reforef.ru 1

Программа по СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ГНОСЕОЛОГИЯ



ТЕМА 1. ГНОСЕОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, этическое, искусство, познание и др. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Агностицизм и скептицизм. Эволюция представлений о познании в истории философии. Познание как отражение и познание как конструирование действительности.

Предмет и метод гносеологии, ее основные проблемы. Необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к гносеологической проблематике. История познания как «эмпирическая база» теории познания. Возрастание в ней роли принципа историзма. Плюрализм в гносеологии. Человек – как основной «центр» всей ее проблематики. Гносеология как учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Познаваемость мира как регулятивный принцип и гносеологический идеал. Цель и смысл познания. Связь гносеологии с онтологией, с другими науками и познании и мышлении.

Основные направления в гносеологии: метафизически-материалистическое – натурализм; субъективно-идеалистический гносеологический психологизм; теоретико-познавательный трансцендентализм: анализ познания как духовного производства в социокультурном контексте. Фундаментальные положения диалектико-материалистической теории познания.

Особенности эпистемологических концепций в современной западной философии: позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, герменевтика и эволюционная эпистемология. Характеристика постмодернизма в гносеологии.
ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЗНАНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знание как необходимый компонент всех видов человеческой деятельности. Основные смыслы термина «знание». Многообразие форм знания: преднаучное, вненаучное («донаучное», «паранаучное», «псевдонаучное», «антинаучное» и т.д.) и научное (естественнонаучное и гуманитарное); явное и неявное, личностное (М. Полани) и личное; практическое, духовно-практическое и теоретическое. Проблема классификации форм познавательной деятельности: обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское и т.п.


Мнение, вера, знание. Достоверность, очевидность и знание. Знание как вера, предмет которой реально существует и которая может быть обоснована. Психологическая уверенность и эпистемическая очевидность. Вера и гипотеза. Вера и мнение. Вера и убеждение. Вера необоснованная, вера фанатичная и вера рациональная. Степени рациональности веры. Очевидность, вероятное знание, вера. Вера как доверие авторитету. Роль веры в принятии парадигмы познания, познавательной традиции. Вера и предрассудок. Вера и критицизм. Укорененность веры в социальном опыте, традициях, повседневном мышлении. Вера как конструктивный компонент познания. Соотношение веры и сомнения. Виды соотношения знания и веры в культуре: взаимоотрицание и рядоположенность. Проблема соотношения веры и знания в русской религиозной философии. Познание и эзотеризм. Динамика знания, его изменение, развитие и т.д. Концепция роста знания в современной постпозитивистской философии (К. Поппер, Т. Кун и др.).Кумулятивизм и антикумулятивизм.

ТЕМА 3. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

Две формы объективного процесса: природа и целесообразная деятельность людей. Понятие практики в истории философии. Практика как общественная орудийная деятельность, ее основные признаки. Концепция практики как чувственно-предметной, материальной деятельности по изменению действительности. Практика – основа всех форм жизнедеятельности человека. Основные формы практической деятельности. Проблема взаимосвязи знания и практики в концепции К. Поппера.

Основные функции практики в процессе познания: источник, основа, цель познания и критерий его истинности. Единство ее объективной и субъективной сторон. Познание как производная от практики форма деятельности.

Генезис познания в процессе труда. Социальная природа познания. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса. Необходимость объединения гносеологических и социологических «концептуальных схем» в единую теорию познания.

ТЕМА 4. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Понятие объекта и субъекта познания. Активная роль субъекта в познании. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъект познания. Диалектика индивидуального и социального в познании. Концепция уровней человеческого «Я» К. Ясперса, «бессубъектная» эпистемология К. Поппера. Специфика эволюционистского подхода к субъекту познания. Субъект познания как единство антропологического, трансцендентального и социального.

Условность, относительность границы между объектом и субъектом и их непрерывное сближение в процессе познания. Невозможность устранения субъекта на любом этапе познавательного процесса. Субъективизм и объективизм.

«Мыслительные коллективы», их особенности. Их стиль мышления и их история.

Постепенная включенность субъективной деятельности в «тело» знания – существенная черта науки ХХ века.

Необходимость постоянного учета характера получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций познающего субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами и смысло-жизненной ориентацией.

Объектное осмысление действительности и его ограниченность. Идеальное воссоздание объекта в знании. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Специфика познания ненаблюдаемого объекта. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъектно-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Роль субъектно-объектных отношений, общения, коммуникации в познании. Коллективный характер познания. Система ценностных ориентаций субъекта познания.

Трансформация объекта и идеала объективности в современной (постнеклассической) науке. Исторически развивающиеся, самоорганизующиеся сложные открытые системы ( в т.ч. «человеко-размерные») – новые объекты теории познания.

Диалектика объекта и субъекта познания.

ТЕМА 6. ПРЕДМЕТ И ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК.

Специфика формирования гносеологического образа, основные его характеристики. Проблема адекватности образа и активности сознания. Субъективное и объективное в образе.


Образ и знак, их взаимосвязь. Генезис знаковой деятельности. Значение знака как «идеального бытия» другого тела. Проблема интерпретации знака как проблема значения.

Социальная природа знака и значения. Роль знака и знаковых систем в познании. Коммуникативная т познавательная функции знаков. Классификация знаков. Исторические типы знаковой трансляции культуры ( М.К. Петров). Единство образного изнакового в познании.

Предметная теория значения. Основные семиотические концепции значения: синтаксическая (Р. Карнап, Г. Райл, у. Куайн); семантическая (Г. Фреге, М. Даммит); прагматическая – «значение как использование» (Л. Витгенштейн).


ТЕМА 5. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Знание, отражение, информация. Характеристики сенсуализма, рационализма, эмпиризма. Типы рациональности. Соотношение рационального и иррационального в познании и деятельности.

Чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления. Их особенности и гносеологическое значение. Созерцание как всеобщая и необходимая форма чувственного конструирования знания. Проблема восприятия как выдвижения объект-гипотез и категоризации чувственных данных. Специфика представления.

Рациональное познание (абстрактное мышление) как качественно новая ступень отражения действительности и его социальная обусловленность. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения и их взаимосвязь. Концепция развивающегося понятия.

Развитие мышления в его необходимости. Рассудок и разум как уровни мышления, их особенности. В. Соловьев о механическом и органическом мышлении. Диалектико-материалистический поход к анализу категорий рассудка и разума как уровней мышления.

Идея – высшая форма понятия. Категория идей в истории философии. Идея как гносеологический идеал и форма разрешений противоречий. Формы реализации идеи и субъективные средства ее объективирования. Противоречия процесса развития познания, их источник и разрешение. Единство чувственного и рационального в познании.


ТЕМА 6. ПОЗНАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Принцип отражения в гносеологии. Преодоление расширенного толкования отражения и сведения к нему всей познавательной деятельности. Фундаментальные операции познавательной деятельности: отражение, репрезентация, интерпретация, конвенция.

Познание, отражение, творчество. Понятие творчества, его основные формы и стимулы. Детерминация творчества. Диалектика творческого процесса, его структура и основные этапы. Творчество и возникновение нового знания. Единство продуктивного и репродуктивного в творчестве. Концепции «творческой эволюции» (А. Бергсон) и «смысла творчества» (Н. Бердяев). Творческое познание, предвидение и целеполагание.

Воображение, память, интуиция, фантазия и их роль в творчестве. Единство интуитивного и дискурсивного в познании. Интуитивизм в западной и русской религиозной философии.

ТЕМА 7. ПОЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Понимание в структуре познания и его предмет. Диалогическая природа понимания. Основные подходы к пониманию: как осмысление, интерпретация, смыслопорождение. Понимание как «реальное движение в смыслах», процесс постижения смысла («сути дела»).

Понимание, самопонимание и взаимопонимание. Понимание и непонимание. Общение и «стихия языка» как условия понимания. Объяснение и понимание, их взаимосвязь. Текстовая природа понимания.

Исторические традиции в трактовке понимания: психологическая интерпретация понимания уау уанала субъективации знания (В. Дильтей), Ф. Шлейермахер); трансцендентальная интерпретация – понимание как приобщзение к данной системе значений (Г. Рикерт, М. Шелер); методологическая интерпретация (П. Рикер). Объясняющее и актуальное понимание.

Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании. Сложный, опосредованный характер взаимосвязи субъекта и объекта последнего. Особая роль философии и диалектического метода в гуманитарном познании. Отсутствие в нем общепризнанных парадигм.


ТЕМА 8. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Истина как соответствие знания предмету, предмета своему пониманию. Адекватность и истинность как характеристики знания. Проблема истины в истории философии. Истина как цель познания, субъективный образ объективного мира.

Классическая концепция истины, ее основные положения и их ограниченность. Истина как результат познания и основа для последующего углубления знаний. Объективность истины и принцип активности субъекта в познании. Соотношение истины и формальной правильности. Истина как процесс. Диалектика абсолютного и относительного, субъективного и объективного в истине. Догматизм и релятивизм. Конкретность истины. Восхождение от абстрактного к конкретному. Практика – основа объективности познания. Парадоксальность научных истин. Истина как системное знание. Проблема истины в социальном познании. Истина, оценка, ценности и их влияние на познавательный процесс. Истина и убеждение.

Заблуждение как противоположная истине характеристика знания. Природа заблуждений в научном познании и их виды. Достоверное и вероятное знание. Социальная природа заблуждений, их объективные и субъективные источники. Специфика заблуждений в социальном познании. Проблема соотношения истины и заблуждения в философских концепциях. Пути и способы преодоления заблуждений.

Проблема критерия истины и его понимание в различных философских концепциях. Диалектико-материалистическое понимание практики как решающего критерия истины. Абсолютность и относительность практики в единстве всех ее форм и в развитии как критерия истины. Специфика практики как критерии истины социального знания. Гносеологический статус внеэмпирических критериев истины. Логический критерий истины и его два вида: формальный и диалектический, их взаимосвязь. Взаимодействие практического и логического критериев истины в процессе познания.

Диалектика истины и заблуждения.

Теория корреспонденции в позитивизме и постпозитивизме. Конвенционалистский характер теории когеренции. Семантическое определение истины и его трансформация в постпозитивизме. Ограниченность прагматической концепции истины и ее критериев. Проблема истины в современной гкрменевтике., философии науки, структурализме. Постмодернистское понимание проблемы истины и заблуждения.

ТЕМА 9. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ (общая характеристика)1

Научное познание как форма деятельности, его объективность и предметность. Особенности научного познания. Критерии научности. Понятия научного метода и методологии.

Исторический характер науки и научного познания. Проблема периодизации истории науки и ее внутренние закономерности развития. Классификация науки и ее критерии. Естественные и социогуманитарные науки: сходство и различие. Специфика познания социальных явлений.

Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Усиление взаимодействия науки, техники и производства как характерная черта современного общественного развития. Этос науки. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различение по предмету и формам знания. Зависимость эмпирического познания от концептуальных предпосылок. «Теоретическая нагруженность» опыта, фактов.

Проблема как исходный пункт научного исследования. Преждевременные и мнимые проблемы, причины их возникновения. Научные и практические проблемы.

Формы знания на эмпирическом и теоретическом уровнях: научный факт, эмпирический закон, гипотеза, идея, принцип, знаковая модель, теория.

Сущность, структура и функции теории. Закон как ключевой ее элемент. Специфика социальной теории, внутренние и внешние источники ее развития, проблема смены теорий в истории науки. Основные виды (типы) научных теорий. Критерии выбора теорий. Роль философских принципов в построении и развитии теорий. Границы применимости научной теории и проблема их определения. Опредмечивание научного знания. Практическая реализация теории и ее условия.

Взаимодействие теории и практики. Особенности функционирования знания в современном постнформационном обществе. Многообразие форм использования компьютерной техники в науке и образовании нашего времени. Компьютеризация и новые методы хранения и поиска научной информации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Обязательная

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Раздел «Теория познания».

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1996. Разд. 2.

  3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2. М., 1989. Гл. X, XI, XIII.

  4. Диалектика познания. Л., 1985.

  5. История философии: учебник для вузов. Ростов н/Д., 1999.

  6. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. М., 1991. Разд. IV, § 2 – 3.

  7. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

  8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1995 – 1997, в хрестоматии – разделы 6 – 8.

  9. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. М., 1999. Гл. XII.

  10. Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов н/Д, 1998. Разд. V.

  11. Философия: Учебник для вузов. Ростов н/Д. 1995-1998. Гл. XI, XII.

  12. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  13. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д., 1997.

Кохановский В.П.


1 Данная тема будет подробно изучаться в IV части данного курса и в курсе «Философия и методология науки».