reforef.ru 1
http://sch106.trg.ru/images/bookgh8.gif


Программа развития библиотеки – лаборатории

Если ты планируешь будущее всего на один год, сей зерно.

Если ты рассчитываешь на десять лет, сажай дерево.
Если ты рассчитываешь на сто лет, обучай народ.

(Из китайской мудрости)
Раздел I. Пояснительная записка
Библиотека школы входит в состав школьного библиотечного медиацентра, который является специализированным подразделением школы. Медиацентр принимает участие в реализации образовательных программ учреждения, районной и школьной программ информатизации на основе государственных программ «Информатизации образования».

Функционирует на основании Закона РФ «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки РФ и Алтайского края, управления образования Павловского района, Устава школы. Медиацентр является центром информационно-ресурсной базы, представляющей как собственные, так и удаленные библиотечно-информационные ресурсы педагогическим работникам, обучающимся и родителям. Администрацией школы определены стратегические интересы и приоритеты развития библиотеки. Создан пакет документов, регламентирующий деятельность школьной библиотеки: нормативно-правовое обеспечение функционирования библиотеки; документация школьного библиотекаря; статус библиотеки, её миссия и цели отражены в регламентирующих документах образовательного учреждения.

      Видовой состав традиционных средств информации в школьном библиотечном медиацентре расширен новыми электронными CD и DVD-ROM-дисками, аудио- и видео носителями. Фонд на электронных носителях укомплектован энциклопедиями и справочниками, программированными материалами. Библиотечный медиацентр в школьном едином информационном образовательном пространстве несёт нагрузку, связанную с общей каталогизацией, контролем за обращениями, созданием медиасредств, имеющихся в медиацентре. Документы и справочные материалы в компьютере библиотекаря расположены в соответствующих папках, созданных в соответствии с тематикой.

Библиотека обслуживает читателей на абонементе, в читальном зале, в учебных кабинетах.

В библиотеке сформирован фонд справочной, программно - художественной литературы, но недостаточно научно-познавательной литературы по отраслям знаний, литературы по краеведению. В библиотеке создана комфортная образовательная среда, ее работа направлена на развитие познавательных интересов учащихся, умению самостоятельно приобретать знания с помощью книг, новых компьютерных технологий, содействует повышению интеллектуального уровня учащихся, формирует исследовательские навыки и знакомит с алгоритмом поиска информации.
При работе над данной программой сделан вывод, что медиацентр должен отвечать постоянно изменяющимся образовательным и индивидуальным потребностям участников учебного процесса школы. Поэтому необходима постоянная работа по оценке этих потребностей в нашей школе. Существующие потребности учителей достаточно велики. Прежде всего, потому, что учитель нуждается в более полноценной подготовке к урокам и систематическом повышении профессионального уровня. Это предполагает оказание медиацентром постоянной помощи в развитии самостоятельной деятельности педагогов, связанной с нововведениями (оказание услуг по выбору содержания, методики, использования медиасредств); в совместном проведении уроков или других занятий с использованием компьютерных и других информационных технологий; в создании презентаций на основе имеющихся медиаобъектов в библиотечном медиацентре; в копировании учебных материалов; в получении информации о новых мультимедиа или Интернет-ресурсах по предмету; в тесном взаимодействии с учащимися и коллегами для подтверждения того, что школьники учатся работать самостоятельно с имеющимся фондом медиасредств; в совершенствовании своих собственных знаний о технологиях.

Для учащихся школ характерны потребности двух видов: связанные с учебной работой и индивидуальными интересами. Перечислим некоторые из них: потребность в чтении книг; просмотре и прослушивании видео-, аудиоматериалов, CD-ROM, DVD-дисков, др.; записывании в текстовом редакторе тех идей, которые они извлекают из фондов медиацентра; создании компьютерных презентаций своих выступлений на уроке; в приобретении практических умений, связанных с различным использованием технических средств и т.д.


Учитывая эти потребности, миссия школьной медиатеки заключается в следующем:

Школьный медиацентр обеспечивает равные возможности по доступу, осознанию и применению информации всем участникам образовательного процесса;

Становясь системообразующим элементом школы, под развивающиеся запросы социума, школьный медиацентр предоставляет равные возможности в развитии личности через доступность информационных, образовательных и консультационных услуг;

Через эффективную деятельность медиатеки школы – к качественному образованию, от качественного образования – к качеству жизни.
Раздел
II. Информационная справка о библиотеке
Библиотека функционирует с 1988
года. Первоначальная площадь библиотеки -78,3 кв.м.

С 2002 г. - на базе библиотеки начал функционировать информационно-методический центр «Книжная планета» (площадь помещения- 150,3 кв.м.)

2003 г. – создан школьный библиотечный медиацентр (общая площадь -233,2м2.).

С 2006 г. – работает в режиме развития.

Все учащиеся школы, учителя являются читателями библиотеки, а также двери библиотеки всегда открыты для родителей.

 Объем основного фонда библиотеки - 9290  экземпляров.

Из них справочной – 447 экз.

 Объем фонда учебной литературы  - 3594 экземпляров.

 Обращаемость за год составляет 4,3 % в год.

В библиотеки созданы все условия для полноценной работы пользователей: интерьер помещения, благоприятная атмосфера, современное техническое оснащение, укомплектован фонд программно - художественной, справочной литературой, материалами на нетрадиционных носителях информации (частично). Библиотека работает полный день без перерыва на обед (с 8 до 17 час.).
Раздел III. СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

В России действует около 60 тысяч школьных библиотек, что составляет почти половину общебиблиотечной сети страны. Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользователей всех остальных типов библиотек. Социальная роль библиотеки определяется следующими направлениями ее деятельности:


концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;

приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;

формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы:


  • отсутствие централизованного комплектования фондов библиотеки сказывается на качестве информационных фондов;

  • у школьной библиотеки появились мощные конкуренты: телевидение, видео, компьютеры;

  • тенденция к снижению детского чтения.

(Дети мало читают, в основном поверхностно и то, что предусмотрено школьной программой. Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение подходит и к ученику. Учитель создает мотив учения, а мы помогаем им самостоятельно достичь хороших результатов).

Внедрение новых информационных технологий в библиотечную работу – актуальное веление времени. Имеется глубокое убеждение, что наша библиотека в своей деятельности по информационному обслуживанию читателей должна умело сочетать применение новых информационных технологий с сохранением и использованием традиционных источников информации.

Хочется видеть свою библиотеку сильным современным информационным центром. С чего начать? Что положить в основу развития библиотеки, что выбрать стратегическим направлением деятельности?
IV. Концептуальные основания программы развития библиотеки-лаборатории

Программа развития библиотеки-лаборатории коррелируется, прежде всего, со следующими программами:


а) концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года;

б) планом школьной программы развития «Наша новая школа» (2009-2010 г.).
Тенденция развития нашей школы требует инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой, в том числе перед библиотекой, как структурным подразделением, ставится новая задача: подготовить ученика к новым, быстроменяющимся условиям, что требует:

- во - первых, создание такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, содействующих, наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учебный процесс должен помочь учащимся раскрыть значение получаемых в школе знаний и показать их практическое применение в жизни, необходимость развития познавательных навыков учащихся, выработка стремления и умения самостоятельно участвовать в творческом исследовательском процессе.

Одно из направлений работы педагогического коллектива и работников библиотеки в создании полноценной образовательной среды – библиотека -лаборатория.

Библиотека-лаборатория – это информационно-образовательный центр, выполняющий педагогические функции, которые позволяют давать знания, умения, навыки, необходимые каждому школьнику для продолжения образования и самообразования, создающий оптимальные условия для воспитания юных граждан как будущего стратегического ресурса страны.

Цель библиотеки – лаборатории помочь учителям изменить их традиционное видение урока через внедрение новых информационных технологий, через удовлетворение потребностей педагогического коллектива, учащихся, их родителей в информационных ресурсах, через накопление и тиражирование различных фондов информационных материалов:

 обеспечение всех участников образовательного процесса полноценной, разносторонней поддержкой при подготовке к учебным занятиям (получение библиографической справки, просмотр, оценка и выбор необходимой литературы, видео - или медиаматериалов по теме занятий; подготовка проектов, научно-исследовательских работ);


повышение качества профессионального мастерства педагогов (получение оперативной информации о выходящей в стране методической и педагогической литературе и новых медиасредствах; создание оптимальных условий для воспитания юных граждан как будущего стратегического ресурса страны, реализация средствами библиотеки концепции обучения.

Основные направления в работе библиотеки-лаборатории:


  • формирование специализированного книжного фонда и фонда периодических изданий определенной направленности, а также литературы дополнительного образования;

  • подготовка библиографических пособий, аннотированных списков литературы для обеспечения учебного процесса в школе;

  • оказание информационной и консультативной помощи обучающимся в организации научно-исследовательской работы;

  • внедрение новых форм и методов библиотечно-информационной работы с использованием телекоммуникационных средств и интерактивных технологий при обслуживании учащихся.

Задачи программы развития:


  • Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию. Обработка информации.

  • Комплектование фонда на традиционных носителях информации- книги, периодические издания (по отраслям знаний).

  • Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

  • Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до пользователя.

  • Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (учебников, журналов, газет, видеоматериалов).

  • Составление аннотированного каталога материалов на электронных носителях.

  • Накопление собственного банка педагогической информации.

  • Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах, исследовательской деятельности и т.д.

  • Проведение внеклассной работы на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.


  • Формирование интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

  • Формирование информационной культуры и культуры чтения.

  • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.



Раздел V. Основные мероприятия по реализации программы развития




Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Продолжать работу по компьютерной каталогизации и обработки основного фонда библиотеки (книги, периодические издания)

До 1.01.2011г.

Сотрудники медиацентра

2

Функционирование автоматизированной информационно - библиотечной системы АИБС «МАРК-SQL». Выдача литературы, отчетность и т.д.

С 1.09.2011 г.

Сотрудники медиацентра

3

Размещение на школьном сайте продуктов деятельности библиотеки (сценарии мероприятий, библиотечных уроков, презентаций и т.д.)

Февраль - декабрь 2010 г. и т.д. (ежемесячно).

Зав. библиотекой,

зам. директора по информатизации

4

Создание электронного альбома «История медиацентра. Медиацентр XXI века»


(2001 -2009 гг.)

Размещение на сайте школы.


Апрель-июль

Зав. библиотекой,

актив библиотеки,

зам. директора по информатизации



«История медиацентра. Медиацентр XXI века»

(2010 -2015 гг.)

Размещение на сайте школы.

Постоянно

Зав. библиотекой,

актив библиотеки,

зам. директора по информатизации

5

Комплектование фонда художественной, публицистической и научной литературой, CD и DVD дисками о родном крае.

По мере финансирования

Зав. библиотекой,

учителя-предметники

6

Создать и осуществить проект «Под светом семейного абажура». (Привлечение семьи к решению проблем распространения чтения в среде младших школьников.

Выступления перед родительской аудиторией: «Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы», «Семейное чтение. Зачем?» (Совместно с сотрудниками сельской библиотеки).

Май-сентябрь


Зав. библиотекой

7

День открытых дверей. Привлечение родителей к участию в массовых мероприятий библиотеки:

«Дом, в котором живут книги» - посвящение первоклассников в читатели;

«Неделя детской книги» - мероприятия по плану работы библиотеки.

Февраль- апрель

Зав. библиотекой

8

«Волонтеры книжной культуры» - сотрудничество с сельской библиотекой. Активизация детского чтения. Совместные мероприятия.


Постоянно

(по плану работы библиотеки)

Зав. библиотекой

9

Оформить постоянно действующую выставку «Творчество наших читателей» (рефераты, сочинения, доклады, газеты и т.д.).

Апрель

Зав. библиотекой,

учителя-предметники (предоставляют информацию)

10

Систематизация электронных ресурсов:

Февраль-декабрь

Сотрудники медиацентра


10.1

Сбор банка данных методической продукции в электронном варианте: разработки уроков, презентации к урокам, методическая литература по предметам и по внеклассной работе и т.д.

До 1.10 2010 г.


Сотрудники медиацентра,

методические объединения школы


10.2

Создание информационного банка данных по различным темам и направлениям, создаваемых учащимися в учебно-воспитательной деятельности (доклады, рефераты, презентации, выступления на семинарах и конференциях, результаты самостоятельных исследований и т.д.).



Февраль-май

Сотрудники медиацентра;

Учителя, учащиеся

(предоставляют информацию постоянно)

10.3

Комплектование фонда информационных ресурсов через Интернет

Постоянно


Сотрудники медиацентра,

педколлектив, учащиеся

10.4

Комплектование фонда CD и DVD дисков по различным темам и направлениям.

При наличии финансирования.

Сотрудники медиацентра.

11

Создание модели электронного аннотированного каталога БД школы.

Март

Сотрудники медиацентра


12

Функционирование электронного аннотированного каталога БД школы.


1.09.2012 г.

Сотрудники медиацентра


Раздел VI. Этапы реализации

2010 год – февраль - разработка программы развития библиотеки-лаборатории (шаги реализации по пунктам 1-11 основных мероприятий программы развития);

2011 год – Функционирование автоматизированной информационно - библиотечной системы АИБС «МАРК-SQL». Выдача литературы, отчетность и т.д.;

2012 год – Функционирование электронного аннотированного каталога БД школы;

2013 год – Пополнение фондов информационных ресурсов;

2014 год – Пополнение фондов информационных ресурсов;

2015 год - Пополнение фондов информационных ресурсов.
Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации программы
а) Создана коллекция электронных ресурсов;

б) Имидж школы;

в) Привлекательность библиотеки для детей и подростков;

г) Качество образования.

модель библиотеки

Ответственный за разработку и реализацию программы зав. библиотекой Г.В.Тагильцева