reforef.ru
добавить свой файл
1

Пояснительная записка


Основа данной программы базируется на анализе современного состояния психологии развития, её содержания, проблематики, категориально-понятийного аппарата круга основных идей, а также их исторической трансформации.

Специалисту, поступающему в аспирантуру, необходимо освоить круг знаний в области педагогической психологии, отражающие требования образовательного стандарта.

В основу отбора содержания и структурирования содержания программы положены следующие принципы: научности, гуманизации, культуросообразности, целостности, фундаментальности историзма, детерминизма системности.

Программа разработана на основании программ государственных аттестационных испытаний выпускников вузов по профилю, соответствующему научной специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология.

Программа состоит из двух разделов: 1 раздел «Общая психология, история психологии»; 2 раздел «Психология развития, акмеология».

Программа предусматривает знакомство с литературой, обязательной для подготовки к поступлению в аспирантуру. Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов. Первый из них содержит материал из области общей психологии, области истории психологии. Второй вопрос предполагает освещение одной из проблем педагогической психологии. Третий вопрос дает абитуриенту возможность продемонстрировать свои исследовательские интересы в выбранной отрасли психологии. При ответе на данный вопрос необходимо показать актуальность предполагаемой темы исследования и осветить примерный план его проведения.

РАЗДЕЛ I. «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение в психологию. Предмет психологии. Этапы развития ее как науки. Естественнонаучные и гуманитарные подходы к психологической науке.

Проблема возникновения психики. Стадии развития психики, условия возникновения сознания. Сущность различий психики животных и человека. Психика человека. Психические явления. Психика и мозг, основные функциональные системы.


Методология психологической науки. Методология науки, уровни методологии. Факторы, определяющие развитие психологии как науки. Теоретическое и эмпирическое знание. Логика развития психологической науки, этапы развития теоретических концепций. Социальный фактор развития психологии. Способы влияния социальной ситуации на психологические теории. Проблема научного творчества. Роль личности ученого в формировании научного знания.

Основные принципы психологической науки. Принцип системности, основные виды объяснительной связи. Принцип детерминизма, развитие детерминизма в истории науки. Принцип развития, виды развития в психологической науке.

Психофизическая и психофизиологическая проблемы, основные подходы к их решению в психологии.

Основные категории как инварианты психологической науки. Подходы к исследованию категорий мотива, образа, действия, личности, отношения и переживания в основных психологических школах.

Методология и методы, их взаимосвязь. Основные этапы психологического исследования. Основные этапы и конкретные методики психологического исследования. Проблема эксперимента в психологии, отличия психологического эксперимента. Особенности психологического исследования, включенного в психотерапевтическую практику.

Основные психологические школы (ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психологи, гуманистическая психология, марксистская психология), их краткая характеристика.

Психология личности. Субъект как целостная система. Общая характеристика понятий личность, индивид, индивидуальность. Особенности подхода к проблеме личности в психологии. Современные теоретические концепции личности в отечественных психологических школах.

Психоанализ о личности. Модификация структуры личности и движущих сил ее развития в теориях неофрейдизма. Идентификация и компенсация как механизмы развития личности. Понятие психологической защиты, виды психологической защиты. "Образ-Я" и его структура. Проблема личности в гуманистической психологии. Понятие личностного роста. Самоактуализация и самооценка, их роль в формировании структуры личности. Социобихевиоризм и теория ролей. Социализация и формирование личности. Понятие социальной роли и социального статуса. Временная перспектива и развитие личности (теория К. Левина).


Самооценка и уровень притязаний. Сознание и самосознание, их развитие и структура. Проблема жизненного пути личности. Ментальность, роль этнических, культурных и исторических характеристик социума в формировании личности.

Понятие отклоняющегося поведения. Общие подходы к проблеме коррекции отклонений в развитии личности.

Типология личности, общая характеристика подходов к созданию типологии (К. Юнг, А. Адлер, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Г. Айзенк). Общая характеристика индивидуальных (психодинамических) особенностей личности. Проблема акцентуации характера.

Задатки и способности. Подходы к проблеме способностей в психологии. Структура способностей. Способность и одаренность. Проблема развития способностей. Диагностика одаренности. Способности и когнитивные стили.

Категория деятельности. Проблема деятельности в психологии. Рефлексология и биохевиоризм, подходы к понятию деятельности в российской и американской психологии. Методологический аспект теории деятельности Рубинштейна-Леонтьева. Связь деятельности с потребностями и мотивами. Структура деятельности. Понятие об ориентировочной основе действия и программе выполнения действий. Роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн). Основные виды деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность.

Проблема мотиваций и эмоций. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Классификация мотивов, их онтогенетическое и ситуативное развитие.

Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Направленность личности. Сознательные и бессознательные мотивы, понятие установки (Д.Н. Узнадзе).

Эмоции как субъективная форма существования мотивации. Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций и чувств в регуляции активности человека. Стрессы и аффекты, общие черты и отличия. Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека. Динамический и когнитивный подход к развитию эмоций. Эмотивность как индивидуальная особенность человека. Понятие о воле, структура волевого действия. Мотивация и воля,борьба мотивов. Проблема свободы воли в психологии.


Познавательные процессы. Ощущение, классификация ощущений, их свойства и методы исследования.

Восприятие – понятие и классификация. Восприятие и действие. Исследования восприятия в гепггальтпсихологии, законы построения образа. Основные свойства восприятия. Развитие восприятия, связь восприятия с мышлением в первые годы жизни ребенка. Симультанное и сукцессивное восприятие, восприятие пространства, движения и времени. Восприятие и установка. Психология рекламы. Восприятие живописи, скульптуры и музыки.

Внимание, виды внимания. Физиологическая основа внимания. Психологические особенности и основные свойства внимания.

Память, ее основные виды. Характеристика основных процессов памяти. Физиологические основы памяти. Методы исследования памяти в ассоциативной психологии, эксперименты Г. Эббингауза. Развитие ассоциативной памяти. Схематическая и эйдетическая память Понятие оперативной памяти, память и деятельность, память и установка. Механическая и опосредованная память. Связь памяти и мышления. Внешний и внутренний знак, их роли в развитии памяти человека. Произвольная и непроизвольная память, влияние установки на процесс запоминания. Роль деятельности в развитии непроизвольного запоминания. Мнемическая деятельность, способы развития памяти.

Воображение, его виды воображения. Операции воображения. Конвергентное и дивергентное, логическое и интуитивное мышление, их связь с воображением. Воображение и креативность. Проблема развития творчества, надсознательное и бессознательное в творчестве.

Мышление, его виды. Основные формы мышления. Связь мышления с другими психическими процессами. Основные операции мышления, мышление и деятельность. Подход к мышлению в основных психологических школах (бихевиоризм, гештальтпсихология, теория Пиаже, теория Л.С. Выготского). Мышление и ориентировочная деятельность. Развивающее обучение, его влияние на формирование мыслительных операций. Мышление и установка, понятие о коэффициенте интеллекта (IQ) и индивидуальные особенности мышления. Рефлексия. Творческое мышление. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач.


Диагностика познавательных процессов.

Речь и общение. Мышление и речь, их взаимосвязь. Значение слова. Знак и символ, их характеристика. Речь и язык. Язык как средство мышления. Основные составные элементы кодов языка. Психологическая структура речи, ее основные виды и функции.

Речь как особая форма общения. Виды коммуникаций. Общее понятие об общении. Общение и отношение. Структура общения и три стороны общения. Стереотипы и их роль в развитии общения. Роль установки в общении. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие общения. Трудности общения. Общее понятие о диагностике и коррекции общения.

Индивидуально-психологические особенности личности. Понятие способности, ее определение. Соотношение способностей и успешности обучения. Классификация способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие.

Происхождение способностей. Уровни развития способностей.

Основные этапы развития способностей. Механизмы развития способностей.

Темперамент как свойство личности. Определение темперамента. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента.

Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера, их классификация. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.

Формирование характера. Роль труда в формировании характера.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История психологии как наука. Специфика предмета истории психологии.

Античная психология.Представления о душе в учении Сократа и Платона. Развитие представлений о психике в работах Аристотеля. Учение о душе в рамках материализма.


Проблемы психологии в средние века и эпоху Возрождения. Плотин. Развитие линии интроспекционизма в трудах Августина Блаженного. Формирование представлений о сознании как центре человеческой души в работах Абеляра. Психологические воззрения Фомы Аквинского. Вклад У.Оккама в развитие психологии.

Психологические воззрения в Новое время (ХVIIVIII века). Психологические и методологические идеи Ф. Бэкона. Р. Декарт и изменение предмета психологии. Б. Спиноза: представление о сущности души. Дж. Локк и проблема опыта. Монадология В. Лейбница и проблема бессознательного. Развитие психологии в рамках немецкой классической философии. Д. Гартли и становление ассоцианизма.

Развитие ассоциативной психологии в ХIХ веке. Вклад естественных наук в развитие психологии. Г. Гельмгольц и развитие представлений о физиологии ощущений. Работы Э. Вебера и Г. Фехнера. Вклад эволюционного учения Ч. Дарвина в развитие психологии. В. Вундт и первая лаборатория экспериментальной психологии.

Вюрцбургская психологическая школа. Структурная психология. Функционализм У. Джеймса. Американский функционализм Дж. Дьюи, Дж. Энджелла, А. Мура, Г. Мида и др. Описательная психология. Вклад отечественных физиологов ХIХ века в становление естественнонаучной парадигмы в психологии.

Классический психоанализ З. Фрейда. Дж. Уотсон и создание бихевиоризма. Распространение бихевиоризма. Классическая гештальтпсихология. Французская психологическая школа.

Развитие психоанализа. Эго-психология. Социально-психологический психоанализ. Необихевиоризм Э. Толмена. Социобихевиоризм и его основные принципы. Теория А. Бандуры: исследование социализации. Развитие гештальтпсихологии. Развитие идей Дюркгейма и Леви-Брюля в школе С. Московичи.

Психологические идеи в России до ХIХ века.И.М. Сеченов, его жизнь и творчество. Учение о рефлексе. Влияние И.П. Павлова на развитие психологии.


Общая характеристика русской психологии в конце ХIХ – начале ХХ веков. Г.И. Челпанов как теоретик и организатор науки. Проблема перестройки психологии на базе марксизма. Формирование основных психологических школ отечественной психологии 20-30 гг.

Развитие психологии в советский период.Проблема соотношения идеологии и психологии. Л.С. Выготский и формирование культурно-исторической психологии. Д.Н.Узнадзе и теория установки. Отношение как новая психологическая категория. Б.Г. Ананьев: развитие представлений о человеке как предмете познания. Разработка комплексного подхода. Принцип единства сознания и деятельности. А.Н. Леонтьев и его вклад в развитие отечественной психологии. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. П.Я. Гальперин и теория поэтапного формирования умственных действий.

Современное состояние зарубежной и отечественной психологии. Межкультурные исследования. Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса. Понятие самоактуализации. Логотерапия В. Франкла. Развитие когнитивной психологии. Культурно-историческая психология М. Коула. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Проблемы языка и мысли в современной психосемантике.

Современное состояние отечественной психологии. Проблема соотношения академической и практической психологии.
РАЗДЕЛ II. «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ»

Методология психологии развития, акмеологии. Психология развития и акмеология – новые комплексные дисциплины в современном человекознании. Системно-интегративный характер психологии развития и акмеологии. Взаимодействие натуралистически-технократических и культурно-гуманистических ориентаций в психологии развития и акмеологии. Интегральное использование данных других наук в психологической теории и практике. Основные методологические подходы к определению объекта, предмета и задач психологии развития. Основные методологические подходы к определению объекта, предмета и задач акмеологии. Актуальные методологические проблемы психологии развития и акмеологии как развивающегося знания и как способа решения практических задач. Прикладные аспекты психологии развития и акмеологии. Методы исследований в психологии развития и акмеологии.


История становления психологии развития и акмеологии как отраслей научного знания. Периоды становления психологии развития. Системный период оформления психологии развития в самостоятельную дисциплину современного человекознания в конце ХХ века. Связи психологии развития с другими отраслями современной психологической науки. Системно-исторический анализ развития и формирования акмеологической теории и практики. Предпосылки и этапы возникновения и развития акмеологии, прогнозирование дальнейших перспектив ее развития.

Психологическая и акмеологическая характеристики развития человека. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Движущие силы и детерминанты психического развития. Предпосылки развития личности и ее интегральные характеристики. Акмеологическое понимание человека как индивида, личности, индивидуальности и субъекта деятельности. Понятие «акме» и достижение личностью высших уровней своего развития. Соотношение понятий («индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект») в психологии и акмеологии. Критерии определения показателей высших уровней развития человека, их диагностика.


Проблема возраста и возрастная периодизация.

Житейское социальное и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст.

Понятие «рост» и «развитие». Проблемы уровней психического развития. Социальная ситуация развития ребёнка как основная характеристика уровня. Противоречия, связанные с переходом ребёнка с одного уровня развития на другой. Виды противоречий. Обострение противоречий как возможный источник возникновения возрастных "кризисов". Показатели психического развития. Факторы психического развития: наследственность, среда, воспитание. Предпосылки психического развития: наследственность, прирождённые особенности.

Условия психического развития: среда, общественно-исторические отношения, психическая активность человека.

Закономерности психического развития: интеграция психики, пластичность, неравномерность. Проблема акселерации и отставание в психическом развитии.

Выделение периодов психического развития и определение их возрастных границ. Акмеологический подход к периодизации развития взрослого человека.

Основные концепции психического развития. Теории психического развития: концепция научения в бихевиоризме (Д. Уотсон, Эд. Торндайк, Б. Скинер); факторная теория психоанализа З. Фрейда; учение Ж. Пиаже о развитии операционного интеллекта; гуманистическая теория А. Маслоу). Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального. Проблема движущих сил и условия психического развития ребёнка в отечественной психологии. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Понятие "социальная ситуация развития", стабильные и критические возраста, характеристика кризисных периодов.

Психическое развитие, деятельность, общение и обучение.

Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребёнка. Понятие ведущей деятельности (А. Леонтьев, Д. Эльконин, А. Петровский). Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (Д.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

Детерминированность психического развития ребенка характеров общения со взрослыми и сверстниками. Общение как деятельность. Основные виды общения ребёнка со взрослыми (М.И. Лисина). Ребёнок, в группе сверстников.

Проблема обучения и развития в психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин). Проблема обучения в трудах Л.С. Выготского. Понятие "зоны ближайшего развития". Проблема сензитивных периодов.

Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теории планомерного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин), типы учения и их связь с психическим развитием ребёнка.


Возрастные особенности психического развития личности. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

Современные периодизации психического развития
дошкольника. Период новорожденности. Кризис новорожденности. Младенчество. Младенец как человеческий индивид. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Безусловные и ранние условные рефлексы. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс “оживления”. Социальная ситуация развития. Непосредственно-эмоциональное общение - ведущий вид деятельности младенца. Возникновение потребностей в эмоциональной общении и в удовлетворении "сенсорного голода". Ранняя депривация и ее последствия. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Развитие движений. Подготовительные стадии в развитии речи. Возникновение интеллекта. Характеристика первого года жизни.

Кризис первого года жизни. Общая характеристика психического развития ребенка раннего возраста.

Социальная ситуация развития. Предметно-орудийная деятельность - ведущий вид деятельности в раннем детстве. Формирование предпосылок игровой деятельности. Зарождение продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования) Развитие речи в раннем детстве Умственное развитие и особенности мышления. Сензитивный период развития речи. Формирование звуковой стороны речи. Переход к активному усвоению речи. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Роль оценки поведения ребёнка взрослым в развитии зачатков самосознания. Новообразования раннего возраста Возникновение стремления к самостоятельности.

Кризис трёх лет. Особенности физического и психического развития дошкольника Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Игра как ведущая деятельность дошкольника. Теории детской игры. Происхождение, структура детской игры. Значение игры для психического развития ребенка. Продуктивные виды деятельности. Роль взрослого в развитии игровой деятельности дошкольника. Элементарный труд и учение. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса.


Развитие познавательных процессов у дошкольника. Формирование характера. Развитие личности дошкольника Формирование иерархии мотивов. Дальнейшее развитие структуры самосознания. Осознание дошкольником своей индивидуальности и формирование самооценки. Роль притязания на признание в становлении личности. Особенности самооценки и самосознания дошкольника. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование соподчинения мотивов. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Младший школьный возраст.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Кризис 7-ми лет. Структура психологической готовности ребенка к школе. Понятие школьной зрелости. Основные направления обучения шестилетних детей. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребёнка в школу.

Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Особенности общения младших школьников. Умственное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Особенности памяти, воображения и внимания в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте, его важнейшие предпосылки и факторы. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Мотивы учения шести и семилетних детей. Знания, умения, навыки: условия и закономерности их формирования в младшем школьном возрасте. Формирование психологических новообразований в младшем школьном возрасте. Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия.

Характеристика подросткового возраста.

Анатомо-физиологическая перестройка организма у подростков и её отражение в психологических особенностях возраста. Социальная ситуация развития в отроческом возрасте. Понятия акселерации и инфантильности. Возрастные периоды отрочества. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Проблемы общения подростков. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка. Когнитивное развитие в подростковом возрасте. Самосознание подростка. Особенности идентификации с собственным «Я» в подростковом возрасте. Кризис личности в подростковом возрасте и его содержание. Чувство взрослости как основное новообразование подросткового возраста. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Роль ошибок семейного воспитания в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Предпосылки перехода к юношескому возрасту.


Период юности.

Современная периодизация психического развития в юношеском возрасте. Ранняя юность (старший школьный возраст). Социальная ситуация и основные задачи развития в юношеском возрасте. Учебная деятельность и особенности общения в юношеском возрасте Профессиональное самоопределение и психологические особенности выбора профессии. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов. Негативные тенденции. Развитие самосознания и особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в юности. Типы развития в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Личность в юности. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Творческая активность как реализация потребности в самовыражении.

Старший юношеский возраст (студенческий возраст). Особенности развития познавательных психических процессов и свойств личности в старшем юношеском возрасте. Умственное развитие и обучаемость. Адаптация к особенностям обучения в высшем учебном заведении. Формирование профессиональной направленности. Объективные и субъективные условия перехода к зрелости.

Проблема смысла жизни как доминирующая в юношестве. «Я» в пространстве социального взаимодействия, мирового сообщества.

Характеристика периода взрослости. Кризисы на этапе взрослости.

Проблема критериев взрослости человека и ее периодов. Современная периодизация зрелости. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Содержание понятия «акмеологический период развития». Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Предпосылки и факторы интеллектуального развития в период взрослости. Содержание жизненных задач на разных этапах взрослости. Ресурсы развития в период взрослости. Кризисы периода взрослости и их содержание. Взрослость и зрелость как важнейшее для акмеологии ступень жизненного цикла человека.

Смысл жизни как ориентир самоактуализации. Пути поиска экзистенции.

Характеристика пожилого возраста

Социальная ситуация жизни людей пожилого возраста. Психическое здоровье в период пожилого возраста. Творчество в пожилом возрасте. Характеристика познавательной деятельности в пожилом возрасте. Психологические новообразования в пожилом возрасте.

Старость как социальная и психологическая проблема.

Социальная ситуация жизни людей старческого возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. Общение в старости. Психологические новообразования старческого возраста. Кризисы старения и их содержание.

ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ I. «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Основная литература:


  1. Гайнутдинов, И.К. Психология: учеб.пособие /И.К. Гайнутдинов, А.К. Котова. – Ростов н./Д: Феникс, 2008. – 348 с.: ил.

  2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб.пособие. Учебное пособие /П.Я. Гальперин. – изд. 4-е. – М.: АСТ: КДУ, 2007. -400 с.: ил.

  3. Дубровина, И.В. Психология: учебник /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – 6-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 464 с.

  4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 4-е изд. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2008. – 440 с.

  5. Кравченко, А. Общая психология: учебное пособие. – М.: ТК: Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

  6. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие. – СПб: Питер, 2007. – 245 с.: ил.

  7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Н. Леонтьев. – 4-е изд. стер.- м.: Смысл; «Академия», 2007. – 511 с.

  8. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов/ А. Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2010.-583с.: ил.- (Серия «учебник для вузов»).

  9. Психология: учеб. /отв. ред. А.А. Крылов. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.
  10. Общая психология: В 7 т.: / Учебник для студ. высш. учеб.заведений. Под ред. Б.С. Братуся. -Том 4. Внимание /М.В. Фаликман. – М.: «Академия», 2006. –480 с.


  11. Психология: учебник/В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. Ред. А. А. Крылов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011.- 752с.

  12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие /Л.д. Столяренко. – Изд. 19-е – Ростов н./Д: Феникс., 2008. - 671 с.

  13. Столяренко, Психология, Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.: ил.

  14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии.16-е изд. учебное пособие/Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-672с.- (Высшее образование.)

  15. Филатов, Ф. Р. Общая психология в вопросах и ответах/Ф. р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-544с.: ил.- (Высшее образование).

Дополнительная литература:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2002.

  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М, 2002.

  3. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. – М., 2001.

  4. Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2001.

  5. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. СПб., 2001.

  6. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2001.

  7. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб.пособие. Минск; М., 2001.

  8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

  9. ЛиндсейП, Норманн Д. Переработка информации у человека. – М, 2001.

  10. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 2001.

  11. Маклакова А.Г. Общая психология. СПб., 2001.

  12. Первин Л., Джон О. Психология личности: теории и исследования. М., 2001.

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.

  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2002.

  15. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперимент, упражнения. СПб., 2001.

  16. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 2001.


«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Основная литература:


  1. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 216 с.

  2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 447 с.

Дополнительная литература:

  1. Александер, Ф. Человек и его душа : познание и врачевание от древности до наших дней / Ф. Александер, Ш. Селесник – М., 1995.

  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М, 2002.

  3. Вундт, В. Проблемы психологии народа / В. Вундт – М.,1998.

  4. Декарт, Р. Страсти души / Р. Декарт, соч. в 2 Т. – М., 1989.

  5. Ждан, А. Н. История психологии : от античности до наших дней / А. Н. Ждан – М., 1990.

  6. Ждан, А. Н. История психологии : от античности к современности / А. Н. Ждан – М., 1997.

  7. Лучинин, А.С. История психологии: учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. (Серия учебники для высшей школы»).

  8. Марцинковская, Т. Д. 50 выдающихся психологов мира / Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский – М., 1995.

  9. Немов, Р.С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631

  10. Петровский А.В. Психология в России XX век. М.. УРАО, 2001.

  11. Петровский, А. В. История и теория психологии : в 2 тт. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – Р н/Д, 1996.

  12. Петровский, А. В. История психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – М, 1994.

  13. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

  14. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский – М., 1996.

  15. Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века / М. Г. Ярошевский – М. : Академия, 1997.

РАЗДЕЛ II. «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ»

Основная литература:

1. Бурлакова, Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2007.–288 с.

2. Изотова, Е.И. Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник, 4-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2004, 2007. – 442 с.

4. Психология среднего возраста, старения, смерти. Под ред. А.А. Реана. – СПб.: « прай-ЕВРОЗНАК», 2009. – 384 с.

5. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие /Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

6. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 382 с.

7. Хойфт, Г. Геронтопсихосомантика и возрастная психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г. Хойфт, А. Крузе, Г. Радебольд. – М.: Академия, 2008. – 370 с.

8. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 160 с.

Дополнительная литература:


  1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2008. – 464 с.

  2. Кон, И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 336 с.

  3. Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. 2003. – 208 с.

  4. Пахальян В. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил.