reforef.ru 1 2 3 ... 12 13

«Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем»

1.1.1. Определение понятия «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем»

«Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» это следующая совокупность взаимодополняющих технологий:

Технология непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделий: создания, эксплуатации, ремонта и утилизации с использованием 2D и 3D-моделей и 6D -технологий.

Технология создания и применения единого виртуального пространства, основанная на использовании методов математического и имитационного моделирования и информационно-моделирующей среды.

Группа технологий ситуационного управления и информационной поддержки принимаемых решений на основе единого виртуального пространства.

Группа технологий интеграции сложных технических систем, в том числе диагностических, измерительных и тренажерных средств на основе взаимодействия открытых систем на прикладном уровне и уровне передачи данных.

Базирующаяся на перечисленных выше технологиях инновационная технология планирования и организации процесса подготовки специалистов.

1.2. Цели технологической платформы

Создание условий для эффективной модернизации производства сложных технических изделий с использованием технологий моделирования высокотехнологичных систем, обеспечение выхода России на новые рынки, формирование инновационного вектора развития промышленности.

Формирование новых высокотехнологичных компаний, в том числе с участием зарубежных фирм, расширение высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и улучшение условий для его роста, формирование новых направлений развития информационных технологий.

Обеспечение дополнительного притока частных (в том числе иностранных) инвестиций в разработку прогрессивных технологий, развитие высокотехнологичных производств в области информационных технологий (в том числе в части компьютерного моделирования).


Создание технологий и комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для развития наукоемкого машиностроения и других высокотехнологичных секторов экономики.

Решение экономических и социальных проблем общества за счет создания высокотехнологичных производств и повышения уровня интеллектуализации процессов, связанных с производством и эксплуатацией наукоемкой техники.

Цели и задачи технологической платформы направлены на долгосрочное социально-экономическое развитие и технологическую модернизацию ведущих отраслей промышленности, соответствуют стратегическим направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, приоритетному развитию критических и промышленных технологий.

1.3. Задачи технологической платформы

Основные задачи реализации данной технологической платформы:

а) развитие частно-государственного партнерства;

б) создание высокотехнологичных компаний;

в) развитие инвестиционных механизмов;

г) создание технологий и комплексной системы обучения;

д) осуществление взаимодействия с европейской технологической платформой Future Manufacturing Technologies (MANUFUTURE);

е) создание и внедрение технологий моделирования и эксплуатации высокотехнологичных систем на этапах:

1) проектирования и разработки (от замысла до получения 2D и 3D –моделей и создания на их основе опытных образцов высокотехнологичной и наукоёмкой продукции):


  • обоснование необходимости создаваемых систем и комплексов, оценка их возможной эффективности, определение возможных способов применения;

  • обеспечение последующей ремонтопригодности создаваемой продукции;

  • формирование кондиционных программ сервисного обслуживание и ремонта;
  • обеспечение создания виртуальной среды для проведения различных видов проверок и испытаний;


  • разработка 6D – модели на основе 3D –модели изделия;

  • обеспечение условий для последующей модернизации;

2) производства и поставки с использованием 3D и 6D – моделей изделия:

  • обоснования программ и методик испытаний;

  • подготовка и обучение эксплуатационного и ремонтного персонала применению и обслуживанию высокотехнологичных систем с использованием всех видов обучения – от теоретических до практических и т.д.;

  • логистическое обеспечение ЗИП, узлов и агрегатов;

  • формирование рациональной схемы кооперации для последующей эксплуатации;

3) эксплуатации и модернизации с использованием 3D и 6D – моделей:

  • обеспечение выполнения обязательств по кооперации изготовителей и поставщиков ЗИП, узлов, агрегатов и материалов, замена недобросовестных поставщиков;

  • совместная доработка продукции в соответствии с замечаниями эксплуатирующих и ремонтных органов;

  • продление ресурса эксплуатируемых систем и комплексов, улучшение их ТТХ;

4) утилизации с использованием 3D и 6D – моделей:

  • выработка предложений по формированию и реализации рациональной схемы утилизации;

  • рациональное использование ремонтопригодных узлов и агрегатов.

1.3.1 Краткосрочные:

  • Разработать стратегию развития моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем и соответствующие дорожные карты.

  • Обеспечить выработку и реализацию стратегических приоритетов в области разработки и внедрения моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем.
  • Обеспечить интеллектуальное объединение в рамках технологической платформы организаций науки, образования, предприятий промышленности и ведущих специалистов в области технологий моделирования сложных систем, условий и процессов их функционирования (в т.ч. с использованием 2D, 3D и 6D - технологий, международных стандартов распределенного моделирования).


  • Содействовать повышению эффективности существующих механизмов финансирования работ по тематике технологической платформы, объединению частных и государственных ресурсов, определению приоритетов.

  • Привлекать к взаимодействию в области реализации мероприятий технологической платформы организации науки, предприятия промышленности, заинтересованные бизнес - структуры.

  • Осуществить развитие и внедрение информационно-моделирующей среды (ИМС) как системообразующей технологии, модульных многофункциональных средств (в том числе встраиваемых) измерения и диагностирования, комплексного экспресс - тестирования и оценки технического состояния высокотехнологичных систем, других инновационных технологий в интересах реализации комплексных научно-технических решений в виде территориально-распределенных ситуационных, ситуационно-аналитических центров, информационных систем и центров подготовки специалистов.

  • Оценить существующую нормативно-правовую (техническую) базу, регулирующую разработку, производство и эксплуатацию продукции технологической платформы, разработать предложения по её усовершенствованию (в первую очередь в направлениях унификации, стандартизации и повышении качества продукции) в целях сокращения сроков и затрат на разработку, испытания, производство и внедрение технологий моделирования в сферу эксплуатации наукоемких систем (в т.ч. неконтактные системы контроля, диагностики и комплексной оценки технического состояния).

  • Обеспечить распространение существующих, разработку и внедрение недостающих стандартов, требований и руководящих указаний в интересах унификации, масштабируемости и комплексируемости существующих и вновь разрабатываемых технических средств обучения (ТСО), моделирующих систем и комплексов.
  • Провести оценку состояния отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технологий математического моделирования (в т.ч. имитационного) с целью содействия продвижению перспективной продукции технологической платформы на отечественный и зарубежный рынки.


  • Осуществить формирование научно-производственной кооперации для реализации технологической платформы, в том числе с привлечением иностранных предприятий, на основе частно-государственного партнерства в интересах проведения научно-технологических работ для достижения устойчивого и ресурсовозобновляемого развития секторов экономики, задействованных в реализации задач технологической платформы.

  • Обеспечить требуемый уровень защищенности информации в создаваемых системах и комплексах.

  • Создать систему подготовки и переподготовки специалистов в области современных информационных технологий моделирования с применением инновационных форм и прогрессивных методов обучения, в том числе целевых программно-аппаратных комплексов, на базе которых планируется проводить предметную подготовку востребованных специалистов в области компьютерных и информационных технологий для моделирования и управления робототехническими комплексами.

  • Создать интернет-ресурс для публикации материалов работ, выполняемых в рамках технологической платформы (в т.ч. по имеющемуся научно-техническому заделу, нормативно-правовой (технической) базе), для критической оценки результатов собственных работ и сравнения их с чужими, приема заявок на участие в реализации технологической платформы, сбора и обобщения информации от участников технологической платформы.


Основные усилия участников технологической платформы на первом этапе будут сосредоточены на направлениях:

• обеспечивающих качественную научно-исследовательскую, образовательную и внедренческую базу для создания условий технологического прорыва на основе новейших информационных систем поддержки жизненных циклов продукции (в том числе ИПИ – технологий с использованием 2D и 3D моделей и 6D –технологий);

• наиболее востребованных практикой работ и способных быстро пройти стадию НИОКР и стать основой для эффективного бизнеса;

• позволяющих создавать перспективные средства имитационного и виртуального моделирования, планирования и оперативного управления для систем нового поколения;


• обеспечивающих соответствие прогнозируемых результатов функционирования технологической платформы мировому уровню развития науки и техники.

1.3.2 Долгосрочные:

Основные долгосрочные задачи технологической платформы направлены на обеспечение технологической независимости и информационной безопасности Российской Федерации в области моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем при гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с национальными стандартами зарубежных стран:


  • формирование единой, последовательной и экономически обоснованной технической политики при создании и развитии технологий моделирования жизненных циклов изделий, в том числе технологий эксплуатации высокотехнологичных систем с использованием 6D – технологий;

  • консолидация представителей научно-образовательного сообщества и их ресурсов для реализации целевых ведомственных, государственных и иных программ, направленных на развитие моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем в Российской Федерации;

  • координация на национальном уровне работ в области моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем и предоставления услуг в данной области научным, образовательным и инновационным организациям Российской Федерации;

  • активное и полноправное участие российского научно-образовательного сообщества в международных проектах и инициативах в части моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем;

  • внедрение международных стандартов в систему подготовки высококвалифицированных кадров в области моделирования и технологий эксплуатации высокотехнологичных систем для промышленности, пользователей и образования в Российской Федерации;

  • расширение делового партнерства между представителями научно-образовательного сообщества;
  • осуществление взаимодействия с европейской технологической платформой Future Manufacturing Technologies (MANUFUTURE) по следующим направлениям:


  • моделирование жизненного цикла высокотехнологичных систем и промышленного производства;

  • разработка и внедрение стратегий инновационного развития процессов промышленного производства, обеспечивающих лидирующее место в мире по выпуску товаров и услуг;

  • разработка и внедрение 6D-технологий на предприятиях промышленности;

  • разработка и внедрение систем мониторинга и прогнозирования, направленных на своевременное и качественное обеспечение ресурсами жизненный цикл высокотехнологичных систем;

  • разработка и внедрение интеллектуальных систем управления образовательными центрами.

стр._страница_05.jpg

В настоящее время ведущие отечественные экспортно-ориентированные предприятия, в первую очередь авиастроительные и кораблестроительные, активно осваивают и внедряют системы автоматизации проектирования и производства высокого уровня - CAD-CAM-CAE, PDM, ERP системы; формируют единое электронное информационное пространство головного предприятия, предприятия-подрядчика и/или поставщика; переходят к полному электронному моделированию промышленного изделия на основе готовых коммерческих программных продуктов, представленных на рынке.

Технологии информационной поддержки жизненного цикла изделия (ИПИ - технология, аналог CALS–технологии) являются дальнейшим развитием систем автоматизации проектирования (САПР) и организационно-коммерческой деятельности в направлении интеграции таких систем.

Внедрение CALS–технологий в России сегодня производится по инициативе и на средства отдельных промышленных предприятий, в объёме, отвечающем целям и возможностям этих предприятий, и ориентировано на укрепление позиций данного предприятия на рынке наукоёмкой продукции.

То, что промышленные предприятия РФ сегодня внедряют под наименованием CALS–технологии, является ограниченным набором фрагментов, коммерческими производными от инструментария разработанной и внедрённой Минобороны США CALS–технологии. Целостной системы организации заказа, разработки, производства и эксплуатации техники, основанной на комплексном применении новейших информационных и организационных технологий, в Российской Федерации нет.


В рамках технологической платформы будут разработаны основные составные компоненты ИПИ - технологии:


  • технология формирования полной (геометрической, физической и функциональной) электронной 3D-модели изделия на основе единой информационно-моделирующей среды;

  • технология построения территориально-распределенных интегрированных баз данных об изделиях, охватывающих разработку, хранение, эксплуатацию, актуализацию информации о компонентах изделия в месте (пункте) ее создания и систему санкционированного доступа любого из участников проекта к этой информации.

ИПИ - технология это стратегия целенаправленной и скоординированной деятельности заказчиков и промышленности в области разработки, организации закупки и эксплуатации высокотехнологичных систем, предусматривающая:

- рассмотрение этапа проектирования и производства высокотехнологичных систем как важнейшего этапа обеспечения эксплуатационных свойств техники, минимизации затрат на их жизненный цикл, принятие своевременных мер по совершенствованию эксплуатации техники на этапах проектирования и производства;

- разработку в качестве обязательного к использованию системно-аналитического инструментария, известного под наименованием анализа логистической поддержки;

- непрерывный анализ эффективности организационно-деловых, технологических и административных процессов в системе технического обеспечения на основе разработанных для каждого процесса количественных оценок эффекта и затрат, выявление ключевых факторов рисков и затрат, совершенствование процесса, повторная оценка эффективности процесса и т.д., то есть реализация идеологии реинжиниринга, как методологической основы непрерывной оценки и повышения качества изделий, процессов и мероприятий.

Эффект от реализации ИПИ - технологии достигается за счёт снижения стоимости всех видов документации, снижения сроков разработки и ввода в эксплуатацию, повышения потребительских свойств техники путем увеличения надёжности, ремонтопригодности, контролепригодности, восстанавливаемости, долговечности изделий и зависит от того, насколько последовательно, гибко, квалифицированно реализуются основные принципы ИПИ - технологии в нормативной базе и повседневной деятельности эксплуатирующих органов (пользователей) и предприятий промышленности.


Само по себе оснащение предприятий современными средствами автоматизации проектирования и производства ещё ничего не гарантирует. Представление в электронной форме документации на плохо спроектированное, нетехнологичное, дорогое в эксплуатации изделие не решает никаких фундаментальных проблем создания изделия. Поэтому переход на безбумажные технологии проектирования и производства не является самоцелью, он не даст ожидаемого выигрыша, если не будет подкреплён целенаправленной деятельностью по максимальному использованию возможностей новых технологий (3D и 6D) на всех этапах жизненного цикла изделий и, в первую очередь, на этапе их проектирования.

Для каждого из этапов жизненного цикла - разработки, производства, эксплуатации, капитального ремонта, утилизации техники, необходимы свои методические приёмы, требования, системы мероприятий, позволяющие добиться максимального результата с точки зрения повышения потребительских свойств, снижения стоимости эксплуатационных расходов.

Одна из важнейших составляющих деятельности в этом направлении – организация представления в цифровой форме всей совокупности конструкторской, технологической, коммерческой, административной информации об изделиях, силах и средствах технического обеспечения. Правила представления информации в цифровой форме должны регламентироваться системой стандартов.

Важнейшим этапом представления данных о высокотехнологичной системе в цифровой форме является формирование полной электронной модели изделия в процессе проектирования и подготовки производства.

Полная электронная модель изделия – мощный и наиболее современный инструмент конструктора, технолога, заказчика, позволяющий значительно повысить эффективность проектирования, производства и сопровождения изделия в процессе эксплуатации. Используемые сейчас системы геометрического трёхмерного моделирования основаны на построении математических моделей внешних и внутренних поверхностей изделия, каждой его системы, подсистемы и отдельного элемента.


Специальные прикладные программы позволяют моделировать не только геометрические, но и физические, эксплуатационные свойства изделия.

Наибольший эффект от применения электронной модели изделия достигается при отработке внутренней компоновки изделия, исследовании и совершенствовании его эксплуатационной и ремонтной технологичности, отработки условий сборки – разборки агрегатов, моделировании эксплуатационных нагрузок, последствий отказов, условий применения, обслуживания и восстановления изделия в эксплуатации.

Для отработки операций технического и сервисного обслуживания и ремонта используют электронные модели человека-оператора, воспроизводящего физиологические возможности человека. Все эти операции по отработке конструкции изделия могут выполняться на ранних этапах проектирования, до начала физического изготовления деталей и блоков изделия, а потому любые изменения конструкции проводятся быстро и с минимальными затратами.

Первым опытом использования полного электронного трёхмерного описания изделия была модель подводной лодки «Морской волк», разработанной в процессе проектирования по заказу ВМФ США фирмой Newport N. S. Модель представляла из себя единый объект, включающий трёхмерное представление подводной лодки и её компонентов, включающих 1.5 млн. узлов и деталей.

В настоящее время полное электронное моделирование изделий активно осваивается отечественными авиастроительными и кораблестроительными предприятиями. Задачи разработки полных и частичных электронных моделей решаются предприятиями: ТАНТК им. Бериева в рамках разработки самолётов Бе-200, АНТК им. А.Н. Туполева при разработке ТУ-324, АВПК «Сухой» в рамках экспортных поставок Су-30МК, ФГУП «РСК-МиГ» в рамках поставок МиГ-29, ГУП «Северное ПКБ» и ОАО «Балтийский завод» в рамках экспортного проекта фрегата 11356, ГУП «Адмиралтейские верфи» и ФГУП «ЦКБ МТ Рубин» в рамках проекта подводной лодки «Амур» и др. Эти предприятия уже накопили определенный опыт работы с электронными моделями сложных высокотехнологичных систем.


Построение электронной модели изделия предполагает переход на полностью безбумажную технологию проектирования. Бумажный чертёж и спецификация перестают быть основными носителями данных об изделии. Электронная модель позволила радикальным образом усовершенствовать процесс проектирования в части обеспечения эксплуатационных свойств изделия на основе перехода от последовательного процесса проектирования к так называемому параллельному проектированию.

Традиционный подход, соответствующий бумажной технологии проектирования изделий, заключается в последовательном выполнении работ конструктором, технологом, эксплуатационником, ремонтником. С переходом на электронное моделирование изделий такой процесс может (и должен) быть заменён на параллельную (совместную) работу над проектом конструктора, технолога, эксплуатационника, ремонтника. Конструктор формирует первый вариант электронной модели изделия, а дальше к работе подключаются технолог, эксплуатационник и ремонтник, анализируя первый вариант изделия каждый со своих позиций. Такой способ проектирования является очень эффективным методом повышения производственной, эксплуатационной и ремонтной технологичности, контролепригодности изделий при одновременном сокращении сроков проектирования. Ещё до того, как первая деталь будет изготовлена на станке, изделие уже будет всесторонне исследовано на приспособленность к эксплуатации и восстановлению, все выявленные недостатки будут устранены.

В настоящее время технология параллельного проектирования в развитых зарубежных странах вошла в качестве стандарта в коммерческую практику разработки наукоёмких изделий машиностроения. Закупленные российскими предприятиями коммерческие системы автоматизации проектирования и производства высокого уровня CATIA, UNIGRAPHICS, CADAM, EUCLID, Pro/ENGINEER и др. позволяют организовать режим параллельного проектирования, и предприятия стремятся этот режим освоить в виде параллельной работы конструкторов и технологов.

Все эксплуатационные свойства изделия: потребность в ресурсах, надёжность, ремонтопригодность, контролепригодность, закладываются на этапе проектирования и производства. Для наукоёмких изделий машиностроения около 25% затрат на жизненный цикл приходятся на стадию проектирования и производства, а остальные 75% затрат - на стадию эксплуатации и капитального ремонта. При этом 50-70% имеющихся дефектов готовой машиностроительной продукции вызваны ошибками в конструкторских решениях, 20-30% - недостатками технологии изготовления, и только 5-15% возникают по вине эксплуатирующей стороны. Отнимая лишь четверть затрат на жизненный цикл, процесс проектирования и производства на 80-90% определяет потребность в ресурсах на восстановление и поддержание исправности изделия в эксплуатации. По этой причине процесс проектирования и производства – важнейший ресурс повышения качества техники, но возможность использовать этот ресурс появилась только после создания новых способов проектирования на основе полного электронного описания изделия и участия заказчиков в экспертизе виртуальных макетов изделий.

Основным объектом, обеспечивающим информационные потребности на этих этапах жизненного цикла изделия, является так называемое интерактивное электронное руководство – ИЭТР. Это часть электронной модели изделия, сформированной в процессе его проектирования, которая содержит необходимую на этапе эксплуатации и ремонта информацию и моделирует процессы, которые характерны для этапов эксплуатации, капитального ремонта и утилизации.

ИЭТР представляет собой комплекс данных и математических моделей, предоставляемых заказчику в электронной форме на мобильном носителе (компакт-диске), работа с которым осуществляется при помощи программно-аппаратных средств - «электронной системы отображения» (ЭСО).

ИЭТР содержит сведения о составе изделия, техническое описание изделия и его узлов, технологии обслуживания, эксплуатации и ремонта, программы моделирования состояний изделия, процессов его жизненного цикла и диагностики неисправностей.


ИЭТР предназначено для решения следующих задач:


  • обучение персонала;

  • информационное обеспечение применения изделий;

  • информационное обеспечение процессов сервисного технического обслуживания и войскового ремонта;

  • диагностика оборудования и поиск неисправностей в режиме диалога оператора с ИЭТР или в режиме прямого подключения ИЭТР к встроенному диагностическому оборудованию;

  • автоматизированный заказ материалов, комплектующих изделий и запасных частей;

  • планирование и учет проведения сервисных регламентных и ремонтных работ;

  • обмен данными между производителем и потребителем изделий;

  • информационное обеспечение хранения и транспортирования изделий.

Одной из важных задач в поддержании техники в исправном состоянии отводится технологии дистанционного диагностирования, построенной на основе встроенного в технику оборудования и передачи информации на расстоянии. К сожалению, отечественную технику сейчас сложно диагностировать, зачастую требуется частичная разборка и необходимое дополнительное измерительное оборудование.

Если не ликвидировать сейчас, на этапе НИР и ОКР, разрыв в уровне ремонтной и эксплуатационной технологичности отечественных и зарубежных образцов особо сложных систем, то мы гарантированно получим низкотехнологичный в эксплуатации и ремонте парк новой техники, громоздкую и затратную систему поддержания и восстановления исправности техники.

Одним из перспективных направлений повышения эксплуатационных возможностей наукоемких систем является моделирования жизненного цикла изделий и переход на перспективные технологии поддержания их в исправном состоянии за счет своевременного и качественного проведения технического и сервисного обслуживания, модернизации и капитального ремонта.

Уже сегодня в качестве основного требования к поставщику высокотехнологической техники выступает наличие трехмерной модели, а в перспективе - очевидна необходимость 6D-модели.


6D-модельэто 3D-модель изделия и разработанные на её основе:

- календарно-сетевой план ввода в эксплуатацию, проведения технического и сервисного обслуживания, модернизации, капитального ремонта и утилизации изделия;

- необходимое оборудование (комплектующие, ЗИП, материалы);

- требуемые ресурсы (трудовые, технические, финансовые).

Все процессы, происходящие в рамках работ с изделием (ввод в эксплуатацию, проведение технического и сервисного обслуживания, модернизация, капитальный ремонт, утилизация изделия) должны сопровождаться в 6D-проекте и осуществляться в едином информационном пространстве предприятия-разработчика (поставщика). Это позволит оперативно корректировать модель, а также оптимизировать число специалистов, задействованных (необходимых) в работе в каждый конкретный момент времени.

Разработанная 6D-модель (пакет электронной документации с трехмерной моделью изделия, графики выполнения работ и пояснительная записка, включающая, в том числе требуемое, техническое и материальное обеспечение, а также необходимое количество трудовых ресурсов для выполнения работ и их специализация) должна передаваться органу занимающемуся организацией эксплуатации техники. Применение 6D - технологии позволит существенно сократить сроки выполнения работ и обеспечит оптимизацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Ещё одним принципиально важным элементом ИПИ - технологии является использование методологии, получившей наименование интегрированной логистической поддержки. Это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на управление затратами на жизненный цикл изделия, максимальный учёт требований эксплуатации и обслуживания техники на этапе их разработки и производства, выбор и оптимизацию параметров всех систем поддержки изделия, то есть средств монтажа, обслуживания, ремонта, обучения, транспортирования и хранения для данного изделия. Задачи решаются итеративно и системно на протяжении всего жизненного цикла образца техники, начиная от формирования концепции её облика и кончая списанием и утилизацией.


Принципиально новыми подходами к вопросам анализа логистической поддержки в рамках технологической платформы являются следующие:


  • расчёт и оптимизация параметров жизненного цикла изделия и комплектующих становится для конструктора обязательным видом проектирования, проводится для каждой системы, подсистемы, элемента, средства обеспечения, в отношении которых в эксплуатации предпринимаются какие-либо действия, с учётом их взаимосвязи в рамках данного изделия, наличия в составе других изделий, перспектив продолжения, прекращения и возобновления производства;

  • интеграция информации о параметрах жизненного цикла изделия в общей для конструктора, заказчика, эксплуатационника базе данных результатов анализа логистической поддержки. Эта база данных становится таким же неотъемлемым приложением к изделию, как ЗИП или эксплуатационная документация;

  • формализация способов представления данных об эксплуатационных параметрах изделия, позволяющая проводить машинную обработку, комплексирование и свёртку данных по всем видам техники, комплектующим, средствам технологического обеспечения, потребностям в людских, материальных и финансовых ресурсах.

Если в интересах каталогизации продукции народнохозяйственного и военного назначения собираются данные в отношении изделий, являющихся объектами самостоятельной закупки и поставки, то в базах данных, предлагаемых к созданию в рамках технологической платформы будут собираться данные по более широкому кругу изделий, поскольку все изделия самостоятельной закупки и поставки в то же время являются объектами самостоятельных действий в эксплуатации, помимо этого, они включают изделия-объекты действий, самостоятельно не закупаемые.

В отношении изделий - объектов самостоятельных действий будут выполнены следующие исследования:
  • определяются факторы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием изделия - требования к функционированию, продолжительность применения, виды и содержание операций с изделием, квалификация и трудозатраты персонала, операции и ресурсы, альтернативные варианты обслуживания и ремонта, сравнительный анализ вариантов, местоположение, число пунктов обслуживания и ремонта, требуемые количества запасных частей, прогнозы надёжности, предложения и обоснования целесообразности стандартизации, унификации и каталогизации, с учётом затрат на жизненный цикл и функциональных требований, взаимодействие с другими элементами и системами, риски, связанные с каждым установленным ограничением ресурсов материальных или программных средств;


  • определяются технологические подходы для повышения эксплуатационных характеристик изделия, результаты анализа воздействия возможных отказов и критических состояний, превентивные и корректирующие действия персонала, аналитические зависимости или модели связей между параметрами конструкции, функционирования, обслуживания и потребными ресурсами;

  • определяются альтернативные концепции диагностики, включая различные варианты встроенного оборудования, внешнего проверочного оборудования, ручных проверок, автоматических проверок, точек для диагностических проверок и определяется оптимальная концепция диагностики для каждого рассматриваемого альтернативного проекта образца техники;

  • определяется возможность поддержки эксплуатации изделия после снятия его с производства (сроки снятия с производства, риски, связанные со снятием с производства, предполагаемые затраты на возобновление производства);

  • определяется чувствительность параметров готовности системы к применению, к вариациям ключевых параметров конструкции изделия и средств их поддержки, таких, как надёжность и пригодность к обслуживанию, поддержка программных продуктов, затраты на запасные части, время повторной поставки, навыки персонала и имеющаяся в наличии рабочая сила;

  • оценивается воздействие ввода в эксплуатацию новой системы на существующие системы, определяются ресурсы рабочей силы и персонала для реализации требований к новой системе, готовность и возможности автоматического испытательного оборудования, характеристики рабочей силы и персонала, программы и требования к обучению, требования к топливам и смазкам, воздействие на окружающую среду;

  • проводится анализ надежности и требования к ресурсам эксплуатации и ремонта в критических условиях, который базируется на оценках угроз, сценариях, уязвимости системы/оборудования, возможностях ремонта после повреждений и иных факторах, свойственных критическим условиям эксплуатации.

Анализ по перечисленным проблемным областям проводится итеративно, начиная со стадии концептуального проектирования. По результатам анализа проводится корректировка конструкции, вновь повторяется анализ и т.д. По мере уточнения параметров проекта объектами анализа становятся системы, подсистемы, отдельные элементы изделия, вплоть до изделий самого низкого уровня разукрупнения, системы технологического обеспечения изделий и их элементы, в отношении которых в эксплуатации предпринимаются какие-либо действия.

Прогнозы, оценки и электронные модели изделий 3D и 6D уточняются и совершенствуются на протяжении всего жизненного цикла. Результаты анализа информационной поддержки изделия формализуются и заносятся в специализированную базу данных, совместно используемую заказчиком, разработчиком и эксплуатирующими службами.

База данных является важнейшим источником информации, обеспечивающей максимальный учёт требований заказчика при проектировании изделия, данных по достигнутой надёжности и качеству техники (потребности и направления модернизации), исходных данных для планирования мероприятий технического обеспечения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>