reforef.ru 1

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет социологии


Программа дисциплины
"Социология"

для направления 030200.62 Политология

подготовки бакалавра



Автор программы: кандидат социологических наук,

доцент Симонова О.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2010 г. «___»_______________ 2010 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2010 г.

Москва, 2010


I. Пояснительная записка.

Аннотация:

Социология представляет собой одну из фундаментальных учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области гуманитарных наук. Курс состоит из следующих разделов «Социология как наука»; «История социологии»; «Культура и общество»; «Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»; «Социальный контроль и отклоняющееся поведение»; «Социальные институты»; «Этнические общности»; «Социальные процессы, социальные изменения и движения».

Курс лекций «Социология» представляет собой изложение основных положений общей социологической теории. Основное внимание в нем уделяется социологическому анализу системы взаимодействия составных частей и процессов общества. Этот анализ основан на рассмотрении социальных фактов и объясняющих их социальных моделей (концепций).

Курс нацелен на ознакомление студентов с социологической культурой, культурой профессиональной социологической деятельности. В основе курса - демонстрация возможностей современных социологических теорий в понимании социальной реальности. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой социальных изменений, функционированием основных социальных институтов, действием социальных норм и ценностей в жизни общества, а также роли социальных организаций в современном обществе. Акцент делается на особенностях социологического анализа разнообразных общественных феноменов и на значении этого анализа для профессиональной деятельности, а также его роли в понимании современного российского общества.


В соответствии с принятым в ГУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология» предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, написание реферата по предлагаемым темам. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим слушателей вопросам. По окончании курса - сдача зачета по результатам эссе, домашнего задания и работе на семинарах.
Требования к студентам:

данный курс рассчитан на студентов второго курса факультета менеджмента, поэтому студент должен иметь знания в области обществознания в объеме средней школы и знания по социальным наукам в объеме тех курсов, которые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студенты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с литературой.

Учебные задачи курса «Социология»:

курс можно рассматривать как ознакомление с основами социологического анализа, позволяющее сформировать научную культуру студентов, их теоретическое мышление, поэтому учебными задачами данного курса можно считать следующие:


  • дать изучающим широкое представление о спектре тем и проблем современной социологии;

  • познакомить с основными принципами и понятиями дисциплины;

  • сформировать понимание закономерностей функционирования общества;

  • привить некоторые навыки социологического мышления;

  • привить навык свободно ориентироваться в социологической литературе и использовать приобретенные понятия и навыки в интересах собственной профессиональной деятельности.


По окончании изучения социологии в объеме данной программы студент должен:

  • знать основные принципы и понятия социологии, некоторые основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем;
  • уметь анализировать события и факты с позиций социологии;


  • иметь представление о главных отраслях социологического знания.


Формы контроля:

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах и написание реферата, каждый вид работы оценивается по 10-ти балльной шкале;

  • итоговый контроль проводится в форме экзамена (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):

  • W (работа на семинарах) = 0, 6; W (реферат) = 0, 4.

  • итоговая оценка: от 0 до 3 – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов -«удовлетворительно», от 6 до 7 баллов – «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично».



II. Содержание программы.
Тема 1. Социология как наука.

Особенности социального познания. Основные отличия социального познания от естественнонаучного. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные науки и их место в системе знания. Как мыслит социолог: понятие социологического воображения и социологической культуры. Социология, здравый смысл и обыденное мышление.

Социология как наука. Метод социологии. Понятие социального факта. Основные функции современной социологии: описание, объяснение социальных процессов, их предвидение и формирование, социальная технология. Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология.

Научные методы в социологии (наблюдение, опрос, эксперимент, анализ текстов и анализ статистических данных). Проблема социологического измерения. Планирование и проведение социологического исследования.

Профессиональная этика социолога.

Основная литература:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 14-39.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 7-37.

Дополнительная литература:

  1. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.

  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 707-735.


  3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 547-601.

  4. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  5. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.

  6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  7. Сорокин П. А. Система социологии М., 1993, т. 1.


Тема 2. История социологии.

Формирование представлений об обществе в различные эпохи (античность, Средневековье, Новое время). Когда и где начинается социология? Возникновение социологии (теоретические системы О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классики социологии начала ХХ века (М. Вебер, и Э. Дюркгейм). Социология в России. Многообразие социологических исследований и теорий в ХХ веке.

Основная литература:

1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

2. История социологии в Западной Европе и США/ Отв. Ред. Г. В. Осипов. М., 1993.

Дополнительная литература:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.


Тема 3. Культура и общество.

Что такое культура? Различные смыслы понятия «культура». Общества животных и общества людей. Соотношение биологического и социокультурного в человеке и обществе. Разнообразие культур в рамках одного общества и цивилизация в целом. Материальная и духовная культура.

Культура и социальная система. Cодержание культуры: ценности, верования, нормы, материальные носители, язык. Понятие социальных норм и ценностей, их значение для общества. Понятия терминальных и инструментальных ценностей. Нормы формальные и неформальные. Традиция и обычай.


Субкультура и контркультура. Современная молодежная субкультура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.

Основная литература:


  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 40-69.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 38-67.

Дополнительная литература:

  1. Библер В. С. Культура. Диалог культур// Вопросы философии, 1989, №6.

  2. Гидденс Э. Социология. М., 2000.

  3. Дубин Б. В. Культурная динамика и массовая культура сегодня//Куда идет Россия. М., 1994.

  4. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

  5. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.


Тема 4. Социальные взаимодействия.

Как люди понимают друг друга в обществе? Различные языки общения (вербальный и невербальный язык). Язык и его социальное значение. Социальные и физические дистанции в общении.

Дж. Г. Мид о формах взаимодействия в обществе. Роли и социальное взаимодействие (принятие роли «другого», исполнение роли, ролевой конфликт, ролевое напряжение, регулирование и балансировка ролей). Ролевые конфликты в современном обществе.

Самораскрытие человека в общении и взаимодействии с другими людьми.

Основная литература:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 130-167.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 113-142.

Дополнительная литература:

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  2. Кравченко Е. И. Э. Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.

  3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  4. Филиппов А. Элементарная социология пространства//Социологический журнал, 1995, №1.

  5. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1997.


Тема 5. Социализация.

Социализация как процесс усвоения культуры. Становление личности: соотношение воспитания и социализации. Особенности социализации в традиционном и современном обществе.


Основные концепции социализации (теория «зеркального Я» Ч. Кули; формирование индивида в теории Дж. Г. Мида; когнитивное развитие человека в теории Ж. Пиаже; психоаналитическая концепция социализации З. Фрейда; культурологическая теория Э.Г. Эриксона).

Понятие первичной и вторичной социализации. Основные инструменты и агенты социализации. Роль референтных групп в процессе социализации. Этапы перехода к социальной зрелости (принцип взросления, социализация взрослой личности).

Основная литература:


  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 94-129.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 68-79.

Дополнительная литература:

    1. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

    2. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

    3. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.

    4. Гидденс Э. Социология. М., 2000

    5. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

    6. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество//Социологические исследования, 1995, №6.

    7. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.


Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация.

Определение общества и его основные признаки. Социальная структура общества, ее элементы (статус, роль, институт).

Неравенство и социальная стратификация. Исторические типы обществ и различные системы социальной стратификации (общество охотников и собирателей, сельское общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество). Касты, сословия, слои, классы. Различные теории социальной стратификации (М. Вебер, функционалистский подход, конфликтологическая теория).

Современные концепции классовой структуры общества (низший класс, рабочий класс, низший средний класс, высший средний класс, высшие классы). Жизненные возможности и стили жизни различных классов. Классовый конфликт и классовое сотрудничество.


Географическая и социальная мобильность. Виды социальной мобильности (горизонтальная и вертикальная мобильность). Теория социальной мобильности П.А. Сорокина. Тенденции социальной мобильности в современном российском обществе.

Основная литература:


  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 70- 93, 273-389.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 80-94, 212-235, 291-305.

Дополнительная литература:

  1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования, 1992, №11.

  2. Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования, №5, 1994, с. 147-157.

  3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  4. Заславская Т. И. Современная структура современного российского общества// Общественные науки и современность, №2, 1997.

  5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.

  6. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  8. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе//Общественные науки и современность, 1997, №5.


Тема 7. Социальные группы и организации.

Понятие социальной группы как одно из главных понятий социологии. Основные признаки группы. Группы и квазигруппы (социальные агрегаты и категории). Многообразие социальных групп, виды социальных групп (первичные вторичные; малые и большие; формальные и неформальные). Принципы внутригруппового и внегруппового взаимодействия. Групповые нормы и санкции. Лидерство в группе. Значение групп в современном обществе.

Формальные организации. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Соотношение формальных и неформальных структур в организации. Социология бюрократии. Бюрократия и бюрократизм.


Социальная природа управления. Структура управления. Основные понятия современного менеджмента.

Основная литература:


  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 168-196, 243-272.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 170-211.

Дополнительная литература:

  1. Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. проблема бюрократии у Макса Вебера// Вопрос философии, 1991, №3.

  2. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972.

  3. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

  4. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона. М., 1989.

  5. Пригожин А. И. Социология организаций. М., 1980.

  6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  7. Социология в России. М., 1998.

  8. Щербина В.В. Социология организаций// Социологические исследования, №6, 1998.

  9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1997.


Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Нормы, ценности, санкции - три составляющие социального контроля. Основные механизмы социального контроля. Социальный контроль и самоконтроль.

Отклоняющееся (девиантное) поведение, его относительность. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения. Различные теории отклоняющегося поведения. Преступность как социальный факт.

Понятие аномии. Соотношение понятия аномии и отклоняющегося поведения. Современное российское общество с точки зрения социологической теории аномии.

Основная литература:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 197-242.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 95-112.

Дополнительная литература:

  1. Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997.
  2. Гилинский Я. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие, Спб., 1993.


  3. Лунеев В.В. Преступность в ХХI веке (методология прогноза)//Социологические исследования, 1996, №7.

  4. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования, 1992, №2,3,4.

  5. Мур Э. М. Наше преступное общество. М., 1977.

  6. Наркомания как форма девиантного поведения. М., 1997.

  7. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло?//Социологические исследовния, 1998, №9.

  8. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

  9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Тема 9. Социальные институты.

Что такое «социальный институт? Функции и виды социальных институтов. Важнейшие институты в обществе.

Брак и семья. Роль половых и возрастных различий в жизни общества. Брак и его виды (экзогамия, эндогамия, полигамия и моногамия). Характер брачных связей (возникновение семьи, «отложенный» брак, противоречия брака, изменение личности в браке, половая дискриминация в браке, формы общения в браке). Альтернативные формы брака в современном обществе. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе (нуклеарная, неполная семья).

Религия. Смысл и понятие религии. Религия как часть культуры и социальный институт (верования, ритуалы, религиозные сообщества, организации). Формы организации религиозного опыта (харизма, культ, секта, церковь, деноминация). Теория религии М. Вебера и теория религии Э. Дюркгейма. Современные пути развития религий. Роль православия и других религий в современной России.

Экономика. Экономика и социальная дифференциация. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальное значение труда. Профессиональные группы, престиж профессий.

Образование. Институт образования и процесс социализации. Формы передачи социального опыта и научного знания. Образование в индустриальном обществе. Исторические традиции российского образования и современное состояние среднего и высшего образования в стране.


Политика. Структура и функции основных политических институтов. Политическая власть, ее происхождение и виды. Концепция форм легитимного господства по М. Веберу. Теория правящей элиты (Ч.Р. Миллс). Основные виды политических организаций и движений. Политические конфликты и их разрешение. Государство, его признаки, формы, функции. Соотношение правового государства и гражданского общества. Тоталитаризм и демократия, их современные варианты. Политическая система современной России.

Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Моральные и правовые нормы. Право и преступление.

Средства массовой коммуникации как социальный институт и его значение в современном обществе.

Основная литература:


  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 390-649.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 143-169.

Дополнительная литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  2. Буданцев Ю. П. Социология средств массовой информации. М., 1997.

  3. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

  4. Гараджа В. И. Социология религии. М, 1996.

  5. Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

  6. Перегудов С. П. Институты гражданского общества и государство//Социологические исследования, 1995, №3.

  7. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.


Тема 10. Этнические общности.

Понятия расы, этнической группы и нации, их соотношение. Национальное сознание и самосознание. Этноцентризм и культурный релятивизм. Межнациональные отношения. Национальные стереотипы и предрассудки. Расовая и национальная дискриминация. «Карта» этнических конфликтов в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Этнический состав и национально-государственное устройство России.


Основная литература:


  1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  2. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 304-327.

Дополнительная литература:

    1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

    2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

    3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

    4. Национальная политика России: история и современность, М., 1997.

    5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

    6. Этнические стереотипы поведения/ Под ред. А. К. Бабурина. Л., 1985.


Тема 11. Социальные процессы, изменения и движения.

Основные социальные процессы: обмен сотрудничество, конкуренция, конфликт, их характеристика.

Толпа и массовое поведение. Происхождение массовых движений. Массовое сознание и мода. Социальные движения. Структура коллективного поведения. Типы социальных движений. Социальные движения в прошлой и настоящей российской истории.

Понятие и социологический смысл социальных изменений. Причины и участники социальных изменений. Типы социальных изменений. Модели социальных изменений (эволюционистская, циклическая, функционалистская, конфликтологическая социологические концепции). Традиции и инновации в обществе. Теории капитализма К. Маркса и М. Вебера. Понятие модернизации.

Индустриальное и постиндустриальное общество, соотношение понятий. Понятие информации и информационного общества. Роль новых технологий в формировании современного общества. Глобализация, ее основные черты и варианты. Контуры мирового сообщества ХХI века с позиций современной социологической теории.

Основная литература:

1. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 243-272.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000, с. 236-290, 306-325.


Дополнительная литература:


  1. Гидденс Э. Социология. М., 2000.

  2. Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

  3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования, 1994, №5.

  4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений. М. 1994.

  5. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. Спб., 1993.

  6. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995.

  7. Массовые движения в современном обществе. М., 1990.

  8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.


III. Литература:

Базовые учебники:

  1. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000.

Дополнительная литература:

  1. Бауман З. Мыслить социологически. М.,1996.

  2. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  4. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  5. Гидденс Э. Социология. М., 2000.

  6. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.

  7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  8. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений. М. 1994.

  9. Заславская Т. И. Современная структура современного российского общества// Общественные науки и современность, №2, 1997.

  10. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

  11. История социологии в Западной Европе и США\ Отв. Ред. Г. В. Осипов. М., 1993.
  12. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.


  13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  14. Социология в России. М., 1998.

  15. Щербина В.В. Социология организаций// Социологические исследования, №6, 1998.


IV. Тематический расчет часов.



п/п

Наименование

разделов и тем

Лекции

Аудиторные часы.

Семинарские

занятия

Всего

Самостоятельная

работа

Всего часов

1.



Тема 1. Социология как наука.

2




2

4

6

2.


Тема 2. История социологии.

2




2

6

8

3.



Тема 3. Культура и общество.

2




2

4

6

4.

Тема 4. Социальные

взаимодействия.

2




2

4

6

5.

Тема 5. Социализация.


2

2

4

4

8

6.

Тема 6. Социальная структура

и социальная стратификация.


4

2

6

6

12

7.

Тема 7. Социальные группы

и организации.


4

2

6

6

12

8.

Тема 8. Социальный контроль

и отклоняющееся поведение.


2

2

4

4

8

9.

Тема 9. Социальные

институты.


4

2

6

6

12

10.

Тема 10. Этнические общности.


2

2

4

4

8


11.

Тема 11. Социальные

процессы, изменения и

движения.


2

2

4

4

8
















Реферат

10

Экзамен

4


14




Итого

28

14

42

66

108



V. Вопросы для контроля знаний:

1) В чем состоит различие между естественными и гуманитарными науками?

2) Что такое социологическое воображение?

3) Опишите функции социологии?

4) Какова структура социологического знания?

5) Что такое теории «среднего уровня» или «среднего охвата» в социологии?

6) В чем заключатся особенности профессиональной этики социолога?

7) Каковы этапы социологического исследования?

8) Какие социологические методы Вы знаете?

9) Назовите требования, которые предъявляются гипотезе в социологическом исследовании?

10) На открытие каких социальных законов претендовал О. Конт?

11) В чем сходства и в чем различия между социальным и биологическим организмом по Г. Спенсеру?

12) Какова структура общества по К. Марксу?

13) Каков предмет социологии М. Вебера?

14) Что такое социология по Э. Дюркгейму?

15) Назовите основные концепции П. Сорокина.


16) В чем сходства и различия понятий «культура» и «цивилизация»?

17) Раскройте понятия нормы и ценности.

18) Что такое субкультура? Контркультура?

19) Что такое социальная роль? Социальный статус?

20) В чем заключается суть ролевого конфликта?

21) Какую роль играют физические и социальные дистанции во взаимодействиях людей?

22) В чем различия процесса социализации в традиционных и в современных обществах?

23) Что такое «зеркальное Я» и какова роль этого механизма в процессе социализации?

24) Какие концепции социализации Вы знаете?

25) Сравните процесс первичной и процесс вторичной социализации?

26) Опишите известные вам классификации социальных групп и социальных организаций.

27) В чем сущность социальной организации?

28) Каковы основные положения социологии бюрократии М. Вебера?

29) Какие виды социальной стратификации вы знаете, в чем их сходства и различия?

30) Сравните географическую и социальную мобильность.

31) Что такое аномия?

32) Каковы три основные составляющие социального контроля?

33) Какие теории, объясняющие отклоняющееся поведение Вы знаете?

34) Что такое институционализация?

35) Раскройте функции основных институтов общества.

36) Что такое этноцентризм и культурный релятивизм?

37) Каков социологический взгляд на национальные стереотипы и предрассудки?

38) В чем причины современных межнациональных конфликтов?

39) Какие теории социальных изменений Вы знаете?

40) Назовите типы коллективного поведения.
VI. Примерная тематика письменных работ по данному курсу (рефераты):


      1. Развитие капитализма в Западной Европе. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
      2. Дисфункции бюрократических организаций в работе С. Н. Паркинсона «Законы Паркинсона».


      3. Социальные причины самоубийств в работе Э. Дюркгейма «Самоубийство».

      4. Роль социологического воображения в профессиональной деятельности социолога (по работе Ч. Р. Миллса «Социологическое воображение»).

      5. Основные черты авторитарного социального характера (по работе Э. Фромма «Бегство от свободы»).



Автор программы_______________канд. соц. н., доцент_ О. А. Симонова.


Тематика семинарских занятий:

1 занятие:

Обсуждение работ М. Вебера «Основные социологические понятия» и «Наука как призвание и профессия». Понятие социального действия. Типы социального действия. Социология как наука о социальном действии. Социальный номинализм. Понятие социальных отношений. Типы господства. Профессиональная этика социолога. Свобода от оценочных суждений. Особенности социальных наук и науки вообще.
Литература:

1) Вебер М.Основные социологические понятия/ Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643.

2) Вебер М. Наука как призвание и профессия/ Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-735.

Дополнительная литература:

Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
2 занятие:

Обсуждение отрывков из работы Э. Дюркгейма «Метод социологии». Понятие социального факта. Отличительные признаки социального факта. Общество как реальность особого рода. Коллективное сознание и его роль в социологии Э. Дюркгейма. Определение социологии. Правила и процедуры социологического метода. Правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов. Правила, относящиеся к различению нормального и патологического при изучении социальных фактов. Общие признаки социологического метода.
Литература:

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 393-471; 523-527.


Дополнительная литература:

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 157-182.
3 занятие:

Обсуждение работы Р. Мертона «Явные и латентные функции». Функциональный анализ как одна из господствующих парадигм в теории социологии. Критика предшествующих теорий функционального анализа. Понятие функции в социологии. Социальные функции и дисфункции. Явные и латентные функции. Правила функционального анализа. Процедуры функционального анализа социальной реальности. Примеры применения функционального анализа.
Литература:

Мертон Р. Явные и латентные функции/ Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 379-480.

Дополнительная литература:

Штомпка П. Роберт Мертон: динамический функционализм/Современная американская социология. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 78-93.
4 занятие:

Обсуждение работы Г. Блумера «Коллективное поведение». Понятие коллективного поведения. Формы и организация коллективного поведения. Происхождение коллективного поведения. Механизмы коллективного поведения. Толпа. Типы толп. Масса. Общественность. Общественное мнение. Социальные движения. Типы социальных движений. Функции социальных движений. Мода.
Литература:

Блумер Г. Коллективное поведение/ Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 168-215.

Дополнительная литература:

Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм/Современная американская социология. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 78-93.

5 занятие: Обсуждение работы Л. Козера «Функции социального конфликта». Определение конфликта. Конфликт и чувства враждебности. «Группосозидающие» функции конфликта. Легитимность как важнейшая переменная конфликтных отношений. «Группосохраняющие» функции конфликта. Значение институтов, исполняющих роль «защитных клапанов». Реалистический и нереалистический конфликт. Конфликт и близкие социальные отношения. Внутригрупповой конфликт. Конфликт и социальная структура.
Литература:

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 34-111, 147-167.

Дополнительная литература:

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.