исследования реального мира. Соответственно, обучение этим абстракциям является производной от реального изучения окружающей действительности. Именно поэтому конструктивизм предполагает нацеленность учителя на «живое», а не искусственное обучение, на работу с оригиналом, а не производной; тем самым стимулируя учащихся к самостоятельному исследованию, формулировке гипотез и открытию законов.

Учитель-конструктивист разрабатывает цели обучения, используя когнитивную терминологию: классифицировать, обосновать, исследовать, обобщить, проанализировать, спрогнозировать, оценить, смоделировать и т.д., стимулирующую творческую мыслительную деятельность учащихся. Подобные формулировки целей обучения, а также учебных проблем и задач мотивируют учащихся к более глубокому осмыслению материала урока, включению их в содержательную дискуссию, высказыванию собственных точек зрения, предположений и гипотез.


Конструктивистская философия обучения предполагает создание условий для того, чтобы учащиеся сами могли вести отдельные фрагменты урока, изменять направление дискуссии в рамках обсуждаемой учебной проблемы, предлагать свои методы и формы обучения. Очевидно, что это возможно тогда, когда учитель прекрасно владеет учебным материалом и учебной ситуацией на уроке, является хорошим педагогом-импровизатором. Это позволяет ему отступать от жесткой структуры урока и передавать бразды ведения занятия учащимся, сохраняя при этом основную линию урока, и достигать его целей. Кроме того, учитель-конструктивист сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом подводит резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее. Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать учебную проблему, сформулировать для себя неясные моменты, вопросы, задать их друг другу, услышать мнения и вопросы других, отстоять свою точку зрения, прислушаться к аргументам одноклассников - иными словами, учащийся должен принять полноценное участие в конструировании нового знания, а не получать его в готовом виде из уст учителя.

Учитель-конструктивист создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения, постановки контрпримеров, раскрытия противоречий в процессе обсуждения. Он высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. Один хороший вопрос учащегося может «стоить» дюжины простых правильных ответов. Более того, учитель-конструктивист умеет «держать паузу» после постановки вопроса для того, чтобы у учащегося было достаточно времени подумать над этим вопросом, сконструировать связи между прежними и новыми знаниями, построить аналогии, создать удобные для себя образы и метафоры. Каждый из нас при столкновении с новой ситуацией стремится использовать образы и метафоры, часто в форме внутренней речи, для конструирования своего понимания нового знания или явления. Так, первоклассник после первой своей поездки на экскурсию на клубничное поле, с восторгом рассказывает своим родителям: «Вам надо обязательно там побывать.… Это - просто розовый рай!» Не правда ли, трогательно услышать из уст первоклашки такую прекрасную метафору!


Учитель-конструктивист в хорошем смысле «провоцирует» природную любознательность учащихся, используя в процессе обучения методы эвристики и исследования. Одной из эффективных моделей исследовательского обучения является так называемая цикловая модель. Она предполагает организацию процесса обучения в форме исследовательского цикла: «…- поиск - гипотеза - решение - приложение - новый поиск -…», аналогичного по структуре научно-исследовательской деятельности ученого.

Преимущества и недостатки конструктивизма

Кроме приведенных выше особенностей педагогической деятельности учителя-конструктивиста, данная философия имеет ряд достоинств по сравнению со стандартным подходом. Для того чтобы более выпукло показать преимущества конструктивизма перед традиционным обучением, составим следующую сравнительную таблицу.


Как и любая инновация, конструктивизм имеет ряд очевидных недостатков. На данном этапе развития он представляет собой более философию, чем методику или технологию обучения. Этим объясняется слабая разработанность инструментария (методов, форм, средств обучения), что вызывает определенные трудности в практической реализации. Конструктивизм - философия, ориентированная прежде всего на изучение гуманитарных предметов. Поэтому перенос ее на процесс обучения естественно-математических дисциплин порождает проблемы, связанные со спецификой этих предметов (значимость базовых знаний и умений, логика дисциплины, строгость в решении задач и доказательстве теорем). Наиболее рьяные оппоненты видят в конструктивизме угрозу всей системе образования, обвиняя его последователей в подрыве устоев дидактики и методики обучения. Основной аргумент оппонентов - внесение в педагогику элемента стихийности и обречение процесса обучения на самотек.

Невзирая на аргументы оппонентов, конструктивисты находят все больше сторонников среди педагогической общественности. Ими предпринимаются конкретные шаги для реализации своей философии на практике. Во-первых, перерабатываются учебные программы педагогических колледжей с учетом принципов конструктивизма. Вместо традиционного преимущественного внимания бихевиоризму, все большее место в программах по общей педагогике и частным методикам занимает конструктивизм. Вместо изучения психологических работ Е. Торндайка, Б. Скиннера и других представителей бихевиоризма, студенты больше внимания уделяют трудам Л. С. Выготского, Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Пиаже, Г. Гарднера и других конструктивистов. Более того, во многих университетах и колледжах вводятся новые курсы, построенные полностью на идее конструктивизма. Во-вторых, регулярно проводятся семинары и конференции по теории конструктивизма для администраторов, руководителей школ и рядовых учителей. В-третьих, принципы конструктивизма внедряются в национальные стандарты по отдельным школьным дисциплинам. В-четвертых, разрабатываются и экспериментально апробируются конкретные проекты по различным предметам с опорой на принципы конструктивизма. Все это дает основание заключить, что данная философия занимает достаточно прочное место в педагогике США и, похоже, надолго.


От редакции.

Эта статья позволяет лишний раз убедиться, насколько актуальны для педагогов всего мира поиски ответов на вопрос «Как нужно строить процесс обучения?». Она показывает насколько похоже содержание этих дидактических поисков, несмотря на разные названия рассказывающих о них образовательных философий и парадигм. В предлагаемом автором подходе наблюдается немало пересечений с отечественными идеями проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения. И если сам термин «конструктивизм» звучит непривычно и вряд ли войдет в наш педагогический лексикон, стоящие за ним смыслы представляются редакции интересными и заслуживающими внимания.

ã Журнал «Директор школы», №4 2000 г.